Общая характеристика административного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика административного процесса.



Введение

Чтобы раскрыть тему данной работы, следует для начала определить - какая деятельность подразумевается под термином «административный процесс» и почему рассмотрение данной темы до сих пор представляет немалый интерес для теории административного права.

Административное право - это система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия), а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти.

Административный процесс представляет собой такую деятельность по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных нарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.[1]

 

Итак, процесс. Процесс – это совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются основания для ее рассмотрения также процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности также имеет процессуальную форму.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие «процесс», как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. Именно в таком аспекте определяется содержание судебной власти (ст. 118 Конституции РФ).[2] При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном ориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признак, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску.

Если же обратиться к истории формирования административного права, то можно сказать о некоторых точках зрения, предлагавших рассматривать оное как права, регулирующее применение мер только государственного принуждения.[3] Подобное отношение начало преодолеваться в нормотворческой практике лишь в последние 17-18 лет. Однако, несмотря на законодательное закрепление, в теории административного права до сих пор нет единообразного определения административно-процессуальной деятельности и административного процесса, что является свидетельством того, насколько противоречива сущность данной деятельности в российских реалиях.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административного процесса и попытка разобраться в целях и задачах данной деятельности.


 

Заключение

Итак, в работе проведено комплексное структурно-логическое исследование сущности и видов административного процесса, дана общая характеристика состояния ситуации, сложившейся в области административно-процессуального права, применительно к реалиям сегодняшнего дня.

При написании курсовой работы было рассмотрено значительное количество специальной литературы, что позволило достичь всех поставленных перед данным исследованием задач. В ходе исследования были решены следующие задачи:

• рассмотрено понятие и назначение административного процесса;

• проанализированы задачи, принципы и обозначена правовая основа административно-процессуальной деятельности;

• дано краткое описание целей и задач основных видов административного процесса: административно-процедурного и административно-юрисдикционного.

Что касается нынешнего состояния дел в описываемом сегменте административного права, то, на мой взгляд, административно-процессуальная деятельность достаточно полно закреплена в законодательстве Российской Федерации. Во многом это достигается и благодаря тому, что данная сфера нормотворчества поделена функционально между федерацией и субъектом, что позволяет оперативно исправлять недостатки и пробелы в таких жизненно важных направлениях, как лицензирование, регистрация предпринимателей и некоторых других.

Однако нельзя не заметить, что многочисленные нормы, регулирующие административный процесс, сильно разобщены, что, на мой взгляд, мешает проводить цельную нормотворческую политику в этой области, тем самым открывая дорогу в жизнь всевозможным правовым коллизиям.

Принятие специализированного Федерального Закона действительно сильно упростило бы ведение административного процесса. По мере того, как всё более очевидной становится ценность административного права, процесс начинает остро нуждаться в принятие документа, аналогично тому, что принят в сфере, например, уголовного или гражданского законодательства, а именно УПК РФ и ГПК РФ.

Таковы основные выводы, которые удалось сделать по окончании данного исследования


 

Список использованной литературы

 

• Административное право: учебник под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. – М.: Норма. 2008

• Бахрах Д.Н. Административная ответственность: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2002

• Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – М.: Норма, 2008

• Конституция Российской Федерации

• Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях

• Панова И.В., Административно-процессуальное право России. – М., Норма, 2008

• Салищева Н.Г., Административный процесс в СССР. – М.: ЮЛ, 1972

• Сорокин В.Д., Административно-процессуальное право, учебник, СПб, Юридический центр Пресс, 2004

• Старилов Ю.Н, Административная юстиция: Проблемы теории – Воронеж: издательство Воронежского государственного университета, 1998

• Ященко О.Д «Современная юриспруденция», М, Век, 2000

 

 


[1] Ященко О.Д. "Современная юриспруденция", М., Век, 2000 г.

[2] Конституция Российской Федерации

[3] Салищева Н.Г., Административный процесс в СССР. – М.: ЮЛ, 1972

[4] Старилов Ю.Н, Административная юстиция: Проблемы теории – Воронеж: издательство Воронежского государственного университета, 1998

[5] Панова И.В., Административно-процессуальное право России. – М., Норма, 2008

[6] Сорокин В.Д., Административно-процессуальное право, учебник, СПб, Юридический центр Пресс, 2004

[7] Старилов Ю.Н, Административная юстиция: Проблемы теории – Воронеж: издательство Воронежского государственного университета, 1998

Введение

Чтобы раскрыть тему данной работы, следует для начала определить - какая деятельность подразумевается под термином «административный процесс» и почему рассмотрение данной темы до сих пор представляет немалый интерес для теории административного права.

Административное право - это система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия), а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти.

Административный процесс представляет собой такую деятельность по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных нарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.[1]

 

Итак, процесс. Процесс – это совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются основания для ее рассмотрения также процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности также имеет процессуальную форму.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие «процесс», как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. Именно в таком аспекте определяется содержание судебной власти (ст. 118 Конституции РФ).[2] При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном ориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признак, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску.

Если же обратиться к истории формирования административного права, то можно сказать о некоторых точках зрения, предлагавших рассматривать оное как права, регулирующее применение мер только государственного принуждения.[3] Подобное отношение начало преодолеваться в нормотворческой практике лишь в последние 17-18 лет. Однако, несмотря на законодательное закрепление, в теории административного права до сих пор нет единообразного определения административно-процессуальной деятельности и административного процесса, что является свидетельством того, насколько противоречива сущность данной деятельности в российских реалиях.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административного процесса и попытка разобраться в целях и задачах данной деятельности.


 

Общая характеристика административного процесса.

Итак, в теории административного права существует два основных подхода к понятию административного процесса. С одной стороны, его понимают как деятельность субъектов исполнительной власти по рассмотрению административно-правовых споров и применению разнообразных мер административного принуждения. Это представляется более узкой трактовкой. С другой стороны, его трактуют как более многообразное явление, охватывающее реализацию всех норм материально-административного права, а не только норм, касающихся разрешения споров и применения мер административного принуждения. Чтобы понять, какая из трактовок наиболее полно описывает реальное положение дел. Разберем основные моменты.

Необходимо заметить, что в рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в узком (правоохранительном), так и широком (правоприменительном) смысле составляет административно-процессуальная деятельность:

- административно-процедурная;

- административно-юрисдикционная.

В первом случае имеются ввиду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это – порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и подобные функции и полномочия органов исполнительной власти.

Во втором случае в центре внимания – осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности акции, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным обязательствам, либо лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикции) соответствующей нормы материального административного права.[4]

Следовательно, основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.

Под индивидуальным административным делом следует понимать возникший в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Вне правовых норм административный процесс как явление юридической реальности не существует.[5]

Административный процесс, таким образом, может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.028 с.)