ТОП 10:

Основные права и обязанности граждан в области государственного управления



Субъективные права граждан делятся по степени возможности их реализации на:

· абсолютные, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина (право на медицинскую помощь, на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на имя, фамилию и др.);

· относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, реализация которого зависит от результата сдачи экзаменов и др.).

Система прав и обязанностей граждан в административно-правовой сфере включает в себя:

· общие – распространяются на все сферы административного права (право на участие в государственном управлении, право на обжалование действий должностных лиц и др.);

· специальные (например, в сфере здравоохранения граждане имеют право на охрану здоровья, в сфере культуры – право на пользование достижениями культуры и т. д.).

Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от административно-правовых гарантий, среди которых выделяют:

· правовые (наличие соответствующей правовой базы, закрепляющей права и свободы граждан в сфере административного права);

· экономические (зависят от материальных условий, экономического положения государства);

· политические (связаны с политическим режимом государства);

· организационные (обусловлены наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, в том числе и административно-правовых – суды, прокуратура, органы внутренних дел, в ряде случаев профсоюзы).

4.3. Обращения граждан. Правовые основы рассмотрения обращений граждан

Законодательством Республики Беларусь и, в частности, законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» предусмотрены возможность и порядок обращения граждан в соответствующие органы государственного управления для реализации своих прав в административно-правовой сфере.

Основными видами обращений являются:

· предложение – это привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указания на пути их устранения;

· заявление – это обращение гражданина по поводу права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

· жалоба – это обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство различает:

· общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;

· специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т. п. (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении).

Общее право жалобы может быть подразделено на:

а) право на административное обжалование;

б) право на судебное обжалование.

В соответствии с законом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен. Запрещается пересылка жалоб на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которого подана жалоба. Жалоба подлежит рассмотрению в срок до 1 месяца, а не требующая дополнительной проверки и изучения – не позднее 15 дней. Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещается рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, а также сведения о месте его работы или учебы.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 2 ноября 1989 г. был принят закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». Этот закон закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия для осуществления его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы следующие действия: решения, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда; решения, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Последний обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином или его представителем в суд по месту жительства либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца – со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок по правилам гражданского судопроизводства.

Суд может:

· признать обжалуемое действие незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и свободы;

· признать обжалуемое действие законным и отказать в удовлетворении жалобы.

Обжалованию подлежат только индивидуальные акты.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях и т. д.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.005 с.)