Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.



Глава 12 КоАП РФ является одной из самых изменяемых и дополняемых глав Особенной части Кодекса. Неоднократно усиливалась ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных данной главой. Это связано с тем, что большинство административных правонарушений в области дорожного движения являются общественно опасными и создают угрозу жизни и здоровью как самих водителей, так и окружающих. К настоящему времени на дорогах Российской Федерации сложилась серьезная ситуация. С каждым годом растут аварийность и смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Согласно отчету ГАИ России количество аварий в стране в 2006 году составило 229 140 ДТП, что на 2,6% больше, чем в 2005-м. В 2006-м жертвами аварий стали 32 724 человека, это на 3,6% меньше, чем в 2005-м. Растет и число покалеченных в ДТП людей – их в прошлом году стало на 3,8% больше (285 362 человека)[57].

Аварийность на дорогах вызвана множеством факторов. Это плохое качество производимых в России автомобилей, износ деталей, которые для большинства автомобилей довольно дорогие, плохое качество дорог, которые не ремонтируются годами, недостаточный опыт водителей, некачественный бензин, нарушение требований по безопасности дорожного движения населением.

Но основной причиной ДТП все же остается нарушение водителями Правил дорожного движения.

Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»[58], целями которой являются сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

В целях реализации программы в 2006 году в Государственную Думу РФ был представлен проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в КоАП РФ, предусматривающий повышенную административную ответственность в области дорожного движения. В окончательной редакции закон был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года.

Данным законом существенно усилена административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения, глава 12 дополнена новыми составами административных правонарушениях. В частности, установлена ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения водителей, не имеющих права управления транспортными средствами или лишенных такого права, за отказ от прохождения ими медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук и за другие правонарушения. Введена новая мера обеспечения производства — освидетельствование на состояние опьянения, изменены правила задержания транспортного средства.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств, а также по охране жизни и здоровья граждан.

В соответствии с ч. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в этой статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Субъектами правонарушений в основном являются водители транспортных средств. В соответствии с Правилами дорожного движения[59] водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. По отдельным правонарушениям субъектами их совершения могут являться пешеходы (напр., ч. 1 ст.12.29, ст. 12.30 КоАП РФ), пассажиры (напр., ч. 1 ст. 12.29, ст. 12.30 КоАП РФ), лица, управляющие мопедом, велосипедисты (напр., ч. 2 ст. 12.29, ст. 12. 30 КоАП РФ), должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (напр., ст. ст. 12.31, 12.32 КоАП РФ), должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34 КоАП РФ), юридические лица (ст.ст. 12.33, 12.34 КоАП РФ) и другие субъекты.

Основным наказанием за правонарушения в области дорожного движения является административный штраф. Применяются и другие наказания, в частности, лишение права управления транспортным средством, максимальный срок которого увеличился до трех лет, административный арест, конфискация.

Установление столь жестких мер, введение новых составов административных правонарушений отчасти позволит дисциплинировать водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Как показывает практика, с момента введения в действия закона водители в большей степени стали соблюдать Правила дорожного движения (пристегивают ремни безопасности, реже нарушают скоростной режим и др.).

§ 5. Административные правонарушения в области
предпринимательской деятельности

Глава 14 КоАП РФ содержит 30 статей, в которых насчитывается 55 составов административных правонарушений, родовым объектом посягательства которых выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу управления предпринимательской деятельностью.

Среди всех составов административных правонарушений данной категории можно выделить несколько групп: 1)административные правонарушения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием предпринимательской деятельности (ст.ст. 14.1, 14.25 КоАП РФ); 2) административные правонарушения в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг (ст.ст. 14.2-14.5, 14.7, 14.8, 14.10, 14.15, 14.34 КоАП РФ); 3) административные правонарушения в сфере антимонопольного регулирования (ст. 14.6, 14.9, 14.31–14.33 КоАП РФ); 4) административные правонарушения, связанные с неправомерными действиями при банкротстве (ст. 14.12-14.14 КоАП РФ); 5) административные правонарушения, связанные с нарушением правил производства, продажи, закупки, использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.ст. 14.16-14.19 КоАП РФ); 6) административные правонарушения, связанные с управлением юридическим лицом (ст.ст. 14.21-14.23 КоАП РФ); 7) административные правонарушения, связанные с нарушением порядка формирования, хранения и использования кредитных историй (14.29, 14.30 КоАП РФ).

1) Административные правонарушения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием предпринимательской деятельности.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, выступает установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 14.25 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при ведении единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С объективной стороны правонарушения данной категории характеризуются действиями, заключающимися в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствии у предпринимателя регистрации или лицензии, а также в нарушении установленных правил регистрации юридических лиц и предпринимателей.

Порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[60]. В соответствии со ст. 1 данного закона, государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[61], лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Понятие лицензирования закреплено в ст. 2 Закона, под которым понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Субъектами данной группы правонарушений являются юридические лица, должностные лица, среди которых выделяются индивидуальные предприниматели и должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также граждане.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются прямым умыслом.

Дела о правонарушениях данной группы рассматривают судьи, за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, рассмотрение которых относится к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2) Административные правонарушения в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Одним из наиболее распространенных правонарушений данной группы являются административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».

Объектом данного правонарушения выступают имущественные права и интересы потребителей.

Объективная сторона правонарушения характеризуется противоправными действиями, указанными в диспозиции статьи, выражающимися в обмеривании (отпуске товара меньшего размера), обвешивании (отпуске товара меньшего веса), обсчете (получении большей суммы, чем фактическая стоимость товара), введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги). Введение в заблуждение может выражаться в продаже товаров, передаче результата работы, оказании услуги не соответствующих условиям договора, требованиям стандартов, технических условий, либо в предоставлении заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре, услуге.

Следует отметить, что перечень способов обмана потребителей, указанный в диспозиции статьи, не является исчерпывающим.

Субъектами указанных правонарушений являются граждане, работающие в организациях либо у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, должностные лица, включая индивидуальных предпринимателей и юридические лица.

Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.2, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, частями 2-4, 6-8 статьи 14.34 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.2, ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, могут быть рассмотрены судом. Судьи также рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, частями 1 и 5 статьи 14.34 КоАП РФ.

Федеральным антимонопольным органом рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, ч. 1 и 2 ст. 14.8, 14.31-14.33 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ могут быть рассмотрены органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Органы внутренних дел и налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.

3) Административные правонарушения в сфере антимонопольного регулирования.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие по поводу установленного и регулируемого государством порядка ценообразования.

Государственный порядок ценообразования включает в себя как установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение, и предельных коэффициентов изменения данных цен (тарифов), так и установление минимальных цен на отдельные виды продукции[62].

Государственное регулирование установленного порядка ценообразования осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Государственному регулированию подлежат тарифы: 1) в области связи, в частности, на внутреннюю письменную корреспонденцию (почтовые карточки, письма, бандероли), внутреннюю телеграмму, на предоставление междугородного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам, на распространение и трансляцию общероссийских телерадиопрограмм, на предоставление доступа к телефонной сети и местного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам; 2) на регулируемые услуги аэропортов, речных и морских портов и терминалов; 3) на аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; 4) на перевозки, осуществляемые федеральным железнодорожным транспортом; 5) в электроэнергетике; 6) на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации и другое.

Основным нормативным актом, определяющим цены на конкретные виды продукции и услуг, порядок регулирования, выступает постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [63].

На федеральном уровне полномочиями по государственному регулированию цен наделены Правительство РФ и центральные органы исполнительной власти, в том числе Федеральная служба по тарифам.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти в данной сфере отражена в «Перечне продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг. К ним относятся следующие категории продукции: газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам; газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд; электрическая и тепловая энергия, сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями; топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Объективная сторона правонарушения может выражаться как в форме действия - в виде завышения либо занижения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, так и в форме бездействия - в виде неувеличения уполномоченным служащим хозяйствующего субъекта цен на регулируемые государством товары и услуги, в случае их поднятия государственными органами в установленном порядке.

Статья 14.6 КоАП РФ закрепляет две формы совершения нарушений государственной дисциплины цен: завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.); и иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ, выступают физические лица - граждане и должностные лица, и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений данной категории характеризуется виной в форме умысла.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, является формальным, поскольку он не содержит признака наступления вредных последствий.

Непосредственным объектом посягательства правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 КоАП РФ, выступают общественные отношения по поводу свободной реализации экономических прав и интересов граждан, свободного порядка перемещения товаров.

Антиконкурентные действия органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления препятствуют решению задачи укрепления вертикали государственной власти, формирования единого экономического и правового пространства, обеспечения экономической свободы предпринимательской деятельности, а также способствуют условиям территориально-регионального монополизма.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 КоАП РФ, характеризуется противоправными действиями, направленными на незаконное ограничение свободы торговли.

Для возможности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное данной статьей, законодатель не предусматривает обязательного наступления вредных последствий для хозяйствующих субъектов, выразившихся в материальных убытках и потере упущенной выгоды.

Однако ограничение свободы торговли, повлекшее причинение крупного ущерба (свыше 1 миллиона рублей), признается в соответствии со ст. 178 УК РФ уголовным преступлением.

Целями совершения данного правонарушения являются: 1) недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации; 2) запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации.

Недопущение на местные рынки товаров достигается, как правило, путем установления прямых запретов, с целью увеличения конкурентоспособности и объемов продаж определенных товаров, произведенных в данном субъекте Федерации, что влечет за собой увеличение поступления налоговой массы в местный бюджет. Может также выражаться в необоснованном препятствовании созданию или деятельности новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; в необоснованном предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара или услуг.

Субъектами правонарушения являются должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ или должностные лица органов местного самоуправления.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 КоАП РФ, характеризуется виной в форме прямого либо косвенного умысла.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях данной группы осуществляют антимонопольные органы. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ, вправе рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

4) Административные правонарушения, связанные с неправомерными действиями при банкротстве.

Видовым объектом правонарушений данной группы является установленный порядок признания несостоятельным (банкротом) юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Отношения в сфере признания должника несостоятельным (банкротом) или объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве) регулируются федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[64].

В соответствии со ст. 2. данного Закона, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство», выражается в действиях, которые заключаются в заведомо ложном объявлении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе в обращении этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), либо в действиях, направленных на умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя (преднамеренное банкротство).

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ «Неправомерные действия при банкротстве», выражается в совершении неправомерных действий: в сокрытии имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе; в передаче имущества в иное владение, в отчуждении или уничтожении имущества; в сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ); либо в противоправном бездействии: в неисполнении обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд, либо в невыполнении правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч.ч. 2 и 3 ст. 14.3 КоАП РФ).

Действия, предусмотренные ст.ст. 14.12,14.13 КоАП РФ, квалифицируются как административные правонарушения в случае, если ущерб от их совершения не превысил двести пятьдесят тысяч рублей. В противном случае, данные деяния образуют состав уголовных преступлений, предусмотренных ст.ст. 195-197 УК РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 14.14 КоАП РФ «Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации», характеризуется действиями, выражающимися в воспрепятствовании должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации.

Субъектами данной группы правонарушений являются руководитель или собственник организации, должностные лица организации, в том числе кредитной, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона данной группы правонарушений выражается в прямом умысле.

Дела о правонарушениях данной группы рассматриваются судьями.

5) Административные правонарушения, связанные с нарушением правил производства, продажи, закупки, использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Видовым объектом данной группы правонарушений является установленный порядок производства, оборота, учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"[65] раскрывается ряд понятий, используемых в статьях данной группы.

Под этиловым спиртом понимается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец.

Алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Спиртосодержащая продукция включает в себя спиртосодержащую непищевую и спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.

Спиртосодержащая непищевая продукция представляет собой непищевую продукцию (в том числе денатурированную спиртосодержащую продукцию, спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенную с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия, нарушающие правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов; поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию); поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям; нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) (ст. 14.16 КоАП РФ); действия по незаконному производству, поставке или закупке этилового спирта (ст. 14.17 КоАП РФ); действия, заключающиеся в использовании непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ); действия, нарушающие установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19 КоАП РФ).

Субъектами данной группы правонарушений являются должностные лица торговых организаций, осуществляющие продажу, производство, поставку, закупку или учёт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и юридические лица.

Рассмотрение дел о правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, закупки, использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляют судьи за исключением дел о правонарушениях, предусмотренных ст. 14.19 КоАП РФ, рассмотрение которых относится к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6) Административные правонарушения, связанные с управлением юридическим лицом.

Объектом посягательства данной группы административных правонарушений выступает порядок корпоративного управления юридическим лицом.

Управление юридическим лицом заключается в представлении интересов юридического лица, распоряжении его имуществом, заключении договоров, совершении иных юридически значимых действий компетентными органами управления юридического лица и должностными лицами.

В соответствии со ст. 53 ГК РФ, лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ст.ст. 14.21-14.23 КоАП РФ, составляют действия, выразившиеся в ненадлежащем управлении юридическим лицом, в совершении сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий должностного лица, в осуществлении дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом, а также в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом.

Субъектами рассматриваемых правонарушений выступают должностные лица, обладающие управленческими полномочиями, а также юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений характеризуется виной в форме умысла.

Дела об административных правонарушениях данной группы рассматриваются судьями арбитражных судов.

7) Административные правонарушения, связанные с нарушением порядка формирования, хранения и использования кредитных историй.

Видовым объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ст.ст. 14.29-14.30 КоАП РФ, является установленный порядок сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю либо кредитный отчет.

Основные термины, используемые в данных статьях были рассмотрены ранее, в параграфе 1 Темы 6 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Объективную сторону данной группы правонарушений составляют незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, либо незаконные действия или бездействие, нарушающие установленный порядок сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

Субъектами данных правонарушений выступают должностные и юридические лица. А субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 14.29 КоАП РФ, могут быть также граждане.

Незаконное получение или предоставление кредитного отчета может быть совершено только умышленно, а нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю, как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях данной группы рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй. Кроме того, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.29, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

 

§ 6. Административные правонарушения в области финансов,
налогов и сборов, рынка ценных бумаг

 

Глава 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» объединяет три группы административных правонарушений – административные правонарушения в области финансов, административные правонарушения в области налогов и сборов, административные правонарушения в области рынка ценных бумаг.

В зависимости от объекта посягательства административные правонарушения в области финансов можно подразделить на следующие подгруппы:

1. Правонарушения в области наличного денежного обращения (статья 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»; статья 15.2 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций»).

2. Административные правонарушения, объектом которых является нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»).

3. Административные правонарушения в сфере бюджетной политики (статья 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств»; статья 15.15 КоАП РФ «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе»; статья 15.16 КоАП РФ «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами»).

4. Административные правонарушения в сфере банков и банковской деятельности (статья 15.10 КоАП РФ «Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда»; статья 15.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»).

Наряду с выделенными группами административных правонарушений, глава 15 КоАП РФ содержит составы, предусматривающие ответственность:

- за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (статья 15.13 КоАП РФ);

- за нарушение валютного законодательства (статья 15.25 КоАП РФ).

1. Видовым объектом административных правонарушений в области наличного денежного обращения являются общественные отношения, урегулированные законодательством в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

Организация наличного денежного обращения на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[66],"О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"[67], письмом ЦБР об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 40[68], положением ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П
"О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"[69] и другими нормативными актами.

В соответствии с указанными нормами, организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.071 с.)