Тема 11 Административное принуждение
Содержание книги
- Сравнительное административное право
- Тема 18. Производство по делам об административных правонарушениях
- Сущность государственного управления
- Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Понятие административно-правовой нормы, ее специфика и структура
- Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм
- Раздел 2. Субъекты административного права Республики Беларусь
- Основные права и обязанности граждан в области государственного управления
- Понятие и виды религиозных организаций, их административно-правовой статус
- Понятие и основные признаки органа исполнительной власти
- Президент Республики Беларусь – глава исполнительной власти. Его правовой статус
- Понятие «государственный служащий» и виды государственных служащих
- Общий порядок прохождения государственной службы (возникновение, основания и порядок прекращения государственной службы)
- Понятие и сущность административно-правовых форм
- Понятие и юридическое значение акта государственного управления
- Отличие правовых актов управления от других актов и юридических документов
- Виды административно-правовых актов управления
- Понятие и сущность административно-правовых методов
- Тема 11 Административное принуждение
- Меры административного принуждения и их правовая характеристика
- Раздел 4. Ответственность по административному праву
- Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности
- Виды административных взысканий
- Смягчающие и отягчающие обстоятельства административных взысканий и их виды
- Тема 16. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- Административный процесс: сущность, виды, принципы, стадии
- Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и расследования. Протокол, его процессуальное значение
- Рассмотрение дела об административном правонарушении (место, сроки и порядок)
- Обжалование и опротестование постановления об административном правонарушении
- Раздел 7 Административное право и законность в управлении
- Контроль органов исполнительной власти: ведомственный и вневедомственный
- Административный надзор и его особенности
- Понятие административного права США
- Источники административного права США
- Основные принципы организации администрации США
- Порядок регулирования административной деятельности
- Сущность и виды квазисудебной деятельности
- Тема 25. Административный процесс и его особенности
- Источники административного права Франции
- Тема 28 Субъекты административного права Франции
- Порядок прохождения государственной службы
- Сущность полномочий администрации Франции
- Обязанности администрации Франции
- Понятие и структура судебной системы Франции
- Принципы организации судебного контроля
- Принципы административно-судебной процедуры во Франции
- Понятие административного права ФРГ
- Источники административного права ФРГ
- Тема 33. Субъекты административного права фрг
- Понятие государственной службы в ФРГ
11.1. Понятие административного принуждения и его отличия от других видов государственного принуждения.
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика.
11.1. Понятие административного принуждения и его отличия от других видов государственного принуждения
В числе административно-правовых методов были упомянуты средства принудительного характера, используя которые исполнительные органы (должностные лица) обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения. В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Естественно, что в первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого рода средств.
Что характерно для административного принуждения?
Оно прежде всего не самоцель и используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако административно-принудительные меры применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.
Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т. е. их использование отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), непосредственно их реализующих в процессе своей деятельности без обращения в суд.
Для административного принуждения характерно следующее:
· внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными административно-правовыми нормами принудительных мер властью уполномоченных на то исполнительных органов (должностных лиц);
· применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти. Эта особенность связана с тем, что меры административного принуждения применяются к третьим лицам, т. е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц). В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в некоторых случаях и юридические лица (например, в области охраны окружающей природной среды, борьбы с монополизмом и т. д.) Исключается применение таких мер руководителями в отношении подчиненных им работников;
· применение в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности, правила разрешительной системы, природоохранные правила и т. д.);
· применение исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).
Особое место отводится мерам дисциплинарного принуждения, реализуемым в рамках государственно-служебных отношений. Лишь в широком смысле их можно отнести к административному принуждению, поскольку соответствующие меры, в которых выражается дисциплинарная власть руководителя, применяются в административном порядке. Но непосредственными мерами административного принуждения они не являются, так как не каждый руководитель наделен полномочиями административной власти.
|