Правовой статус органов управления республиканского уровня. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус органов управления республиканского уровня.



В систему органов исполнительной власти РБ в качестве звеньев республиканского уровня кроме непосредственно правительства входят:

1. Министерство.

2. Государственные комитеты.

3. Департаменты.

4. Республиканские концерны и объединения.

Данная система закреплена указом президента РБ № 289 от 5 мая 2006г.

Министерство – это орган государственной власти и управления, который в целях осуществления государственной политики реализует управление и регулирование нижестоящими отраслевыми структурами управления, а также координирует деятельность иных органов государственного управления в своей сфере деятельности. В РБ в настоящее время 24 Министерства, большинство из которых осуществляет отраслевую координацию. Государственный комитет – это орган государственной власти и управления, который как и министерство в целях осуществления государственной политики реализует управление и регулирование нижестоящими органами и организациями своей сферы, однако в отличии от министерства осуществляет межотраслевую координацию, которая заключается в контроле и надзоре деятельности иных органов государственного управления при решении вопросов, отнесенных к сфере ведения государственного комитета. В настоящее время существует 8 государственных комитетов, входящих в систему исполнительной власти, большинство из них обеспечивает межотраслевую координацию.

Департамент – это орган власти и управления республиканского уровня, который является самостоятельным структурным подразделением министерства и государственного комитета и обладает статусом юридического лица. В отличии от управления министерства и государственного комитета.

Департаменты наделены компетенцией, которая хотя и входит в общий круг задач соответствующего министерства и государственного комитета, однако имеет столь специфичные формы и методы решения вопросов, что предполагает создание самостоятельной, относительно автономной управленческой единицы. В настоящее время практически в каждом министерстве и государственном комитете существует от одного до 4 департаментов. Например, в МВД созданы следующие департаменты:

1. Департамент охраны.

2. Департамент исполнения наказаний.

3. Департамент гражданства иммиграции.

Республиканский концерн или объединение – это орган управления республиканского уровня непосредственно подчиненный Совету министров для управления и регулирования в узконаправленных сферах производственной деятельности (химическая, пищевая, фармацевтика и т.д.). Республиканские концерны являются головными структурами группы родственных предприятий одной отрасли для координации их деятельности и производства и содействия к выходу на внутренние и внешние рынки.

Республиканские концерны:

1. Белневтехим.

2. Белпищепром.

3. БелБиофарм.

4. Беллегпром.

5. Белресурсы.

6. Белэнерго.

 

28. Порядок формирования и деятельность местных органов управления

Формирование системы органов местного управления начинается с областного уровня.

1. Председатель исполкома областного уровня назначается указом президента РБ после утверждения данной кандидатуры, соответствующим областным советам депутатов.

Заместители председателя областного исполкома назначаются указом президента по рекомендации председателя облисполкома. Иные ответственные сотрудники облисполкома назначаются его председателем по согласованию с президентом.

2. Председатель исполкома базового уровня назначается председателем облисполкома после предварительного согласования данной кандидатуры с президентом и утверждение данной кандидатуры соответствующим базовым советом депутатов.

Заместители председателя исполкома базового уровня назначаются председателем облисполкома по рекомендации председателя базового уровня. Иные ответственные сотрудники базового исполкома назначаются его председателем по согласованию с облисполкомом.

3. Председатель исполкома первичного уровня является одновременно председателем первичного совета. Депутаты совета первичного уровня избирают на сессии совета своего председателя, который автоматически по факту избрания председателем совета вступает в должность председателя первичного исполкома. В соответствии с указом президента 2007г., а в настоящее время и в соответствии с законом «О местном управлении и самоуправлении» кандидатура на должность председателя совета первичного уровня должна быть согласована с председателем исполкома базового уровня. Заместители председателя первичного исполкома назначаются председателем базового исполкома по рекомендации председателя первичного уровня. Иные сотрудники первичного исполкома назначаются его председателем по согласованию с базовым исполкомом.

4. Глава местной администрации в административно районе города Минска назначается указом президента РБ по рекомендации председателя Мингорисполкома. Главы местных администраций в районах иных городах областного подчинения назначаются распоряжением председателя соответствующего облисполкома после согласования данной кандидатуры с президентом и по предварительной рекомендации председателя соответствующего горисполкома. Заместители главы районной администрации назначаются председателем горисполкома по рекомендации главы администрации. Иные сотрудники районной администрации назначаются ее главой по согласованию с председателем горисполкома.

Исполнительный комитет любого уровня является коллегиальным органом общей компетенции. В соответствии с законом решения исполкома принимаются на его заседаниях путем голосования. Заседания должны проходить не реже одного раза в месяц в присутствии не менее 2/3 утвержденного состава членов исполкома. Утверждение состава исполкома осуществляет вышестоящий исполком. Решение на заседании принимается большинством голосов от числе присутствующих. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

Компетенция органов местного управления и тенденции ее изменения.

В соответствии с законодательством «о местном управлении и самоуправлении» компетенция исполкомов в настоящее время очень обширна основными вопросами входа в компетенцию является:

1. Разработка и подследственное осуществление программы социально-экономического развития территорий.

2. Формирование и последствие исполнения местного бюджета.

3. Управление и распоряжение коммунальной собственности и природными ресурсами соответственно административно территориальной единицы.

4. Обеспечение доходной части бюджета путем налоговых и не налоговых поступлений.

5. Обеспечение соблюдения законодательства на подведомственных территориях.

6. Предоставление гражданам комплекса социально-культурных, коммуникально-бытовых, транспортных, торговых, информационных и юридических услуг.

7. Обеспечение безопасности проживания населения и охрана правопорядка.

8. Решение вопросов землеустройства и землепользования.

9. Регистрация субъектов хозяйствования и контроль их деятельности.

10. Заключение договоров с субъектами хозяйствования и привлечения их к участию в социально-экономическом развитии административно территориальной единицы.

На протяжении последних двух десятков лет компетенция местных исполнительных комитетов потерпела значительные изменения в сторону своего расширения..

29. Существенной частью системы органов исполнительной власти являются органы местного управления. В соответствии с законом «О местном управлении и самоуправлении» от 4 января 2010г. под местным управлением понимают форму деятельности исполнительных и распорядительных органов власти, формируемых в каждой административно-территориальной единицы, для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов, а также интересов граждан, проживающих в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. Система органов местного управления включает в себя 3 территориальных уровня:

1. Областной (областные исполкомы и минский горисполком);

2. Базовый (районные исполкомы (118), исполкомы городом областного подчинения);

3. Первичный (сельские и поселковые исполкомы, исполкомы городов районного подчинения, а также местные администрации в городах, имеющих районные деления).

37. Форма управления – внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осу-ществленные в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия.

Государственно-управленческая деятельность осуществляется в таких формах:

• акты управления, обращенные вовне;

• акты организационные – действия внутри органа управления;

• гражданско-правовой договор;

• расчеты в учреждениях Госбанка;

• выступление в суде или арбитраже;

• рассмотрение протестов прокурора;

• выполнение обязанностей.

 

38.

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти заключается в разработке правовых норм, их совершенствовании, изменении и отмене.

Этапы правотворческой деятельности:

1. Решение органа исполнительной власти о целесообразности разработки НПА.

2. Подготовка текста проекта НПА.

3. Обсуждение.

4. Возможный этап: доработка.

5. Согласование.

6. Возможный этап: предварительное одобрение.

7. Внесение проекта в правотворческий орган.

8. Принятие или утверждение проекта НПА.

9. Опубликование акта управления.

НПА, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.

Правоприменительная деятельность включает в себя:

1. Установление фактических обстоятельств дела.

2. Выбор или отыскание соответствующей правовой нормы.

3. Выявление пределов действия правовой нормы.

4. Уяснение смысла и содержания норм права.

 

39. Под методом управления понимают способы и средства практической реализации функций органов исправительной власти и их должностных лиц в их повседневной деятельности на основе, закрепленной за ними компетенции с применением установленных законом форм управленческой деятельности.

Все методы управления подразделяются на общие и специальные.

Среди общих методов выделяют такие как:

1. Метод убеждения;

2. Метод стимулирования;

3. Метод принуждения.

В любом демократическом обществе основным методом управления является метод убеждения, который представляет собой комплекс воспитательных, информационных, разъяснительных и организационных мер, направленных на достижение единства воли руководителя и подчиненного, государства и гражданина. Данный метод является основным в связи с тем, что:

1. Он наиболее доступен, особенно в современном информационном обществе, с его развитыми технологиями общественных коммуникаций.

2. Он наиболее экономичен, так как не требует дополнительных средств на создание систем и структур принуждения.

3. Данный метод позволяет заменить внешнее регулирование внутренним саморегулированием субъекта, когда следование внешнему управляющему воздействию становится внутренне осознанной потребностью субъекта.

Дополнительными методами управления являются методы стимулирования и принуждения. Распространенным случаем стимулирования является метод поощрения, заключение в наделении конкретного лица разовыми или долговременными льготами и приоритетами по сравнению с иными лицами. Выделяют следующие виды поощрений:

1. Моральное (благодарность, публичное поощрение);

2. Материальное (денежное вознаграждение, ценный подарок, финансовые льготы);

3. Статусное (повышение в должности, классе, звании и т.д.);

4. Смешанное.

Стимулирование может носить и негативный характер и заключаться в предупреждении лица от недопущения в последующем ранее совершенных деяний отрицательного свойства, под угрозой применения различных мер ответственности.

Принуждение применяются только в тех случаях, когда иные методы управления являются неэффективными и не приводят к желаемому результату.

Особенности специальных методов управлен

Наряду с общими методами используют специальные методы управления, среди которых следует выделить:

1. Административный метод – метод прямого воздействия.

2. Экономический метод – метод косвенного воздействия.

Основные признаки административного метода:

1. Данный метод реализует принцип «делай, как приказано».

2. Данный метод основан на значительном количестве подзаконных актов, нормы которых регламентируют каждый шаг исполнителя.

3. Данный метод применим как наиболее эффективный в условиях кризиса и чрезвычайных ситуациях.

4. Данный метод не учитывает заинтересованность исполнителя в конечном результате работы.

5. Данный метод ограничивает инициативу исполнителя.

6. Данный метод основан на принципе централизации управления, т.е. концентрации полномочий в руках немногочисленных субъектов управления на его верхних уровнях.

7. Данный метод позволяет быстро достичь желаемого результата за счет концентрации средств, однако результат не всегда имеет долговременный характер.

Основные признаки экономического метода:

1. Данный метод реализует принцип «делай, как лучше».

2. Данный метод основан на общих нормах закона и Конституции и предполагает различные варианты управленческих действий.

3. Данный метод наиболее эффективен в условиях равномерного благоприятного развития общества и государства.

4. Данный метод учитывает заинтересованность исполнителя, в том числе материальную, в конечном результате работы.

5. Данный метод развивает инициативу исполнителя.

6. Данный метод основан на принципе децентрализации управления, т.е. на распределении полномочий среди многочисленных субъектов управления, находящихся на его нижних уровнях и в регионах.

7. Данный метод требует больше времени для достижения результата, однако результат в большинстве случаев имеет устойчивый стабильный характер.

На практике вышеуказанные методы управления редко используются в «чистом» виде и эффективность управления зависит от гибкого сочетания данных методов.

 

40. Понятие и виды правовых актов.

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное требование органов власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение административно-правовых норм, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов государственного управления (в первую очередь, органов исполнительной власти).

Классификация правовых актов:

1. По юридическим свойствам:

1) Нормативные, т.е. правоустанавливающие;

2) Индивидуальные, т.е. правоприменительные.

2. По юридическим последствиям:

1) Обязывающие;

2) Запрещающие;

3) Наделяющие полномочиями;

4) Поощряющие;

5) Содержащие отказы.

3. По времени вступления в силу:

1) С момента принятия;

2) С момента подписания;

3) С момента официального опубликования;

4) С момента включения в национальные и иные реестры;

5) Со специально предусмотренного в правовом акте срока;

6) С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.

4. По действию в пространстве:

1) Республиканские;

2) Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).

5. По действию во времени:

1) Постоянные (бессрочные);

2) Временные (срочные).

6. По порядку принятия:

1) Коллегиальные;

2) Единоличные.

7. По виду государственного органа, издающего правовой акт:

1) Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения);

2) Акты правительства (постановления, протоколы совещаний);

3) Акты министерств, государственных комитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы);

4) Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения);

5) Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).

8. По характеру компетенции государственного органа:

1) Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов);

2) Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.);

3) Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.);

4) Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);

9. По объему полномочий государственных органов:

1) Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений;

2) Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений;

3) Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.

10. По степени сложности акта:

1) Простые;

2) Сложные;

3) Уникальные.

11. По целям принятия:

1) Оперативно-исполнительные (регулятивные);

2) Правоохранительные.

12. По форме принятия:

1) Словесные (устные, письменные);

2) Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.

41. Признаки нормативных и индивидуальных нормативных актов.

Основным юридическим свойством правовых актов является их нормативный или индивидуальный (нерегламентарный) характер.

Признаки нормативных актов:

1. Конкретизирует правовые нормы актов более высокой юридической силы.

2. Определяет типовые правила поведения в сфере государственного управления.

3. Адресованы неопределенному кругу лиц.

4. Рассчитанные на неоднократные применения.

5. Содержат запреты и ограничения.

6. Устанавливают правовой статус государственных органов и должностных лиц.

7. Обеспечивают реализацию прав и свобод граждан.

8. Обеспечивают охрану установленного правопорядка в сфере государственного управления.

Признаки индивидуальных правовых актов:

1. Должны соответствовать законам и иным нормативным правовым актам.

2. Выражает конкретные властные требования юридического характера.

3. Данные акты имеют персонифицированный характер.

4. В большинстве случае, рассчитаны на однократное применение.

5. Служат юридическими фактами, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

6. Являются правоисполнительными, распорядительными актами.

7. Обеспечивать оперативное решение конкретных административных дел.

8. Обеспечивают реализацию правоохранительной функции органов государственного управления.

42. Требования, предъявляемые к правовым актам.

Все требования можно разделить на 3 группы:

1. Общие требования законности.

2. Специальные требования.

3. Организационно-технические требования.

К общим требованиям относят:

1. Соответствие Конституции с законом и вышестоящим актом органов управления.

2. Соответствие компетенции органа или лица издающего акты.

3. Соответствие акта управления в форме, установленной для него законом.

4. Соответствие акта установленному для него порядку принятия.

5. Официальное опубликование правового акта или доведение его до сведения адресата.

6. Экономическая и юридическая обоснованность правового акта.

7. Недопустимость нарушения актом конституционных прав и свобод граждан.

8. Наличие в правовом акте установленных законом реквизитов (название органа; название акта; место и дата издания; регистрационный номер; должность лица, уполномоченного подписать акт; фамилия уполномоченного лица).

Данные требования распространяются на любые виды правовых актов, не зависимо кто, где, когда их издает.

Специальные требования, установлены для отдельных видов правовых актов:

1. В ряде случаев правовой акт должен быть издан в строго установленные для него сроки (постановления об административном взыскании в срок до 2 месяцев).

2. В ряде случаев правовой акт требует предварительного согласования с уполномоченным государственным органом (указ президента о назначении премьер-министра предварительно согласовывается с Палатой представителей).

3. В ряде случае правовой акт после своего издания должен быть утвержден уполномоченным государственным органом (указ президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом республики).

4. Ряд правовых актов обязаны проходить юридическую экспертизу (в Министерстве юстиции, в администрации президента, с 2009г. в Конституционном суде).

5. Ряд правовых актов должны включаться в национальный и иные реестры.

6. Ряд правовых актов должны содержать ссылки на иные правовые акты для иллюстрации их правовой основы и взаимосвязи.

К организационно-техническим требованиям относят следующие:

1. Правовой акт должен быть изложен юридически грамотным языком и не содержать двусмысленных толкований

2. Правовой акт не должен содержать орфографических, синтаксических и иных ошибок и исправлений

3. Правовые акты должны быть изданы в печатном виде на специальных бланках и формулярах

4. Правовые акты должны быть структурированы на разделы, части, главы, статьи, параграфы и т.д. для удобства работы с ними, восприятия и ссылок

5. Правовой акт должен содержать четкие оттиски печати, штампов, разборчивые подписи.

 

43. В ряде случаев возникает ситуация «переживания» правового акта и обратного действия правового акта. Под переживанием понимают распространение действия утратившего свою юридическую силу правового акта на период времени, в котором действует вновь принятый правовой акт. Цель подобного переживания правового акта окончательно урегулировать правовые отношения, возникшие в период действия утратившего силу правового акта в отношении конкретных лиц или событий

Пример переживания: правонарушение совершенное 28 февраля 2007г. и подлежащее рассмотрению в марте-апреле 2007г. должно было рассматриваться по нормам КОАП 1984г., несмотря на то, что с 1 марта 2007г. вступили в действие новые КоАП и ПИКоАП. Это вызвано тем, что правонарушение совершено в период действия старого кодекса и должно быть рассмотрено по его нормам.

 

Под обратным действием правого акта понимают распространение юридической силы вновь принятого правового акта на период времени, который предшествовал его принятию, т.е. на период действия старого правового акта. Цель данной юридической процедуры с точки зрения гуманизма устранить ранее возложенные на лицо обязанности или снизить ранее примененные к лицу меры ответственности. В случае ужесточения мер ответственности или возложения новых обязанностей вновь принятый правовой акт обратного действия не имеет.

Пример обратного действия: если лицо совершившее правонарушение 28 февраля 2007г., в соответствии с КоАП 1984г. должно было подвергнуться взысканию в виде административного ареста, а по новому КоАП с 1 марта 2007г. арест был устранен или заменен штрафом, то рассмотрение дела должно было проводиться в соответствии с нормами КоАП вступившего в действие 1 марта 2007г., так как он предполагает более гуманные меры ответственности.

47. Административная ответственность – разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении уполномоченными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Основные черты (особенности) административной ответственности:

1. Устанавливается как законами, так и подзаконными актами;

2. Субъектами ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;

3. Основанием является административное правонарушение;

4. За административные правонарушения налагаются административные взыскания;

5. К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством;

6. Применяется органами и лицами, не связанными с нарушителем служебными отношениями;

7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.1 с.)