юридических терминов по административному праву



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

юридических терминов по административному праву



Административная дееспособность – возможность граждан своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение.

Административная наука – отрасль науки об управлении; совокупность взглядов и представлений о действующем административном праве, его институтах, исторических этапах их развития. Она является важнейшей отраслью правоведения.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, выражающаяся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная правоспособность – закрепленная нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения.

Административная система – режим власти, основанный на администрировании, связанный с бюрократическими методами управления, своего рода прямом командовании нижестоящими должностными лицами.

Административная форма – внешнее выражение деятельности органа (должностного лица) государственного управления (исполнительной власти), осуществляемая в пределах его компетенции и вызывающая определенные, как правило, юридические последствия.

Административная юрисдикция (от лат. jurisdictio – судопропроизводство, ведение в суде) – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов государственной власти, суда и прокуратуры; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Административная юстиция – особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения.

Административное взыскание – в административном праве мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное задержание – временное лишение личной свободы не в результате применения наказания (взыскания).

Административное право – отрасль права, регулирующая сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных организаций. Его нормы определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, а также порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и организаций. Объекты административного права – экономические отношения, наука, культура, образование, здравоохранение и т. д. Главная особенность общественных отношений, регулирующихся административным правом является обязательное присутствие в качестве стороны отношений государственного органа или должностного лица.

Административное правонарушение (проступок) – посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное пресечение – способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного поступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможностей для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Административное принуждение – один из видов государственно-правового принуждения, заключающийся в установлении государством и реализации в правоприменительной деятельности таких мер принуждения соответствующими органами и должностными лицами.

Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.

Административно-правовая организация управления – закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри этой системы.

Административно-правовой метод регулирования – установление определенного порядка действий, несоблюдение которого влечет за собой определенные юридические последствия; запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой; предоставление возможности действовать (не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенный ей условиях.

Административно-правовой статус гражданина – установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

Административно-правовой статус иностранных лиц – иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республике Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Административно-правовой статус лиц без гражданства – лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Административно-правовой статус общественных объединений – совокупность принадлежащих общественным объединениям прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами административной власти и гражданами. Государство определяет виды административных правоотношений, в которых общественные объединения выступают в качестве субъектов.

Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере управления.

Административно-правовые отношения – урегулированное нормой административного права общественное отношения управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Административно-территориальная единица – территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»).

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство – деление территории государства на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления.

Административный акт – акт органа государственного управления, имеющий своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическая сила административного права определяется тем, от какого органа он исходит. К административным актам относятся решения, принятые в разное время в соответствии с действовавшим в тот период законодательством (указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, Верховного Совета Республики Беларусь и Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, решения органов государственного управления, областных и районных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов), по вопросам административно-территориального устройства республики, областей и районов; об образовании, наименовании (переименовании), установлении и изменении границ и административных центров областей и районов; об образовании, установлении наименования (переименовании), категории, установлении и изменении границ городов и иных населенных пунктов; об образовании, наименовании (переименовании), установлении и изменении границ территорий специального режима использования.

Административный арест – в административном праве устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй группы.

Административный процесс – деятельность государственных органов по разрешению конкретных административных дел в сфере государственного управления. По нормам административный процесс рассматриваются, например, жалобы и заявления граждан, налагаются дисциплинарные взыскания.

Административный суд – особый вид судов, призванный осуществлять административное правосудие. Система и принципы их внутренней организации и деятельности, как правило, то же, что и у обычных судов. Получили распространение в ряде зарубежных стран (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция).

Администрация предприятия, учреждения, организации – руководители либо иные органы управления, предусмотренные уставом предприятия, учреждения, организации, имеющие полномочия в области управленческих отношений.

Администрация Президента – орган государственного управления, обеспечивающий деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь

Акт – 1. Документ, составляемый группой лиц, подтверждающий установленные ими факты (акты инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей и др.) (Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденная приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23.05.1995 г. № 13); 2. Документ, составленный комиссией или специально выделенными должностными лицами и подтверждающий установленные факт, событие, действие. В зависимости от назначения акты бывают различного содержания: акты инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей, акты приема объектов в эксплуатацию, проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и др. (Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь, утвержденная приказом Министерства юстиции Республики Беларусь 18.10.2001 г. № 311).

Акт государственного управления – это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридическое последствие.

Аппарат органа – совокупность всех составных частей рабочего аппарата данного органа.

Аппарат управления – вся система органов исполнительной власти.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обязательств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

Вертикальные административно-правовые отношения – отношения, складывающиеся между субъектами административного права, при которых один субъект организационно подчинен другому.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, – один из видов административного взыскания, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях – свободная цена на день выявления правонарушения.

Виды административного взыскания – в административном праве за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Вина – элемент субъективной стороны правонарушения, это психическое отношение лица к совершаемому правонарушению, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Военное положение – особый порядок управления в государстве, вводимый в случае чрезвычайных обстоятельств, военной агрессии и т. д. актом Президента Республики Беларусь.

Возбуждение производства об административном правонарушении – деятельность уполномоченных на то должностных лиц (государственных органов), представляющая собой начальную стадию производства по делам об административных нарушениях.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения – один из видов административного взыскания, состоит в принудительном изъятии и последующей реализацией с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении– решение по делу об административном правонарушении, принимаемое уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами.

Гипотеза – элемент административно-правовой нормы, указывает на те условия, при наличии которых применятся соответствующее правило поведения.

Горизонтальные административно-правовые отношения – отношения, складывающиеся между субъектами административного права, которые не связаны между собой организационной подчиненностью.

Государственная дисциплина – соблюдение и точное и неуклонное исполнение государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций.

Государственная служба – вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

Государственное управление – деятельность государственной власти, направленная на осуществление государственных целей. Государственное управление представляет собой своего рода организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.

Государственные служащие – это граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.

Государственный аппарат – система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий. (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате»).

Государственный комитет – республиканский орган государственного управления Республики Беларусь, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности.

Государственный контроль – контроль уполномоченных органов государственного управления за исполнением законодательства Республики Беларусь.

Государственный орган – организация или учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное соответствующими властными правомочиями.

Граждане (физические лица) – лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующиеся его защитой и наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Диспозиция – элемент административно-правовой нормы, правило поведения, предусматриваемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается, преимущественно, как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

Дисциплинарная ответственность – ответственность, устанавливаемая в соответствии с законодательством о труде за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок).

Дисциплинарное взыскание – мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающая от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых проступков.

Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных законодательством.

Доказательства – фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия).

Единоначальный орган – орган, в котором решающая часть по всем вопросам его компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Законность – строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами правил действующего законодательства.

Инкорпорация (от лат. incorporatio) – упорядочение нормативного материала путем его объединения и расположения в определенном систематическом порядке (например, различного рода справочники, сборники нормативного материала).

Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Исполнение постановления о наложении административного взыскания – завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях, заключающаяся в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю постановлением.

Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти. Она практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности. Представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления).

Исправительные работы – один из видов длящегося административного взыскания имущественного характера (отбывание наказания по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % его заработка в доход государства).

Источники административного права – форма выражения норм административного права. К источникам административного права относятся: нормы Конституции Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь; правовые акты органов государственного управления – постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы, инструкции министерств, государственных комитетов и других центральных ведомств; нормативные акты местных Советов, органов государственного управления; правовые акты государственных акционерных обществ, корпораций, концернов и иных хозяйственно-управленческих объединений.

Кодификация (от лат. codificatio) – упорядочение нормативного материала путем устранения существующих пробелов и противоречий, замены устаревших норм современными.

Коллегиальный орган – организационно и юридически обособленная группа лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. Решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, руководство порученными участками работы.

Комитет государственного контроля – государственный орган, образуемый Президентом и осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет при министерстве (государственный комитет) Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, действующий под непосредственным управлением соответствующего министерства (государственного комитета) и осуществляющий специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»).

Конституционный суд Республики Беларусь – государственный орган конституционного контроля, учрежденный для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом Республики Беларусь «О Конституционном суде» (Закон Республики Беларусь «О Конституционном суде» от 30 марта 1994 г. № 2914-XII).

Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения – один из видов административного взыскания, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.

Лица без гражданства – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Личный досмотр – досмотр вещей, ручной клади, багажа, одежды, в том числе находящейся на досматриваемом, тела досматриваемого, орудий охоты, рыбной ловли, добытой продукции и других предметов. Как правило, осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся, и в присутствии понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи и предметы могут быть подвергнуты досмотру в отсутствие собственника (владельца) при участии двух понятых.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину – один из видов административного взыскания, применяется за грубое или систематическое нарушение установленных правил. Различают лишение права управления транспортными средствами и охоты, срок наложения – до 5 лет.

Материальная ответственность – положение, установленное законодательством о труде, в соответствии с которым возлагается материальная ответственность на работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей.

Материальные нормы административного права – права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т. е., фактически их административно-правовой статус.

Межотраслевая координация – управленческая деятельность всех органов управления, состоящая в реализации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого значения. Выражается в единых действиях по решению конкретно-определенных задач межотраслевого уровня. Направлена на преодоление ведомственной разобщенности, особенно при организации управления по отраслевому принципу.

Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов, собственной материально-финансовой базы и привлечения средств.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов (интересов населения, проживающего на соответствующей территории).

Метод административного права – метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.

Метод управления – средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижение ее целей.

Механизм административно-правового регулирования – совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Министерство Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления Республики Беларусь (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (см. ст. 12 Закона Республики Беларусь «О совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Министр Республики Беларусь – глава министерства – республиканского органа государственного отраслевого (функционального) управления, проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности), координирует деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь. Основными задачами Министра являются: 1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации конституционных положений, прав и интересов юридических и физических лиц; 2) обеспечение эффективной деятельности центрального аппарата министерства и подчиненных министерству организаций (далее – подчиненные организации); 3) контроль за исполнением актов законодательства в руководимой отрасли (сфере деятельности).

Мотив – элемент субъективной стороны правонарушения, непосредственная внутренняя побудительная причина совершения правонарушения. В отдельных случаях, предусмотренных КоАП Республики Беларусь, мотив может рассматриваться судом как отягчающее или смягчающее обстоятельство.

Надзор – заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельность неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

Обеспечение национальной безопасности – деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 г. № 390)

Обжалование – в административном праве реализация гражданами своего права высказывать свои претензии органам и должностным лицам органов государственного управления.

Обращения граждан – обращения граждан к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, независимо от формы собственности. Различают: предложения – обращения граждан, направленные нам совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий; заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан; жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Обстоятельства, исключающие ответственность по делам об административных правонарушениях – установленные законом условия, при наличии которых исключается административная ответственность. Основаниями освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность правонарушителя. К ним относятся отсутствие в действиях нарушителя состава административного правонарушения, целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия. Принятие решения об освобождении от административной ответственности органом, уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольные объединения граждан, в установленном законодательном порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Общество – устойчивая связь людей, объединенных в союз.

Общий надзор прокуратуры – деятельность по надзору за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных лиц, общественных организаций Конституции Республики Беларусь, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета министров Республики Беларусь; надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – нормами трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права.

Объективная сторона – система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих проявление административного правонарушения – действие либо бездействие.

Ограничение административной ответственности – ограничение применения тем или иным субъектом административного правонарушения взысканий либо оснований для их применения.

Опротестование – реализации прокурором права подачи протеста в орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении.

Орган межотраслевой компетенции – орган управления, выполняющий общие специализированные функции для всех или большинства сфер управления.

Орган общей компетенции – орган управления, осуществляющий деятельность по руководству на подведомственной территории всеми или большинством сфер управления, обеспечивает общеэкономическое и социально-культурное развитие.

Орган отраслевой компетенции – орган управления осуществляющий руководство подчиненными ему отраслями, обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этими отраслями (например, Министерство торговли, Министерство архитектуры и строительства).

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях – дела об административных правонарушениях рассматриваются: административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов; исполнительными комитетами поселковых, сельских Советов депутатов; районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних; районными (городскими) народными судами (народными судьями); органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами Республики Беларусь.

Органы управления – исполнительные и распорядительные органы государственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующими субъектами частично или полностью делегированы права, св<



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.017 с.)