Место административного права в правовой системе Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место административного права в правовой системе Республики Беларусь



Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республи-ки Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяют: Конституция Республики Бела-русь (ст. 11); Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993 г.; Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и порядке въезда в Республику Беларусь» от 2 июня 1993 г. и др.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно и временно находящихся на территории республики. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство. Сре-ди постоянно проживающих можно выделить политэмигрантов. Временно находящиеся в стране иностранцы делятся на прибывших с деловыми целями, туристов, транзитных пассажиров и др.

Особую группу иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Республики Беларусь составляют беженцы.

38.

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти заключается в разработке правовых норм, их совершенствовании, изменении и отмене.

Этапы правотворческой деятельности:

1. Решение органа исполнительной власти о целесообразности разработки НПА.

2. Подготовка текста проекта НПА.

3. Обсуждение.

4. Возможный этап: доработка.

5. Согласование.

6. Возможный этап: предварительное одобрение.

7. Внесение проекта в правотворческий орган.

8. Принятие или утверждение проекта НПА.

9. Опубликование акта управления.

НПА, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.

Правоприменительная деятельность включает в себя:

1. Установление фактических обстоятельств дела.

2. Выбор или отыскание соответствующей правовой нормы.

3. Выявление пределов действия правовой нормы.

4. Уяснение смысла и содержания норм права.

 

39. Под методом управления понимают способы и средства практической реализации функций органов исправительной власти и их должностных лиц в их повседневной деятельности на основе, закрепленной за ними компетенции с применением установленных законом форм управленческой деятельности.

Все методы управления подразделяются на общие и специальные.

Среди общих методов выделяют такие как:

1. Метод убеждения;

2. Метод стимулирования;

3. Метод принуждения.

В любом демократическом обществе основным методом управления является метод убеждения, который представляет собой комплекс воспитательных, информационных, разъяснительных и организационных мер, направленных на достижение единства воли руководителя и подчиненного, государства и гражданина. Данный метод является основным в связи с тем, что:

1. Он наиболее доступен, особенно в современном информационном обществе, с его развитыми технологиями общественных коммуникаций.

2. Он наиболее экономичен, так как не требует дополнительных средств на создание систем и структур принуждения.

3. Данный метод позволяет заменить внешнее регулирование внутренним саморегулированием субъекта, когда следование внешнему управляющему воздействию становится внутренне осознанной потребностью субъекта.

Дополнительными методами управления являются методы стимулирования и принуждения. Распространенным случаем стимулирования является метод поощрения, заключение в наделении конкретного лица разовыми или долговременными льготами и приоритетами по сравнению с иными лицами. Выделяют следующие виды поощрений:

1. Моральное (благодарность, публичное поощрение);

2. Материальное (денежное вознаграждение, ценный подарок, финансовые льготы);

3. Статусное (повышение в должности, классе, звании и т.д.);

4. Смешанное.

Стимулирование может носить и негативный характер и заключаться в предупреждении лица от недопущения в последующем ранее совершенных деяний отрицательного свойства, под угрозой применения различных мер ответственности.

Принуждение применяются только в тех случаях, когда иные методы управления являются неэффективными и не приводят к желаемому результату.

Особенности специальных методов управлен

Наряду с общими методами используют специальные методы управления, среди которых следует выделить:

1. Административный метод – метод прямого воздействия.

2. Экономический метод – метод косвенного воздействия.

Основные признаки административного метода:

1. Данный метод реализует принцип «делай, как приказано».

2. Данный метод основан на значительном количестве подзаконных актов, нормы которых регламентируют каждый шаг исполнителя.

3. Данный метод применим как наиболее эффективный в условиях кризиса и чрезвычайных ситуациях.

4. Данный метод не учитывает заинтересованность исполнителя в конечном результате работы.

5. Данный метод ограничивает инициативу исполнителя.

6. Данный метод основан на принципе централизации управления, т.е. концентрации полномочий в руках немногочисленных субъектов управления на его верхних уровнях.

7. Данный метод позволяет быстро достичь желаемого результата за счет концентрации средств, однако результат не всегда имеет долговременный характер.

Основные признаки экономического метода:

1. Данный метод реализует принцип «делай, как лучше».

2. Данный метод основан на общих нормах закона и Конституции и предполагает различные варианты управленческих действий.

3. Данный метод наиболее эффективен в условиях равномерного благоприятного развития общества и государства.

4. Данный метод учитывает заинтересованность исполнителя, в том числе материальную, в конечном результате работы.

5. Данный метод развивает инициативу исполнителя.

6. Данный метод основан на принципе децентрализации управления, т.е. на распределении полномочий среди многочисленных субъектов управления, находящихся на его нижних уровнях и в регионах.

7. Данный метод требует больше времени для достижения результата, однако результат в большинстве случаев имеет устойчивый стабильный характер.

На практике вышеуказанные методы управления редко используются в «чистом» виде и эффективность управления зависит от гибкого сочетания данных методов.

 

40. Понятие и виды правовых актов.

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное требование органов власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение административно-правовых норм, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов государственного управления (в первую очередь, органов исполнительной власти).

Классификация правовых актов:

1. По юридическим свойствам:

1) Нормативные, т.е. правоустанавливающие;

2) Индивидуальные, т.е. правоприменительные.

2. По юридическим последствиям:

1) Обязывающие;

2) Запрещающие;

3) Наделяющие полномочиями;

4) Поощряющие;

5) Содержащие отказы.

3. По времени вступления в силу:

1) С момента принятия;

2) С момента подписания;

3) С момента официального опубликования;

4) С момента включения в национальные и иные реестры;

5) Со специально предусмотренного в правовом акте срока;

6) С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.

4. По действию в пространстве:

1) Республиканские;

2) Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).

5. По действию во времени:

1) Постоянные (бессрочные);

2) Временные (срочные).

6. По порядку принятия:

1) Коллегиальные;

2) Единоличные.

7. По виду государственного органа, издающего правовой акт:

1) Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения);

2) Акты правительства (постановления, протоколы совещаний);

3) Акты министерств, государственных комитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы);

4) Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения);

5) Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).

8. По характеру компетенции государственного органа:

1) Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов);

2) Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.);

3) Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.);

4) Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);

9. По объему полномочий государственных органов:

1) Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений;

2) Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений;

3) Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.

10. По степени сложности акта:

1) Простые;

2) Сложные;

3) Уникальные.

11. По целям принятия:

1) Оперативно-исполнительные (регулятивные);

2) Правоохранительные.

12. По форме принятия:

1) Словесные (устные, письменные);

2) Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.

41. Признаки нормативных и индивидуальных нормативных актов.

Основным юридическим свойством правовых актов является их нормативный или индивидуальный (нерегламентарный) характер.

Признаки нормативных актов:

1. Конкретизирует правовые нормы актов более высокой юридической силы.

2. Определяет типовые правила поведения в сфере государственного управления.

3. Адресованы неопределенному кругу лиц.

4. Рассчитанные на неоднократные применения.

5. Содержат запреты и ограничения.

6. Устанавливают правовой статус государственных органов и должностных лиц.

7. Обеспечивают реализацию прав и свобод граждан.

8. Обеспечивают охрану установленного правопорядка в сфере государственного управления.

Признаки индивидуальных правовых актов:

1. Должны соответствовать законам и иным нормативным правовым актам.

2. Выражает конкретные властные требования юридического характера.

3. Данные акты имеют персонифицированный характер.

4. В большинстве случае, рассчитаны на однократное применение.

5. Служат юридическими фактами, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

6. Являются правоисполнительными, распорядительными актами.

7. Обеспечивать оперативное решение конкретных административных дел.

8. Обеспечивают реализацию правоохранительной функции органов государственного управления.

42. Требования, предъявляемые к правовым актам.

Все требования можно разделить на 3 группы:

1. Общие требования законности.

2. Специальные требования.

3. Организационно-технические требования.

К общим требованиям относят:

1. Соответствие Конституции с законом и вышестоящим актом органов управления.

2. Соответствие компетенции органа или лица издающего акты.

3. Соответствие акта управления в форме, установленной для него законом.

4. Соответствие акта установленному для него порядку принятия.

5. Официальное опубликование правового акта или доведение его до сведения адресата.

6. Экономическая и юридическая обоснованность правового акта.

7. Недопустимость нарушения актом конституционных прав и свобод граждан.

8. Наличие в правовом акте установленных законом реквизитов (название органа; название акта; место и дата издания; регистрационный номер; должность лица, уполномоченного подписать акт; фамилия уполномоченного лица).

Данные требования распространяются на любые виды правовых актов, не зависимо кто, где, когда их издает.

Специальные требования, установлены для отдельных видов правовых актов:

1. В ряде случаев правовой акт должен быть издан в строго установленные для него сроки (постановления об административном взыскании в срок до 2 месяцев).

2. В ряде случаев правовой акт требует предварительного согласования с уполномоченным государственным органом (указ президента о назначении премьер-министра предварительно согласовывается с Палатой представителей).

3. В ряде случае правовой акт после своего издания должен быть утвержден уполномоченным государственным органом (указ президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом республики).

4. Ряд правовых актов обязаны проходить юридическую экспертизу (в Министерстве юстиции, в администрации президента, с 2009г. в Конституционном суде).

5. Ряд правовых актов должны включаться в национальный и иные реестры.

6. Ряд правовых актов должны содержать ссылки на иные правовые акты для иллюстрации их правовой основы и взаимосвязи.

К организационно-техническим требованиям относят следующие:

1. Правовой акт должен быть изложен юридически грамотным языком и не содержать двусмысленных толкований

2. Правовой акт не должен содержать орфографических, синтаксических и иных ошибок и исправлений

3. Правовые акты должны быть изданы в печатном виде на специальных бланках и формулярах

4. Правовые акты должны быть структурированы на разделы, части, главы, статьи, параграфы и т.д. для удобства работы с ними, восприятия и ссылок

5. Правовой акт должен содержать четкие оттиски печати, штампов, разборчивые подписи.

 

43. В ряде случаев возникает ситуация «переживания» правового акта и обратного действия правового акта. Под переживанием понимают распространение действия утратившего свою юридическую силу правового акта на период времени, в котором действует вновь принятый правовой акт. Цель подобного переживания правового акта окончательно урегулировать правовые отношения, возникшие в период действия утратившего силу правового акта в отношении конкретных лиц или событий

Пример переживания: правонарушение совершенное 28 февраля 2007г. и подлежащее рассмотрению в марте-апреле 2007г. должно было рассматриваться по нормам КОАП 1984г., несмотря на то, что с 1 марта 2007г. вступили в действие новые КоАП и ПИКоАП. Это вызвано тем, что правонарушение совершено в период действия старого кодекса и должно быть рассмотрено по его нормам.

 

Под обратным действием правого акта понимают распространение юридической силы вновь принятого правового акта на период времени, который предшествовал его принятию, т.е. на период действия старого правового акта. Цель данной юридической процедуры с точки зрения гуманизма устранить ранее возложенные на лицо обязанности или снизить ранее примененные к лицу меры ответственности. В случае ужесточения мер ответственности или возложения новых обязанностей вновь принятый правовой акт обратного действия не имеет.

Пример обратного действия: если лицо совершившее правонарушение 28 февраля 2007г., в соответствии с КоАП 1984г. должно было подвергнуться взысканию в виде административного ареста, а по новому КоАП с 1 марта 2007г. арест был устранен или заменен штрафом, то рассмотрение дела должно было проводиться в соответствии с нормами КоАП вступившего в действие 1 марта 2007г., так как он предполагает более гуманные меры ответственности.

47. Административная ответственность – разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении уполномоченными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Основные черты (особенности) административной ответственности:

1. Устанавливается как законами, так и подзаконными актами;

2. Субъектами ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;

3. Основанием является административное правонарушение;

4. За административные правонарушения налагаются административные взыскания;

5. К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством;

6. Применяется органами и лицами, не связанными с нарушителем служебными отношениями;

7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Место административного права в правовой системе Республики Беларусь

Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.

Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.

 

3. Понятие административно-правовой нормы

Административно-правовая норма – это правило поведение, регулирующее управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемыми государственным принуждением.

Структура административно-правовых норм. Административно-правовая норма как и любая другая норма имеет следующую структуру:

1. Гипотеза.

2. Диспозиция.

3. Санкция.

Гипотеза – это часть административно-правовой нормы, которая содержит указание на конкретные условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой. Содержание гипотезы принято считать юридический фактор, порождающий административно-правовое отношение.

Гипотезы могут быть двух видов:

1. Четко-определенные

2. Относительно-определенные

Как правило: гипотеза не присутствует в каждой административно-правовой норме. Статья 4.3 Кодекса об административно-правовом отношении устанавливает: «Административная ответственность устанавливается для лиц, достигших 16 лет».

Диспозиция – это часть административно-правовой нормы, в которой устанавливается само правило поведения, либо запрет на определенное поведение. Нормы бывают императивные и диспозитивные.

Санкция – устанавливает неблагоприятные последствия за нарушение правовых норм.

Классификация административно-правовых норм:

1. По предмету регулирования: материальные и процессуальные

2. По функциям: регулятивные и охранительные

3. По содержанию: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

4. По юридической силе

5. По действию во времени

6. По действию в пространстве

7. По объему регулирования

8. По степени определенности

4. Действие норм рассчитано на неопределенное время, однако существуют нормы, действие которых связано с наступлением события (стихийные бедствия и т. п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. Различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанав-ливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, военнослужащие и т. п.). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, долж-ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

 

5. Реализация административно-правовых норм осуществляется, в основном, двумя способами:

• исполнение – на основе нормы люди выполняют свои конкретные функции;

• применение – осуществляют уполномоченные, компетентные органы и должностные лица; это их пра-воприменительная деятельность.

В отличие от обычного исполнения административно-правовых норм применение их предполагает издание индивидуальных актов управления на основе общих административно-правовых норм.

 

6. Административно-правовые отношения – урегулированное нормой административного права обще-ственное отношения управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юриди-ческих обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.

 

 

7. Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. К ним относятся:

1. Конституция Республики Беларусь 1996 г.

2. Законодательные акты.

3. Указы, декреты и распоряжения Президента Республики Беларусь.

4. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь.

5. Нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Республики Беларусь в межотраслевом и отраслевом масштабе.

6. Конституции государств и межгосударственные соглашения в международных отношениях.

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями).

8. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприя-тий и учреждений (внутриорганизационные).

9. Административная наука – отрасль науки об управлении; совокупность взглядов и представлений о дей-ствующем административном праве, его институтах, исторических этапах их развития. Она является важней-шей отраслью правоведения.

12. Понятие и виды субъектов административного права

Субъекты административного права – это участники административно-правовых отношений, которые наделены правами и обязанностями и способны их реализовывать.

Классификация субъектов административно-правовых отношений:

1. Индивидуальные – это граждане, как участники административно-правовых отношений, а также государственные служащие.

2. Коллективные – это органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, а также общественные объединения.

Для участия в административно-правовых отношениях субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность органов государственной власти и общественных объединений определяется их компетенцией. Особенностью правоспособности и дееспособности государственных органов является то, что они возникают одновременно.

13. Правовые основы административно-правового статуса граждан

Гражданин как субъект административно-правовых отношений – это участник общественных отношений урегулированных нормами административного права. Основные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РБ. Кроме этого административно-правовые права и обязанности граждан сформулированы в целом ряде нормативно-правовых актов на уровне кодексов РБ и законов РБ. В качестве примеров гражданский кодекс, трудовой кодекс, кодекс об образовании, а также специальные законы: Закон «О гражданстве», Закон «О здравоохранении», Закон «О воинской обязанности и воинской службе» и т.д. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема. Административная дееспособность граждан – это признание за ними способности своими действиями приобретать административные права и нести обязанности административно-правового характера. По общему правилу все граждане обладают равной правоспособностью. Однако имеются исключения: не пользуются в полном объеме правоспособностью лица признанные в установленном порядке душевнобольными или слабоумными.

14. Административная правоспособность, т. е. способность граждан быть субъектами прав и обязанностей в административно-правовой сфере, возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Объем и содержание ее определяются законами и основанными на них актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права. Конкретный объем административный прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств, возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только государством.

 

15. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Обеспечение прав и свобод граждан, является высшей целью государства (ст. 21 Конституции). В целом права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на 2 группы:

1. Абсолютные (право на жизнь)

2. Относительные (право на охрану здоровья)

Среди важнейших прав в сере государственного управления следует назвать право на поступление на службу в органы государственной власти и управления; право на внесение предложений и заявлений; право граждан на получение информации; право на бесплатную медицинскую помощь; право на образование; право на подачу жалобы; право на защиту от незаконного посягательства на жизнь и здоровье.

Обязанности в сфере государственного управления:

1. Соблюдать действующее законодательство

2. Получать разрешения органов государственной власти на совершение определенных действий (проведение пикета)

 

 

16. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Рес-публики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.088 с.)