Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и функции политологии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ Метод – система приёмов и способов, с пом.которых осущ-ся анализ явления. Парадигма – логическая мыслит.модель, опред-ет способы восприятия и интерпретации действительности. Выделяют: 1.теологическую (с античности до Нов.времени). 2. натура-листическую (ч/з призму природы). 3. социальную (поли-тика с точки зрения соц.событий в жизни общества) 4.рационально-критическую (полит.процессы и явления анализируются исходя их сущности их самих). Общелогич.методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, классификация Спец.методы: - нормативно-ценностный - социологич-й подход - антропологич. подход - институциональный метод - бихевиорийский метод - психологич.метод - системный подход - сравнит-й метод - моделирование и прогнозирование полит.процессов - исторический метод Функции П: 1. теоретико-познавательная 2. методологическая 3. регулятивная 4. прогностическая 5. мировоззренческая
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ Политика возн-ет когда нет согласия между людьми, но сущ-ет потребность в согласованном поведении. Политика – деят-ть соц.группы и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязат-х для общества решений, осущ-мых с помощью гос.власти. Осн.области политики - политика как: 1.функционир-ние полит.институтов и гос-ва 2. отношения между крупными соц.группами 3. соц-полит.поведение 4.политико-коммуникационные процессы 5. упр-ние полит.сферой общества. Политика- мир отношений, деят-ти, поведения, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу заво-евания, удержания, использования власти и управления обществом в целях реализации своих общ-нно-значимых интересов. Специфика политики: 1.она фиксирует отношения между крупными соц групами, интересы которых интегрируются в единое всеобщее целое 2. она всегда связана (прямо или опосредовано) с гос. властью. 3. всегда носит властный х-р 4. очень важна для общества.
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И УРОВНИ ПОЛИТИКИ. Структура политики: 1. форма (её организационная струк-тура, те институты, кот.придают политике устойчивость. Конкретно это выраж-ся в гос-ве, партиях, общ-ных орг-циях,в законах и пр.нормах). 2. содержани е (выраж-ся в её целях и ценностях, проблемах, которые она решает, а также в мотивах и механизмах принятия полит.решений). 3. процесс (разнообразная полит.деят-ть различных соц. групп и индивидов). Уровни политики: -мегауровень– деят-ть междун.орг-ций(ООН,НАТО,ОБСЕ) - макроуровень – политика на уровне гос-ва - микроуровень – политика на уровне конкр-ной орг-ции, партии, союза и т.д. + в Европе выделяют уровень улицы – по мнению учёных политика нач-ся именно с него. Виды политики: По критерию направленности – внутр-я, внешняя, мировая. По долговременности целей – тактическая (текущая), и стратегическая (достижение приоритетных целей развития общества, долговременная в отл.от тактической). Функции политики: 1.интеграция различных групп и слоёв общества в единое целое для обеспеч-я устойчивости,сплочённости общества) 2.упр-е и руководство общ-ми процессами 3.предотвращение/урегулирование групповых конфликтов 4.властное распределение всех дефиц-х ценностей и благ 5.формир-е полит.культуры общества +в условиях недемократ-ких режимов: защита интересов господствующего класса с целью удержания его у власти, а в условиях демокр.режима – защита прав человека и прив-лечение граждан к упр-ю обществом.
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ (СП). екущая), и стратегическая (именн за и т.д.пп и индивидов).т, а также в мотивах и механизмах принятия полит.решений). ля всего СП – личность, организация, соц.группа, кот-я способна самостоятельно участвовать в полит.жизни в соотв.со своими интересами, влиять на положение других и вызы-вать существенные изменения в полит.отношениях. СП: 1.крупные соц.группы. 2.гос-во. 3.полит.элита Простой гражданин явл-ся важным СП во время выборов. ВИДЫ СП: По количественному показателю – единичные (през-нт), совокупные (нац.собр). По способности к полит.действиям – первичные субъек-ты(субъекты полит.интересов – крупные соц.группы, напр. народ), вторичные (субъекты полит.действий – полит. партии, общ-ные орг-ции), третичные (субъекты принятия полит.решений).
Пути урегулирования политических конфликтов. Урегулиров.конфл.-ориентация на то,чтобы сныть остроту противоборства,избеж.наиболее тяж.последствий для себя, гос-ва, общ-ва. Формы разрешен. конфл.:1.избегание или отклад. разреш.конфл.;2.отрицан.или подмена;3.метод конфронтац.-часто ведёт к кризису опред. полит. сил; 4.примирен.сторон на основе сближ.их позиций через посредн.(посредн-согласит.комиссиии, менедж.по конфл.); 5.третейск.разбират.или арбитраж(стороны добров. перед. спор для разбират.3 стороне;решение-обязат.для обеих); 6.переговоры на основе поиска баланса(они необход.для избежан.применен.наилия). Наиболее распростр.ср-во достижения примирен. явл. переговоры-прямое или косвенное общен.сторон,ведущ.к снижен.интенсивн.или заверш.конфл. Сущность политического конфликта. Полит.конфл-противоборство 2 или неск. Субъектов (групп, гос-в,лидеров),опаривающ.м/у собой рапределен. властных полномочий и ресурсов. При объяснен.причин сформиров. 2 подхода:ресурсн.подх.(конфл.возник.из-за ресурсов -богатство,собственн.,власть и авторитет, обеспечив. доступ к ресурсам),ценностный подх. (конфл. возник.на оанове различных идеалогич., нравствен. убеждений, ценностей). Основн.элементы конфл.: источник - предмет,по поводу кот.возник. разноглас.; стороны;повод-события,послуживш.началом действий;ср-ва использ.сторонами;цели сторон. Стадии конфл.: предконфл.ситуация, непосредствен.конфл.(действ.могут иметь скрыт.и открыт хар-р),разрешение конфл. (возм.вмешание 3 стороны).
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ (П) С ДР.СФЕРАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. С идеологией. П – практика идеологии и наоборот. П строится на идеологии. Оптимальный вариант – когда П и Идеол-я взаимно корректируют друг друга. Отрицателный вариант – идеол-я отрывается от П и превращ-ся в догму (свод правил, не подлет изменению)– такая связь обречена. С правом. Пр.сфера закрепляет в зак-ве осн.принципы полит.господства тех или иных сил. Право - система требо-ваний к совместному сущ-нию людей, кот. предопределена самой природой общества. Оно - как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, гос-ва. Право определяет границы и возможности деят-ти как оппозиции, так и правящих структур. В конкретных полит.системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в опред.степени и в демокр-х. С моралью. Маккивели говорил – П и мораль не перепле-таются. Моральная П –которая соответствует интересам опред.соц.группы. П – может и должна быть моральной, если её цели явл-ся общечеловеческими ценностями, а средства её достижения являются гуманными. С экономикой. В целом экономика, предопределяя матер. основания жизнедеят-ти людей, обусловливает тем самым и х-р соц.дифференциации общества. Та или иная форма реакции гос-ва на соц.запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия опред. решений. Развитие производства-распределения в любом обществе порождает проблемы, часть которых явл-ся полит-ми, т.е. не может быть решена без использования спец. полит.институтов и процедур. Политика имеет знач.возможности влиять на развитие производства–распределения посредством решения полит.проблем, изменением норм права, форм собств-сти, механизмов упр-я производственными и распределитель-ными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им полит.решения могут надолго деформировать развитие производства.
Сущность власти Власть (В) – влияние особого рода, принуд влияние (возд-вие на других). Это соц отношение, проявляющееся в возможности и праве 1го индивида/группы принимать решения, являющиеся обязательными для другого/группы. Это отношение «управление – исполнение». Вебер: «В - возм-ть осущ-ть свою волю вопреки сопротив-лению других». Р.Даль: «В – возм-ть заставить другого сделать то, что тот не сделал бы». В основе В – неравенство. 2 типа неравенства: 1)естественное (физиологическое, от природы); 2)социально-статусное. Элементы В: 1) наличие не <2ух партнёров (кто приказы-вает/кому); 2) приказ осущ-щего В; 3) подчинение объекта воле субъекта; 4) наличие норм, устан-х, что отдающий приказ имеет на это право, а тот, кому приказы адресованы – обязан подчиняться. Ресурсы В – те средства, ктрые обеспечивают влияние субъекта на объект –1) эк.ресурсы– мат ценности, техника, земля. 2) соц ресурсы – спсб-ть повышения/понижения соц-го статуса объекта. 3) культ-информ – знания и инфо, стредство их получения (институты науки, образования). 4) силовые – оружие, институты физ-го принуждения, спец подг люди. 5) демограф-кие – люди. Процесс властвования - 2 способа: 1) побуждение объекта к опред действиям путём поощрения/принуждения; 2) путём утаивания инфы (блокирование нежелательного поведения объекта) Структура полит власти: 1) субъект 2) объект 3)средства, с помощью ктрых осущ-тся воздействие
Политическая власть Полит власть (ПВ) – реал способность и возможность опред соц группы, организации, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Ведущие методы осущ-ния ПВ – убеждение, принуждение. Принуждение м/б псих/физ. Псих – когда объект подчиняется субъекту, чтобы предотвр негативные последствия в случае неповиновения. Убеждение – метод властвования, когда субъект доказывает объекту, когда предполагаемое решение – самое оптимальное. Особн-ти ПВ: 1) верховенство – обязат-ть решения ПВ для всех др видов властей. 2) право на легальное использование насилия против антиобществ-х элементов; 3) публичность ПВ; 4) наличие единого центра принятия решений; 5) выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями разл-х соц групп; 6) многообразие используемых ресурсов; 7) гос власть входит в состав ПВ. Функции ПВ: 1) управление делами госва и общества; 2) поддержание гражд мира и общ-го порядка; 3) выявление, локализация, разрешение конфликтов в обществе; 4) обеспечение общ-го согласия; 5) принуждение во имя соц-значимых целей и сохранения стабильности. Структура полит власти: 1) субъект 2) объект 3)средства, с помощью ктрых осущ-тся воздействие
Политеческая социализац. Полит.соц-я-усвоение чел-ом требован.,культ.ценностей и ориентиров общ-ва,формир.свойств и умений, позвол. адаптиров.к полит.сис-ме и выполн.в ней опред.функций. В традиц.общ-вах авторитет.явл.семья и церковь,а в современ.-образовательн. стр-ры, СМИ, гос институты. Выдел.: первичный этап(начин.обычно с 3-5лет; формиров.личност.отнош.к полит.жизни; больш.влиян. оказ.родители в деле восприят.ребёнком полит. персоналий - презид,милиционер) и вторичный(главн.роль ресоциализация;чел-к приспосабл.даже к тем переменам, кот.он не понимает). Процесс полит. соц.вкл. след. этапы: политизации(у детей под влиян.родителей формир.первые представл.о мире полит.), персонализация (когда восприят. власти персонифицир-ся), идеализация (формир. устойчив. эмоциональн.отнош.к полит. влати), институциональный (заклад.представлен.об инстит.власти). Цель полит.соц-формирован.граждвнственности,развитой полит.культ.
Тоталитарный полит режим Полит режим – система методов, способов, средств осущния полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Тоталитарный режим – полит порядок, при ктром госво имеет всеобъемлющую власть в общве. Черты: 1) тотал контроль госва над всеми сферами общества; 2) централизация верховной власти в руках диктатора и его ближ-го окружения, культ вождя; 3) в стране – только 1 правящая партия; др – запрещены. Правящая партия сращена с госвом; 4) в госве могут нерегулярно проводить формал выборы, рез-ты ктрых известны заранее (власть формируется по закрытым бюро-крат-м каналам); 5) наличие одной офиц гос идеологии (в СССР – марксизм, ленинизм); 6) права и свободы человека носят декларативный хар-р; 7) доминирующий метод упр-ния – принуждение, насилие террор. 8)невозм-ть контроля со стороны общества за деятью репрессивных гос органов; 9)отчуждение граждан от полит жизни, низкий уровень полит культуры, но граждане (я вам не собака!-дуля) активно выражают своё согласие с офиц.курсом партии; 10) наличие «железного занавеса». Достоинства: 1) высокая спосбн-ть мобилизации ресурсов и концентра-ции средств для достижения огранич-х целей; 2) низкий уровень преступности; 3) отсутствие резких имущ-ных контрастов; 4) развитость образования и воспитания; Разновидность тоталитаризма: 1) правый (итал фашизм, герм национал-социализм). Сохранили рыночную экономику. 2) левый (советский, страны центр и вост Европы, юго-вост Азии, Куба). Активно продвигали идею равенства и соц справед-сти, соц защита населения.
Формы гос. устройства. Гос. устройство – внутритеррит. устройство гос-ва, а также хар-р взаимоотнош. между центр. и регоинальными властями. В наст. время встречаются гос. устройства: 1) унитарное – простое единое гос-во, которое не имеет в своём составе иных гос. образований, террит. подразделяется на АТЕ. 2) федерация (Ф) – гос. устройство, при котором несколько гос. образований обладающих юрид. и определённой полит. самостоятельностью образуют одно союзное гос-во (РФ, ФРГ, Индия, Канада). Субъекты Ф. не обладают суверенитетом, не могут объявлять войну и мир, самост. участвовать в полит. жизни, печатать свои деньги, иметь свою армию, не имеют право одностороннего выхода из состава Ф. 3) конфедерация – союз, в котором образующие его гос-ва сохраняют свою независимость, создают спец. объединённые органы власти и управления для координации действий в определ. целях, выход свободный (США, Германия 1815-1867гг., Объединённая Арабская республика (Сирия + Египет) 1861-186 гг.).
ФОРМЫ ГОС. ПРАВЛЕНИЯ. Форма правления – организация высшей гос. власти и система её взаимоотн. с насел. Форма правления: 1. Монархия – форма правления, при кот. власть принадлежит 1 лицу (монарху) и, как правило, передаётся по наследству. Власть осущ. бессрочно и от народа не зависит. 1) абсолютная – всевластие главы гос-ва. (Саудовская Аравия, Оман, Катар) 2) конституционная – гос-во в кот. полномочия монарха огранич. Конст., т.е. верховн. власть распредел. м/ду монархом и др. органами: а) дуалистическая – гос-во, где исполн. власть принадл. монарху (возглавл. или команд. Правит-вом), а законод. власть осущ. Парл. (Дания, Кувейт, Марокко); б) парламентская – гос-во, в кот. монарх офиц. явл. главой гос-ва, но фактически обладает представит. ф-ией. (Англия) 2. Республика (обществен. дело) – форма правления при кот. источником власти явл. народ, а глава гос-ва (президент) явл. выборным и сменяемым. Выборность, срочность, зависом. от избирателей. 1) президентская (США, страны Латин. Америки) – президент избирается народом, он сам (с согласия Парл.) формирует Правит-во, президент глава исполн. власти. Правит-во несёт ответств. перед Президентом. Пр-п раздел. влестей проводится очень чётко. 2) парламентская (Зап. Европа: ФРГ, Италия, Швейцария, Чехия) – президент избирается Парл., он обладает представит. ф-иями. Правит-во формир. на Парлам. основе. Правит-во ответств. перед Парл. 3) смешанная (полупрезидентская) (Франция, Португалия, Россия) – президент избирается народом, а Правит-во несёт 2-ую ответсвт. и перед Презид., и перед Парл.
Исполнительная власть в РБ. Исполн. власть в РБ осущ. Правит-во - Совмин РБ – центр. орган гос. упр-я. Правит-во в своей деят-ти подотчетно П. РБ и ответственно перед Парламентом РБ. Правит-во сост. из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер -министр назначается П. РБ с согласия Палаты предст. Реш-е по этому вопр. принимается Палатой предст. не позднее чем в 2хнедельный срок со дня внесения предлож-я по кандидатуре Премьер-министра. В случае 2х-кратного отказа – П. РБ вправе назначить исполняющего обяз-ти Премьер-министра, распустить Палату предст. и назначить новые выборы. Работой Правит-ва руководит Премьер-министр: 1) осущ-ет непосредств. руководство деят-тью Правит-ва,несёт персонал. ответств. за его работу; 2) подписывает постановл. Правит-ва; 3) в 2хмес. срок после своего назнач-я представляет Парлам-у программу деят-ти Правит-ва, а в случае ее отклонения – повторную программу деят-ти Правит-ва в течение 2 мес.; 4) информирует П. РБ об основных направлениях деят-ти Правит-ва и о всех его важнейших реш. и др. Правит-во, любой его член вправе заявить П. о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осущ-ние возлож-ых на них обяз-тей. Правит-во заявляет П.РБ об отставке в случае выражения Палатой предст. вотума недоверия Правит-ву. П. РБ вправе по собств. инициативе принять реш. об отставке Правит-ва и освободить от должности любого его члена. Правит-во РБ: 1) руководит системой подчиненных ему органов гос. управл.; 2) разрабатывает осн. направления внутр. и внеш. политики; 3) разрабатывает и представляет П. РБ проект респ. бюджета и отчет о его исполн.; 4) обеспеч-ет проведение единой эк, фин., кредит. и денеж. политики, гос. политики в области науки, культ., образов., здравоохранения; 5) принимает меры по обеспеч-ю прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац. безопасности; 6) обеспечивает исполн-е К., з-нов и декретов, указов и распоряжений П. и др. Правит-во РБ издает постановления, имеющие обязат. силу на всей террит. РБ. Премьер-министр – распоряжения.
Судебная власть в РБ. Суд. власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на пр-пах террит-сти и специализации. Судоустройство в РБ определяется з-ном. Образование чрезвыч. судов запрещается. Судьи при осущ. правосудия независимы и подчиняются только з-ну. Вмешательство в деят-ть судей по отправле-нию правосудия недопустимо и влечет ответств. по з-ну. Судьи не могут осущ. предприним. деят-ть, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподават. и научно-исслед-ой. Суды осущ. правосудие на основе КРБ и принятых в соотв. с ней иных НПА. Если при рассмотр. конкр. дела суд придет к выводу о несоотв. нормат. акта К., он принимает реш. в соотв. с К. и ставит в установл. порядке вопр. о признании дан. нормат. акта неконституционным. Дела в судах рассматр-ются коллегиально, а в предусмотр. з-ном случаях - единолично. Разбират-во дел во всех судах открытое, а закрытое – в случаях предусмотр. з-ном. Правосудие осущ. на основе состязат-сти и = сторон. Суд. постановления – обязат-ны для всех гр-ан и должн. лиц. Контроль за конституц-тью нормат. актов в гос-ве осущ. Конст. Судом РБ (КС). Он сост. из 12 судей – высококва-лифиц. специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей назначаются П. РБ, 6 судей избир. Советом Республики. Председатель КС назначается П. с согласия Совета Респ. Срок полномочий членов КС - 11 лет. Предельный возраст – 70 лет. Нормат.акты или их отдельные положения, признанные неконституц., утрачивают силу в порядке, определ. з-ном. В случаях, предусмотр. КРБ, КС по предложению П. РБ дает заключение о наличии фактов систематич. или грубого нарушения палатами Парламента КРБ.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. По идейным основаниям деят-ти: 1. прагматические – не опирающ-ся на полит. идеологию; опираются на практич. целесообрсть действий 2. доктринальная – опред. идеоло-гические принципы = консервативные, соц.-демократ., фашистские, нациолистич., религиозные. По хар-у и задачам деят-ти: 1.революционые– выступ.за радикальное преобразование общества (коммунисты) 2. реформистские – за улучшение общест. жизни без принципиальных струк-турных изменений 3. консервативная – устойчивое сохр-ние сущ-х форм обществ. жизни 4. реакционные – ставят перед собой задачу восстановления старых структур. По организационной структуре: 1. кадровые – формир. сверху вниз. Основа их организ-го строения явл. полит. комитет лидеров + активисты (республиканцы, демократы США) 2. массовые – снизу-вверх, дисциплинир-ные масс. орг-ции с централизов-й иерархич.структурой с уставным членством, строгая партийная дисциплина, членские взносы, крепость идеологических связей. По программам: 1. правые – партия ориентированная на консерват. буржуазные ценности, стабильность полит. системы, отри-цание коммунистич-х идеалов и революционных методов переустройства общества 2. левые – партия проповедует социалистич. и коммунистич-е ценности и радикальные методы их достижения 3. центрийские – умеренные полит. силы, предпочитают реформаторские, эволюционные пути улучшения общества. По отношению к существующему полит. режиму: 1.правящие – кот-е победили на выборах и сформировали правительство 2. оппозиционные – которые лишены возможности влиять на формир-е прави-тельства. находится в оппозиции его деят-ти.Их задача - критика деят-ти прав-ва за его ошибки и недостатки, контроль деят-ти правительства, предложения вариантов решения проблем. победить на выборах По условиям деят-ти: 1. легальные 2. нелегальные 3. полулегальные ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РБ. В 1994Г. Закон «О полит. Партия» в партии не менее 500 чел-к. К к. 1990г. – 35 полит. Партий Декрет Президента – в составе не менее 1000ч-к 26.01.1999 парт. организации должны действовать в областях и в г. Минске 17 партий прошли перерегистрацию по декрету, 2 развалились. Сейчас офиц. действ-ет 15 полит. Партий Наши полит. партии молодые: Левые партии РБ: выступают за идеи коллективизма, солидарности, равенства и соц. справедливости, за традиц. Для белорусов органы народовластия, за развитие гос. и кооперат-го сектора эконом-ки. приоритетным в экон-ке считают ориентацию на страны бывшего СССР Пр. Белорусская партия левых, Справедливый мир 1998г. и др. Центрийские партии: выступают за преоритет интиресов нации, становления и развития соц. ориентированной рын. Экон-ки, укрепления суверенитета и междупартийной позиции страны Пр. Бел. Полит. Партия «Зеленые», Бел. Соц-демакрат. Партия «Грамода» Правые партии: выступают за идеи свободы и индивидуальных интиресов личности, за развитие част. Предпринимат-ва, за парламентскую республику Пр. Либеральная демакрат. Партии, Объединенная гражданская партия, партия БНФ Наши полит. Партии не явл. влиятельными Причины: 1. молодость партий 2. старение полит. Партий – мало молодых членов в партиях, численность начинает падоть 3. изначальная вынужденность вступления в партию, чтобы построить карьеру 4. нет ярких лидеров 5. мажоритарная избирательная система 6. плохое освещение деят-ти партий в СМИ.
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. Парт.сис-ма – совок.устойчивых связей и отношений партий различ. типа друг к другу, а также с гос-ом и др. институтами власти. Уклад - исторически сложив-ся разновидности сис-м. По числу партий реально участ-х в борьбе за власть: 1. Мно-гопартийная сис-ма – партий в стране много и не менее 3х проходит в парламент и ни одна из них не занимает больш-во мест в парламенте а) уклад многопартийной раздроб-ленности Нидерланды,Бельгия,Италия. «+» предост-ет гр-м широкую возможность выбора программы; «-» неустой-чивая работа парламента и прав-ва; не одна программа не реализуется полностью т.к. любое решение которое принимается в парламенте – результат компромисса. Б) уклад с домин-щей партией. Партий в стране много, но одна из них явл. правящей более 25 лет в условиях острой конкурентной борьбы (Швеция, Индия, Япония). «+» стабильная работа прав-ва и парламента; стабильность полит. сис-мы и общества; «-» возможное снижение кач-ва упр-ния страной в рез-те данного нахождения у власти. 2. Двухпартийная система: уклад – партий много но у них 2 настолько сильные и влиятельные что по очереди правящие, 50% мест в парламенте США, Великобритания «+» стабильная работа парламента и прав-ва; стабильность полит. сис-мы и общества; «-» у др. партий нет возможнос-ти прийти к власти; отсуствует полит центр. Уклад «2,5 партии» ФРГ – много партий, 2 из них сильные, но не намного чтобы самост-но стать правящей (социал-демо-краты и ХДС/ХСС» ~ 80% мест в парл-те, остальное место занимают др. партии.Каждая из сильных партий стремится вступить в коалицию с небольшой но постоянно представ-ой в парл-те партией. «+» стабильная раб. Парл-та прав-ва общества; др.партии могут прийти к власти; «-»практич-ки отсуствуют 3. Однопартийная система – уклад с партией гегемонов – партий в стране много, но одна из них явл. правящей в условиях авторитарного режима, др. партии к власти не допускаются Социалистическая партия ГДР и Польша. Уклад однопартийности – сущ-ет одна правящая партия, др. офиц. запрещены законом (Китай, СССР КНДР) «+» быстрая концентрация ресурсов для реш. узких проблем. «–» сращивание партийных и гос структур, наруш. Прав и свобод гр-н и отсуствие демократии. Политическая деятельность Пол. деятельность – индивидуальная (групповая, спонтанная) организов. деят. общ. субъектов, прямо или косвенно направленная на реализацию своих интересов и идеалов в полит. сфере. Пол. деят. складывается из пол. действий. Пол. действия – конкретные акции, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом (группой людей) с целью вызвать определенный политический результат. Типология: 1. По изменениям, кот. пол. действия вызывают в сфере пол. отнош: революция (коренное преобразование) и контрреволюция (реакция свергнутого класса на революцию); реформы; политические перевороты, приводящие к персональному изменению в составе пол. элиты (гос. переворот-осущ-ся представителями аппарата власти; путч – неудавшаяся попытка гос. перевоврота; дворцовый переворот- представители ранее правящей династии отстраняют от власти представителей ныне правящей династии; военный переворот – военные свергают господств. власть и устан. свое правление) 2. По хар – ру осущ – мых действий пол деят.: как позитивные пол. действия – это опред. полит. акции, осущ. с целью получ – я желаемого результата; как негативные пол. действия – когда сознательно ничего не предпринимается с целью позволить произойти опред. пол. событиям. 3. По хар-ру осущ. действий: конструктивные (создание); деструктивные (разрушение); 4. Институциональные – регулируемые и осуществляемые посредствам различных политических институтов; прямые – непосредственное влияние граждан на органы пол. власти посредствам митингов, демонстраций, забастовок и т.д.
Политическое участие Пол. участие – разнообразное проявление непрофессиональной политической деятельности. Пол. участие – усилия простых людей в любом типе политич. сист. повлиять на действия своих правителей, а иногда и сместить их. Осн. виды пол. уч-я: 1. выполнение пол. функ-ций в рамках гос. органов (н-р, участие в деятельности депутатских комиссий – помощники, эксперты и т.д.); 2. Уч-е в работе пол. организ-й; 3. Периодическое уч-е, связ. с делегиров. полномочий во время всевозможных выборов; 4. Прямые действия в политике (забастовки и т.д.); 5. Воздействие на ход полит. процессов через обращения, письма и встречи с пол. лидерами; 6. Чтение пол. периодики и литературы; 7. Прослушивание и просматривание радио- и телепередач с послед. обсуждением. Полит. иммобильность – полит. бездействие населения. Пол. иммоб. проявляется по след. причинам: неучастие в пол. деят – ти по причине неразвитости культуры; неучастие как результат разочарования в эффект – ти пол. системы; пол. апатия как форма неприятия пол. сист.; пол. бойкот как выражение враждебности к сущ – ей пол. системе. Наиболее общие тенденции в изменении пол. уч –я: рост стремления граждан действовать вне традиционных форм пол. активности – предпочтение пол. движений без четкой фиксир. организованной структуры, а не пол. партий; объедин. все чаще осущ. не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы по поводу ее решения; растет число граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий; люди все более склонны к независимости политизации – стремятся действовать независимо. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ Метод – система приёмов и способов, с пом.которых осущ-ся анализ явления. Парадигма – логическая мыслит.модель, опред-ет способы восприятия и интерпретации действительности. Выделяют: 1.теологическую (с античности до Нов.времени). 2. натура-листическую (ч/з призму природы). 3. социальную (поли-тика с точки зрения соц.событий в жизни общества) 4.рационально-критическую (полит.процессы и явления анализируются исходя их сущности их самих). Общелогич.методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, классификация Спец.методы: - нормативно-ценностный - социологич-й подход - антропологич. подход - институциональный метод - бихевиорийский метод - психологич.метод - системный подход - сравнит-й метод - моделирование и прогнозирование полит.процессов - исторический метод Функции П: 1. теоретико-познавательная 2. методологическая 3. регулятивная 4. прогностическая 5. мировоззренческая
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ Политика возн-ет когда нет согласия между людьми, но сущ-ет потребность в согласованном поведении. Политика – деят-ть соц.группы и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязат-х для общества решений, осущ-мых с помощью гос.власти. Осн.области политики - политика как: 1.функционир-ние полит.институтов и гос-ва 2. отношения между крупными соц.группами 3. соц-полит.поведение 4.политико-коммуникационные процессы 5. упр-ние полит.сферой общества. Политика- мир отношений, деят-ти, поведения, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу заво-евания, удержания, использования власти и управления обществом в целях реализации своих общ-нно-значимых интересов. Специфика политики: 1.она фиксирует отношения между крупными соц групами, интересы которых интегрируются в единое всеобщее целое 2. она всегда связана (прямо или опосредовано) с гос. властью. 3. всегда носит властный х-р 4. очень важна для общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.75 (0.015 с.) |