Экономическая сущность основных средств организации. Классификация, оценка и Задачи учета основных средств организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность основных средств организации. Классификация, оценка и Задачи учета основных средств организации



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ основных средств ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА И ЗАДАЧИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.. 5

1.1 Экономическая сущность средств производства. 5

1.2 Значение, классификация и оценка основных средств. 8

1.3 Роль бухгалтерского учета в обеспечении сохранности и эффективности использования основных средств. 12

2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19

3 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.. 28

3.1 Документальное оформление и учет поступления основных средств. 28

3.2 Документальное оформление и учет выбытия основных средств. 33

3.3 Особенности начисления и учета амортизации и ремонта основных средств. Переоценка основных средств в условиях современной амортизационной политики 36

4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 53

 


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях транспорт имеет решающее значение для развития и нормального функционирования общественного производства. Он является одной из важнейших отраслей производства. Являясь непременным условием всякого общественного воспроизводства, транспорт продолжает производственный процесс всех отраслей хозяйства страны в сфере обращения и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления.

Развитие транспорта и совершенствование его работы происходят в тесной связи с развитием общественного производства и производительных сил страны.

Белорусская железная дорога, имея исключительное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социальной политики Республики Беларусь, осуществляет при этом разнообразную деятельность, как связанную с перевозками, так и не связанную с перевозочным процессом – второстепенную деятельность.

Основная задача железнодорожного транспорта – обеспечение бесперебойной доставки грузов и пассажиров при любых условиях и четкое взаимодействие всех звеньев железнодорожного конвейера. Выполнение данной задачи возможно только при обеспечении материально–технической базы.

Поскольку основные средства обеспечивают материально–техническую базу, влияют на эффективность работы и результаты финансово–хозяйственной деятельности, то должен быть организован их действенный учёт, анализ и контроль.

Имея ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование основных средств, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающее снижение издержек производства и рост производительности труда. Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Принимая управленческое решение, руководство вынуждено постоянно анализировать целесообразность покупки средств производства, соизмерять затраты с полученными доходами, оценивать упущенные возможности получения прибыли.

Поскольку основным источником информации для этих целей является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. Взяв за основу учетную информацию, можно предусматривать показатели развития предприятия и выявлять резервы повышения эффективности производства.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности, устранять субъективность при принятии решений.

Основой эффективной деятельности любого субъекта хозяйствования, независимо от формы собственности, выступает четко налаженная система учета и анализа, так как анализ данных, полученных в результате всестороннего учета деятельности предприятия, позволяет изыскивать резервы дальнейшего роста и стабильного функционирования в современных условиях.

Целью данной курсовой работы является исследование действующей практики учета основных средств организации.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- раскрыть экономическую сущность основных средств, их классификацию и оценку;

- дать краткую характеристику транспортной отрасли Республики Беларусь;

- охарактеризовать организацию бухгалтерского учета основных средств в структурных подразделениях БелЖД;

При написании курсовой работы использовались следующие литературные источники: «Экономика предприятия» под редакцией Ильина А. И., «Экономика железнодорожного транспорта» под редакцией И. В. Белова, «Основные фонды промышленных предприятий» под редакцией Кантор Е.Л., Кантор В.Е. и др.

В курсовой работе также использовались действующие в Республике Беларусь нормативно–правовые акты, законы, инструкции, положения по бухгалтерскому учету основных средств, статьи периодических изданий и др.

В процессе работы были использованы труды ведущих экономистов, таких как А.П. Михалкевича, В.Ф. Бабына, Л.И. Ладутько, И.К. Татура, А.С. Чечеткина, Е. Н. Клипперт, О.А. Левкович, И.Н. Бурцева, Ю.И. Акулич, Т. Рыбак, А. Крупновой и других.

Теоретическую основу курсовой работы составили Законы Республики Беларусь, декреты, указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, учебные пособия и данные периодической печати. При написании курсовой работы использовались такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, системность, а также специальные методы бухгалтерского учета.

 


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ основных средств ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА И ЗАДАЧИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ

Рисунок 1.1 – Факторы, определяющие износ основных средств

 

Физический износ определяется тем, что, участвуя в производственном процессе, основные средства постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость, изменяются их механические и другие свойства. Различные виды основных средств изнашиваются в разные сроки. Величина физического износа основных средств зависит от интенсивности и характера их эксплуатации, условий хранения и т.д. Чем выше нагрузка на них, тем быстрее они изнашиваются.

Для оценки степени физического износа основных средств применяются экспертный метод и метод анализа срока службы. Экспертный метод основан на обследовании фактического технического состояния объекта. Анализ срока службы базируется на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации соответствующих объектов.

Под моральным износом понимается уменьшение стоимости основных средств до окончания срока службы вследствие снижения затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды основных средств начинают производить дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших основных средств становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.

Различают две формы морального износа. Первая характеризуется уменьшением стоимости воспроизводства средств труда. Вторая форма морального износа связана с внедрением новых, более совершенных средств труда, применение которых дает больший экономический эффект.

Определяющим фактором морального износа выступает научно–технический прогресс. Моральному износу подвергаются почти все основные средства, но в наибольшей степени – рабочие машины. Замена конструктивно устаревших, но еще годных машин новыми должна основываться на детальном, всестороннем экономическом расчете, т.к. преждевременное отнесение оборудования к морально устаревшему влечет за собой ничем не оправданные материальные потери.

Моральный износ основных средств бывает полным и частичным. Потери от полного морального износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования новыми, более совершенными и экономически выгодными. Однако в короткий срок не представляется возможным полностью заменить морально устаревшее оборудование. В ряде случаев совершенствование действующего оборудования и машин является более эффективным, чем его замена. Поэтому одним из рациональных направлений повышения технического уровня средств труда и уменьшения потерь от морального износа выступает модернизация машин и оборудования.

Потери от частичного морального износа могут быть устранены в результате модернизации и реконструкции устаревших видов основных средств, т.е. технического обновления, а также использования частично морально устаревшего оборудования для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным.

Потери от морального износа могут быть значительно сокращены в результате максимально ускоренного использования имеющейся техники.

Для эффективного управления использования основных средств важ­на их научно обоснованная классификация. На предприятиях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с кото­рой они группируются: по отраслевому признаку, по функциональному назначению, по натуральному (вещественному) составу, по степени использования, по принадлежности (рисунок 1.2).

 

 

 


Рисунок1.2 – Классификация основных средств

 

По функциональному назначению они делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные основные средства – это средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе или создают условия для его нормального осуществления. Они представляют собой часть имущества, которая многократно участвует в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, и их стоимость переносится на производимую продукцию частями, по мере износа. Некоторые средства труда связаны с производством промышленной продукции и строительством, другие – непосредственно с сельскохозяйственным производством, являются важнейшим фактором его осуществления (тракторы, машины, скот, многолетние насаждения). В связи с этим производственные основные фонды подразделяются ни средства несельскохозяйственного и сельскохозяйственного на значения.

Непроизводственные основные средства не предназначены для производства продукции, они используются в отраслях социально–культурной сферы (жилые дома, детские и спортивные учреждения, школы, больницы, другие объекты бытового и культурного назначения).

По вещественно–натуральному составу основные средства подразделяются на следующие группы:

1. Здания – административные здания, хозяйственные строения, а также здания и строения, в которых осуществляются технологические процессы основных, вспомогательных и подсобных производств;

2. Сооружения – инженерно–строительные объекты, необходимые для осуществления процесса производства: дороги, мосты, тоннели и др.;

3. Передаточные устройства – водопроводная, электрическая, газовая и тепловая сети, телефонные и телеграфные сети;

4. Машины и оборудование, в составе которых можно выделить силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, непосредственно воздействующие на предметы труда в процессе создания продукта; измерительные и регулирующие приборы, лабораторное оборудование; вычислительную технику;

5. Транспортные средства – все виды автомобилей, подвижной состав железнодорожного транспорта, прицепы, электрокары и т. п.;

6. Производственный и хозяйственный инвентарь.

По степени участия в производстве основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе, в стадии до стройки и реконструкции, на консервации.

По отраслевому признаку они делятся на основные средства промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.

Основные средства в качестве имущества их владельцев подразделяются на движимые (машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, инструменты) и недвижимые здания, сооружения, передаточные устройства, многолетние насаждения).

В зависимости от степени влияния основных средств на процесс производства их подразделяют на две части: активную и пассивную. К активной части относятся средства, непосредственно задействованные в производственном процессе (машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, приборы, инвентарь). Пассивная часть основных средств используется, чтобы создать нормальные условия для осуществления производственного процесса здания, сооружения.

По правовому статусу основные средства делятся на собственные и арендованные.

Структура основных фондов – это процентное соотношение различных групп фондов в общей их стоимости. Структура основных производственных фондов зависит от специализации и кооперации товаропроизводителей, их удаленности от мест реализации продукции, природно–климатических условий, характера и объема выпускаемой продукции, уровня механизации производственных процессов.

Рассмотренная нами классификация основных средств позволяет понять экономическую сущность основных средств, а их оценка требует дальнейшего совершенствования. Научно–обоснованная классификация и реальная оценка основных средств обеспечивают правильную организацию учета, контроля и анализа эффективности их использования.

В зарубежной учетной практике классификация основных средств приводится в наиболее общем виде. В составе основных средств выделяются 3 классификационных группы:

− земля;

− здания и сооружения;

− машины и оборудование.

Каждая из которых обобщает особенности начисления амортизации и учета входящих в нее основных средств.

 

Рисунок 1.3 – Объекты бухгалтерского учета

Имущество организации – это совокупность ресурсов и денежных средств организации, которые находятся в её распоряжении и используются для осуществления хозяйственной деятельности. Имущество организации группируется по составу и функциональной роли, а также по источникам образования.

В зависимости от состава и функциональной роли имущество организации разделяют на две группы:

− долгосрочные активы (период использования более 12 месяцев);

− краткосрочные активы (период использования – менее 12 месяцев).

Активы организации постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственной деятельности.

В составе долгосрочных активов основные средства занимают главенствующую позицию. Они в своей совокупности образуют производственно–техническую базу организации и определяют ее производственный потенциал. Поэтому для исследования сущности и роли основных средств необходимо изучить их в качестве объектов бухгалтерского учета и анализа.

 

Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 26 от 30.04.2012 г. организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально–вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания (рисунок 1.4).

 
 

 

 


Рисунок 1.4 – Критерии признания активов в качестве объектов

Основных средств

 

В соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», основными средствами считаются материальные активы, которые:

− предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;

− предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.

При этом МСФО (IAS) 16 не выдвигает в качестве критерия минимальную стоимостную оценку. При классификации объектов в качестве основных средств следует также учитывать общие критерии признания активов по МСФО, а именно, способность приносить компании экономические выгоды и возможность надежной оценки.

Для целей бухгалтерского учета важным является вопрос оценки основных средств.

Рассматривая вопросы оценки основных средств нужно учесть, что основные средства могут быть выражены в «натуральном» и «денежном» измерении.

Натуральное измерение основных средств необходимо для определения их технического состава, производственной мощности, составления баланса оборудования, своевременного возмещения изношенного оборудования.

С натуральными измерениями основных средств неразрывно связана их денежная оценка, необходимая для учета их динамики, планирования их расширенного воспроизводства, установления изношенности, начисления амортизации, определения себестоимости продукции.

Согласно п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств № 26 в текущем учете основных средств применятся четыре вида оценки (рисунок 1.5).

 

Рисунок 1.5 – Виды оценки основных средств

Согласно п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средствпервоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:

− стоимость приобретения основных средств;

− таможенные сборы и пошлины;

− проценты по кредитам и займам;

− затраты по страхованию при доставке;

− затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;

− иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Оценка активов во многом определяет мнение пользователя отчетности о финансовом положении организации. С другой стороны, оценка элементов актива является инструментом, с помощью которого бухгалтер может решать задачи отчетности – представление заинтересованным лицам максимально достоверной информации о положении дел компании.

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту четыре Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 37/18/6 от 27.02.2009 г. (в редакции Постановления от 06.05.2014 г. № 35/23/26) амортизация как процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг включает в себя:

− распределение амортизируемой стоимости объектов основных средств между отчетными периодами, составляющими в совокупности расчетный (ожидаемый) срок службы, рациональным способом, выбранным организацией самостоятельно;

− систематическое включение организацией (за исключением бюджетной) относящейся к данному отчетному периоду части стоимости используемых объектов основных средств в затраты на производство, в расходы на реализацию, в прочие расходы по текущей деятельности. Существует следующие способы начисления амортизации (рисунок 1.6).

 
 

 


Рисунок 1.6 – Способы начисления амортизации основных средств

 

Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования или нормативного срока службы. Для определения суммы амортизации (А) необходимо амортизируемую стоимость (АС) умножить на норму амортизации (На.). Годовая норма амортизации представляет собой величину, обратную сроку полезного использования (нормативного срока службы) (На.=1/СПИ). Например, если по компьютеру срок полезного использования установлен в размере 5 лет, то норма амортизации составляет соответственно 1/5, или 20%, в год. Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе остается постоянной на все время эксплуатации имущества.

Нелинейный способ начисления амортизации предполагает неравномерное по годам начисление амортизации в течение срока полезного использования. При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается:

а) прямым методом суммы чисел лет;

б) обратным методом суммы чисел лет;

в) методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза.

Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока применения нелинейного способа могут быть различными.

При способе списания основных средств пропорционально объему продукции (работ), названный производительным способом, сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной стоимости объекта на норму амортизации. Данный способ часто применяется при списании стоимости автомобильной техники, по которой устанавливается пробег.

В современных условиях рыночной экономики повышается ответственность предприятий за эффективное использование основных средств, что ведёт к возрастанию роли экономической информации о наличии и движении основных средств, об источниках их формирования, и, следовательно, организации более точного и своевременного их учета.

Бухгалтерский учет основных средств имеет большое значение, так как позволяет обеспечить их сохранность, учет амортизационных отчислений и контроль за их состоянием и движением.

Существенными признаками бухгалтерского учета основных средств, отличающими его от других видов учета, являются:

− обязательное документирование всех фактов движения основных средств;

− непрерывность во времени отражения движения основных средств;

− применение специфических способов обработки получаемой информации;

− обязательное использование денежного измерителя для оценки основных средств, позволяющее обобщать разнородные по своему составу средства предприятий в процессе их кругооборота на любой момент времени, и другие.

Целью бухгалтерского учета основных средств является обеспечение потребностей разных уровней управления в своевременной, полной и объективной бухгалтерской информации о наличии и изменениях в составе и размещении основных средств в процессе использования во взаимосвязи с источниками формирования этих средств. Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета всех этих операций, а также контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта.

Исходя из целей бухгалтерского учета основных средств определяется содержание и важность решаемых им задач (рисунок 1.7).

Рисунок 1.7 – Задачи бухгалтерского учета основных средств

 

Состояние и использование основных средств – один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно–технического прогресса – главного фактора повышения эффективности любого производства. За счёт более рационального использования основных средств на предприятии можно увеличить объём производства и реализации продукции, но для этого необходимо повысить и производительность труда.

Задачи анализа состояния и эффективности использования основных средств представлены на рисунке 1.8.

 

Рисунок 1.8 – Задачи анализа и эффективности использования основных средств

 

Таким образом, экономический анализ должен содействовать эффективному использованию основных средств в целях улучшения финансового состояния организации и предполагает изучение рациональности использования основных средств, обеспеченности предприятия основными средствами, использования производственной мощности и производственной площади.


Рисунок 2.1 – Виды транспорта, входящего в транспортную систему Республики Беларусь

Каждая из названных транспортных подсистем имеет свою сферу применения, специфические условия деятельности, определённый круг потребителей и особенности развития.

Ведущее место в транспортной системе Республики Беларусь принадлежит железнодорожному транспорту. Его роль и значение в жизни страны и общей работе транспорта определяется следующими свойствами и особенностями (рисунок 2.2)

 

 

 


Рисунок 2.2 – Свойства и особенности железнодорожного транспорта

 

Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным видом транспорта для перевозки всех грузов и пассажиров. Он не только выполняет исключительно большие плановые перевозки, но и заменяет другие виды транспорта, принимая на себя в случае необходимости дополнительные нагрузки.

Железнодорожный транспорт – устойчивая система, которая является многоотраслевым комплексом народного хозяйства Республики Беларусь. Он призван во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг. Белорусская желез­ная дорогав полном объеме обеспечивает потребности населения и пред­приятий в перевозках и услугах. На долю железнодорожного транспорта в последнее время приходится около 75 % всех выполняемых в рес­публике грузовых и более 50 % пассажирских перевозок [17, с. 150].

Деятельность железнодорожного транспорта регулируется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» принят Палатой представителей 9 апреля 1998 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 130-З), Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» принят Палатой представителей 11 декабря 1998 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.06.2008 № 344-З) и иными законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций и иными издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами республиканских органов управления и Белорусской железной дороги.

Белорусская железная дорога является объединением, подчинен­ным Министерству транспорта и коммуникаций (в состав которого входят отделения (НОДы), являющиеся предприятиями основной деятельности до­роги, промышленные, строительные, торговые и другие предприятия и орга­низации, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры) и имеет специфическую организационную структуру, обусловленную особен­ностями осуществления перевозочного процесса.

Согласно Уставу аппаратом управления Белорусской железной дороги, осуществляющим функции общего руководства и управления деятельностью, координации деятельности организаций, является Управление Белорусской железной дороги, структура и численность работников которого утверждаются Начальником Белорусской железной дороги.

Руководство деятельностью Белорусской железной дорогой в соответствии с Уставом осуществляется Начальником, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь. Начальник Белорусской железной дороги имеет заместителей, в том числе одного первого. Заместители Начальника и главный инженер Белорусской железной дороги назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Начальник Белорусской железной дороги несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Белорусскую железную дорогу задач и функций, а также устанавливает степень ответственности своих заместителей, главного инженера и руководителей структурных подразделений Управления за руководство соответствующими сферами деятельности.

Службы, отделы и другие структурные подразделения Управления действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми Начальником Белорусской железной дороги.

Белорусская железная дорога, имея исключительное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социальной политики Республики Беларусь, осуществляет при этом разнообразную деятельность, как связанную с перевозками, так и не связанную с перевозочным процессом – второстепенную деятельность.

Каждый вид деятельности железной дороги имеет свои особенности, связанные со структурой управления, особенностями финансирования, распределения доходов, ценообразования, которые оказывают влияние на методо­логию учета, планирования и калькулирования себестоимости продукции.

В настоящее время согласно действующим нормативным документам Белорусская железная дорога осуществляет следующие виды деятельности: деятельность железнодорожного транспорта (эксплуатационную деятельность и дополнительную транспортную деятельность) и иные виды деятельности.

Эксплуатационная деятельность дороги включает все виды работ структурных подразделений железной дороги, определенные технологиче­ским процессом и связанные с перевозочной деятельностью: грузовая и тех­ническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслужи­вание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта и др.

Эксплуатационная деятельность включает в себя два основных направления. Это перевозка грузов и перевозка пассажиров, которые в свою очередь подразделяются по видам сообщения.

Виды сообщения железнодорожного транспорта приведены на рисунке 2.3.

       
 
 
   

 


Рисунок 2.3Виды сообщения железнодорожного транспорта

 

 

Перевозки в международном сообщении в зависимости от технологических особенностей их осуществления разделяются по видам: ввоз, вывоз, транзит; также сюда относится оказание таких услуг, как передача во временное пользование грузовых вагонов, контейнеров, перестановка вагонов и др.

Дополнительная деятельность железной дороги включает все виды услуг, сопутствующих осуществлению технологического процесса перевозок и повышению качества обслуживания клиентуры и пассажиров. К расходам по данному виду деятельности относятся затраты, возникающие при их осуществлении и связанные с повышением качества обслуживания клиентуры в соответствии с действующими Правилами и Условиями перевозок грузов и пассажиров.

К иным видам деятельности, осуществляемым железнодорожным транспортом, относится деятельность, не связанная с осуществлением или обеспечением общего технологического процесса перевозок, например, производство товаров народного потребления, подсобное сельское хозяйство, прочая реализация, внереализационные операции и др.

Основная задача железнодорожного транспорта – обеспечение бесперебойной доставки грузов и пассажиров при любых условиях и четкое взаимо­действие всех звеньев железнодорожного конвейера. Совокупность всех операций и работ, связанных с приемом, погрузкой, выгрузкой, транспортировкой, хранением и выдачей грузов называют перевозочным процессом.

Перевозочный процесс является основным видом деятельности железнодорожного транспорта (эксплуатационной деятельностью) и представляет собой совокупность транспортных операций, направленных на пространственное перемещение пассажиров и грузов.

Эксплуатационная деятельность как объект бухгалтерского учета реализуется через текущие затраты, которые называются эксплуатационными расходами [16, с. 257].

Перевозочный процесс включает в себя разнородные и не всегда совместимые виды операций, которые целесообразно группировать. Поэтому на железной дороге действует значительное число различных отделов и структурных подразделений, выполняющих узкий круг характерных для них работ и обязанностей. Часть этих подразделений обеспечивает организацию движения поездов (служба перевозок, пассажирская, локомотивная и др.), вторая часть направлена на взаимодействие с клиентурой, разработку цен и тарифов. Определенная группа подразделений основным видом своей дея­тельности направлена на обслуживание и эксплуатацию технических средств самого транспорта (служба пути, энергоснабжения, материально–техни­ческого снабжения и др.).

В январе-сентябре 2014 г. всеми видами транспорта, перевезено 245,4 млн тонн грузов, что на 7,5% больше, чем январе-сентябре 2014 г.

Данные о грузообороте и объеме перевозок грузов по видам транспорта приведены в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3 – Данные о грузообороте и объеме перевозок по видам транспорта

Показатель Январь-ноябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2014 г. в % к январю-сентябрю 2013 г. Сентябрь 2014 г. в % к Справочно январь-сентябрь 2013 г. в % к январю сентябрю 2012 г.
Сентябрю 2013 г. Августу 2014 г.
Грузооборот транспорта млн т.км 49 005,0 107,4 97,9 97,6 110,9
в том числе  
железнодорожного 36 597,0 107,6 96,1 98,3 108,8
автомобильного 12 280,0 106,9 102,8 96,7 117,2
воздушного 19,3 60,2 42,9 93,2 94,2
Внутреннего водного 107,8 128,5 100,8 74,5 131,2
Объем перевозок грузов транспортом тыс.т 245 359,0 107,5 99,4 100,3 113,0
железнодорожного 112 085,0 109,0 97,0 98,5 103,9
автомобильного 128 178,4 105,5 102,1 103,0 122,0
воздушного 7,1 51,8 38,6 104,5 82,3
Внутреннего водного 5 088,5 107,0 78,9 73,7 114,5

 

Динамика грузооборота транспорта представлена рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Динамика грузооборота транспорта, млн т. км за 2013г. и 2014г.

 

Динамика объема перевозок грузов транспортом представлена на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Динамика объема перевозок грузов транспортом, тыс. т., за 2013г. и 2014г.

Увеличение грузооборота в январе-сентябре 2014 г. по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 7,4% обусловлено изменением грузопотоков на железнодорожном и автомобильном транспорте, доля которых в общем объеме грузооборота составила соответственно 74,7 % и 25,1 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.114 с.)