Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая Экономическая характеристика транспортной отрасли Республики Беларусь

Поиск

 

В современных условиях транспорт имеет решающее значение для развития и нормального функционирования общественного производства. Он является одной из важнейших отраслей производства. Транспорт входит неотъемлемой составной частью во все стадии производства. Являясь непременным условием всякого общественного воспроизводства, транспорт продолжает производственный процесс всех отраслей хозяйства страны в сфере обращения и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления.

Развитие транспорта и совершенствование его работы происходят в тесной связи с развитием общественного производства и производительных сил страны, а также с условиями жизни людей, ростом их благосостояния и культуры.

Отношения людей, связанные с процессом перемещения товаров и удовлетворением потребностей населения в передвижении, входят в совокупные производственные отношения и подчиняются действию объективных экономических законов, возникающих на основе этих отношений. В связи с этим, транспорт имеет огромное экономическое, оборонное, социальное, культурное и политическое значение. Транспорт в целом как сложная система в Беларуси является одной из основных отраслей народного хозяйства [16, с. 126].

Транспортный комплекс Республики Беларусь представляет собой совокупность путей сообщения, транспортных узлов, подвижных технических средств всех видов транспорта, транспортных и погрузочно–разгрузочных средств предприятий и организаций всех отраслей экономики, используемых для перевозки грузов и грузовых операций, а также сооружений, обеспечивающих перевозки и обслуживание пассажиров.

Транспортная система Беларуси состоит из многих видов транспорта – подсистем, которые можно классифицировать следующим образом (рисунок 2.1).

 

 
 

 


Рисунок 2.1 – Виды транспорта, входящего в транспортную систему Республики Беларусь

Каждая из названных транспортных подсистем имеет свою сферу применения, специфические условия деятельности, определённый круг потребителей и особенности развития.

Ведущее место в транспортной системе Республики Беларусь принадлежит железнодорожному транспорту. Его роль и значение в жизни страны и общей работе транспорта определяется следующими свойствами и особенностями (рисунок 2.2)

 

 

 


Рисунок 2.2 – Свойства и особенности железнодорожного транспорта

 

Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным видом транспорта для перевозки всех грузов и пассажиров. Он не только выполняет исключительно большие плановые перевозки, но и заменяет другие виды транспорта, принимая на себя в случае необходимости дополнительные нагрузки.

Железнодорожный транспорт – устойчивая система, которая является многоотраслевым комплексом народного хозяйства Республики Беларусь. Он призван во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг. Белорусская желез­ная дорогав полном объеме обеспечивает потребности населения и пред­приятий в перевозках и услугах. На долю железнодорожного транспорта в последнее время приходится около 75 % всех выполняемых в рес­публике грузовых и более 50 % пассажирских перевозок [17, с. 150].

Деятельность железнодорожного транспорта регулируется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» принят Палатой представителей 9 апреля 1998 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 130-З), Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» принят Палатой представителей 11 декабря 1998 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.06.2008 № 344-З) и иными законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций и иными издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами республиканских органов управления и Белорусской железной дороги.

Белорусская железная дорога является объединением, подчинен­ным Министерству транспорта и коммуникаций (в состав которого входят отделения (НОДы), являющиеся предприятиями основной деятельности до­роги, промышленные, строительные, торговые и другие предприятия и орга­низации, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры) и имеет специфическую организационную структуру, обусловленную особен­ностями осуществления перевозочного процесса.

Согласно Уставу аппаратом управления Белорусской железной дороги, осуществляющим функции общего руководства и управления деятельностью, координации деятельности организаций, является Управление Белорусской железной дороги, структура и численность работников которого утверждаются Начальником Белорусской железной дороги.

Руководство деятельностью Белорусской железной дорогой в соответствии с Уставом осуществляется Начальником, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь. Начальник Белорусской железной дороги имеет заместителей, в том числе одного первого. Заместители Начальника и главный инженер Белорусской железной дороги назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Начальник Белорусской железной дороги несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Белорусскую железную дорогу задач и функций, а также устанавливает степень ответственности своих заместителей, главного инженера и руководителей структурных подразделений Управления за руководство соответствующими сферами деятельности.

Службы, отделы и другие структурные подразделения Управления действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми Начальником Белорусской железной дороги.

Белорусская железная дорога, имея исключительное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социальной политики Республики Беларусь, осуществляет при этом разнообразную деятельность, как связанную с перевозками, так и не связанную с перевозочным процессом – второстепенную деятельность.

Каждый вид деятельности железной дороги имеет свои особенности, связанные со структурой управления, особенностями финансирования, распределения доходов, ценообразования, которые оказывают влияние на методо­логию учета, планирования и калькулирования себестоимости продукции.

В настоящее время согласно действующим нормативным документам Белорусская железная дорога осуществляет следующие виды деятельности: деятельность железнодорожного транспорта (эксплуатационную деятельность и дополнительную транспортную деятельность) и иные виды деятельности.

Эксплуатационная деятельность дороги включает все виды работ структурных подразделений железной дороги, определенные технологиче­ским процессом и связанные с перевозочной деятельностью: грузовая и тех­ническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслужи­вание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта и др.

Эксплуатационная деятельность включает в себя два основных направления. Это перевозка грузов и перевозка пассажиров, которые в свою очередь подразделяются по видам сообщения.

Виды сообщения железнодорожного транспорта приведены на рисунке 2.3.

       
 
 
   

 


Рисунок 2.3Виды сообщения железнодорожного транспорта

 

 

Перевозки в международном сообщении в зависимости от технологических особенностей их осуществления разделяются по видам: ввоз, вывоз, транзит; также сюда относится оказание таких услуг, как передача во временное пользование грузовых вагонов, контейнеров, перестановка вагонов и др.

Дополнительная деятельность железной дороги включает все виды услуг, сопутствующих осуществлению технологического процесса перевозок и повышению качества обслуживания клиентуры и пассажиров. К расходам по данному виду деятельности относятся затраты, возникающие при их осуществлении и связанные с повышением качества обслуживания клиентуры в соответствии с действующими Правилами и Условиями перевозок грузов и пассажиров.

К иным видам деятельности, осуществляемым железнодорожным транспортом, относится деятельность, не связанная с осуществлением или обеспечением общего технологического процесса перевозок, например, производство товаров народного потребления, подсобное сельское хозяйство, прочая реализация, внереализационные операции и др.

Основная задача железнодорожного транспорта – обеспечение бесперебойной доставки грузов и пассажиров при любых условиях и четкое взаимо­действие всех звеньев железнодорожного конвейера. Совокупность всех операций и работ, связанных с приемом, погрузкой, выгрузкой, транспортировкой, хранением и выдачей грузов называют перевозочным процессом.

Перевозочный процесс является основным видом деятельности железнодорожного транспорта (эксплуатационной деятельностью) и представляет собой совокупность транспортных операций, направленных на пространственное перемещение пассажиров и грузов.

Эксплуатационная деятельность как объект бухгалтерского учета реализуется через текущие затраты, которые называются эксплуатационными расходами [16, с. 257].

Перевозочный процесс включает в себя разнородные и не всегда совместимые виды операций, которые целесообразно группировать. Поэтому на железной дороге действует значительное число различных отделов и структурных подразделений, выполняющих узкий круг характерных для них работ и обязанностей. Часть этих подразделений обеспечивает организацию движения поездов (служба перевозок, пассажирская, локомотивная и др.), вторая часть направлена на взаимодействие с клиентурой, разработку цен и тарифов. Определенная группа подразделений основным видом своей дея­тельности направлена на обслуживание и эксплуатацию технических средств самого транспорта (служба пути, энергоснабжения, материально–техни­ческого снабжения и др.).

В январе-сентябре 2014 г. всеми видами транспорта, перевезено 245,4 млн тонн грузов, что на 7,5% больше, чем январе-сентябре 2014 г.

Данные о грузообороте и объеме перевозок грузов по видам транспорта приведены в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3 – Данные о грузообороте и объеме перевозок по видам транспорта

Показатель Январь-ноябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2014 г. в % к январю-сентябрю 2013 г. Сентябрь 2014 г. в % к Справочно январь-сентябрь 2013 г. в % к январю сентябрю 2012 г.
Сентябрю 2013 г. Августу 2014 г.
Грузооборот транспорта млн т.км 49 005,0 107,4 97,9 97,6 110,9
в том числе  
железнодорожного 36 597,0 107,6 96,1 98,3 108,8
автомобильного 12 280,0 106,9 102,8 96,7 117,2
воздушного 19,3 60,2 42,9 93,2 94,2
Внутреннего водного 107,8 128,5 100,8 74,5 131,2
Объем перевозок грузов транспортом тыс.т 245 359,0 107,5 99,4 100,3 113,0
железнодорожного 112 085,0 109,0 97,0 98,5 103,9
автомобильного 128 178,4 105,5 102,1 103,0 122,0
воздушного 7,1 51,8 38,6 104,5 82,3
Внутреннего водного 5 088,5 107,0 78,9 73,7 114,5

 

Динамика грузооборота транспорта представлена рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Динамика грузооборота транспорта, млн т. км за 2013г. и 2014г.

 

Динамика объема перевозок грузов транспортом представлена на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Динамика объема перевозок грузов транспортом, тыс. т., за 2013г. и 2014г.

Увеличение грузооборота в январе-сентябре 2014 г. по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 7,4% обусловлено изменением грузопотоков на железнодорожном и автомобильном транспорте, доля которых в общем объеме грузооборота составила соответственно 74,7 % и 25,1 %.

Перевозки грузов автомобильным транспортом специализированых организаций, занимающихся коммерческими перевозками, в январе-сентябре 2014 г. составили 109,5% к уровню января-сентября 2013 г.

Перевозки грузов железнодорожным транспортом в январе-сентябре 2014 г. по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. возросли на 9,9%. Погрузка грузов за этот период увеличилась на 7,2%.

Пассажирские перевозки. В январе-сентябре 2014 г. всеми видами транспорта, по оценке перевезено 1 803,8 млн человек, что на 3,2 % больше, чем в январе-сентябре 2013 г. Перевозки пассажиров воздушным транспортом увеличилось на 7,1 %, железнодорожным транспортом и автобусами – на 3,9%, трамваями, троллейбусами, метрополитеном – на 2,1 %.

Перевозка пассажиров транспортом индивидуальных предпринимателей в регулярном автобусном сообщении в январе-сентябре 2014 г. составила 2,9 % объема перевозок пассажиров, выполненных автобусами общего пользования, пассажирооборот – 2,2 %.

Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте приведен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте

Показатель Январь-сентябрь 2013 г. тыс.т. Январь-сентябрь 2014 г. в % к январю-сентябрю 2013 г. Сентябрь 2014 г. в % к Справочно январь-сентябрь 2013 г. в % к январю-сентябрю 2012 г.
Сентябрю 2013 г. Августу 2014 г.
Объем погрузки грузов – всего из него: -нефть и нефтепродукты -строительные грузы -химические и минеральные удобрения -лесные грузы -зерно и продукты перемола -черные металлы -лом черных металлов -цемент -комбикорма -бумага 62268,8   16753,2 17889,1   9868,2 3221,2 1550,9 1764,3 1220,0 2587,4 289,9 33,0 107,2   128,5 95,8   101,6 104,3 104,4 104,6 104,8 101,4 102,3 88,0 100,9   129,5 77,1   99,2 96,7 101,1 100,9 108,3 104,9 74,2 54,3 100,5   92,9 89,6   100,0 101,1 44,7 98,2 106,3 97,3 84,0 89,3 101,3   74,7 106,3   157,0 142,0 96,6 99,7 100,0 99,0 97,2 151,8

 

Пассажирооборот и объем перевозок пассажиров по видам транспорта характеризуется данными приведенными в таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.5 – Пассажирооборот и объем перевозок пассажиров по видам транспорта

Показатель Январь-ноябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2014 г. в % к январю-сентябрю 2013 г. Сентябрь 2014 г. в % к Справочно январь-сентябрь 2013 г. в % к январю сентябрю 2012 г.
Сентябрю 2013 г. Августу 2014 г.
Грузооборот транспорта млн т.км 49005,0 107,4 97,9 97,6 110,9
железнодорожного 36597,0 107,6 96,1 98,3 108,8
автомобильного 12280,0 106,9 102,8 96,7 117,2
воздушного 19,3 60,2 42,9 93,2 94,2
Внутреннего водного 107,8 128,5 100,8 74,5 131,2
Объем перевозок грузов транспортом тыс.т 245359,0 107,5 99,4 100,3 113,0
в том числе  
железнодорожного 112085,0 109,0 97,0 98,5 103,9
автомобильного 128178,4 105,5 102,1 103,0 122,0
воздушного 7,1 51,8 38,6 104,5 82,3
Внутреннего водного 5088,5 107,0 78,9 73,7 114,5
             

 

Динамика пассажирооборота представлена на рисунке 2.6.

 

Рисунок 2.6 – Динамика пассажирооборота, млн пасс. км, за 2012г. и 2014г.

 

Динамика объема перевозок пассажиров представлена на рисунке 2.7.

 

Рисунок 2.7 –Динамика объема перевозок пассажиров, млн человек, за 2013г и 2014г.

Отношения, возникающие между Белорусской железной дорогой и ее предприятиями или грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Уставом железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999г. №1196.

Таким образом, в транспортном комплексе трудится 6,1% занятых в экономике. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.

По результатам первой главы можно сделать выводы, что исходя из проведенного исследования определений нематериальных активов их понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом:

Нематериальные активы - активы, не имеющие физической, осязаемой формы, приносящие доход в течение длительного времени и выраженные в стоимостной оценке.

Таким образом, для целей бухгалтерского учета нематериальными активами признаются активы:

− идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данные объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

− используемые в деятельности организации;

− способные приносить организации будущие экономические выгоды;

− срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

− стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием)

− при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

Также следует отметить, что перевозочный процесс включает в себя разнородные и не всегда совместимые виды операций, которые целесообразно группировать. Поэтому на железной дороге действует значительное число различных отделов и структурных подразделений, выполняющих узкий круг характерных для них работ и обязанностей. Часть этих подразделений обеспечивает организацию движения поездов (служба перевозок, пассажирская, локомотивная и др.), вторая часть направлена на взаимодействие с клиентурой, разработку цен и тарифов. Определенная группа подразделений основным видом своей дея­тельности направлена на обслуживание и эксплуатацию технических средств самого транспорта (служба пути, энергоснабжения, материально–техни­ческого снабжения и др.).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.012 с.)