Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Поиск

1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

2. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

 

4. Общие правила наложения административных взысканий.

 

КоАП закрепляет следующие принципы карательного воздействия:

-законность;

-целесообразность;

-гуманизм;

-своевременность, оперативность;

-индивидуализация ответственности.

Законность реализуется в точном соответствии действий уполномоченных лиц с КоАП и другими актами, в наложении взысканий при наличии состава и соответствующей компетенции. Лицо, совершившее правонарушение подлежит административной ответственности по законодательству, действующему во время и по месту совершения правонарушения.

С учетом принципа гуманизма права акты, смягчающие или отменяющие ответственность, имеют обратную силу. Это значит, что их действие распространяется и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Если же в актах устанавливается административная ответственность, то такие акты обратной силы не имеют.

Главные проявления целесообразности состоят в индивидуализации кары и экономии репрессии. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст.33,34 КоАП).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

-чистосердечное раскаяние виновного;

-предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное -возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

-совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

-совершение правонарушения несовершеннолетним;

-совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющим ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень является открытым: орган, решающий дело, может признать смягчающим и обстоятельства, не указанные в законодательстве.

КоАП 2003 г предусматривает как смягчающее вину обстоятельство еще наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаны:

-продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

-повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

-совершение правонарушения группой лиц;

-вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

-совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

-совершение правонарушения в состоянии опьянения.

(Уполномоченный орган в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим).

КоАП 2003г. предусматривает в дополнение к этому еще иные обстоятельства, отягчающие вину:

-совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

-совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

-совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

-совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

-совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

КоАП закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.

1) при малозначительности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 21)

1.При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, орган, ведущий административный процесс, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

2.Малозначительным признается деяние физического лица, содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить вред охраняемым настоящим Кодексом правам и законным интересам.

2) Лицо освобождается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия (ст. 20)

3)Передача материалов об административных правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам), для привлечения их к дисциплинарной ответственности (ст. 15)

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 настоящего Кодекса), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность. (Введена Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87, 2/980.)

4) Материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18- летнего возраста, направляются в комиссию по делам несовершеннолетних (ст. 13, 201)

1. Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати пет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.

2.На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

3. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Две первые альтернативы основаны на дисциплинарных полномочиях правоприменителя, а две последние для него обязательны.

Глава 8 КоАП 2003 предусматривает основания для освобождения от административной ответственности:

8.1. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

8.2 Юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в случае освобождения от административной ответственности должностного лица или иного работника этого юридического лица, совершивших административное правонарушение, по основаниям, предусмотренным настоящей главой, кроме освобождения от административной ответственности с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части первой статьи 7.2 настоящего Кодекса.

8.3 Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3, б части первой статьи 7.2 настоящего Кодекса. (Обстоятельства, смягчающие административную ответственность).

8.4 Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее административную ответственность, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным представителем.

8.5.Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства.

Кроме того, не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны, невменяемости.

5.2 Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержишь такое лицо не представлялось возможным.

Ст. 5.4 Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Статья 4.5. КоАП 2003 года перечисляет деяния, влекущие административную ответственность по требованию

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:

умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

клевета (статья 9.2);

оскорбление (статья 9.3);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);

присвоение найденного имущества (статья 10.6);

причинение имущественного ущерба (статья 10.7);

7) уничтожение, или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13), -

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности

При совершении же одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

7.4. При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.

2. Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушении, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

1) штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, - ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления - тысячи базовых величин;

2) лишение специального права - пяти лет;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью - двух лет;

4) административный арест - двадцати пяти суток.

3. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.

4. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

Ст. 37 КоАП называет 3 варианта определения начала течения срока давности:

1)административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала срока считается день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически - фактическое окончание срока.

2)При фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения - не позднее двух месяцев.

3)В случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

КоАП 2003 г дополняется следующими положениями ст. 7.6:

за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей

среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;

за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, таможенного

регулирования - не позднее одного года со дня его совершения;

за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.2, 13.4-13.7 настоящего Кодекса, - не позднее трех лет со дня их совершения.

3. В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня отмены постановления и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против порядка налогообложения и таможенного регулирования - не позднее тринадцати месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по административным правонарушениям против порядка налогообложения, предусмотренным статьями 13.2, 13.4-13.7 настоящего Кодекса, - не позднее тридцати семи месяцев со дня их совершения (Уклонение от постановки на учет в налоговом органе, нарушение срока представления налоговой декларации (расчета), нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)).

Ст. 38. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ст. 2.8).

Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

 

5. Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

Система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, отличается неоднородностью субъектов этой деятельности. Ряд органов создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (административные комиссии), другие органы выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (сельские, поселковые исполнительные комитеты), у третьих контрольно- надзорных органов, эта деятельность занимает существенный объем работы, т.к. в этом состоит их функциональное назначение (государственные инспекции).

Система органов строится по территориальному и отраслевому принципу.

К территориальным органам, функционирующим в пределах административно-территориального деления, относятся административные комиссии.

Отраслевые органы тесно связаны с отраслями государственного управления. Этим органам присуща не только отраслевая специализация в рассмотрении конкретных дел, но и четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил охоты полномочны рассматривать дела и налагать административные взыскания органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдение правил охоты.

Среди юрисдикционных органов ст. 149 КоАП называет Административные комиссии при исполкомах. Они вправе рассматривать дела при наличии определенного кворума (не менее 1\2 или 2\3 состава). Они являются специально созданным органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в различных сферах управления.

Дела, которые рассматривают административные комиссии можно разбить на 2 группы:

- которые находятся исключительно в подведомственности административных комиссий (незаконное использование земель государственного лесного фонда, нарушение правил связи).

- дела смешанной компетенции, т.е. их могут рассматривать и разрешать как административные комиссии, так и другие органы. К ним относятся большинство правонарушений, посягающих на общественный порядок, порядок управления и правосудия, права и свободы граждан.

Основным коллегиальным органом, рассматривающим дела об административных проступках несовершеннолетних (1б-18лет) являются городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних.

К коллегиальным органам относятся также исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов. Они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности на животный мир, нарушении правил пользования жилыми помещениями, потраве посевов и повреждении насаждений.

Судьями рассматриваются дела о нарушении требований радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, мелком хищении, мелком хулиганстве.

Самую многочисленную группу органов административной юрисдикции составляют отраслевые и другие органы (должностные лица), уполномоченные законодательством рассматривать дела об административных правонарушениях (органы внутренних дел, таможенные органы, органы лесного хозяйства, органы Министерства обороны и др.).

Не менее важным вопросом для рассмотрения административных правонарушений является подведомственность как неотъемлемая часть компетенции. Подведомственность представляет собой распределение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции.

Выделяют несколько уровней подведомственности:

Видовая, определяющая какой вид государственных органов занимается такими делами, видовая подведомственность закрепляется чаще однозначно (дело рассматривается ОВД или судья), иногда альтернативно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или суд) (ст.ст. 199-224).

Территориальная, определяющая какой именно орган исполнительной власти данного вида, какой судья должен заниматься делом. По общему правилу дело расследуется по месту совершения нарушения.

Должностная, определяет, кто в государственном органе должен заниматься рассмотрением дела. Объем полномочий должностных лиц характеризуется видами и размерами административных взысканий, которые они могут применять к правонарушителям. Так, административный арест и конфискацию могут применять только судьи, а начальник ОВД за мелкое хулиганство вправе лишь наложить штраф. Размер штрафных санкций зависит от должностного положения лица. Максимальные размеры назначают руководители юрисдикционных органов.

Из указанных в КоАП 1984г. 45 субъектов, только 6 определены в Проекте процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.21):

районный (городской) суд;

сельский, поселковый исполнительный комитет;

административная комиссия районного, городского исполнительного комитета или администрация района в городе;

районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних;

орган внутренних дел (милиция);

орган Комитета государственного контроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.150.88 (0.013 с.)