Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.



Доставление. Доставление заключается в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Не любое должностное лицо, которое уполномочено составлять протокол об административном правонарушении, вправе осуществить доставление физического лица. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление, определен в ст. 27.2 КоАП РФ.

Доставление может производиться в том случае, если установлен факт административного правонарушения, установлено лицо, которое подозревается в его совершении, и необходимо составить протокол об административном правонарушении, если его составление обязательно, а на месте обнаружения правонарушения его не представляется возможным его составить. Применению доставления предшествует фактическое задержание лица, которое не следует рассматривать как административное задержание.

Срок доставления Кодексом не установлен, однако в соответствии с ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Доставление оформляется протоколом либо в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административное задержание. Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод граждан допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Поскольку административное задержание связано с ограничением свободы и личной неприкосновенности, постольку применение этой меры предусмотрено КоАП РФ.

Административное задержание могут производить только должностные лица, указанные в ст. 27.3 КоАП, конкретный перечень которых устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов. В исключительных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, а также если за совершение правонарушения может быть назначен административный арест (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ), лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Административному задержанию лица предшествует его доставление. Поэтому срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а если лицо находится в состоянии опьянения, то со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, должностные лица которых осуществляли административное задержание, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Об административном задержании обязательно составляется протокол, в котором должно быть указано время начала и окончания применения данной меры.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Это две меры процессуального обеспечения, которые взаимосвязаны друг с другом. Досмотр вещей проводится при личном досмотре физического лица. Эти меры проводятся в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр вещей заключается в их обследовании, проводимом без нарушения их конструктивной целостности. Досмотр производится в отношении движимых вещей.

Личный досмотр и досмотр вещей, как правило, осуществляются при доставлении и административном задержании. Данные меры применяются должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице в присутствии двух понятых. Однако в исключительных случаях, если имеются основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О применении данных мер процессуального обеспечения обязательно должен быть составлен протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, а также в присутствии двух понятых. По общему правилу осмотр производится с участием законного представителя юридического лица, с участием индивидуального предпринимателя, которые могут быть собственниками помещений, территорий, вещей, там находящихся, либо использовать их на иных законных основаниях, и с обязательным участием двух понятых. В случаях же, не терпящих отлагательства, осмотр производится без участия указанных лиц, но в присутствии иных представителей юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, а также понятых.

Применение данной меры оформляется в обязательном порядке протоколом, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (либо иными представителями юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, если они участвовали при осмотре) и понятыми.

Если будут обнаружены вещ, которые могут иметь значение для дела, то они могут быть изъяты в порядке ст. 27.10 КоАП РФ или на них будет наложен арест в соответствии со ст. 27. 14 КоАП РФ.

Досмотр транспортного средства.

Досмотр транспортного средства любого вида заключается в его обследовании без нарушения его конструктивной целостности. Данная мера применяется в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание, в присутствии двух понятых.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ процедура сверки сотрудником ДПС идентификационного номера, номера шасси (рамы), кузова и двигателя транспортного средства с данными, записанными в регистрационных документах, не является досмотром транспортного средства, поэтому при ее осуществлении не требуется участие понятых и составление соответствующего протокола[22].

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен и в отсутствие указанного лица. Данная мера может применяться в отношении транспортного средства, находящегося не только во владении лица, в отношении которого ведется производство по делу, но и во владении другого лица, если имеются основания полагать, что в досматриваемом транспортном средстве находятся предметы, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу.

Производство досмотра транспортного средства оформляется отдельным протоколом либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Изъятие вещей и документов.

Данная процессуальная мера в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ применяется в отношении вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.

Изъятие осуществляется лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, осуществлять доставление и административное задержание, в присутствии двух понятых. Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется также в присутствии двух понятых лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении. Применение данной меры процессуального обеспечения отражается в отдельном протоколе либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, осмотра места совершения административного правонарушения или об административном задержании.

Если за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством соответствующего вида, то у водителя (судоводителя, пилота) изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) (удостоверение судоводителя, пилота) и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. Если дело об административном правонарушении не будет рассмотрено в течение двух месяцев, то срок действия временного разрешения по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается юрисдикционным органом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу срок действия временного разрешения продлевается юрисдикционным органом, правомочным рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), (удостоверения судоводителя, пилота) делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом Министерством внутренних дел[23].

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. Данный порядок определен Положением о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694[24]. Изъятые вещи передаются в Российский фонд федерального имущества (его отделения) для реализации.

Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Такой порядок установлен соответственно постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 № 647 (в ред. от 17.11.2004 года) «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»[25] и Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 883 (с изм. от 26.12.2005 года)[26].

Изъятые вещи подлежат оценке, если:

- нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей;

- изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение;

- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч.1 ст. 27.12 КоАП РФ водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения в виде управления транспортным средством, не имея при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, управления транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), управления транспортным средством, не имея права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), либо будучи лишенным права управления транспортным средством, подлежат отстранению от управления транспортным средством.

Водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит сначала освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.Лицо вправе отказаться от прохождения освидетельствования. В данном случае водитель не будет подлежать административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ, поскольку ответственность за отказ от его прохождения кодексом не предусмотрена. Однако в случае отказа от прохождения освидетельствования на состояниеалкогольного опьянения, либонесогласия водителя с результатами освидетельствования, либо если все же имеются достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения при отрицательном результате, лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В примечании к ст. 27.12 КоАП РФ определяется, что следует понимать под состоянием опьянения. Это наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 миллиграмма и более на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека,определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ. С 1 июля 2008 года впервые в КоАП РФ установлено допустимое содержание алкоголя в крови человека, при котором не запрещается управление транспортным средством. Данное положение было введено в соответствии с требованием Конвенции дорожного движения (Вена, 8 ноября 1968 г., с попр. и доп. от 1 мая 1971 г.)[27].

При этом водитель подлежит отстранению управления транспортным средством. Отстранение, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, осуществляющими государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Если лицо отказывается от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, в настоящее время действуют Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов[28].

По результатам проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и/или медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется соответствующий акт, который прилагается к протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и /или акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

При совершении правонарушений, выразившихся в нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьями, перечисленными в части 1 статьи 27.13 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, которое включает его перемещение при помощи другого транспортного средства (эвакуаторы) и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

При невозможности переместить и поместить на специализированную стоянку транспортного средство в виду его технических характеристик в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. Если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо нижеуказанным лицом, в близлежащее место, где оно не будет создавать эти препятствия с последующей блокировкой. При этом плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не должна взиматься.

При совершении правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом подлежат снятию государственные регистрационные знаки до устранения причины запрещения его эксплуатации.

С 1 июля 2008 г. было введено правило, разрешающее движение транспортного средства, за исключением случаев, нарушения правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования и управления транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации осуществляют должностные лица, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции.

О применении данных мер делается запись в протоколе об административном правонарушении либо составляется отдельный протокол. Задержание транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, может быть осуществлено в отсутствие водителя, но в присутствии двух понятых, которые подписывают протокол о задержании транспортного средства, создавшего составляется в присутствии двух понятых.

Задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, является исключительно обеспечительной мерой, поскольку применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и/или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. На практике арест указанных вещей производят также в целях обеспечения уплаты административного штрафа в случае его наложения. Однако это не соответствует целям применения данной меры, указанным в ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ.

При аресте составляется опись указанных вещей. Лицу, в отношении которого применена данная мера либо его законному представителю, объявляют о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Арестованные вещи могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей производится должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, осуществлять административное задержание, в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен и в отсутствие их владельца.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель в зависимости от определенных обстоятельств будут подлежать административной или уголовной ответственности.

Привод.

Привод является обеспечительной мерой, которая применяется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. При этом привод может осуществляться только в том случае, если эти лица при надлежащем их извещении о рассмотрении дела отсутствовали без уважительной причины, и их отсутствие препятствовало всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, что послужило основанием для отложения рассмотрения дела.

Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения юрисдикционного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438[29].

Временный запрет деятельности.

Временный запрет деятельности согласно ст. 27.16 КоАП РФ заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления последствий и устранения нарушений, указанных в ч. 1 ст. 27.16, если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности может быть применен на срок не более пяти суток, при этом этот срок исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, данными в Обзоре судебной практики за 4 квартал 2005 года, моментом фактического приостановления деятельности следует считать момент производства мероприятий по осуществлению временного запрета деятельности, которые производятся по правилам административного приостановления деятельности (наложение пломб, опечатывание помещений и т.д.), поскольку временный запрет деятельности, во-первых, по своим последствиям аналогичен административному приостановлению деятельности, и во-вторых, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности составляется протокол, который вместе с протоколом об административном правонарушении немедленно после их составления передается судье на рассмотрение (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.037 с.)