Структура, функции и уровни политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, функции и уровни политики.



Структура политики: 1. форма (её организационная струк-тура, те институты, кот.придают политике устойчивость. Конкретно это выраж-ся в гос-ве, партиях, общ-ных орг-циях,в законах и пр.нормах). 2. содержани е (выраж-ся в её целях и ценностях, проблемах, которые она решает, а также в мотивах и механизмах принятия полит.решений). 3. процесс (разнообразная полит.деят-ть различных соц. групп и индивидов).

Уровни политики:

-мегауровень– деят-ть междун.орг-ций(ООН,НАТО,ОБСЕ)

- макроуровень – политика на уровне гос-ва

- микроуровень – политика на уровне конкр-ной орг-ции, партии, союза и т.д.

+ в Европе выделяют уровень улицы – по мнению учёных политика нач-ся именно с него.

Виды политики:

По критерию направленности – внутр-я, внешняя, мировая.

По долговременности целей – тактическая (текущая), и стратегическая (достижение приоритетных целей развития общества, долговременная в отл.от тактической).

Функции политики:

1.интеграция различных групп и слоёв общества в единое целое для обеспеч-я устойчивости,сплочённости общества)

2.упр-е и руководство общ-ми процессами

3.предотвращение/урегулирование групповых конфликтов

4.властное распределение всех дефиц-х ценностей и благ

5.формир-е полит.культуры общества

+в условиях недемократ-ких режимов: защита интересов господствующего класса с целью удержания его у власти, а в условиях демокр.режима – защита прав человека и прив-лечение граждан к упр-ю обществом.

 

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ (СП).

екущая), и стратегическая (именн за и т.д.пп и индивидов).т, а также в мотивах и механизмах принятия полит.решений). ля всего СП – личность, организация, соц.группа, кот-я способна самостоятельно участвовать в полит.жизни в соотв.со своими интересами, влиять на положение других и вызы-вать существенные изменения в полит.отношениях.

СП: 1.крупные соц.группы. 2.гос-во. 3.полит.элита

Простой гражданин явл-ся важным СП во время выборов.

ВИДЫ СП:

По количественному показателю – единичные (през-нт), совокупные (нац.собр).

По способности к полит.действиям – первичные субъек-ты(субъекты полит.интересов – крупные соц.группы, напр. народ), вторичные (субъекты полит.действий – полит. партии, общ-ные орг-ции), третичные (субъекты принятия полит.решений).

 

Пути урегулирования политических конфликтов.

Урегулиров.конфл.-ориентация на то,чтобы сныть остроту противоборства,избеж.наиболее тяж.последствий для себя, гос-ва, общ-ва. Формы разрешен. конфл.:1.избегание или отклад. разреш.конфл.;2.отрицан.или подмена;3.метод конфронтац.-часто ведёт к кризису опред. полит. сил; 4.примирен.сторон на основе сближ.их позиций через посредн.(посредн-согласит.комиссиии, менедж.по конфл.); 5.третейск.разбират.или арбитраж(стороны добров. перед. спор для разбират.3 стороне;решение-обязат.для обеих); 6.переговоры на основе поиска баланса(они необход.для избежан.применен.наилия). Наиболее распростр.ср-во достижения примирен. явл. переговоры-прямое или косвенное общен.сторон,ведущ.к снижен.интенсивн.или заверш.конфл.

Сущность политического конфликта.

Полит.конфл-противоборство 2 или неск. Субъектов (групп, гос-в,лидеров),опаривающ.м/у собой рапределен. властных полномочий и ресурсов. При объяснен.причин сформиров. 2 подхода:ресурсн.подх.(конфл.возник.из-за ресурсов -богатство,собственн.,власть и авторитет, обеспечив. доступ к ресурсам),ценностный подх. (конфл. возник.на оанове различных идеалогич., нравствен. убеждений, ценностей). Основн.элементы конфл.: источник - предмет,по поводу кот.возник. разноглас.; стороны;повод-события,послуживш.началом действий;ср-ва использ.сторонами;цели сторон. Стадии конфл.: предконфл.ситуация, непосредствен.конфл.(действ.могут иметь скрыт.и открыт хар-р),разрешение конфл. (возм.вмешание 3 стороны).

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ (П) С ДР.СФЕРАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

С идеологией. П – практика идеологии и наоборот. П строится на идеологии. Оптимальный вариант – когда П и Идеол-я взаимно корректируют друг друга. Отрицателный вариант – идеол-я отрывается от П и превращ-ся в догму (свод правил, не подлет изменению)– такая связь обречена.

С правом. Пр.сфера закрепляет в зак-ве осн.принципы полит.господства тех или иных сил. Право - система требо-ваний к совместному сущ-нию людей, кот. предопределена самой природой общества. Оно - как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, гос-ва. Право определяет границы и возможности деят-ти как оппозиции, так и правящих структур. В конкретных полит.системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в опред.степени и в демокр-х.

С моралью. Маккивели говорил – П и мораль не перепле-таются. Моральная П –которая соответствует интересам опред.соц.группы. П – может и должна быть моральной, если её цели явл-ся общечеловеческими ценностями, а средства её достижения являются гуманными.

С экономикой. В целом экономика, предопределяя матер. основания жизнедеят-ти людей, обусловливает тем самым и х-р соц.дифференциации общества. Та или иная форма реакции гос-ва на соц.запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия опред. решений.

Развитие производства-распределения в любом обществе порождает проблемы, часть которых явл-ся полит-ми, т.е. не может быть решена без использования спец. полит.институтов и процедур.

Политика имеет знач.возможности влиять на развитие производства–распределения посредством решения полит.проблем, изменением норм права, форм собств-сти, механизмов упр-я производственными и распределитель-ными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им полит.решения могут надолго деформировать развитие производства.

 

Сущность власти

Власть (В) – влияние особого рода, принуд влияние (возд-вие на других). Это соц отношение, проявляющееся в возможности и праве 1го индивида/группы принимать решения, являющиеся обязательными для другого/группы. Это отношение «управление – исполнение».

Вебер: «В - возм-ть осущ-ть свою волю вопреки сопротив-лению других». Р.Даль: «В – возм-ть заставить другого сделать то, что тот не сделал бы».

В основе В – неравенство. 2 типа неравенства: 1)естественное (физиологическое, от природы); 2)социально-статусное.

Элементы В: 1) наличие не <2ух партнёров (кто приказы-вает/кому); 2) приказ осущ-щего В; 3) подчинение объекта воле субъекта; 4) наличие норм, устан-х, что отдающий приказ имеет на это право, а тот, кому приказы адресованы – обязан подчиняться.

Ресурсы В – те средства, ктрые обеспечивают влияние субъекта на объект –1) эк.ресурсы– мат ценности, техника, земля. 2) соц ресурсы – спсб-ть повышения/понижения соц-го статуса объекта. 3) культ-информ – знания и инфо, стредство их получения (институты науки, образования). 4) силовые – оружие, институты физ-го принуждения, спец подг люди. 5) демограф-кие – люди.

Процесс властвования - 2 способа:

1) побуждение объекта к опред действиям путём поощрения/принуждения;

2) путём утаивания инфы (блокирование нежелательного поведения объекта)

Структура полит власти:

1) субъект

2) объект

3)средства, с помощью ктрых осущ-тся воздействие

 

Политическая власть

Полит власть (ПВ) – реал способность и возможность опред соц группы, организации, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Ведущие методы осущ-ния ПВ – убеждение, принуждение. Принуждение м/б псих/физ. Псих – когда объект подчиняется субъекту, чтобы предотвр негативные последствия в случае неповиновения. Убеждение – метод властвования, когда субъект доказывает объекту, когда предполагаемое решение – самое оптимальное.

Особн-ти ПВ: 1) верховенство – обязат-ть решения ПВ для всех др видов властей. 2) право на легальное использование насилия против антиобществ-х элементов; 3) публичность ПВ; 4) наличие единого центра принятия решений; 5) выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями разл-х соц групп; 6) многообразие используемых ресурсов; 7) гос власть входит в состав ПВ.

Функции ПВ:

1) управление делами госва и общества; 2) поддержание гражд мира и общ-го порядка; 3) выявление, локализация, разрешение конфликтов в обществе; 4) обеспечение общ-го согласия; 5) принуждение во имя соц-значимых целей и сохранения стабильности.

Структура полит власти:

1) субъект

2) объект

3)средства, с помощью ктрых осущ-тся воздействие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.008 с.)