Сравнительное административное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительное административное право



А. Л. Бачило, Н. Е. Сокол

СРАВНИТЕЛЬНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

(краткий курс лекций)

Минск

НО ООО «БИП-С»

УДК 00

ББК 00

Б 00

Одобрено Научно-методическим советом Белорусского института правоведения

Бачило А. Л., Сокол Н. Е.

Сравнительное административное право (rраткий курс лекций): Учебн. пособие. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. 000 с.

ISBN 985-

Изучение административного права позволит уяснить механизм принятия управленческих решений в государстве. Эти знания помогут студентам правильно ориентироваться в постоянно развивающемся и меняющемся законодательстве и являются теоретической базой для изучения таких отраслей права как финансовое, гражданское, трудовое, банковское, уголовное право и т. д.

В пособии дается сравнительный анализ основных институтов административного права Республики Беларусь, США, Франции и ФРГ.

Предназначено для студентов юридических факультетов по специальности «Международное право».

ISBN

© Бачило А. Л., Сокол Н. Е., 2003


 

Предисловие

Изучение курса «Сравнительное административное право» имеет не только теоретико-познавательное, но и большое прикладное значение. Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей республике в начале 90-х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования зарубежного опыта. Однако речь не идет о необходимости механического переноса иностранных моделей государственного управления. В вопросе заимствования передовых разработок зарубежного административного права должна соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость применяемых норм и реалий правовой системы Республики Беларусь.

Административное право – сравнительно молодая отрасль права. Оно появилось в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран. Изучение административного права зарубежных стран позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих политические и торгово-экономические контакты с Республикой Беларусь, что делает представляемую программу интересной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению.

Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.

Административное право континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию правовой системы государственного управления, их взаимоотношение, внутреннюю структуру и правовой статус, отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В Великобритании долгое время в отношении органов управления применялись нормы общего права. В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий частных лиц против произвольных действий государственных органов.

Административное право Великобритании и США не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений между частными лицами и административными органами.

Административное право Республики Беларусь в настоящее время представляет наиболее мобильную отрасль права в правовой системе государства, сочетающую изучение общественных отношений в сфере государственного управления и административно-правовое регулирование отношений, складывающихся в процессе реализации исполнительной власти.

Программа

по курсу «Сравнительное административное право» для специальности «Международное право»

Лекции – 50 ч, практические (семинарские) занятия – 30 ч, зачет, экзамен.

Программа по курсу «Сравнительное административное право» составлена исходя из содержания темы. Дается сравнительный анализ основных институтов административного права Республики Беларусь, США, Франции и ФРГ; рекомендации по подготовке к семинарским занятиям; тематика литературы необходимой для углубленного изучения предмета; справочник терминов.

Тематический план

по курсу «Сравнительное административное право»

(для студентов очной формы обучения)

Разделы и темы Лекции Семинары КСР
       
Часть 1. Сущность и основные институты административного права Республики Беларусь      
Раздел 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть      
1. Управление, государственное управление, исполнительная власть      
2. Административное право как отрасль права      
3.Механизм административно-правового регулирования      
Раздел 2. Субъекты административного права Республики Беларусь      
Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права      
Общественные объединения      
Органы исполнительной власти      
Государственные служащие      
Раздел 3. Административно-правовые формы и методы      
Административно-правовые формы      
Административно-правовые акты управления      
Административно-правовые методы      
Административное принуждение      
Раздел 4. Ответственность по административному праву      
Дисциплинарная и материальная ответственность      
Административная ответственность      
Административные взыскания      
Раздел 5. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях      
Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях      
Подведомственность дел об административных правонарушениях      
Раздел 6. Административно-процессуальная деятельность органов управления (должностных лиц)      
Административно-процессуальная деятельность      
Производство по делам об административных правонарушениях      
Стадии производства по делам об административных правонарушениях      
Раздел 7. Административное право и законность в управлении      
Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении      
Контроль в государственном управлении      
Часть 2. Сущность и основные институты административного права зарубежных стран      
Раздел 8. Административное право Соединенных Штатов Америки (особенности административного права США)      
Понятие и источники административного права США      
Основные принципы организации администрации США (порядок регулирования административной деятельности)      
Административная юстиция и квазисудебная деятельность      
Административный процесс и его особенности      
Основные принципы судебного контроля над администрацией в США      
Раздел 9. Административное право Франции (особенности административного права Франции)      
Понятие и основные источники административного права Франции      
Субъекты административного права Франции      
Государственная служба во Франции      
Регулирование административной деятельности во Франции      
Судебная система Франции      
Раздел 10. Административное право Федеративной Республики Германии (особенности административного права ФРГ)      
Понятие и система источников административного права ФРГ      
Субъекты административного права ФРГ      
Государственная служба в ФРГ      
Контроль за соблюдением законности в государственном управлении ФРГ      
Итого:      

Программа курса

Тема 12. Дисциплинарная и материальная ответственность

Понятие дисциплинарной ответственности, основания применения

Виды дисциплинарной ответственности.

Материальная ответственность, основания применения.

Раздел 8. Административное право Соединенных Штатов Америки (особенности административного права США)

Раздел 10. Административное право Федеративной Республики Германии (особенности административного права ФРГ)

В ведении (организационном подчинении) органов государственного управления и в настоящее время находится основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства.

Государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Таким образом, государственное управление есть подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

В настоящее время в законодательстве появился новый термин «исполнительная власть». Можно ли его рассматривать как синоним государственного управления? Практически это не равнозначные понятия. Суть проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления не должна сводиться к подмене одного понятия другим.

Исполнительная власть – это ветвь единой государственной власти, она практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление – организационно-правовая.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Одним из важнейших условий юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку его издания.

Можно выделить три основные группы требований:

1. Общие требования законности (юридические требования), которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как и по какому вопросу они создаются. Они имеют правовой характер и содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления:

Правовые акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты Совета Министров могут издаваться в русле Конституции Республики Беларусь, законов и актов Президента Республики Беларусь. Акты республиканских органов управления должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь.

Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, должностного лица только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных им прав. Практически, прежде чем приступить к решению того или иного вопроса путем издания акта, необходимо свериться, относится ли он к предмету ведения органа, должностного лица. Иными словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия этого органа (должностного лица).

В ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь…» установлено, что Совет Министров Республики Беларусь не вправе осуществлять полномочия, предоставленные законодательством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь и иным государственным органам.

У каждого органа имеются свои способы и средства решения тех или иных вопросов. Избирая иные средства, он тем самым выходит за рамки предоставленной ему компетенции. Например, обеспечение правил паспортной системы относится к ведению паспортных служб органов внутренних дел, но им не предоставлено право применять меры административной ответственности к лицам, не соблюдающим эти правила. Решение подобных вопросов входит в компетенцию административных комиссий при районных, городских исполнительных комитетах. Если начальник паспортно-визовой службы наложит штраф на гражданина, проживающего без прописки, то он выйдет за пределы своей компетенции, и его акт будет незаконным.

Как несоблюдение требования следует рассматривать решение вышестоящим органом, должностным лицом вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов, должностных лиц, если подобное вмешательство прямо не предусмотрено соответствующим правовым актом. Например, районный исполком является вышестоящим органом по отношению к административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, РОВД. Однако он не может изъять находящееся у них какое-либо дело об административном правонарушении, рассмотреть его и применить к виновному лицу меру административной ответственности. В то же время исполнительный комитет как вышестоящий орган может принять решение по жалобе или протесту, поступившие на постановление административной комиссии, и т. д.

Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение мелкого хулиганства может принять постановление о наложении только штрафа; исправительные работы или административный арест, которые также предусмотрены за это нарушение, он не может применить. Государственные ветеринарные инспекторы областей, городов и районов могут принять постановление о наложении штрафа лишь до десяти минимальных заработных плат, хотя ч. 2 ст. 102 КоАП Республики Беларусь штраф предусмотрен до двадцати минимальных заработных плат. Такой предельный размер штрафа вправе наложить лишь главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь (ст. 217 КоАП Республики Беларусь).

Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Так, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров. Постановления Президиума должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. Распоряжения издаются в единоначальном порядке премьер-министром и, следовательно, не могут приниматься на заседаниях Правительства или его Президиума. Правда, в нарушение указанного общепризнанного порядка принятия правовых актов коллегиальными органами не исключается и так называемый порядок «путем опроса (выяснение мнения членов Президиума по особым неотложным вопросам либо по вопросам, не требующим обсуждения без рассмотрения их на заседаниях).

Правовые акты должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь акты, которые для него предусмотрены. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать только постановления, премьер-министр – распоряжения.

Правовые акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. В законодательстве рассматриваемое требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юридической силы. Акт, подписанный некомпетентным лицом, не является законным. Подписываются официальные тексты правовых актов. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь подписываются только самим Президентом. Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения подписываются премьер-министром, а в его отсутствие – лицом, исполняющим такие обязанности – первым заместителем премьер-министра, а при отсутствии его – по поручению премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – одним из заместителей премьер-министра. Решения протокольного характера, которые могут приниматься на заседаниях (собраниях), у премьер-министра и его заместителей отдельно (как правовые акты) не подписываются, а подписывается сам протокол. При необходимости рассылки (оповещения) таких решений делаются выписки из протокола. Акты иных органов подписываются руководителем соответствующего органа, принявшего (издавшего) акт, в его отсутствие – лицом, которому поручено исполнять его обязанности. В состав подписи должно входить: наименование должности лица, подписывающего акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы или инициал имени, фамилия).

Правовые акты управления необходимо довести до сведения адресатов (исполнителей). Это требование является обязательным. Правила о доведении до сведения адресатов правовых актов управления закреплены в различных нормативных актах. Отсутствие единого акта определяется многоаспектностью, видами и юридической силой актов управления, а также их адресатами. Так, в соответствии со ст. 62 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Иные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию в соответствии с Положением «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь». Согласно ч. 4 ст. 25 ТК Республики Беларусь приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку. Подобный порядок определен и для доведения до сведения акта о наложении дисциплинарного взыскания. Установлен пятидневный срок, в течение которого он должен быть объявлен под расписку (ч. 5 ст. 199 ТК Республики Беларусь). Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе (см. ст. 263 КоАП Республики Беларусь).

В правовом акте должны быть соблюдены (отражены) соответствующие реквизиты: вид акта (указ, постановление, распоряжение и т. п.); орган (должностное лицо), принявший (издавший) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты.

Правовые акты должны быть достаточно обоснованными с финансовой и юридической точек зрения (например, ч. 5 ст. 14 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Правовой акт управления не должен нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений.

2. Специальные требования законности (дополнительные) предъявляются к некоторым актам государственного управления в зависимости от их содержания и назначения.

Некоторые акты могут быть изданы лишь в определенный срок. Это требование имеет различные цели. В одних случаях – оперативность в решении вопроса, в других – возможность более точного учета обстоятельств, связанных с причиной издания акта. Так, правовые акты по результатам рассмотрения обращений граждан должны быть изданы в сроки, предусмотренные законодательством. Согласно ст. 200 ТК Республики Беларусь, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть издан в оговоренные сроки: не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка (см. иные сроки: ст. 3 Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь). Постановление о наложении административного взыскания издается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 37 КоАП Республики Беларусь).

Многие акты издаются после предварительного согласования с другими государственными органами, заинтересованными сторонами, с предшествующим получением заключений компетентных органов. В некоторых случаях акты управления могут издаваться с разрешения (согласия) соответствующего государственного органа. Например, Президент Республики Беларусь вправе издать указ о назначении премьер-министра только с предварительного согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. С согласия Совета Республики возможно назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и т. д. Президент Республики Беларусь дает согласие на издание решения облисполкомом о назначении председателя райисполкома.

Отдельные акты могут издаваться только по предварительному согласованию с соответствующими государственными органами. Например, председатель облисполкома и Минского горисполкома может издать акт о назначении первого заместителя председателя, заместителей председателя, управляющего делами и членов этих исполкомов по согласованию с Президентом Республики Беларусь, а на подобные должности в райисполкомах и горисполкомах могут назначаться их председателями по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом (ч. 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Назначение и увольнение руководителей отделов, управлений и иных структурных подразделений райисполкома должно быть согласовано председателем райисполкома с облисполкомом и его соответствующими отделами (управлениями) (п. 10 ст. 10 Закона).

Иногда изданный правовой акт управления требует утверждения соответствующим государственным органом. Так, издание Указа Президентом Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения в соответствии с п. 22 ст. 84 Конституции Республики Беларусь требует вынесения его в трехдневный срок на утверждение Совета Республики. Аналогичное утверждение требуется и при введении Президентом Республики Беларусь военного положения на территории Республики Беларусь, объявлении полной или частичной мобилизации в случае военной угрозы или нападения (п. 29 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).

Отдельные акты могут издаваться лишь по отношению к лицам, достигшим определенного возраста (например, постановление о применении административного взыскания к нарушителям, достигшим 16-летнего возраста).

Проекты нормативных правовых актов управления проходят в обязательном порядке юридическую экспертизу. Ее вид зависит от вида правового акта. Юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов,. вносимых Президенту Республики Беларусь, проводит уполномоченное структурное подразделение Администрации Президента Республики Беларусь; проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерство юстиции Республики Беларусь, уполномоченное структурное подразделение аппарата Совета Министров; проектов постановлений (других актов) министерств, иных республиканских органов государственного управления. Национального банка Республики Беларусь – Министерство юстиции Республики Беларусь; проектов решений местных исполкомов – юридические службы этих органов (ст. 49 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Юридическая служба предприятий, учреждений и организаций проводит юридическую экспертизу и иных правовых актов в своих предприятиях, учреждениях и организациях (ст. 2 Примерного Положения о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа). Это ее основная обязанность.

Ряд правовых актов подлежит обязательному включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. К ним в первую очередь относятся нормативные акты Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов государственного управления, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан либо носят надведомственный характер, включаются в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь только после прохождения юридической экспертизы в Министерстве юстиции.

Одним из дополнительных (специальных) требований можно назвать соблюдение условий о ссылках в правовых актах. Ссылки в статьях, частях, пунктах, подпунктах или абзацах нормативного правового акта на другие его статьи, части, пункты, подпункты или абзацы, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать повторений.

Ссылка на нормативный правовой акт должна содержать официальное наименование государственного органа (должностного лица), его принявшего (издавшего), название акта, номер внутренней регистрации, дату принятия (издания), источник официального опубликования (в том числе изменений, касающихся данного вопроса), а также точное (до абзаца) указание нормы, на которую делается ссылка.

Ссылка на нормативный правовой акт или его отдельную норму в этом же нормативном правовом акте делается только с использованием слова «настоящий» (ст. 36 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Специальные требования к актам управления не исчерпываются перечисленными. В ряде случаев специальные требования предъявляются, например, к актам управления с административной санкцией, издаваемым исполкомами.

3. Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. Они должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.

Каждый акт управления должен быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. А это предполагает, чтобы в самом акте четко определялись конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнение, контроль, оказание помощи в исполнении.

Акт управления должен быть написан кратко, четко, доступным для понимания языком; в нем не должно быть положений, не имеющих к нему прямого отношения или допускающие двусмысленные толкования. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл. Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты – особый вид служебных документов, они должны быть оформлены на специальных бланках, формулярах, иметь четкие оттиски штампов, печатей.

Название правового акта должно четко отражать предмет правового регулирования. В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особенностями отраслей и сфер государственного управления, спецификой задач тех или иных органов управления и должностных лиц.

Таковы основные требования, предъявляемые к актам управления. Если они нарушаются при издании актов, то в зависимости от степени и характера нарушения акты управления становятся дефектными и их принято подразделять на оспоримые и ничтожные.

Оспоримыми называются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами.

В государственном управлении существует презумпция правильности и действительности актов управления. В соответствии с нею он считается законным, если в установленном законом порядке официально не будет закреплено иное. А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности не препятствуют его действию.

Недействительность оспоримых актов управления устанавливается только в официальном порядке. Если, например, орган управления, рассматривающий жалобу гражданина, признает ее обоснованной, он принимает решение об отмене обжалованного акта как недействительного.

Право отмены и приостановления актов относится к компетенции вышестоящих органов государственного управления. Действие некоторых актов управления может быть приостановлено на основе внесения протеста прокурора или подачи жалобы гражданином. Приостановление акта управления означает прекращение его действия до устранения содержащихся в нем отклонений от существующих требований.

Ничтожные акты государственного управления – это неправомерные акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не могут подлежать исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены (например, предписания руководителя, подчиненному главному бухгалтеру совершать финансовые операции, противоречащие закону). Подобные акты не порождают юридических последствий. Подчиненные не только не вправе их исполнять, но и несут всю полноту ответственности в случае их исполнения.

Действие правовых актов управления. Для правильного применения правовых актов управления важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.

Время действия нормативного правового акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия нормативных правовых актов связано с понятием их опубликования, т. е. помещения текста акта в официальном издании или в определенных газетах, на которые можно официально ссылаться. В каждом государстве устанавливаются официальные источники, порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такие источники определены и в Республике Беларусь. Так, согласно ст. 62 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Известны различные варианты определения времени вступления нормативных правовых актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных лиц с содержанием нормативного правового акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте, в других – с момента его принятия или опубликования. Нормативные правовые акты могут вводиться и по истечении определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Вопросы официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Республики Беларусь регламентируются Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом от 10 декабря 1998 г. № 22, Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

В соответствии с п. 12 названного Положения и ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Пунктом 4 Положения в зависимости от видов нормативных правовых актов определены следующие официальные издания, опубликование нормативных правовых актов в которых является официальным:

· издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;

· газета «Советская Белоруссия» (декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, международные договоры, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда);

· газета «Звязда» (законы Республики Беларусь, постановления палат Парламента – Национального собрания, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на белорусском языке):

· «Народная газета» (законы Республики Беларусь, постановления палат Парламента – Национального собрания, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на русском языке):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.077 с.)