Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальная правосубъектность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальная правосубъектность



Правовые нормы главы 25 КоАП РФ регулируют процессуально-правовой статус двенадцати участников производства по делам об административных правонарушениях. Одни участники являются заинтересованными лицами в производстве по делу — лицо, в отношении которого осуществляется производство, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, представитель и защитник.

Другие участники оказывают содействие в производстве — свидетель, понятой, переводчик, специалист, эксперт. Особым участником производства является прокурор.

Каждый из участников производства имеет свой правовой статус, обусловленный той ролью, которую он выполняет в ходе осуществления производства.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч.1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Так, согласно статьям 30.1, 30.9 Кодекса оно может обжаловать, соответственно, постановление, определение по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на это постановление. Это право гарантировано ст. 33 и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В некоторых случаях дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие указанного лица:

­- если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения;

- если к административной ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Административно-юрисдикционные органы, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. А при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.

Следует также отметить, что на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возлагаются процессуальные обязанности. Их неисполнение может повлечь применение процессуальных мер обеспечения, например привод в случае неявки на рассмотрение дела.

Потерпевший. В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Под вредом в гражданском праве понимаются неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным[12].

Понятие морального вреда дано в гражданском законодательстве. Статья 151 Гражданского кодекса РФ[13] определяет его как причинение гражданину физических или нравственных страданий. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»[14] разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из смысла ст. 151 ГК РФ следует, что моральный вред может быть причинен только физическому лицу. Однако в п. 5 вышеуказанного Постановления Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в отношении юридических лиц. В настоящий момент КоАП РФ не содержит специального состава административного правонарушения, связанного с распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица. Исключение может составить административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.9 КоАП РФ — заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод, — в случае, если тем самым распространены сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица.

Физический вред может быть причинен только физическому лицу. Анализ норм КоАП РФ позволяет сделать вывод, что физический вред выражается в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Имущественный вред или ущерб (КоАП РФ отождествляет эти понятия) может быть причинен движимому и недвижимому имуществу потерпевшего. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, осуществляется в соответствии со статьей 4.7 КоАП РФ.

В части 2 ст. 25.2 КоАП РФ перечислены права потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. Однако он может воспользоваться правом не присутствовать при рассмотрении дела. В его отсутствие дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Если потерпевший опрашивается как свидетель в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ, то он обязан явиться по вызову юрисдикционного органа, в производстве которых находится дело.

Законный представитель физического лица. В качестве деликвента либо потерпевшего могут выступать несовершеннолетние, а также лица, которые по своему физическому либо психическому состоянию здоровья лишены возможности самостоятельно реализовать свои права. Поэтому защиту их прав и законных интересов осуществляют их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ[15]).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Согласно ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Еще одной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, появившейся сравнительно недавно в российском семейном праве — приемная семья[16]. Ст.153 СК РФ определяет, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами.

При производстве по делу об административном правонарушении законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, которые предусмотрены в отношении представляемых ими лиц.

Законный представитель юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 25.4 защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии со статьей 273 Трудового кодекса РФ руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Таким образом, статус законного представителя юридического лица, определенный в ст. 25.4 КоАП РФ, может иметь только единоличный исполнительный орган юридического лица. Иные субъекты статусом законного представителя юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях обладать не могут.

Распространена практика, когда деятельность юридических лиц осуществляется через создаваемые ими представительства и филиалы, то есть обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица. Поскольку структурные подразделения не имеют статуса юридического лица, постольку они не являются самостоятельными субъектами ответственности, и административную ответственность за правонарушение, совершенное в процессе деятельности филиала, несет создавшее его юридическое лицо.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя. В его отсутствие дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, юрисдикционный орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Защитник и представитель. Среди участников производства по делу КоАП РФ называет защитника и представителя. Следует отметить новизну норм, содержащихся в данной статье. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

В ранее действовавшем КоАП РСФСР предусматривалось, что для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении мог участвовать адвокат. Он же от имени своего подзащитного мог подавать жалобы на постановление по делу. Получалось, что КоАП РСФСР не наделял потерпевшего правом на квалифицированную юридическую помощь в производстве по делу.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении по КоАП РФ допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

В настоящее время статус адвоката определяется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[17].

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, помимо указанных в ст. 25.5 КоАП РФ процессуальных прав, вправе обжаловать постановление по делу (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

Свидетель. Процессуально-правовой статус свидетеля урегулирован в статье 25.6. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. В качестве свидетеля при рассмотрении дела могут выступать, например, должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении или применившие соответствующие меры обеспечения производства. По делам о нарушении правил дорожного движения в качестве свидетеля правонарушения может выступать инспектор ДПС, являющийся напарником инспектора, составившего протокол об административном правонарушении.

К процессуальным обязанностям свидетеля относятся явка по вызову администратвино-юрисдикционного органа, в производстве которого находится дело, и дача правдивых показаний. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а за отказ или за уклонение от исполнения вышеназванных обязанностей он несет административную ответственность.

При этом свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (в соответствии со ст. 51 Конституции РФ); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика и делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. Если опросу подлежит несовершеннолетний свидетель, не достигшего четырнадцати лет, то обязательно присутствует педагог или психолог. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего.

Понятой. В случаях, предусмотренных КоАП, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, привлекает понятого, которым может быть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых при этом должно быть не менее двух.

Понятые присутствуют при применении некоторых мер обеспечения производства, когда это прямо предусмотрено соответствующими нормами статей главы 27 Кодекса. При применении ряда мер присутствие понятых не является обязательным, например, при отстранении от управления транспортным средством, при направлении на медицинское освидетельствование, задержании транспортного средства, за исключением случая, когда задерживается транспортное средство, создавшее препятствие для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя. Однако, как показывает правоприменительная практика, должностные лица привлекают понятых для удостоверения законности производства ими отдельных процессуальных действий, где участие понятых не требуется, но их участие не запрещено законом. Так, например, инспекторы ДПС привлекают понятых для фиксирования факта отказа от подписания протокола об административном правонарушении лицом, в отношении которого он составлен, отказа давать объяснения по поводу составления протокола, отказа от прохождения медицинского освидетельствования и др.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Он вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол.

При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

Специалист. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист должен явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и участвовать в процессуальных действиях, требующих его специальных познаний в обнаружении, закрепления и изъятия доказательств и дать пояснения по поводу совершаемых им действий; а также удостоверить своей подписью факт их совершения, содержание и результаты.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей этих обязанностей специалист подлежит ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных пояснений привлекается к административной ответственности по ст. 17.9.

Эксперт. Экспертом в производстве по делу об административном правонарушении может быть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Правовой основой деятельности экспертов является Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[18].

В определенной части процессуально-правовой статус эксперта и специалиста совпадает, однако в виду специфики предназначения в производстве каждого из них, содержание их прав и обязанностей различно. В отличие от специалиста, которые дает пояснения по поводу произведенных им действий, эксперт дает заключение. Кроме того, для дачи заключения эксперт должен обладать специальными познаниями.

За отказ или за уклонение от исполнения своих процессуальных обязанностей, а также за дачу заведомого ложного заключения эксперт подлежит административной ответственности. Однако он может отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Переводчик. В соответствии со ст. 24.2 КоАП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющие языком, на котором ведется производство по делу, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое владеет языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик назначается юрисдикционным субъектом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову это юрисдикционного субъекта, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. За отказ или за уклонение от исполнения указанных обязанностей, переводчик несет административную ответственность в соответствии со ст. 17.7 КоАП, а за заведомо неправильный перевод подлежит административной ответственности по ст. 17.9.

Прокурор. Прокурор является особым участником в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 25.11 КоАП прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Данные полномочия прокурору предоставлены в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре».

При возбуждении дела прокурор, выполняя, казалось бы, юрисдикционные полномочия, в действительности, осуществляет прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. При этом прокурор не может подменять своей деятельностью иные государственные органы и должностных лиц, в том числе и тех, которые уполномочены применять меры административного воздействия.

Осуществляя надзор, прокурор вправе приносить протест как на не вступившие, так и вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.10, 30.11 КоАП).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.026 с.)