Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Государственная служба в республике Беларусь

Поиск

1. Понятие и виды государственной службы.

 

Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно – властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач.

Выделяют следующие виды государственной службы:

- служба на государственных предприятиях, организациях, учреждениях;

- служба в государственном аппарате:

в законодательных органах;

исполнительных органах;

судебных органах;

контрольно – надзорных органах;

- военная служба;

- дипломатическая служба и т.д.

Закон Республики Беларусь«О государственной службе в Республике Беларусь» от 14. 06.2003гопределяет следующие принципы государственной службы:

- верховенства Конституции Республики Беларусь,

- законности,

- гласности,

- профессионализма,

гуманизма и социальной справедливости и т.д.

 

2. Понятие, виды государственных служащих, их основные права и обязанности.

 

Государственный служащий – гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст. 5 Закона «О государственной службе в Республики Беларусь». Виды:

1. От места осуществления службы:

- служащие государственных предприятий, учреждений, организаций;

- служащие государственных органов;

2. От государственного органа:

- служащие представительных органов;

- исполнительных органов;

-судебных органов;

-контрольно – надзорных органов;

-иных органов.

3. От вида государственной службы:

- гражданские служащие;

-милитаризованные служащие.

В особую группу выделяют служащих государственного аппарата:

- Президент,

-парламентарии,

- работники министерств и т.д.

4. По характеру выполняемой работы или старшинству должности:

- руководители;

- специалисты;

- технические работники.

5. От наличия властных полномочий:

- служащие, не имеющие властных полномочий;

- служащие, имеющие такие полномочия:

должностные лица;

представители власти.

Государственный служащий имеет право на:

1. письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

2. принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

3. посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

4. получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

5. повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

6. повышение в должности, классе государственного служащего;

7. заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;

8. участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

9. получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

10. ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений и др.

2. Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанности государственного служащего

1. поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

2. исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

3. соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

4. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

5. исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

6. соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

7. не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

8. соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

9. в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

10. сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством и др.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Закон предусматривает ограничения, связанные с государственной службой. Так, государственный служащий не вправе:

11. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

4. принимать участие в забастовках;

5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

8. принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;

9. пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;

10. использовать во внеслужебных целях средства материально

технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

11. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

12. принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств др.

Гражданин Республики Беларусь при поступлении на государственную службу, а государственный служащий при занятии другой государственной должности обязаны в установленном законодательством порядке представить в соответствующий государственный орган декларацию о доходах и имуществе.

 

3. Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы.

 

Прохождение государственной службы – совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно – служебных отношений.

Замещение вакансий на государственных должностях осуществляется в порядкеназначения, утверждения либо избрания.

Состав государственных служащих комплектуется с соблюдением общих (обязательные при назначении на любые должности – близкое родство недопустимо) и специальных условий (возраст, стаж, образование).

Право поступления на государственную службу имеют лица, достигшие 18 лет.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт, сроком не менее 1 года.

Периодически проводится аттестация служащих (один раз в 3 года), некоторые категории лиц освобождаются от нее (беременные женщины, лица, находящиеся менее года в должности); не подлежат ей (имеющие высший класс либо занимающие должность путем избрания).

Каждой государственной должности соответствует класс (высший и 12 классов, из которых 12 - низший). Присвоение классов осуществляется в последовательном порядке с учетом квалификации, стажа работы, ранее присвоенного класса.

Государственная служба прекращается в случаях:

1. достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

2. истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

3. несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

4. разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

5. отказа от принесения присяги;

6. нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

7. отставки;

8. грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе и др.

 

4. Виды поощрений и ответственности государственных служащих.

Поощрение – выражается в установлении льгот (льготное налогообложение, надбавок к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, социальное обеспечение служащих и членов их семей и т.д.); установлении общих мер поощрения, которые определены законодательством о труде (награждение медалями, вручение грамоты, присвоение почетных званий и т.д.), установлении специальных мер поощрения (досрочное присвоение звания, класса, перевод на другую должность и т.д.)

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение деятельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной деятельности.

Юридическая ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены 4 вида ответственности государственных служащих: материальная, дисциплинарная, административная, уголовная.

Дисциплинарная ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей:

- замечание,

- выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в классе на срок до 6 месяцев;

- увольнение и иные меры, предусмотренные законодательством.

Административная ответственность наступает за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью (несоблюдение установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и др., обеспечение которых входит в служебные обязанности).

Уголовная ответственность наступает за совершение должностных преступлений (получение взятки, халатность, должностной подлог, злоупотребление властью или служебным положением).

Материальная ответственность наступает в случае нанесенных их служебными действиями материального ущерба государству. Возмещение ущерба может производиться в судебном или административном порядке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 5405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.008 с.)