Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИКА Методические указания к проведению практических занятий для студентов неэкономических направлений дневной и заочной формы обучения (в 2-х частях)
ЧАСТЬ II МАКРОЭКОНОМИКА
Одобрено редакционно-издательским советом Балаковского института техники, технологии и управления
Балаково 2012 ВВЕДЕНИЕ Данные методические указания содержат планы практических занятий по разделу макроэкономика. Целями изучения раздела «Макроэкономика» являются: - понимание основ макроэкономического анализа; - получение навыков использования макроэкономического инструментария к анализу современных экономических проблем; - развитие способности студентов к критическому осмыслению проблем макроэкономики и формирование у студентов представления об эффективности различных макроэкономических политик. При подготовке к каждому занятию студенты должны использовать лекционный материал, научные статьи из экономических журналов, а также использование Интернет ресурсов - статистических материалов, аналитических обзоров, электронных учебников. Формы контроля: - промежуточный контроль (коллоквиум, тестирование, реферат); - итоговый контроль (экзамен, зачет). Весь курс разбит на 4 модуля. Отчетность по каждому модулю осуществляется в форме проведения коллоквиумов, задания по которым разрабатывается преподавателем. Методические указания разработаны в соответствия с Государственным образовательным стандартом для студентов неэкономических направлений дневной и заочной формы обучения. Данные методические указания призваны помочь студентам высших учебных заведений достичь более высокого качества знаний по курсу «Экономика». Выполняя традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин, способствует более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогает тренировать память и экономическое мышление.
МОДУЛЬ 3.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Тема 17. Мировая экономика Вопросы для обсуждения: 1. Становление, сущность и структура мирового хозяйства. 2. Международная торговля. 3. Международное движение факторов производства. 4. Мировая валютная система и валютный курс. 5. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Темы рефератов и докладов: 1. Глобализация мировой экономики и её воздействие на функционирование национально-государственных систем. 2. ВТО: сущность, предпосылки возникновения, цели и эффекты. 3. Место и роль России в современной мировой экономике. Вступление России в ВТО: аргументы за и против. Вопросы для самопроверки: 1. Что понимается под мировой экономикой? Опишите его структуру. 2. Сколько этапов прошла мировая экономика в процессе своего развития? 3. Назовите формы международных экономических отношений. 4. Что является основной причиной возникновения и развития международ-ных экономических отношений? Что лежит в основе абсолютных и сравнительных преимуществ МРТ и торговли? 5. Что понимается под интернационализацией, транснационализацией, регионализацией и глобализацией хозяйственной жизни. 6. Перечислите основные показатели развития мирового хозяйства. 7. Какую роль играют ТНК в мировой экономике? 8. Чем закрытая экономика отличается от открытой? Какие меры могут обеспечить экономическую безопасность национальных государств? 9. Что представляет собой мировая торговля? Какие функции она выполняет? 10. Какие страны в настоящее время лидируют в международной торговле? 11. Назовите барьеры, препятствующие свободной торговле. Каким последствиям может привести их применение? Приведите примеры. 12. Что такое торгуемые и не торгуемые товары и услуги? 13. Что выгодно для национальной экономики свободная торговля или протекционизм? Назовите их преимущества и недостатки. 14. Какие отрасли выиграют, а какие проиграют при вступлении России в ВТО? 15. Как вы думаете, плохо или хорошо влияют торговые блоки на международную торговлю? Объясните на конкретных примерах. 16. Раскройте сущность и формы международного движения капитала. 17. В чем причины вывоза и ввоза капитала? Что предпочтительнее для страны ввоз предпринимательского или ссудного капитала? 18. В чем сущность и причины международной миграции рабочей силы и населения? Каковы социально-экономические последствия для России? 19. Чем отличается национальная валютная система от мировой? 20. Объясните, что такое курс продавца и курс покупателя, кросс-курс, валютный арбитраж, «короткая» и «длинная» позиция? 21. Что представляет собой валютный курс? Как он устанавливается? Назовите факторы, определяющие валютный курс? 22. Объясните на примере, каким образом валюты разных стран обмениваются при экспортно-импортных операциях? 23. Чем отличаются фиксированные валютные курсы от свободно плавающих? В чем их достоинства и недостатки? 24. Кто и какими методами осуществляет регулирование валютных курсов. 25. Объясните на примерах, какое влияние оказывает изменение обменных курсов национальных валют на ВВП и уровень занятости в стране. 26. Чем отличается хеджирование от спекуляции? Каким образом экспортер может застраховаться от изменения валютного курса? 27. Что представляет собой платежный баланс страны? Объясните методику его составления. 28. Почему возникает дефицит и излишек платежного баланса? Всегда ли дефицит это плохо, а избытки платежных балансов желательны? Каким образом можно покрыть дефицит платежного баланса? Контрольные задания Задание 1. Предположим, что дипломированный бухгалтер, который также является и квалифицированным маляром способен покрасить свой дом быстрее, чем профессиональный маляр, которого он собирается нанять. Предположим также, что работая по специальности бухгалтер может заработать (50+n) дол. в час и что он должен платить маляру за его работу (15+n) дол. в час. Теперь допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а у маляра – 40 часов. Также предположим, что маляру необходимо заполнит налоговую декларацию, для этого ему потребовалось бы 10 часов, в то время как бухгалтер справился бы с этой работой за 2 часа. Следует ли бухгалтеру отвлечься на время от основной работы, чтобы покрасить свой дом, или ему все же стоит нанять маляра? И наоборот, стоит ли маляру прибегнуть услугам бухгалтера для заполнения налоговой декларации. Выполните необходимые расчеты и объясните свой ответ. n – порядковый номер студента(ки) в журнале. Задание 2. Дайте ответы на следующие вопросы, базируясь на данных платежного баланса условной страны за текущий год, содержащихся в представленной ниже таблице (все показатели в млрд. руб.). Какова величина торгового баланса? Каков баланс товаров и услуг? Каков баланс счета текущих операций? Каков баланс счета движения капиталов? Является ли сальдо платежного баланса отрицательным или положительным?
n – порядковый номер студента(ки) в журнале. Задание 3. Допустим, курс доллара к рублю составляет 1:30, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, (4+n) доллара, а в России –? Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Россия), если курс доллара искусственно понизится до 1:25? Определите величину дополнитель-ного дохода? Литература: [1], [3], [4], [6], [7], [8]. ЛИТЕРАТУРА 1. Акимов Д.В. Сборник задач по экономике: от простых до олимпиадных. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 336с. 2. Банковское дело: учебник / под ред. Коробова Г.Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, Магистр, 2012. – 592 с. 3. Макконнел К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – 14-е изд. – М: ИНФРА-М, 2003. – 972с. 4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2008. – 688 с. 5. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: Теория и практика: учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 680 с. 6. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 884 с. 7. Челнокова О.Ю. Сборник задач по экономике: учебное пособие. Саратов, СГУ. Изд-во «Саратовский источник», 2011. – с. 73. 8. Экономика. Учебник для вузов / под ред. А.С. Булатова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 896 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКА Методические указания к проведению практических занятий для студентов неэкономических направлений дневной и заочной формы обучения (в 2-х частях)
ЧАСТЬ II МАКРОЭКОНОМИКА
Составил: Аблязов Рамиль Сядятьевич
Рецензент О.В. Кочетова Редактор Корректор
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 > ЭКОНОМИКА Методические указания к проведению практических занятий для студентов неэкономических направлений дневной и заочной формы обучения (в 2-х частях)
ЧАСТЬ II МАКРОЭКОНОМИКА
Одобрено редакционно-издательским советом Балаковского института техники, технологии и управления
Балаково 2012 ВВЕДЕНИЕ Данные методические указания содержат планы практических занятий по разделу макроэкономика. Целями изучения раздела «Макроэкономика» являются: - понимание основ макроэкономического анализа; - получение навыков использования макроэкономического инструментария к анализу современных экономических проблем; - развитие способности студентов к критическому осмыслению проблем макроэкономики и формирование у студентов представления об эффективности различных макроэкономических политик. При подготовке к каждому занятию студенты должны использовать лекционный материал, научные статьи из экономических журналов, а также использование Интернет ресурсов - статистических материалов, аналитических обзоров, электронных учебников. Формы контроля: - промежуточный контроль (коллоквиум, тестирование, реферат); - итоговый контроль (экзамен, зачет). Весь курс разбит на 4 модуля. Отчетность по каждому модулю осуществляется в форме проведения коллоквиумов, задания по которым разрабатывается преподавателем. Методические указания разработаны в соответствия с Государственным образовательным стандартом для студентов неэкономических направлений дневной и заочной формы обучения. Данные методические указания призваны помочь студентам высших учебных заведений достичь более высокого качества знаний по курсу «Экономика». Выполняя традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин, способствует более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогает тренировать память и экономическое мышление.
МОДУЛЬ 3.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Тема 11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества Вопросы для обсуждения: 1. Общественное воспроизводство: сущность, условия, структура, основные типы. Национальное богатство и его структура. 2. Система национального счетоводства. Методы расчёта ВВП. Основные макроэкономические показатели. 3. Распределение доходов: неравенство и бедность. 4. Социальная политика в России. Темы рефератов и докладов: 1. Экономическое благосостояние общества. Национальное богатство страны и его структура. 2. Распределение доходов: эффективность или социальная справедливость? Аргументы за и против равенства доходов. 3. Понятие бедности. Уровень жизни: сущность, факторы, показатели и методика оценки. 4. Социальная политика в России. Система гос. поддержания уровня доходов. Вопросы для самопроверки: 1. Что представляет собой общественное воспроизводство? Опишите его структуру. Назовите его типы и условия существования. 2. Когда и с какой целью была принята система национального счетоводства? На каких принципах она построена? 3. Чем различаются между собой ВВП и ВНП? Объясните методику расчета ВВП по доходам и расходам. 4. Как на основе ВВП рассчитать другие макроэкономические показатели: ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РД? 5. Что такое чистый экспорт, и какое влияние он оказывает на производство внутри страны? Может ли чистый экспорт быть отрицательной величиной? 6. Почему при составлении национальных счетов сопоставляются рыночные стоимости, а не реальные физические объемы производства за разные годы? 7. Чем отличаются реальный ВВП от номинального, потенциальный ВВП от фактического и как они рассчитываются? 8. Объясните, чем отличается процесс инфлирования ВВП от дефлирования? 9. Чем отличается дефлятор ВВП от индекса потребительских цен? В чем состоит недостаток показателя ИПЦ? 10. Объясните, в чем состоит разница понятий «национальное богатство страны» и ««национальный доход страны». 11. Что понимается под номинальным и реальным доходом? Перечислите источники и виды доходов населения и раскройте их содержание. От каких факторов зависят реальные доходы населения? 12. Поясните, по каким принципам распределяются доходы в обществе и в чем заключаются причины имущественного расслоения в обществе? Перечисли-те факторы углубляющие неравенство распределения доходов в обществе. 13. Какие показатели используются для измерения неравенства распределения доходов в обществе? Поясните методику расчета каждого из них. 14. Какую категорию граждан можно отнести к бедным? Назовите причины и формы бедности. 15. Назовите приоритеты социальной политики в РФ на современном этапе. 16. Что означает прожиточный минимум? Как рассчитывается и где используется? Какой прожиточный минимум сейчас в России? В чем отличие МРОТ от прожиточного минимума? 17. Что отражает уровень жизни, и из каких компонентов он складывается? Охарактеризуйте уровни жизни населения. 18. Поясните различие в факторах, прямо воздействующих на формирование уровня жизни, и оказывающих на него косвенное влияние. 19. Что понимается под качеством трудовой жизни? И как изменилось качество жизни россиян после перехода к рыночной экономике? 20. Перечислите показатели, применяемые при оценке уровня и качества жизни, и объясните методику оценки каждого из них. 21. Способствует ли социальная справедливость в обществе эффективной экономике? Какая точка зрения, по-вашему, верна? Контрольные задания Задание 1. Используя приведенные ниже данные национальных счетов, определите ВВП и ЧВП затратным и доходным методами, а также рассчитайте НД, ЛД и РД, внеся необходимые поправки (все числовые значения в млрд. руб.). Скорректируйте базовые значения показателей на порядковый номер студента(ки) в журнале (сложить). 1. Личные потребительские расходы – 245 2. Чистый доход, созданный в Российской Федерации иностранными факторами производства – 4 (постоянная величина) 3. Трансфертные платежи – 12 4. Рента – 14 5. Потребление основного капитала (амортизация) – 27 (постоянная величина) 6. Взносы в систему социального обеспечения – 20 7. Проценты – 13 8. Доход от собственности – 33 (постоянная величина) 9. Чистый экспорт – 11 10. Дивиденды – 16 (постоянная величина) 11. Заработная плата рабочих – 223 12. косвенные налоги на бизнес – 18 (постоянная величина) 13. нераспределенная прибыль корпораций – 21 (постоянная величина) 14. индивидуальные налоги – 26 15. налог на прибыль корпораций – 19 16. прибыли корпораций – 56 17. государственные закупки – 72 18. чистые частные внутренние инвестиции – 33 19. личные сбережения – 20 Задание 2. Предположим, что в 2000 году совокупное производство в гипотетической экономике состояло из трех видов товаров Х, Y и Z, которые производились в следующих количествах: Х=4+n, Y=1+n, Z=3+n. Также предположим, что в 2000 году товары Х, Y и Z имели следующие цены: Х = (3+n) дол., Y = (12+n) дол., Z = (5+n) дол. Наконец, предположим, что в 2010 году цены на эти товары составили: Х = (5+n) дол., Y = (10+n) дол., Z = (10+n) дол., где n - порядковый номер студента(ки) в журнале. Определите индекс цен ВВП 2010 года, приняв 2000 год в качестве базового года. На сколько процентов возрос уровень цен за этот период?
Задание 3. Постройте кривую Лоренца для экономики, состоящую из пяти человек, и дайте необходимые пояснения. Какую долю общих доходов получают самые богатые и самые бедные? 1. Александр получает доход в размере (30+n) тыс.руб. 2. Борис – (25+n) тыс.руб. 3. Виктор – (20+n) тыс.руб. 4. Григорий – (15+n) тыс.руб. 5. Дмитрий – (10+n) тыс.руб. n - порядковый номер студента(ки) в журнале. Литература: [1], [3], [4], [7], [8].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.160 (0.008 с.) |