Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 28 Субъекты административного права ФранцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъектами административного права Франции являются: · частные лица – как физические (граждане), так и юридические (частные организации, фирмы, компании, корпорации и т. д.; · публичные лица – ими могут быть только юридические лица (государство, представляемое главным образом его центральными органами, местные сообщества (территориальные коллективы), публичные учреждения). Государство обладает всеми признаками юридического лица: имеет имущество – государственную собственность; располагает штатом служащих; заключает договоры; берет на себя обязательства; выступает в суде в качестве стороны. В отношении государства судом может быть вынесено решение о возмещении ущерба и уплаты судебных издержек. Государство как в центре, так и на местах представляют его должностные лица. Исполнительную власть во Франции осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров). Роль этих органов зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство – к другой. Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Президент обладает большими полномочиями: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента). Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: · созыв парламента на чрезвычайную сессию; · подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров; · назначение на гражданские и военные должности; · назначение дипломатических представителей. На практике президент расширяет свою власть, в частности за счет правительства. Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент (министров по представлению премьера). Вице-премьера во Франции нет. Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседаниях Совета министров, решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства. На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как во многих других странах, занимает особое положение в правительстве. Министры обладают высшей административной властью в подведомственных им сферах. Их решения могут быть отменены только административными судами, а не президентом или премьер-министром. Так решил в 1965 г. Государственный совет, рассмотрев дело Тунисской торговой компании. В крайнем случае премьер-министр может добиться отставки министра, действуя через президента, а новый министр уже вправе отменить решение своего предшественника. Помощь министру в управлении оказывает его кабинет, который может включать не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру своего министерства. Крупнейшие подразделения министерств возглавляют генеральные директора, в подчинении у которых находятся директора, их заместители, руководители отделов, служб, начальники бюро и т. д. Центральный аппарат министерства не занимается повседневной оперативной деятельностью, это функции местных служб министерства. Главная функция центрального аппарата- оказание помощи министерству в разработке политики министерства и осуществлении контроля за проведением ее в жизнь. Представителями государства в департаментах и регионах являются префекты. Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и другими местными службами. Однако многие важные службы до сих пор неподведомственны префекту (например, местные государственные службы финансов, образования, труда, армии, юстиции). В соответствии с политикой децентрализации компетенция префектов по руководству местными службами должна расширяться. Префекты вправе издавать нормативные и индивидуальные акты, контролировать деятельность местных сообществ. Функции управления за пределами столицы осуществляют также местные службы различных министерств. Они существуют на уровне департаментов, возглавляются департаментскими директорами, называются департаментскими службам. и подчиняются министерствам. В частности, решение руководителя службы может быть отменено министерством, местные службы получают из центра указания в виде циркуляров, их работа проверяется генеральными инспекторами министерств. Префекты и местные службы министерств являются главным орудием политики территориальной централизации государственной власти в унитарной Франции. Местные сообщества бывают двух видов: обычные (большинство общин, департаментов и регионов) и особые (регионы Иль-де-Франс и Корсика, Париж, Марсель, Лион, заморские регионы и территории). В соответствии с законом все это публичные юридические лица. Их статус устанавливается законами, а не административными актами. Руководящие органы сообществ выбираются населением. Ранее они жестко контролировались центром через префектов. Теперь этот надзор стал менее строгим и осуществляется путем опротестования их актов в административных судах. Финансовый контроль осуществляется через региональные отделения Национальной счетной палаты. Обычные местные сообщества – общины и департаменты – предусмотрены ст. 72 Конституции Франции. Новая их категория – регионы – создана Законом 1972 г. Наиболее многочисленные сообщества – это общины. Их насчитывается около 36,7 тыс. (от 100 человек в небольшой сельской общине, до 1 млн в городской). Общины возникли еще задолго до революции как наследницы церковных приходов. Они ближе всего к населению, наименее централизованы, наиболее демократичны. Правовое положение общин определяется Общим уставом, утвержденным Законом 1984 г. К ведению общин относятся водоснабжение, очистные сооружения, рынки, ярмарки, скотобойни, муниципальные библиотеки и музеи, похоронные бюро и кладбища, также частично и учебные заведения. В отдельных случаях они могут вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность частных лиц. Во главе общины стоит муниципальный совет (насчитывает от 9 до 69 членов в зависимости от числа жителей) избираемый населением сроком на 6 лет. Выборы в совет и его досрочный роспуск декретом Совета министров осуществляются под контролем административного суда. Муниципальный совет ежегодно утверждает местный бюджет, принимает решение о займах, о штате служащих, выбирает из своего состава мэра общины и контролирует его деятельность. Мэр и его заместители – это исполнительная власть общины. Община имеет собственное имущество: местные дороги – на правах публичной собственности, а иногда крупные предприятия и другое имущество – на правах частной собственности. Доходная часть общины пополняется за счет общинных налогов. Для осуществления совместных проектов общины образуют различные объединения: специализированные синдикаты, многоцелевые синдикаты, городские округа и сообщества. Все это публичные юридические лица. В целях укрупнения общин закон устанавливает разнообразные финансовые льготы их объединениям. Департаменты (их 99, включая особые) были созданы в 1791 г. вместо провинций. Они менее самостоятельны, чем общины, поскольку более жестко контролируются центром. В них сосредоточена основная масса служб министерств. Реформы 1982–1983 гг. существенно укрепили самостоятельность департаментов: · им отошла часть полномочий, осуществляемая центром; · исполнительным органом департамента является не назначаемый правительством префект, а избираемый генеральным советом департамента председатель. Высшим органом управления департамента является генеральный совет, избираемый населением на 6 лет и обновляемый наполовину каждые 3 г. Совет утверждает бюджет и договоры с другими департаментами о создании хозяйственных или иных объединений, определяет судьбу ассигнований, выделяемых центром, осуществляет опеку над общинами, избирает председателя совета и контролирует его деятельность. Председатель генерального совета является главой местной исполнительной власти. В его распоряжение переданы частично местные службы министерств, поскольку департамент ранее не располагал собственным аппаратом служащих. К особым местным сообществам относятся Париж с пригородами, Марсель, Лион, о. Корсика, заморские регионы и территории. В настоящее время Париж входит в состав Иль-де-Франс, состоящего из 6 департаментов. Регион занимается благоустройством территории, экономическим и социальным планирование, городским транспортом и созданием зеленых зон. Им управляет региональный совет в составе 164 человек, экономический и социальный комитет и префект, который одновременно является и префектом Парижа. В Париже, так же, как и в Марселе и Лионе, существует двухзвенная система управления. Столица разделена на 20 округов (Марсель – на 16, Лион – на 9). В состав округа входят городские общины. Руководят Парижем муниципальный совет из 109 человек и мэр. Округами управляют советы округов, а также избираемые ими мэры и их заместители. Мэры городских округов занимаются регистрацией актов гражданского состояния, национальной службой, контролируют обязательное школьное образование. Всем остальным ведают столичные органы управления. Столичные округа не являются юридическими лицами. Юридическим лицом является Париж в целом. Управление Марселем и Лионом во многом сходно с управлением Парижем. Корсика – регион с особым статусом. Высшим органом управления острова является собрание, полномочия которого более обширны по сравнению с компетенцией советов в регионах материковой Франции. Исполнительная власть на острове осуществляется исполнительным советом во главе с председателем, а также экономическим, социальным и культурным советами. Некоторые особенности в управлении имеют также 4 заморских региона и 4 заморские территории. Особые местные сообщества почти уровнялись в своем правовом положении с обычными. Публичные учреждения (общенациональные, региональные, департаментские и общинные) еще более многочисленны и разнообразны, чем местные сообщества. Они носят различные названия: кассы, службы, учреждения, бюро, органы и т. д. К ним относятся: · промышленные и транспортные предприятия, Французское общество железных дорог, Комиссариат атомной энергии и др.; · финансовые учреждения; · объединения предпринимателей (торговые и сельскохозяйственные палаты, цеховые гильдии ремесленников); · органы, осуществляющие вмешательство в частнопредпринимательскую деятельность (Национальная межпрофессиональная служба зерна, созданная для организации и упорядочения рынка зерна, и т. д.); · учреждения в социальной области (государственные больницы, крупные национальные кассы социального обеспечения и др.); · учреждения в области просвещения, культуры и науки (лицеи, университеты, крупные вузы, национальные и региональные центры университетской и школьной деятельности и т. д.); · объединения местных сообществ (синдикаты общин, городские округа и сообщества, учреждения планирования и благоустройства новых городов и регионов и т. д.). Публичные учреждения по существу являются специализированными службами и контролируются государством. В учредительных актах их часто называют учреждениями, «наделенными признаками гражданского лица и финансовой автономии». Возглавляют учреждения назначаемые центром директора или административные советы и председатели, назначаемые также центром или избираемые самими советами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.160.58 (0.011 с.) |