Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

юридических терминов по административному праву

Поиск

Административная дееспособность – возможность граждан своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение.

Административная наука – отрасль науки об управлении; совокупность взглядов и представлений о действующем административном праве, его институтах, исторических этапах их развития. Она является важнейшей отраслью правоведения.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, выражающаяся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная правоспособность – закрепленная нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения.

Административная система – режим власти, основанный на администрировании, связанный с бюрократическими методами управления, своего рода прямом командовании нижестоящими должностными лицами.

Административная форма – внешнее выражение деятельности органа (должностного лица) государственного управления (исполнительной власти), осуществляемая в пределах его компетенции и вызывающая определенные, как правило, юридические последствия.

Административная юрисдикция (от лат. jurisdictio – судопропроизводство, ведение в суде) – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов государственной власти, суда и прокуратуры; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Административная юстиция – особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения.

Административное взыскание – в административном праве мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное задержание – временное лишение личной свободы не в результате применения наказания (взыскания).

Административное право – отрасль права, регулирующая сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных организаций. Его нормы определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, а также порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и организаций. Объекты административного права – экономические отношения, наука, культура, образование, здравоохранение и т. д. Главная особенность общественных отношений, регулирующихся административным правом является обязательное присутствие в качестве стороны отношений государственного органа или должностного лица.

Административное правонарушение (проступок) – посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное пресечение – способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного поступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможностей для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Административное принуждение – один из видов государственно-правового принуждения, заключающийся в установлении государством и реализации в правоприменительной деятельности таких мер принуждения соответствующими органами и должностными лицами.

Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.

Административно-правовая организация управления – закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри этой системы.

Административно-правовой метод регулирования – установление определенного порядка действий, несоблюдение которого влечет за собой определенные юридические последствия; запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой; предоставление возможности действовать (не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенный ей условиях.

Административно-правовой статус гражданина – установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

Административно-правовой статус иностранных лиц – иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республике Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Административно-правовой статус лиц без гражданства – лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Административно-правовой статус общественных объединений – совокупность принадлежащих общественным объединениям прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами административной власти и гражданами. Государство определяет виды административных правоотношений, в которых общественные объединения выступают в качестве субъектов.

Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере управления.

Административно-правовые отношения – урегулированное нормой административного права общественное отношения управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Административно-территориальная единица – территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»).

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство – деление территории государства на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления.

Административный акт – акт органа государственного управления, имеющий своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическая сила административного права определяется тем, от какого органа он исходит. К административным актам относятся решения, принятые в разное время в соответствии с действовавшим в тот период законодательством (указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, Верховного Совета Республики Беларусь и Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, решения органов государственного управления, областных и районных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов), по вопросам административно-территориального устройства республики, областей и районов; об образовании, наименовании (переименовании), установлении и изменении границ и административных центров областей и районов; об образовании, установлении наименования (переименовании), категории, установлении и изменении границ городов и иных населенных пунктов; об образовании, наименовании (переименовании), установлении и изменении границ территорий специального режима использования.

Административный арест – в административном праве устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй группы.

Административный процесс – деятельность государственных органов по разрешению конкретных административных дел в сфере государственного управления. По нормам административный процесс рассматриваются, например, жалобы и заявления граждан, налагаются дисциплинарные взыскания.

Административный суд – особый вид судов, призванный осуществлять административное правосудие. Система и принципы их внутренней организации и деятельности, как правило, то же, что и у обычных судов. Получили распространение в ряде зарубежных стран (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция).

Администрация предприятия, учреждения, организации – руководители либо иные органы управления, предусмотренные уставом предприятия, учреждения, организации, имеющие полномочия в области управленческих отношений.

Администрация Президента – орган государственного управления, обеспечивающий деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь

Акт – 1. Документ, составляемый группой лиц, подтверждающий установленные ими факты (акты инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей и др.) (Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденная приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23.05.1995 г. № 13); 2. Документ, составленный комиссией или специально выделенными должностными лицами и подтверждающий установленные факт, событие, действие. В зависимости от назначения акты бывают различного содержания: акты инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей, акты приема объектов в эксплуатацию, проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и др. (Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь, утвержденная приказом Министерства юстиции Республики Беларусь 18.10.2001 г. № 311).

Акт государственного управления – это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридическое последствие.

Аппарат органа – совокупность всех составных частей рабочего аппарата данного органа.

Аппарат управления – вся система органов исполнительной власти.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обязательств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

Вертикальные административно-правовые отношения – отношения, складывающиеся между субъектами административного права, при которых один субъект организационно подчинен другому.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, – один из видов административного взыскания, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях – свободная цена на день выявления правонарушения.

Виды административного взыскания – в административном праве за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Вина – элемент субъективной стороны правонарушения, это психическое отношение лица к совершаемому правонарушению, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Военное положение – особый порядок управления в государстве, вводимый в случае чрезвычайных обстоятельств, военной агрессии и т. д. актом Президента Республики Беларусь.

Возбуждение производства об административном правонарушении – деятельность уполномоченных на то должностных лиц (государственных органов), представляющая собой начальную стадию производства по делам об административных нарушениях.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения – один из видов административного взыскания, состоит в принудительном изъятии и последующей реализацией с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении – решение по делу об административном правонарушении, принимаемое уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами.

Гипотеза – элемент административно-правовой нормы, указывает на те условия, при наличии которых применятся соответствующее правило поведения.

Горизонтальные административно-правовые отношения – отношения, складывающиеся между субъектами административного права, которые не связаны между собой организационной подчиненностью.

Государственная дисциплина – соблюдение и точное и неуклонное исполнение государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций.

Государственная служба – вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

Государственное управление – деятельность государственной власти, направленная на осуществление государственных целей. Государственное управление представляет собой своего рода организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.

Государственные служащие – это граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.

Государственный аппарат – система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий. (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате»).

Государственный комитет – республиканский орган государственного управления Республики Беларусь, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности.

Государственный контроль – контроль уполномоченных органов государственного управления за исполнением законодательства Республики Беларусь.

Государственный орган – организация или учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное соответствующими властными правомочиями.

Граждане (физические лица) – лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующиеся его защитой и наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Диспозиция – элемент административно-правовой нормы, правило поведения, предусматриваемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается, преимущественно, как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

Дисциплинарная ответственность – ответственность, устанавливаемая в соответствии с законодательством о труде за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок).

Дисциплинарное взыскание – мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающая от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых проступков.

Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных законодательством.

Доказательства – фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия).

Единоначальный орган – орган, в котором решающая часть по всем вопросам его компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Законность – строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами правил действующего законодательства.

Инкорпорация (от лат. incorporatio) – упорядочение нормативного материала путем его объединения и расположения в определенном систематическом порядке (например, различного рода справочники, сборники нормативного материала).

Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Исполнение постановления о наложении административного взыскания – завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях, заключающаяся в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю постановлением.

Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти. Она практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности. Представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления).

Исправительные работы – один из видов длящегося административного взыскания имущественного характера (отбывание наказания по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % его заработка в доход государства).

Источники административного права – форма выражения норм административного права. К источникам административного права относятся: нормы Конституции Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь; правовые акты органов государственного управления – постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы, инструкции министерств, государственных комитетов и других центральных ведомств; нормативные акты местных Советов, органов государственного управления; правовые акты государственных акционерных обществ, корпораций, концернов и иных хозяйственно-управленческих объединений.

Кодификация (от лат. codificatio) – упорядочение нормативного материала путем устранения существующих пробелов и противоречий, замены устаревших норм современными.

Коллегиальный орган – организационно и юридически обособленная группа лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. Решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, руководство порученными участками работы.

Комитет государственного контроля – государственный орган, образуемый Президентом и осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет при министерстве (государственный комитет) Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, действующий под непосредственным управлением соответствующего министерства (государственного комитета) и осуществляющий специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»).

Конституционный суд Республики Беларусь – государственный орган конституционного контроля, учрежденный для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом Республики Беларусь «О Конституционном суде» (Закон Республики Беларусь «О Конституционном суде» от 30 марта 1994 г. № 2914-XII).

Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения – один из видов административного взыскания, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.

Лица без гражданства – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Личный досмотр – досмотр вещей, ручной клади, багажа, одежды, в том числе находящейся на досматриваемом, тела досматриваемого, орудий охоты, рыбной ловли, добытой продукции и других предметов. Как правило, осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся, и в присутствии понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи и предметы могут быть подвергнуты досмотру в отсутствие собственника (владельца) при участии двух понятых.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину – один из видов административного взыскания, применяется за грубое или систематическое нарушение установленных правил. Различают лишение права управления транспортными средствами и охоты, срок наложения – до 5 лет.

Материальная ответственность – положение, установленное законодательством о труде, в соответствии с которым возлагается материальная ответственность на работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей.

Материальные нормы административного права – права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т. е., фактически их административно-правовой статус.

Межотраслевая координация – управленческая деятельность всех органов управления, состоящая в реализации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого значения. Выражается в единых действиях по решению конкретно-определенных задач межотраслевого уровня. Направлена на преодоление ведомственной разобщенности, особенно при организации управления по отраслевому принципу.

Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов, собственной материально-финансовой базы и привлечения средств.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов (интересов населения, проживающего на соответствующей территории).

Метод административного права – метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.

Метод управления – средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижение ее целей.

Механизм административно-правового регулирования – совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Министерство Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления Республики Беларусь (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (см. ст. 12 Закона Республики Беларусь «О совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Министр Республики Беларусь – глава министерства – республиканского органа государственного отраслевого (функционального) управления, проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности), координирует деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь. Основными задачами Министра являются: 1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации конституционных положений, прав и интересов юридических и физических лиц; 2) обеспечение эффективной деятельности центрального аппарата министерства и подчиненных министерству организаций (далее – подчиненные организации); 3) контроль за исполнением актов законодательства в руководимой отрасли (сфере деятельности).

Мотив – элемент субъективной стороны правонарушения, непосредственная внутренняя побудительная причина совершения правонарушения. В отдельных случаях, предусмотренных КоАП Республики Беларусь, мотив может рассматриваться судом как отягчающее или смягчающее обстоятельство.

Надзор – заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельность неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

Обеспечение национальной безопасности – деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 г. № 390)

Обжалование – в административном праве реализация гражданами своего права высказывать свои претензии органам и должностным лицам органов государственного управления.

Обращения граждан – обращения граждан к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, независимо от формы собственности. Различают: предложения – обращения граждан, направленные нам совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий; заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан; жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Обстоятельства, исключающие ответственность по делам об административных правонарушениях – установленные законом условия, при наличии которых исключается административная ответственность. Основаниями освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность правонарушителя. К ним относятся отсутствие в действиях нарушителя состава административного правонарушения, целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия. Принятие решения об освобождении от административной ответственности органом, уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольные объединения граждан, в установленном законодательном порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Общество – устойчивая связь людей, объединенных в союз.

Общий надзор прокуратуры – деятельность по надзору за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных лиц, общественных организаций Конституции Республики Беларусь, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета министров Республики Беларусь; надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – нормами трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права.

Объективная сторона – система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих проявление административного правонарушения – действие либо бездействие.

Ограничение административной ответственности – ограничение применения тем или иным субъектом административного правонарушения взысканий либо оснований для их применения.

Опротестование – реализации прокурором права подачи протеста в орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении.

Орган межотраслевой компетенции – орган управления, выполняющий общие специализированные функции для всех или большинства сфер управления.

Орган общей компетенции – орган управления, осуществляющий деятельность по руководству на подведомственной территории всеми или большинством сфер управления, обеспечивает общеэкономическое и социально-культурное развитие.

Орган отраслевой компетенции – орган управления осуществляющий руководство подчиненными ему отраслями, обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этими отраслями (например, Министерство торговли, Министерство архитектуры и строительства).

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях – дела об административных правонарушениях рассматриваются: административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов; исполнительными комитетами поселковых, сельских Советов депутатов; районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.012 с.)