Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Межотраслевое Управление в республике Беларусь: понятие, сущность, органы

Поиск

1. Понятие межотраслевого управления.

Возникновение системы межотраслевого управления во многом обусловлено необходимостью преодоления ведомственной разобщенности, особенно при организации управления по отраслевому принципу. Назначением и предпосылками обусловлена главная особенность межотраслевого управления – его координационно – контрольное содержание.

В зависимости от круга субъектов различается межотраслевое управление в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова межотраслевое управление есть управленческая деятельность всех органов управления, состоящая в реализации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого назначения. Среди субъектов межотраслевого управления главная роль принадлежит органам общей компетенции.

Субъектами межотраслевого управления в узком смысле являются органы, не имеющие в основном отраслевого профиля деятельности и специализирующиеся на выполнении межотраслевых функций. Предпосылками такого управления является внеотраслевая значимость специализированных функций.

Субъекты межотраслевого управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей, либо конкретных отраслей.

К числу органов межотраслевой компетенции относят Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам и др.

 

2. Правовое положение Министерства статистики и анализа (Министат).

Правовое положение Министерства статистики и анализа регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 547 "Вопросы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь", Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2002 г. № 64 "Вопросы Министерства статистики и анализа" а так же конституцией и другими актами.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

В систему Минстата входят

органы государственной статистики в областях, городах и районах,

информационно-технологическое унитарное предприятие Министерства статистики и анализа Республики Беларусь "Главный вычислительный центр",

государственное учреждение "Научно-исследовательский институт статистики Министерства статистики и анализа Республики Беларусь",

республиканские унитарные предприятия:

- "Вычислительный центр Брестского областного управления статистики",

- "Вычислительный центр Витебского областного управления статистики",

- "Вычислительный центр Гомельского областного управления статистики",

- "Вычислительный центр Гродненского областного управления статистики",

- "Вычислительный центр Минского областного управления статистики",

- "Вычислительный центр Могилевского областного управления статистики"

- "Вычислительный центр Минского городского управления статистики";

Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минстате образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей по должности. В состав коллегии по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие работники центрального аппарата Министерства, а также руководители органов государственной статистики в областях, городах и районах подчиненных Минстату организаций.

 

3. Правовое положение Министерства финансов Республики Беларусь.

Компетенция, функции Министерства финансов Республики Беларусь определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь" и иными нормативно – правовыми актами Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь.

Основными задачами Минфина являются:

проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;

контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней и др.

Минфин в соответствии с возложенными на него задачами:

1. осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

2. организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г.Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;

3. участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;

4. разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;

5. осуществляет государственный пробирный надзор, который включает:

опробование, анализ и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов, изготовленных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации;

экспертизу оттисков государственных пробирных клейм Республики Беларусь;

экспертизу драгоценных металлов и диагностику драгоценных камней в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в пределах своей компетенции и др.

В систему Минфина входят

- республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь",

- республиканское научное учреждение "Научно-исследовательский центр Министерства финансов Республики Беларусь",

- иные организации.

Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь

Минфин в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы. В необходимых случаях Минфин может принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с иными республиканскими органами государственного управления.

Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя Главного контрольно-ревизионного управления (по должности), руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

3. Правовое положение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Правовое положение Министерства определено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями и иными нормативными актами.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

В структуру МНС входят главные управления, управления, отделы.

МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г.Минску, районам, городам (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева), районам в городах.

МНС в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:

1. контроль за соблюдением налогового законодательства;

2. организует деятельность инспекций МНС по:

контролю за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, а также об источниках денежных средств;

ведению Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта;

контролю за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

регистрации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

осуществлению функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

обеспечению учета изъятого, арестованного ими имущества или иного выявляемого налоговыми органами имущества, подлежащего обращению в доход государства, а также осуществлению контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в доход государства;

обеспечению ими возмещения расходов на проведение гигиенической экспертизы и сертификации имущества, на которое обращено взыскание в счет погашения задолженности по уплате налогов в бюджет;

3. подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и др.

Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов, выработки решений по ним в МНС образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений аппарата МНС и других работников налоговых органов. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми инспекциями МНС, их структурными подразделениями и проводятся в жизнь постановлениями МНС либо приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.008 с.)