Подведомственность дел в производстве, ее виды. Судебная подведомственность и подсудность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведомственность дел в производстве, ее виды. Судебная подведомственность и подсудность



В юридической литературе подведомственность понимают как дела, которые рассматривают уполномоченные органы, или сами органы, которые рассматривают эти дела. Подведомственность, в действительности, — это свойство дел, заключающееся в их относимости к рассмотрению уполномоченными органами и должностными лицами. Подведомственность дел об административных правонарушениях заключается в относимости этих дел к рассмотрению административно-юрисдикционными органами.

Правила подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, определены в главах 22, 23, 29 КоАП РФ. В главе 30 КоАП РФ определена подведомственность и подсудность жалоб по делам об административных правонарушениях. В главах 22 и 23 Кодекса урегулирована предметная (видовая) и должностная подведомственность. В этих главах перечислены органы и должностные лица, которые рассматривают соответствующие дела об административных правонарушениях. Глава 23 КоАП РФ содержит перечень порядка 70 органов с указанием должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Видовая подведомственность определяется также законами субъектов РФ об административных правонарушениях по делам о правонарушениях, предусмотренных этими законами.

Должностная подведомственность позволяет определить, какое должностное лицо в соответствующем органе рассматривает определенную категорию дел.

В ст. 29.5 КоАП РФ урегулированы правила территориальной подведомственности дел об административных правонарушениях.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В указанной статье предусмотрены и специальные правила.

1. Дело может быть рассмотрено по месту жительства лица, в отношении которого оно ведется (по его ходатайству, если лицо несовершеннолетнее, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ).

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Предметная подведомственность может быть административной и судебной. Административная подведомственность — это относимость дел к рассмотрению несудебными органами. Под судебной подведомственностью следует понимать относимость определенного круга дел ко всем судам, правомочным рассматривать и разрешать эти дела по существу.

Судебная подведомственность урегулирована в ст. 23.1 КоАП РФ. В части 1 данной статьи перечислены статьи, предусматривающие составы административных правонарушений, дела о которых рассматривают только судьи (исключительная подведомственность). В ч. 2 перечислены статьи, предусматривающие составы административных правонарушений, дела о которых рассматривают судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (альтернативная подведомственность).

Частью 3 названной статьи урегулированы критерии разграничения подведомственности дел между судьями.

Так, в соответствии с абзацем первым ч. 3 данной статьи подведомственные судьям дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, прямо названных в абзаце третьем ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судьям, рассматриваются мировыми судьями.

В практике до недавнего времени возникал вопрос о том, какой орган может рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 23.1 КоАП, если по данному делу проводилось административное расследование. В Письме от 31 марта 2003 г. № 27-16/13578 «О применении части 3 статьи 23.1 КоАП России» Государственный таможенный комитет РФ (в настоящее время Федеральная таможенная служба России) разъяснил, что абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП России не установлена альтернативная подведомственность дел об административных правонарушениях административным или судебным органам в зависимости от факта проведения административного расследования по делам; в этом абзаце определена подсудность дел, отнесенных к компетенции судей общей юрисдикции и переданных им на рассмотрение в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ. Иное противоречило бы ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в которой прямо предусматривается рассмотрение указанных в ней дел судьями только в тех случаях, когда несудебный орган передает дело на рассмотрение судье. Письмом от 31 марта 2003 г. № 01-40/13579 «О применении части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Государственный таможенный комитет РФ обратился к Верховному Суду с просьбой высказать свою позицию по данному вопросу. Верховный Суд РФ разделил позицию таможенного органа[20].

В пункте 9 постановления от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду в соответствии с абзацем 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, если по нему проводилось административное расследование, подлежит рассмотрению арбитражным судом.

От судебной подведомственности следует отличать категорию подсудность. Представители гражданского процессуального права определяют ее как институт, регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции[21]. Данное определение можно отнести и к подсудности дел об административных правонарушениях. Подсудность позволяет разграничить подведомственные определенным судам дела между различными звеньями единой системы судов определенного вида. Так, дела могут быть подсудными различным звеньям системы судов общей юрисдикции, различным звеньям системы арбитражных судов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.007 с.)