Раздел 7 Административное право и законность в управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7 Административное право и законность в управлении



Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Обеспечение законности и дисциплины в управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:

· своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение нарушений;

· установление причин и условий, им способствующих;

· привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

· разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

· создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается с помощью организационно-правовых средств. Деятельность различных государственных органов, в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины. Для некоторых – это лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер.

В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: контроль, надзор, право жалобы.

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам органов государственного управления. В ст. 40 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

Тема 21. Контроль в государственном управлении.

21.1. Виды и принципы контроля.

21.2. Контроль представительных органов власти за деятельностью администрации.

21.3. Контрольные полномочия органов Комитета Государственного контроля Республики Беларусь за деятельностью аппарата государственного управления.

21.4. Контроль органов исполнительной власти: ведомственный и вневедомственный.

21.5. Административный надзор и его особенности.

Виды и принципы контроля

Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) – аппарата государственного управления в общественной жизни.

Сущность и назначение контроля:

· наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

· получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;

· принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

· выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

· принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В сфере государственного управления больше, чем в какой-либо иной области общественной деятельности, контроль отличают многосторонность и разнохарактерность, позволяющие компетентным органам судить о соответствии результатов деятельности аппарата управления в целом, отдельных органов управления разных уровней, их структурных подразделений и работников стоящим перед ними задачам, возложенным служебным обязанностям.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления.

Органы контроля интересуются не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является его составной частью. По своему содержанию она уже контроля и заключается в эффективной оценке выполнения соответствующего решения, указания, задания подчиненным аппаратом управления.

В контрольной деятельности используются различные методы: тематические проверки, рейды, материалы средств массовой информации, заслушивание отчетов, наблюдение за действиями контролируемого субъекта и т. д. Не менее полезны обсуждения, аналитический разбор ситуации, беседы с работниками, инструктирование их и оказание необходимой помощи.

В большинстве случаев контроль и проверка исполнения производятся одновременно непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управления и специальными органами или их должностными лицами.

Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают подконтроль предварительный (превентивный), текущий и последующий.

Исходя их организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объектов, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (подведомственном) контроле.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:

· контроль Президента Республики Беларусь;

· контроль органов предварительной (законодательной) власти;

· контроль органов государственного управления;

· контроль органов судебной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.005 с.)