Отличие правовых актов управления от других актов и юридических документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие правовых актов управления от других актов и юридических документов



Правовые акты управления отличаются от актов правосудия и прокурорского надзора содержанием, юридическим свойством, порядком принятия, отмены, обжалования и исполнения.

Правовые акты управления могут приниматься на основе указаний вышестоящих органов управления или по прямому их поручению. Так, в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2000 г. прямо предписано Министерству архитектуры и строительства, Министерству финансов и другим органам принять соответствующие акты управления. В большинстве своем они издаются в связи с необходимостью организации деятельности нижестоящих организаций (органов), обеспечения решения конкретных вопросов, возникающих в процессе государственного управления. Актами управления могут устанавливаться нормы права. Они могут распространяться на значительное количество однородных общественных отношений и в течение длительного времени.

Судебные акты (приговоры, решения, определения, постановления) выносятся с учетом конституционного принципа. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия, а значит и принятию актов по результатам рассмотрения дел, недопустимо (ст. 110 Конституции Республики Беларусь). Акты судов (правосудия) принимаются по конкретным делам, в том числе и по фактам правонарушений (уголовных, гражданских), либо в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц. Судебные акты являются только правоприменительными, ими не устанавливаются нормы права. Они только применяют правовую норму к конкретному случаю.

Юрисдикционные акты, принимаемые органами государственного управления и судьями по административным делам и исполнительным производствам, схожи с актами правосудия. Однако имеются и различия:

· упрощенная процедура принятия;

· в предусмотренных законодательством случаях может не выноситься постановление с отражением в нем всех данных, оговоренных в ч. 2 ст. 261 КоАП Республики Беларусь, а о мере взыскания производится соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении либо постановление оформляется иным установленным способом (ч. 6 ст. 261);

· несколько иное содержание рассматриваемых актов;

· порядок обжалования (опротестования) юрисдикционных актов.

Указанные выше отличия актов управления от актов правосудия относятся и к актам прокурорского надзора: протестам, постановлениям, предписаниям, официальным предупреждениям. Актами прокурорского надзора не творится право. Они издаются, чтобы восстановить нарушенное право. Адресатами могут быть и органы государственного управления, совершившие отступления от закона.

Правовые акты управления отличаются и от гражданско-правовых актов. Правовые акты управления – односторонние властные действия, а гражданско-правовой договор – результат взаимного соглашения нескольких субъектов. Лишь в отдельных случаях изданию акта управления предшествует взаимное соглашение сторон – участников будущих административно-правовых и иных отношений (например, при издании приказа о зачислении на должность в государственное учреждение). Но и в этих случаях соответствующие правоотношения возникают не с момента соглашения сторон, а с момента вступления в силу акта управления. Гражданско-правовые сделки, договоры предполагают равенство сторон в правах. Здесь отсутствует субъект, обладающий властными полномочиями по отношению к другому, а руководитель организации, издавая акт управления, осуществляет только руководство. Если же он участвует в гражданско-правовой сделке, то выступает в качестве равноправного субъекта, без проявления властных полномочий. За незаконный правовой акт управления ответственность, как правило, несет орган или должностное лицо, издавшее его. При заключении гражданско-правового договора обе стороны несут равную ответственность.

Иначе говоря, акты управления отличаются от гражданско-правовых актов как по своей юридической природе, так и по основаниям издания.

Существенно отличаются правовые акты управления и от документов, имеющих юридическое значение: паспорт гражданина Республики Беларусь; удостоверение водителя автотранспортного средства; технический паспорт автомобиля; удостоверение личности; пропуск; трудовая книжка; диплом об окончании вуза; аттестат об окончании школы и т. д. Все названные документы удостоверяют те или иные факты, составляются по установленной законом форме, которая и придает им юридическое значение. Однако указанные документы не порождают и не изменяют правоотношений, т. е. не влекут юридических последствий. Подобным образом правовые акты управления отличаются и от служебных документов: справок, докладных (служебных) записок, письменных докладов, отчетов, актов ревизий, информационных справок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.005 с.)