Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административные правонарушения в области охраны собственности

Поиск

Административные правонарушения, закрепленные в главе 7 КоАП РФ, имеют родовым объектом посягательства общественные отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения отдельными видами имущества. Правонарушитель использует или распоряжается ими, не имея правоустанавливающих документов, лицензии, разрешения, либо с нарушением определенного порядка пользования.

В качестве непосредственных объектов посягательства могут выступать:

- право собственности на землю и установленный порядок пользования земельными участками (ст.ст. 7.1-7.2,7.8 КоАП РФ);

- государственная собственность на недра и установленный порядок пользования недрами (ст.ст. 7.3-7.5 КоАП РФ);

- государственная собственность на водные объекты и установленный порядок пользования водными объектами (ст. 7.6 КоАП РФ).

- право собственности на лес и установленный порядок использования участков лесного фонда (ст. 7.9 КоАП РФ)

- право собственности на животный мир, а также установленный порядок пользования объектами животного мира (ст. 7.11 КоАП РФ).

- порядок использования авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ)

- государственная собственность на объекты культурного наследия (ст.ст. 7.13-7.14 КоАП РФ)

- порядок распоряжения и использования объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности (ст. 7.24 КоАП РФ) и др.

Правоустанавливающими документами на землю в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"[50] являются свидетельства о государственной регистрации прав. Пользование земельным участком без оформления таких документов образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что данное действие будет являться административным правонарушением лишь в том случае, если законом установлена обязанность лица оформлять правоустанавливающие документы на землю.

Правомерное пользование участком недр, водными объектами, объектами животного мира осуществляется на основании разрешения (лицензии).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование указанными объектами в определенных границах и на определенной площади в соответствии с указанными в ней способами и целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий и требований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"[51], выделяются следующие виды лицензий на пользование объектами животного мира:

долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;

именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира;

распорядительная лицензия - специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности утвержден различными нормативными актами.

Так, порядок лицензирования пользования недрами утвержден Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1[52]. Порядок выдачи лицензии на водопользование утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844[53]. Порядок лицензирования пользования объектами животного мира утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира"[54] и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 4 января 2001 г. № 3 "Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"[55].

Право пользования участком лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд возникает на основе договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 24 Лесного кодекса РФ[56]).

Наряду с общими субъектами - гражданами, должностными и юридическими лицами, статьи главы 7 КоАП РФ выделяют специальных субъектов, к числу которых относятся собственники, владельцы или пользователи земельного участка, здания либо сооружения, лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.

Большая часть правонарушений данной категории может быть совершена только умышленно, когда виновное лицо сознательно нарушает права собственника имущества.

Следует особо остановиться на двух общих составах административных правонарушений данной главы, ввиду их особой распространенности.

Статья 7.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу собственности на имущество. Рассматриваемые деяния нарушают эти отношения посредством причинения имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества, лишая их данного имущества либо ухудшая его полезные качества.

Объективная сторона выражается либо в уничтожении чужого имущества, т.е. приведении его в состояние, когда оно не может быть использовано в соответствии со своим функциональным назначением и не может быть восстановлено в первоначальном виде; либо в повреждении чужого имущества, заключающемся в нанесении восполнимого вреда имущественным объектам.

Указанные действия рассматриваются, как административное правонарушение в случае, когда они не причинили значительного вреда. Причинение значительного ущерба в размере, превышающем 2500 рублей, квалифицируется, как уголовное преступление по ст. 167 УК РФ.

Субъектами данного правонарушения выступают граждане.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла.

В соответствии со ст. 7.27 КоАП РФ является административно наказуемым мелкое хищение имущества любой формы собственности.

Объектом правонарушения, состав которого установлен в рассматриваемой статье, являются общественные отношения собственности независимо от ее форм по поводу имущества. Непосредственным предметом правонарушения выступает имущество.

С объективной стороны правонарушение характеризуется противоправным деянием, направленным на противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты.

Данное деяние рассматривается как административное правонарушение, в случае, когда размер похищенного независимо от способа совершения не превышает один минимальный размер оплаты труда.

Субъект рассматриваемого правонарушения – общий. Это вменяемые граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только в форме умысла.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 7 КоАП РФ осуществляется различными органами в зависимости от объекта посягательства.

Так, судебными органами рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28 КоАП РФ; органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.18 КоАП РФ;

органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 КоАП РФ;

органы, осуществляющие государственный геологический контроль рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст.ст. 7.3, 7.10 КоАП РФ;

органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст.ст. 7.6 - 7.8, 7.10, 7.20 КоАП РФ;

органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст.ст. 7.8, 7.9, 7.10, 7.11 КоАП РФ;

органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11 КоАП РФ;

органы рыбоохраны рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11 КоАП РФ;

органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 7.2 КоАП РФ;

органы, осуществляющие государственный экологический контроль рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11 КоАП РФ;

органы государственного энергетического надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ;

органы государственного горного и промышленного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.3, 7.4,КоАП РФ; органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.13, 7.14, 7.16 КоАП РФ;

органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 7.2, ст. 7.25, 7.26 КоАП РФ;

органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.29, 7.30, частью 1 статьи 7.31, статьей 7.32 КоАП РФ;

органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, 7.16, 7.33 КоАП РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.007 с.)