Структура административно правовых норм, специфика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура административно правовых норм, специфика



Структура административно правовых норм, специфика

Традиционная структура правовых норм применима и к административным нормам:

Гипотеза: относительно – определенная встречается чаще, нежели чем абсолютно – определенная.

Диспозиция: в административно- правовых нормах излагается преимущественно как права, полномочия, дозволения или в виде обязанностей и т.д.

Санкция: относительно – определенная (штраф от 5 до 10 базовых величин), абсолютно – определенная (дисциплинарная санкция - выговор).

Особенность административно – правовых санкций состоит в том, что многие нормы административного права непосредственно в своей структуре их не содержат. В этом случае санкция помещена в другом акте, в зависимости от того, какая устанавливается ответственность (дисциплинарная, административная, уголовная). Вторая особенность заключается в том, что санкций очень много, так как предмет регулирования административного права велик (дисциплинарные, материальные, административные санкции). В свою очередь каждый вид санкций объединяет число конкретных санкций (административные взыскания – арест, предупреждение и т.д.)

 

2. Понятие, виды административно – правовых отношений, их специфика и элементы (структура).

 

Административно – правовое отношение – есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной номой.

Особенности административно – правовых отношений:

1. Складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно – распорядительной деятельности.

2. Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления.

3. Орган государственного управления или должностное лицо реализует принадлежащие ему полномочия государственно – властного характера.

4. Споры между сторонами, как правило, разрешаются во внесудебном порядке.

Структура административно – правовых отношений

Субъект: граждане, иностранцы и лица без гражданства, органы государственного управления, их структурные подразделения, негосударственные объединения, служащие государственных органов и негосударственных объединений.

Правосубъектность юридических лиц возникает с момента регистрации и прекращается их ликвидацией. Правосубъектность физических лиц состоит из правоспособности и дееспособности.

Объекты: - вещи, материальные ценности; продукты духовного творчества; действия, бездействия; личные нематериальные блага.

Содержание: совокупность прав и обязанностей конкретных субъектов каждого правоотношения.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно – правовых отношений являются юридические факты: юридические действия, юридические события.

Виды административно – правовых отношений

1. По содержанию

- материальные;

- процессуальные.

2. От характера связи между сторонами

- вертикальные – складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой;

- горизонтальные – складывается между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, между неподчиненными друг другу органами.

3. По целевому назначению:

- связанные с повседневной реализацией задач государственного управления;

- связанные с совершением административно – правовых деликтов.

4. По способу защиты:

- административно – правовые отношения, защищаемые в административном порядке;

- судебном порядке.

 

 

Система республиканских органов государственного управления

И иных государственных организаций, подчиненных

Министерства, государственные комитеты

1.Министерство архитектуры и строительства

2.Министерство внутренних дел

3.Министерство жилищно-коммунального хозяйства

4.Министерство здравоохранения

5.Министерство иностранных дел

6.Министерство информации

7.Министерство культуры

8.Министерство лесного хозяйства

9.Министерство обороны

10.Министерство образования

11.Министерство по налогам и сборам

12.Министерство по чрезвычайным ситуациям

13.Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

14.Министерство промышленности

15.Министерство связи и информатизации

16.Министерство сельского хозяйства и продовольствия

17.Министерство спорта и туризма

18.Министерство статистики и анализа

19.Министерство торговли

20.Министерство транспорта и коммуникаций

21.Министерство труда и социальной защиты

22.Министерство финансов

23.Министерство экономики

24.Министерство энергетики

25.Министерство юстиции

26.Комитет государственной безопасности

27.Государственный военно-промышленный комитет

28.Государственный комитет по авиации

29.Государственный комитет по науке и технологиям

30.Государственный комитет пограничных войск

31.Государственный таможенный комитет

 

Республики Беларусь

 

1.Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром" (концерн "Белгоспищепром")

2.Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн "Белнефтехим")

3.Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн "Беллегпром")

4.Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн "Белместпром")

5.Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн "Белбиофарм")

6.Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн "Беллесбумпром")

7.Белорусская железная дорога

8.Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз) (находится в ведении Правительства Республики Беларусь по вопросам, определенным законодательством)

 

4.Местные органы государственного управления.

 

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. (Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» в редакции от 10.01.2000)

И ПОЛИТЧЕСКИЕ ПАРТИИ

1.Понятие и виды общественных объединений, особенности их административно - правового статуса.

 

Права граждан в государственном управлении реализуются ими не только индивидуально, но и в коллективном порядке. В последнем случае следует говорить обо все возрастающей потребности людей объединяться для какой-либо деятельности, создания все большего числа общественных объединений.

Общественные объединения являются добровольными формированиями граждан и создаются в целях совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Они создаются на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности и законности.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигания национальной, религиозной и расовой вражды. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Выделяют следующие организационно - правовые формы общественных объединений:

Общественная организация - основанная на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан;

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические, иные общественно полезные цели.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений и использовании данного имущества а общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, цель которого в оказании конкретного вида услуг.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Союз (ассоциация) - общественное объединение, состоящее из нескольких общественных объединений, созданное на основе нескольких договоров или уставов.

Виды общественных объединений:

1) По территориальной сфере деятельности

международные общественные объединений,

республиканские,

местные.

2) По внутренней структуре:

централизованные,

нецентрализованные.

3) По условиям членства:

имеющие фиксированное членство,

не имеющие фиксированного членства.

4) По числу членов:

малые,

средние,

массовые.

5) По социальной сфере деятельности:

политические,

экологические,

экономические.

Общественные объединения тесно взаимодействуют с государством через определенные формы:

-Государство осуществляет правовое регулирование деятельности общественных объединений путем создания нормативно - правовых актов, а также путем их регистрации;

-Массовые общественные объединения могут сотрудничать с государством при подготовке государственных решений;

-Общественные объединения могут участвовать в формировании государственных органов;

-Возможен взаимный контроль государства и общественных объединений за деятельностью друг друга;

-Возможна материально - финансовая и организационная поддержка государством социально - значимых общественных объединений;

Государство может применять к общественным объединениям санкции за нарушение законодательства об их деятельности.

По законодательству Республики Беларусь выделяют следующие виды общественных объединений:

- Общественные объединения, созданные для защиты гражданских, экономических, социальных, культурных прав.

- Общественные объединения, содействующие выявлению и выражению политической воли граждан и участию в выборах (политические партии).

- Общественные объединения, объединяющие граждан по профессиональному признаку для защиты трудовых и социально - экономических прав (профсоюзы).

- Общественные объединения, созданные для защиты прав граждан на свободу вероисповедания (религиозные организации).

- Органы территориального общественного самоуправления - созданы для защиты интересов и решения проблем, возникающих по месту жительства.

 

2.Политические партии как субъект административного права.

 

Политическая партия - независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее на основании конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

В соответствии с конституцией граждане Республики Беларусь свободой объединения в политические партии.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий. Политическим партиям может предоставляться право пользоваться государственными средствами массовой информации. Государственные органы не имеют право вмешиваться в деятельность политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом. Политические партии действуют на основании устава или программы. На территории республики запрещено создание и деятельность политических партий других государств и тех политических партий, которые имеют своей целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.

Способы деятельности политических партий:

- разработка и пропаганда своих программ;

- проведение съездов, конференций и других партийных собраний;

- участие в выборах;

- участие в подготовке государственных решений;

- воздействие демократическими методами на состояние общественного мнения.

Порядок создания политической партии:

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане республики Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей республики и города Минска, Политические партии имеют фиксированное членство. Президент и члены Центральной избирательной комиссии приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий, а судьи, прокурорские работники. Сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих, также не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий.

Политические партии учреждаются на их учредительных конференциях, съездах, которые принимают решение о создании партии, ее названии, устав, программу и образуют выборные органы. Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу.

Для регистрации политической партии должны подаваться следующие документы;

-заявление,

-устав, в котором указываются цели, задачи, методы деятельности, полное и сокращенное название, структура политической партии, порядок приема и выход из нее, права и обязанности членов, условия членства, формы работы и порядок принятия решения, порядок реорганизации и ликвидации политической партии, юридический адрес, источники средств и имущество.

-программа,

-протокол учредительного съезда,

-документы, подтверждающие количество учредителей партии,

-документы банка, подтверждающие оплату регистрационного сбора,

-материалы, подтверждающие выполнение закона «О политических партиях», разрешение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять политическую партию в процессе регистрации либо в случае спора в суде,

-иные документы.

Регистрирующим органом для политической партии является Министерство юстиции. Решение о регистрации выносится на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации общественных объединений.

Реорганизация политической партии осуществляется по решению ее высших органов.

Ликвидация осуществляется:

1) по решению их высших органов;

2) по решению Верховного суда Республики Беларусь в случаях

- деятельности, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущей пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды;

- повторного в течение года совершения действий, за которое было вынесено письменное предупреждение (выносится Министерством юстиции в том случае, если деятельность партии выходит за рамки устава, программы);

- если при регистрации были сообщены ложные сведения или предоставлены подложные документы;

-за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях.

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие форм государственного управления, их виды и характеристики.

 

Форма государственного управления - это внешнее, практическое выражение управленческой деятельности в конкретных действиях, совершаемых органами государственного управления и должностными лицами в пределах их компетенции и влекущее за собой определенные последствия.

Каждый орган государственного управления осуществляет свои функции через формы, присущие государственному управлению в целом, а также через специфические формы, присущие только данному государственному органу. Формы государственного управления выражают содержание управленческой деятельности, они конкретно отражают, как выполняется та или иная функция, как разрешается конкретная задача, стоящая перед данным государственным органом.

Эффективность государственного управления зависит от многообразия и умелого сочетания различных форм государственного управления.

Виды форм государственного управления:

1) В зависимости от правовых последствий применения той или иной формы:

- правовые формы государственного управления - четко регламентированы в нормативно - правовых актах и их применение влечет за собой юридически значимые последствия, то есть после их применения возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Правовые формы являются частью компетенции органов государственного управления и применяются только тогда, когда органу предоставлено на это право:

•издание актов государственного управления (как нормативных, так и индивидуальных) и совершение на их основе иных действий юридического характера (задержание нарушителя, прописка и выписка граждан);

•заключение административных договоров (контракт с руководителем государственного предприятия);

•дача обязательных отчетов о своей деятельности;

•дача обязательных ответов на обращения граждан;

•совершение нотариальных действий в предусмотренных законом случаях.

- неправовые формы государственного управления - не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления, то есть, нет четкой регламентации данных форм в нормативно - правовых актах, а также они не влекут за собой юридически значимых последствий:

•организационные действия (совещания, обсуждения, проверки, пресс конференции);

•материально - технические операции (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов, обработка информации, задержание, доставление в ОВД). Исполнительная власть реализуется только через правовые формы, главным образом через издание актов государственного управления, а государственное управление реализуется через правовое и неправовые формы.

2) В зависимости от процессуальной формы осуществления управленческой деятельности:

- процессуальная форма государственного управления - представляет собой властную деятельность должностных лиц, направленную на решение юридических дел. Эта форма достаточно детально регламентирована в нормах права.

При ее осуществлении реализуется компетенция соответствующего органа государственного управления, осуществляются властные полномочия, в результате чего разрешаются конкретные дела либо спорные вопросы;

- непроцессуальная форма государственного управления - включает в себя все виды действий, осуществляемых органами государственного управления, которые детально не регламентируются в нормах права и служат вспомогательным средством при осуществлении государственного управления.

3) В зависимости от способа осуществления управленческой деятельности:

гласные формы - в основном управленческая деятельность осуществляется открыто, гласно, с информированием населения о своей работе;

негласные формы - информирование государственными органами своей деятельности недопустимо в силу ее секретности (оперативно - розыскные мероприятия, разведывательные операции, внешнеэкономическая деятельность).

 

2. Понятие методов государственного управления, их виды и характеристика.

 

Методы государственного управления - это способы, приемы практической реализации задач и функций исполнительной власти, управленческой деятельности, достижение ее целей.

Методы государственного управления показывают, каким образом государство решает стоящие перед ним задачи в области государственного управления. Методы осуществляются в процессе реализации государственного управления, они формируются по воле и от имени государства, отражают государственно - властный характер управления.

По характеру государственного управления выделяют общие методы и специальные. Общие методы применяются любыми органами государственного управления при реализации полномочий. Специальные методы применяются либо конкретным органом государственного управления, либо при реализации одной или нескольких государственных функций.

Виды общих методов:

1) В зависимости от характера воздействия на управляемые объекты:

- метод убеждения- выработка осознания у управляемых необходимости совершения тех или иных действий. Убеждение проявляется в овладении вниманием, во внушении, воздействии на сознание, эмоции. Убеждение в демократическом обществе является главным методом воздействия в силу ряда причин:

используется систематически и повсеместно;

обеспечивая выполнение норм, правил, команд, задач, вырабатывает привычку законопослушания;

выступает как форма самоуправления;

обходится государству дешевле принуждения.

К способам убеждения относят: обучение, пропаганду, агитацию, разъяснение, обмен опытом, инструктаж.

- метод принуждения - это отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Принуждение применяется только тогда, когда не выполнена задача. В административном праве принуждение рассматривается и как метод государственного управления, и как специфическая деятельность специально уполномоченных на то органов государства. К средствам принуждения относят: психическое, материальное, организационное, физическое воздействие. Принуждение может применяться как к индивидам, так и к коллективам. Принуждение должно быть только легальным.

2) В зависимости от преследуемых целей:

- метод наблюдения (пассивный метод) - выражается в оценке деятельности управляемых без вмешательства в содержание деятельности;

- контроль - проверка соответствия фактического состояния дел должному, сопровождающаяся правовым воздействием на деятельность управляемого;

- разработка и применение мер воздействия - это активное вмешательство в содержание деятельности управляемого.

Виды специальных методов:

- По способу воздействия на управляемые объекты:

1)метод прямого воздействия (административный метод)- выражается в прямом воздействии на волю управляемых. По своему характеру - директивный, приказной, так как не оставляет права за управляемыми возможности выбора вариантов поведения и возлагая обязанность прямо выполнить команду, устанавливая за это принудительные меры.

2)метод косвенного воздействия (экономический метод) - выражается в создании заинтересованности у управляемых в выполнении определенных действий (поощрение).

 

3.Понятие, юридическое значение и виды актов государственного управления.

 

Правовые акты - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно - распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально - культурной, административно - политической областями жизни государства.

Правовые акты - основная продукция государственной администрации. Это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А то число разнообразных общественных отношений, которыми органы государственного управления руководят, требует от них принятия правонаделительных актов о приеме на работу, в вузы, о призыве на военную службу, о назначении пенсий, пособий, награждении, возложении обязанностей, запрещении и так далее,

Актам государственного управления свойственны признаки, которые отличают их от других актов:

1. Они принимаются при осуществлении государственной власти, являются правовой формой исполнительно - распорядительной деятельности,

2. Подзаконность актов означает их соответствие действующим законам, актам вышестоящих органов и т.д.

3. Официальный характер состоит в том, что он издается от имени определенной структурной единицы государственного аппарата, выражает волю государства.

4. Правовой акт исполнительной власти опирается на властные полномочия его автора и является односторонним властным волеизъявлением,

5. Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим образом оформлено. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия.

6. Правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой точки зрения их можно объединить в две группы:

- которые устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

- которые влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими фактами.

В них могут содержаться нормы других отраслей права (финансового, трудового, гражданского), они могут повлиять на гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения,

Правовые акты исполнительной власти - это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно - распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Виды актов управления:

1) По юридическому содержанию:

-Нормативные акты - устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.

По кругу лиц эти акты можно разбить на:

- акты общего значения (республиканские, областные, городские);

- межведомственные акты;

- внутриведомственные (в том числе локальные).

- Индивидуальные акты - решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно - распорядительных, правоохранительных, юрисдикционных. По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочиваюшими, содержащими отказы.

- Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня), либо общие требования (усилить внимание к определенной категории дел, экономить ресурсы).

- В смешанных актах одновременно содержаться нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще общие требования:

2) По субъектам:

- акты органов исполнительной власти и их должностных лиц;

- акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти:

а) постановления судей по делам об административных правонарушениях;

б) акты председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение;

-акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.

3) По форме:

- письменные - являются разновидностью служебных документов;

- устные - широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, в воинских частях;

- конклюдентные акты находят внешнее проявление в жестах работника милиции, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах.

4) По функциональной роли:

- по финансовым вопросам;

- по кадровым вопросам;

- методического характера.

5) В зависимости от объема полномочий субъекта власти:

-дискреционные акты - издаются на основе свободы усмотрения, самостоятельно, но в пределах своей компетенции;

-акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (наложение штрафа, передать на рассмотрение по месту учебы, работы);

-акты, принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы на основе конкурса).

6) В зависимости от порядка принятия:

- коллегиальные;

- единоначальные.

7) В зависимости от цели и характера акта (для индивидуальных актов):

 

- оперативно - исполнительные;

- правоохранительные.

8) По действию в пространстве:

- республиканские;

- местные.

10) В особую группу выделяют акты, содержащие в себе меры административной ответственности. Акты с административной санкцией - акты государственного управления, которые содержат правила поведения и меры ответственности за их нарушение. Они издаются с целью регулирования однотипных общественных отношений и обязательны для всех субъектов таких отношений, Акты могут издаваться только по тем вопросам государственного управления, которые специально определены законодательством.

Данные акты носят общеобязательный характер. В связи с тем, что эти акты содержат санкции, применение которых существенно затрагивает интересы граждан, должностных лиц или организаций, закон ограничивает круг органов, наделенных правом их издания (ст. ст,4-5 КоАП). Такие акты издаются как органами власти, так и органами государственного управления. Они принимаются только в коллегиальном порядке.

Нормативные акты, регламентирующие поведение всех граждан, организаций, должностных лиц в ряде областей общественной жизни, имеющих важное значение, всегда содержат санкции за их неисполнение. Акты с административной санкцией принимаются для регулирования вопросов борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Акты должны быть доведены до всеобщего сведения (публикации в местной печати, объявление по радио) и лишь при исключительной срочности, например по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, они вводятся в действие со дня опубликования.

 

4. Процесс принятия административных актов.

 

Акты государственного управления издаются и отменяются в определенном, установленном законом порядке. Наличие специального порядка принятия и отмены актов обусловлено их значением и правовыми последствиями, которые возникают в связи с изданием и отменой правового акта.

Этот порядок направлен на то, чтобы обеспечить соответствие формы и содержания акта целям его издания, необходимую эффективность, законность, авторитет, реализацию демократических принципов правотворческой и правоприменительной деятельности при осуществлении функций государственного управления в государстве.

В Республике Беларусь не существует одного правового акта, определяющего общий порядок принятия (издания) актов управления. Такой порядок регулируется многими актами. Некоторые аспекты рассматриваемого порядка закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»,

Весь процесс создания правового акта государственного управления подразделяется на несколько стадий:

- подготовка проекта акта,

- рассмотрение проекта соответствующим коллегиальным органом или должностным лицом,

- принятие (утверждение проекта) акта,

- доведение его до сведения исполнителей.

Наличие всех указанных самостоятельных стадий характерно главным образом для нормативных актов. Издание же индивидуальных актов в ряде случаев упрощено и не всегда может быть четко подразделено на такие стадии,

Неодинаковы и стадии издания актов в разных органах, и действия, связанные с изданием актов в различных формах одним органом, Например, процедура принятия решений исполкомом отлична от процедуры принятия распоряжений. При этом имеются и общие правила издания некоторых актов различными органами, хотя они содержатся в разных источниках.

1. Отправным моментом всей деятельности по изданию акта является подготовка проекта. Инициатива в подготовке проекта акта управления принадлежит либо самому органу, издающему акты, либо исходит извне (поручение вышестоящего органа, ходатайство общественных организаций, заявления граждан и т.п.) в зависимости от содержания разрешаемого в акте вопроса, Во многих случаях акты управления принимаются по инициативе органов различных общественных организаций. Подготовка проектов нормативных актов осуществляется на плановой основе, В данную стадию входит подбор необходимой информации и материалов, согласование проекта, проведение юридической и иных экспертиз.

2. Рассмотрение проекта и принятие акта управления.

В коллегиальных органах организационной формой обсуждения и принятия актов по основным, наиболее важным вопросам компетенции соответствующего органа является его заседание. В органах, действующих не основе единоначалия (министерства, управления, администрация организаций), также широко применяются различные формы выяснения мнений заинтересованных лиц, учреждений, организаций. В ряде случаев законодательство предусматривает решение этими органами отдельных вопросов только по согласованию с другими органами или организациями. Обязательно требуется согласование проектов актов, затрагивающих финансовые вопросы (с соответствующими финансовыми органами или с бухгалтерией). Все проекты нормативных актов, а также проекты иных актов управления, имеющих юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой. Важнейшие вопросы и проекты решений по ним, как правило предварительно обсуждаются в совещательных, консультативных и других органах и такие обсуждения также служат формой выяснения коллективного мнения.

3. Доведение актов до сведения исполнителей.

Это завершающая стадия издания акта, где он вступает в силу, начинает порождать те правовые последствия, на возникновение которых направлен. Для ознакомления исполнителей с актом используются различные средства: акты рассылаются исполнителям, публикуются в печати, их содержание объявляется по радио и телевидению, исполнители знакомятся с содержанием акта под расписку. Способы и порядок доведения актов до сведения лиц и организаций, которым они адресованы, устанавливаются для различных актов в соответствии с их характером и учетом того, кому они адресуются. Нормативные акты управления могут издаваться с указанием или не указанием срока действия. Ненормативные акты управления прекращают свое действие с момента исполнения содержащихся в них предписаний. Официальным опубликованием является доведение правовых актов до всеобщего сведения путем перепечатывания их текстов в полном соответствии с подписанными оригиналами в следующих изданиях:

- в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь;

- в газете «Советская Белоруссия» - акты Президента Республики Беларусь;

- в газете «Республика» - постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер - министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления;

- в периодических печатных изданиях, которые определяются в соответствий с законодательством Республики Беларусь, - правовые акты областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Неофициальное опубликование осуществляется только после его официального опубликования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.13 с.)