Тема 16. Бюджетно-налоговая политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Бюджетно-налоговая политика



Вопросы для обсуждения:

1. Бюджетная система и принципы её построения.

2. Бюджетная политика и бюджетный механизм.

3. Сущность, функции, виды и основные элементы налогов.

4. Сущность налоговой системы и принципы её построения.

5. Фискальная политика. Дефицит госбюджета: виды и способы его покрытия.

Темы рефератов и докладов:

1. Роль госбюджета в перераспределении национального дохода.

2. Налоговая политика в системе гос. регулирования экономики в России.

3. Роль местных налогов в формировании бюджета.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое государственный бюджет? Какие функции он выполняет?

2. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

3. Соблюдением каких принципов должна строится бюджетная система?

4. Назовите уровни бюджетной системы. Как они финансируются?

5. В чем сущность налогов? Какие функции они выполняют?

6. Перечислите основные виды налогов в России.

7. Что такое налоговые льготы? Кому и в каких целях они предоставляются?

8. Используя кривую Лаффера объясните, какова связь между налоговой ставкой и величиной поступлений в бюджет?

9. Почему возникает дефицит бюджетов (федерального, местного)? Какие меры борьбы с бюджетным дефицитом являются эффективными?

10. Каким образом дискреционная фискальная политика может использоваться для борьбы с инфляцией и преодоления спада в экономике?

11. Объясните принцип действия встроенных стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики?

12. Чем отличается «бюджет при полной занятости» от «фактического бюджета» и какова разница между структурным и циклическим дефицитом?

13. Что такое эффект вытеснения и какое отношение он имеет к фискальной политике? Подобен ли эффект чистого экспорта эффекту вытеснения?

14. Чем отличается бюджетный дефицит от государственного долга? Если дефицит госбюджета снизится, то сократится ли национальный долг?

15. Перечислите виды бюджетного дефицита и способы его покрытия.

16. Чем внутренний долг отличается от внешнего? Объясните различие между погашением и рефинансированием долга.

Контрольные задания

Задание 1. Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют (50+n) млрд. руб., трансфертные платежи равны (10+n) млрд. руб., процентные выплаты - (10+n) % годовых по государственному долгу, равному (20+n) млрд. руб., налоговые поступления составляют (40+n) млрд. руб., где n – порядковый номер студента(ки) в журнале.

 

Задание 2. Предположим, что Александр имеет среднегодовой доход в размере (450+n) тыс. руб. Борис получает заработную плату в размере (50+n) тыс. руб. в месяц. Рассчитайте величину подоходного налога.

 

Задание 3. Предположим, что в Фискавилле не облагаются налогом первые 10 тыс. дол. дохода, доходы в интервале 10 тыс. – 20 тыс. дол. облагаются по ставке 20 %, а в интервале 20 тыс. – 30 тыс. – по ставке 30 %. Доходы свыше 30 тыс. дол. облагаются налогом по ставке 40 %. Если ваш доход составляет (50+n) тыс. дол., то какую сумму налога вы уплатите? Определите предельные и средние налоговые ставки. Является ли этот налог прогрессивным?

 

Задание 4. Предположим, что налоговая ставка такова, что Александр, зарабатывающий (10+n) тыс. руб., платит 2 тыс. руб. налога; Борис имеющий доход в (20+n) тыс. руб., платит 3 тыс. руб. налога, а Виктор, чей доход составляет (30+n) тыс. руб., платит 4 тыс. руб. налога. Какова средняя налоговая ставка для каждого из них? Каков этот налог – регрессивный, пропорциональный или прогрессивный?

 

Задание 5. В США подоходный налог с физических лиц прогрессивный: годовой доход до 21450 дол. включительно облагается налогом по ставке 15% (это минимальная ставка); от 21451 до 51900 дол. - по ставке 28% с суммы, свыше 51900 дол. - по ставке 31% с суммы (это максимальная ставка). Предположим, американец имеет годовой доход (25+n) тыс. дол. Рассчитайте величину его налогового обязательства и среднюю налоговую ставку.

Литература: [1], [3], [4], [5], [7], [8].

Тема 17. Мировая экономика

Вопросы для обсуждения:

1. Становление, сущность и структура мирового хозяйства.

2. Международная торговля.

3. Международное движение факторов производства.

4. Мировая валютная система и валютный курс.

5. Платежный баланс, его структура и методы регулирования.

Темы рефератов и докладов:

1. Глобализация мировой экономики и её воздействие на функционирование национально-государственных систем.

2. ВТО: сущность, предпосылки возникновения, цели и эффекты.

3. Место и роль России в современной мировой экономике. Вступление России в ВТО: аргументы за и против.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под мировой экономикой? Опишите его структуру.

2. Сколько этапов прошла мировая экономика в процессе своего развития?

3. Назовите формы международных экономических отношений.

4. Что является основной причиной возникновения и развития международ-ных экономических отношений? Что лежит в основе абсолютных и сравнительных преимуществ МРТ и торговли?

5. Что понимается под интернационализацией, транснационализацией, регионализацией и глобализацией хозяйственной жизни.

6. Перечислите основные показатели развития мирового хозяйства.

7. Какую роль играют ТНК в мировой экономике?

8. Чем закрытая экономика отличается от открытой? Какие меры могут обеспечить экономическую безопасность национальных государств?

9. Что представляет собой мировая торговля? Какие функции она выполняет?

10. Какие страны в настоящее время лидируют в международной торговле?

11. Назовите барьеры, препятствующие свободной торговле. Каким последствиям может привести их применение? Приведите примеры.

12. Что такое торгуемые и не торгуемые товары и услуги?

13. Что выгодно для национальной экономики свободная торговля или протекционизм? Назовите их преимущества и недостатки.

14. Какие отрасли выиграют, а какие проиграют при вступлении России в ВТО?

15. Как вы думаете, плохо или хорошо влияют торговые блоки на международную торговлю? Объясните на конкретных примерах.

16. Раскройте сущность и формы международного движения капитала.

17. В чем причины вывоза и ввоза капитала? Что предпочтительнее для страны ввоз предпринимательского или ссудного капитала?

18. В чем сущность и причины международной миграции рабочей силы и населения? Каковы социально-экономические последствия для России?

19. Чем отличается национальная валютная система от мировой?

20. Объясните, что такое курс продавца и курс покупателя, кросс-курс, валютный арбитраж, «короткая» и «длинная» позиция?

21. Что представляет собой валютный курс? Как он устанавливается? Назовите факторы, определяющие валютный курс?

22. Объясните на примере, каким образом валюты разных стран обмениваются при экспортно-импортных операциях?

23. Чем отличаются фиксированные валютные курсы от свободно плавающих? В чем их достоинства и недостатки?

24. Кто и какими методами осуществляет регулирование валютных курсов.

25. Объясните на примерах, какое влияние оказывает изменение обменных курсов национальных валют на ВВП и уровень занятости в стране.

26. Чем отличается хеджирование от спекуляции? Каким образом экспортер может застраховаться от изменения валютного курса?

27. Что представляет собой платежный баланс страны? Объясните методику его составления.

28. Почему возникает дефицит и излишек платежного баланса? Всегда ли дефицит это плохо, а избытки платежных балансов желательны? Каким образом можно покрыть дефицит платежного баланса?

Контрольные задания

Задание 1. Предположим, что дипломированный бухгалтер, который также является и квалифицированным маляром способен покрасить свой дом быстрее, чем профессиональный маляр, которого он собирается нанять. Предположим также, что работая по специальности бухгалтер может заработать (50+n) дол. в час и что он должен платить маляру за его работу (15+n) дол. в час. Теперь допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а у маляра – 40 часов. Также предположим, что маляру необходимо заполнит налоговую декларацию, для этого ему потребовалось бы 10 часов, в то время как бухгалтер справился бы с этой работой за 2 часа. Следует ли бухгалтеру отвлечься на время от основной работы, чтобы покрасить свой дом, или ему все же стоит нанять маляра? И наоборот, стоит ли маляру прибегнуть услугам бухгалтера для заполнения налоговой декларации. Выполните необходимые расчеты и объясните свой ответ. n – порядковый номер студента(ки) в журнале.

Задание 2. Дайте ответы на следующие вопросы, базируясь на данных платежного баланса условной страны за текущий год, содержащихся в представленной ниже таблице (все показатели в млрд. руб.). Какова величина торгового баланса? Каков баланс товаров и услуг? Каков баланс счета текущих операций? Каков баланс счета движения капиталов? Является ли сальдо платежного баланса отрицательным или положительным?

Товарный экспорт + (40+n) Чистые денежные переводы + (10+n)
Товарный импорт – (30+n) Приток капитала + (10+n)
Экспорт услуг + (15+n) Отток капитала – (40+n)
Импорт услуг – (10+n) Официальные резервы + (10+n)
Чистые доходы от инвестиций – (5+n)  

n – порядковый номер студента(ки) в журнале.

Задание 3. Допустим, курс доллара к рублю составляет 1:30, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, (4+n) доллара, а в России –? Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Россия), если курс доллара искусственно понизится до 1:25? Определите величину дополнитель-ного дохода?

Литература: [1], [3], [4], [6], [7], [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов Д.В. Сборник задач по экономике: от простых до олимпиадных. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 336с.

2. Банковское дело: учебник / под ред. Коробова Г.Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, Магистр, 2012. – 592 с.

3. Макконнел К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – 14-е изд. – М: ИНФРА-М, 2003. – 972с.

4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2008. – 688 с.

5. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: Теория и практика: учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 680 с.

6. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 884 с.

7. Челнокова О.Ю. Сборник задач по экономике: учебное пособие. Саратов, СГУ. Изд-во «Саратовский источник», 2011. – с. 73.

8. Экономика. Учебник для вузов / под ред. А.С. Булатова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 896 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………........  
Модуль 3.Закономерность функционирования национальной экономики ……….  
Тема 11. Цели и результаты развития национальной экономики …………………..  
Тема 12. Теория макроэкономического равновесия.………………………………..  
Тема 13. Теория экономического роста ….……………………………………………  
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица ….……..  
Модуль 4.Денежные и финансовые механизмы рыночной экономики ……………  
Тема 15. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика …...……………  
Тема 16. Бюджетно-налоговая политика ….…………………………………………..  
Тема 17. Мировая экономика ………………………………………………………….  
Литература ….…………………………………………………………………………...  

 

ЭКОНОМИКА

Методические указания к проведению практических занятий

для студентов неэкономических направлений

дневной и заочной формы обучения

(в 2-х частях)

 

ЧАСТЬ II

МАКРОЭКОНОМИКА

 

 

Составил: Аблязов Рамиль Сядятьевич

 

Рецензент О.В. Кочетова

Редактор

Корректор

 

 

Подписано в печать Бумага тип. Тираж 100 экз.   Усл. печ. л. 1,5 Заказ Формат 60х84 1/16 Уч. изд. л. 1,5 Бесплатно

 

 

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.

410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

 
Копипринтер БИТТиУ, 413840 г. Балаково, ул. Чапаева, 140

>
 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.038 с.)