Особенности административной ответственности должностных лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности административной ответственности должностных лиц



В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением возложенных на него служебных обязанностей. Нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление вредных для общества последствий. Особенность ответственности должностного лица заключается также в том, что он может быть привлечен к ответственности не только за свои собственные деяния, но за деяния, совершенные находящимся в его подчинении работником.

Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности закреплено в КоАП РФ впервые. Ранее действующий Кодекс об административных правонарушениях РСФСР не содержал единого понятия должностного лица. Лишь отдельными статьями Особенной части КоАП РСФСР обозначался круг должностных лиц, которые могли быть привлечены к административной ответственности за совершение конкретного правонарушения. Вместе с тем, в большинстве случаев такие указания отсутствовали, что вызывало на практике значительные трудности при определении виновных в совершении административного правонарушения лиц.

Определение должностного лица, данное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ максимально приближено к определению должностного лица, содержащемуся в уголовном законодательстве. К должностным лицам относятся лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, то есть наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К числу организационно-распорядительных функций относятся, например, такие как: управление работниками и служащими, назначение на должность и увольнение с должности, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности и др. Административно-хозяйственными являются полномочия по распоряжению имуществом и денежными средствами организаций. Распорядительные полномочия публичного характера, то есть полномочия представителя власти осуществляют лица, осуществляющие государственный контроль или надзор (инспекторы ДПС ГИБДД, налоговые инспекторы, инспекторы санитарно-эпидемиологической службы и др.).

Кроме того, в отдельных статьях особенной части КоАП РФ, законодатель прямо указывает, какие лица из вышеуказанного перечня подлежат административной ответственности. Например, за действия, направленные на незаконное ограничение свободы торговли (ст. 14.9 КоАП РФ), административную ответственность несут должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Однако, наряду с указанными лицами, к должностным лицам как к субъектам административной ответственности КоАП РФ относит также совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников иных (чем государственные и муниципальные) организаций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (если законом не установлено иное).

Таким образом, понимание должностного лица в административно-деликтном законодательстве несколько шире, чем в уголовном.

Для должностных лиц КоАП РФ установил повышенный размер административного штрафа, чем для иных категорий физических лиц. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф для должностных лиц может быть установлен в размере до пятидесяти тысяч рублей, что в десять раз превышает возможный размер штрафов для граждан. Применение повышенных размеров административного штрафа к указанной категории лиц связано с наличием у них специального статуса, который включает в себя дополнительные полномочия властного характера.

Специфическим видом административного наказания, применяемого к должностным лицам, выступает дисквалификация.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.11 дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание за совершение конкретного правонарушения может быть назначено должностному лицу независимо от привлечения к ответственности юридического лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.162.130.75 (0.004 с.)