ТОП 10:

Раздел 2. Субъекты административного права Республики Беларусь



Тема 4. Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права

4.1. Понятие административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.

4.2. Основные права и обязанности граждан в области государственного управления.

4.3. Обращения граждан. Правовые основы рассмотрения обращений граждан.

4.4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

4.1 Понятие административно-правового статуса граждан Республики Беларусь

Административное право имеет весьма многочисленную группу субъектов, наличие которых обусловлено широтой его проявления в нашей повседневной жизни. Перечень этих субъектов можно начать с наиболее многочисленной группы, а именно, с граждан Республики Беларусь. Административно-правовой статус граждан

Республики Беларусь имеет особенность, обусловленную тем, что он представляет собой совокупность предоставленных им прав и свобод в сфере административного права.

В ст. 22 Конституции Республики Беларусь указано, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Относится это и к правам граждан в административно-правовой сфере.

Административным законодательством предусматривается определенный процессуальный порядок привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия, а также правовой механизм защиты их прав и свобод.

Так, ст. 21 Конституции установлено, что Республика Беларусь гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных органов нашла свое отражение во многих правовых актах с изложением различных методов и мер (например, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).

Права и свободы граждан, в том числе и в сфере исполнительной власти, гарантируются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президентом, который в соответствии со ст. 79 Конституции Республики Беларусь является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус граждан в сфере административного права определяется административной правосубъектностью, составные элементы которой – правоспособность и дееспособность. Граждане обладают равным объемом административной правоспособности во всех сферах общественной жизни. В ряде случаев в соответствии с законодательством республики правоспособность может быть ограничена (например, нарушение законодательства, в частности кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении).

Административная правоспособность, т. е. способность граждан быть субъектами прав и обязанностей в административно-правовой сфере, возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Объем и содержание ее определяются законами и основанными на них актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права. Конкретный объем административный прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств, возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только государством.

Правоспособность граждан в ряде предусмотренных законодательством случаев может ограничиваться. В частности, это проявляется в сужении круга прав и свобод отдельных граждан, в случаях и порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения). Ограничение административной правоспособности существует и в случаях возникновения особых условий (стихийные бедствия, эпидемии), в результате которых могут вводиться специальные режимы территорий, предусматривающие ряд ограничений в реализации прав и свобод граждан.

Административная дееспособность, т. е способность гражданина своими действиями осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере наступает с достижением определенного возраста. Частная административная дееспособность наступает со школьного возраста. С шестнадцатилетнего возраста граждане Республики Беларусь могут быть привлечены к административной ответственности. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.

Реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности, граждане вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права могут возникать:

· на основе реализации гражданами принадлежащих им административных прав;

· в связи с выполнением возложенных на них обязанностей;

· в связи с защитой прав и законных интересов граждан;

· в связи с нарушением (невыполнением) гражданами правовых обязанностей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.006 с.)