Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра конституционного и муниципального права

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт права

Кафедра конституционного и муниципального права

Курсовая работа

По дисциплине «Административное право»

на тему: «Участие граждан в управлении делами государства»

 

 

Выполнила: Студентка 2-го курса,

группы Ю-133

Серикова Э.М

Научный руководитель:

старший преподаватель

Агеев А.А.,

 

 

Волгоград, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..………3

Глава 1. Право граждан на участие в управлении делами государства: понятие содержание, правовая основа ………………………………………5

Глава 2. Основные формы участия граждан в управлении делами

государства ……………………………………………………………………..8

§ 2.1 Референдум……………………………………………………………….8

§ 2.2 Выборы…………………………………………………………………10

§ 2.3 Обсуждение проектов……………………………………………………11

§ 2.4 Постановка вопроса перед государственными органами …………13

§ 2.5 Право занимать государственные должности……………………. 15

§ 2.6 Участие в отправлении правосудия …………………………………..16

Глава 3. Перспективы развития права участия граждан в управлении …………………………………………………………………….19

Заключение ……………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………..

 

 

Введение

Конституцией Российской Федерацией закреплено неотъемлемое право гражданина на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Данное право отражает реализацию демократического принципа - власть народа. Использование института участия граждан в управлении позволяет расширить границы сближения граждан и государства, тем самым приобретается большое значение гражданского общества, повышает эффективность государственного и муниципального управления. Участие граждан в управлении делами государства дает право на вовлечение в сферу деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также правотворческую и судебную деятельность.

Актуальность данного вопроса состоит в том, что реализация гражданами права на участие в управлении делами государства является основой правового государства. И то, насколько данное право реализуется, зависит, какие силы придут к власти, кто будет представлять интересы народа. А от этого зависят более глобальные проблемы, такие как суверенитет и национальная безопасность государства.

Исследованием данной темы занимались многие ученые, среди них доминирующие положение занимает Липчанская М. А., которая посветила множество работ этой проблематике. Также стоит выделить работы Зайцева М.С., Алпатова Ю.М.

Цель исследования курсовой работы заключается в рассмотрении основных форм участия граждан в управлении делами государства, выявление проблем реализации данного права, а также дать возможные пути решения проблем.

Для того, чтобы достичь поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть и понять содержание права;

- дать характеристику основным формам участия граждан в управлении;

- раскрыть проблемные аспекты вопроса;

- сделать выводы по исследованию.

При написании работы были выявлены объект и предмет исследования, которыми соответственно являются само конституционное право на участие в управлении делами государства и правовые отношения, возникающие в процессе его реализации.

Методы исследования: основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системный, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-юридический, исторический и другие.

Научно-практическая значимость работы: Данная работа призвана выявить проблемы в реализации конституционного права граждан на участие в делах государства и дать возможные пути их решения. Она может быть использована в качестве материала для более глубокой разработки данного вопроса. Выводы, сделанные в работе можно использовать для решения проблем на практике.

 

Глава 1. Право граждан на участие в управлении делами государства: понятие, правовая основа, содержание.

На настоящий момент нет четкого законодательного определения «права на управление делами государства», несмотря на то, что оно является одним из важнейших конституционных прав граждан, отражающих демократическую природу их взаимоотношений с государством. Тем не менее, уяснение сущности данного права и его содержания представляется ценным не только с точки зрения науки, но и с позиций реального воплощения установлений закона в повседневной жизни россиян.

В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и со ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. положение о праве участия граждан в управлении нашло отражение в ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Исходя только из содержания данной нормы, нельзя понять полное содержание данного права, так как оно выходит далеко за границы указанной части статьи и Конституции в целом.

В научной литературе бытуют различные мнения относительно толкования данного права. Так, М. Т. Габдуалиев понимает под конституционным правом на участие в управлении делами государства предоставление законодательством вид и меру возможного поведения гражданина (совместно с другими гражданами) по управлению делами государства с использованием предусмотренных законодательством форм своего участия в публичной деятельности, включающей предоставление такого права и возможности его реализации. Данную трактовку не стоит считать удачной, так как определять понятие путем тождественного определения «управление есть управление» не раскрывает суть самого права.

Встречаются и дефиниции определения права на участие граждан в управлении делами государства. По мнению Г. Д. Садовниковой и И. А. Конюховой, закрепленное в ч. 1 ст. 32 Конституции право участвовать в управлении делами государства является наиболее общим политическим правом граждан Российской Федерации, включающим права, предусмотренные в чч. 2, 4 и 5. Таким образом, авторы раскрывают содержание права через формы участия граждан в управлении: 1) право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; 2) право участвовать в референдуме; 3) право на равный доступ к государственной службе; 4) право участвовать в отправлении правосудия.

Представляется, что данный перечень не является полным, так как помимо указанных форм следует указать также право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления нельзя отделять от права на участия в управлении делами государства, потому что в наибольшей степени отражает взаимодействие граждан с государством.

М. А. Липчанская констатирует, что путем подачи заявлений и жалоб в органы государственной исполнительной власти и государственным должностным лицам граждане, хотя и влияют на управление делами государства косвенно (поскольку подача заявления и жалобы не влечет принятия управленческих решений автоматически, а только через несколько последовательных действий), но это влияние очевидно. В случае же с предложениями воздействие на управленческую деятельность со стороны граждан не обязательно, а лишь возможно.

Исходя из вышесказанного, стоит сделать вывод и дать определение понятию «право граждан на участие в управлении делами государства».

Участие в управлении делами государства - это комплексное конституционное право граждан государства, которое включает в себя: возможность избирать и быть избранным; участие в референдуме и в других формах прямой демократии; осуществление местного самоуправления; право граждан на равный доступ к государственной службе; участие в отправлении правосудия; право обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления. Данное право означает возможность для гражданина участвовать непосредственно или через своих представителей в формировании и деятельности любой из ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

 

Заключение

Итак, согласно провденному исследованию мною было проанализированы основные формы участия граждан в управлении делми государсьва. говоря об итогах исследования хочется отметить, что на данныймомент в Российской Федерации данное право развито на достоточно хорошем уровне. Конечно, нельзя говорить о том, что этот институт не требует развития. Наше государство относительно молодое и поэтому конституционно-правовые нормы еще не окрепли до конца, поэтому закнодателю есть куда стремится относительно вопроса регулирования участия граждан в управлении.

стоит отметить наиболее острые проблемы, касающиеся различных форм участия граждан. так равивая референдума возможно более широкое его прминения, а не только в формате "спросить разрешения у населения", поэтому помимо постановки вопроса, на который можно ответить да или нет, возможно расширить толкование.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт права

Кафедра конституционного и муниципального права

Курсовая работа

По дисциплине «Административное право»

на тему: «Участие граждан в управлении делами государства»

 

 

Выполнила: Студентка 2-го курса,

группы Ю-133

Серикова Э.М

Научный руководитель:

старший преподаватель

Агеев А.А.,

 

 

Волгоград, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..………3

Глава 1. Право граждан на участие в управлении делами государства: понятие содержание, правовая основа ………………………………………5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.235 (0.007 с.)