ТОП 10:

АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.



Авторит. режим – режим, в кот. власть осущ. конкретным лицом или группой лиц при минимальном участии народа.

Черты: 1. монополия на власть главы гос-ва и его ближайшего окружения при одновремен. отчуждении народа от реальн. рычагов гос. власти; 2. отказ от тоталит. контроля над общ-вом, но власть по прежнему жёстко контролирует полит. сферу; 3. правящая партия сращена с гос-вом, но уже допускается наличие др. партий и общ-х движений, но власть старается сделать максимум для того, чтобы те не стали влиятельными партиями; 4. в стране регулярно проводятся выборы, но их результатами манипулируют; 5. существено ограничены полит. права и свободы гр-н; 6. в кач-ве методов гос. упр-я доминируют командно-администр. методы, нет открытого террора, но сущ. скрытый террор; 7. сохран. частичная цензура (полугласность); 8. силовые структуры не подконтрольны общ-ву и редко исп. в полит. целях; 9. низк. уровень полит. культуры, направлен. на воспитание конформиства (согласия).

«+»1. высок. уровень поддерж. порядка в общ-ве, низкий уровень преступности; 2. можно быстро сконцентрир. ресурсы для достиж. конкретных целей; 3. стабильность общ-ва; 4. неплохая соц. защита гр-н.

«–»1. полная зависим. политики от позиции главы гос-ва или группы высших руководителей; 2. отсутствие у гр-н возможности предотвр. полит. произвола; 3. огранич. возможность выраж. обществен. интересов; 4. наруш. полит. и гражд. прав и свобод гр-н.

Разновидности: 1. воен. режимы (после 2-ой мир. войны в развивающихся странах); 2. гражданские диктатуры (хар-на единоличная власть гражд. лица, обычно это харизматич. личность или лидер организации, пришедший в власти с помощью гос. переворота, проводит самост. полит. курс); 3. теократические режимы (представитель клерикальной власти).

Либеральный режим – неустойчивый, переходный режим, имеет черты старого и нового режимов.

 

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОС-ВА.

Гос-во – осн. институт полит. системы общ-ва, обладающий верховной властью на определён. террит., осущ. управление общ-вом и выступ. как офиц. представитель всего общ-ва.

Признаки гос-ва: - террит.; - публичная власть (наличие профессионального аппарата упр-я); - наличие права; - суверенитет; - право на взымание налогов и сборов с насел.

Структ. гос-ва: 1. система представит. учреждений (законод. власть): - высшие (Парл.), - местные; 2. органы исполн.-распоряд. (исполнит. власть): - высшие (Правит-во), - местные (исполкомы); 3. суд. власть (система судов); 4. надзорно-контроль. инстанция (Прок, КГК); 5. органы охраны обществ. порядка; 6. органы гос. безопасности; 7. вооруж. силы (армия).

Ф-ии (осн. направл. деят-ти) гос-ва: 1. внутренние: - полит. ф-ия (осущ. полит власти на данной террит.); - ф-ия охраны прав и свобод гр-н (обеспеч. прав. порядка); - правов. ф-ия (принятие и провед. в жизнь з-нов); - эк. ф-ия (регул. эк-ки); - соц. ф-ия (провед. соц. политики: строит-во жилья, дотации, пенсии); - образоват. ф-ия (созд. сист. образования); - культурно-воспитат. ф-ия ( созд. условий для удовлетв. культурн. запросов людей); - эколог. ф-ия (защита ОС и разраб. соотв. зак-ва). 2. внешние: - обеспеч. суверенитета гос-ва; - оборонная ф-ия; - дипломатич. ф-ия; - ф-ия поддерж. мирового порядка.


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТ. РЕЖИМ.

Демокр. режим – режим, обеспечивающий реальное народовластие, основанное на уважении прав и свобод чел-ка и гр-на. (США)

Черты: 1. народ участвует в формир. гос. власти посредством прямой и представительной демократии; 2. в общ-ве регулярно проводятся честные и соревновательные выборы; 3. полит. плюрализм; 4. свободная деят-ть аппозиции; 5. главенство з-на в общ-ве; 6. разделение властей; 7. провозглашение и реальное обеспеч. шир. круга прав и свобод гр-н; 8. силовые структуры нах-ся под демокр. контролем общ-ва и исп. строго по назначению; 9. ведущие методы гос. управл.: согласование, убеждение, компромисс; 10. гласность, СМИ свободно от цензуры; 11. гр-не активно участв. в полит. жизни.

«+» 1. принятие реш. по большинству (ни одно реш. не явл. окончательным); 2. принцип рав-ва – все гр-не ставятся перед з-ном в равные условия; 3. строгое разделение и баланс властей (минимальное влияние властей др. на друга); 4. нравств. цели демокр. – поощряет лучшие чел. кач-ва.

«–» 1. право большинства, в реш. судьбоносных вопросов принимают участие плохо информир. гр-не; 2. широк. гласность в обсуждении некоторых вопросов может затруднить достижение соглашения (потеря времени из-за долгих обсуждений); 3. при голосовании люди часто следуют сиюминут. настроению; 4. не совпадение полит. возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов.

 

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ НА ПОСТСОВЕЦКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Эк. предпосылки построения демокр.: 1. высок. уровень индустр. и эк. развития в целом; 2. высок. уровень урбанизации; 3. развитость массовых коммуникаций; 4. рыночная конкурентная эк-ка, препятствует концентрации власти в одних руках и способств. сохр. частн. собств. (чел-к голосует, что лучше для себя)

Соц. предпосылки: 1. высок. уровень благосостояния гр-н (сглаживает соц. конфликты); 2. наличие многочислен. среднего класса (носители стабильности); 3. наличие значит. слоя предпринимателей(носители индивидуалисти-ческого мировоззрения: опираются на себя и свои силы); 4. грамотность и образован. насел., высок. уровень полит. культуры.

Пути либерализации («шоковая терапия»): быстрое введение капиталист. отнош. (страны Центр. и Вост. Европы: Чехия, Венгрия, Польша – после 2-ой Мир. войны вступили на путь либерализации). Причины неудачной «шоковой терапии» в России: 1. социализм строили нач. с 1917 г.; 2. распр. в сознании людей коллективист. ценностей, идеи индивидуализма не были распр.; 3. отсутствие элементов рынка; 4. сверхцентрализация эк-ки, её неприспособленность к конкуренции; 5. высок. уровень милитаризации в эк-ке; 6. отсутств. массов. демокр. движений типа народного фронта, польск. социализаций, способн. сформировать нов. социалист. элиту. Путь нового авторитаризма (Китай. модель реформирования). Суть в сохран. сильной власти центра и её исп. для поддержания полит. стабильности и проведения эк. реформ, предусм. развитие рыночной эк-ки открытой для внешнего мира

 

 

ФОРМЫ ГОС. ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления – организация высшей гос. власти и система её взаимоотн. с насел.

Форма правления: 1. Монархия– форма правления, при кот. власть принадлежит 1 лицу (монарху) и, как правило, передаётся по наследству. Власть осущ. бессрочно и от народа не зависит.

1) абсолютная– всевластие главы гос-ва. (Саудовская Аравия, Оман, Катар)

2) конституционная– гос-во в кот. полномочия монарха огранич. Конст., т.е. верховн. власть распредел. м/ду монархом и др. органами:

а) дуалистическая – гос-во, где исполн. власть принадл. монарху (возглавл. или команд. Правит-вом), а законод. власть осущ. Парл. (Дания, Кувейт, Марокко);

б) парламентская – гос-во, в кот. монарх офиц. явл. главой гос-ва, но фактически обладает представит. ф-ией. (Англия)

2. Республика (обществен. дело) – форма правления при кот. источником власти явл. народ, а глава гос-ва (президент) явл. выборным и сменяемым. Выборность, срочность, зависом. от избирателей.

1) президентская (США, страны Латин. Америки) – президент избирается народом, он сам (с согласия Парл.) формирует Правит-во, президент глава исполн. власти. Правит-во несёт ответств. перед Президентом. Пр-п раздел. влестей проводится очень чётко.

2) парламентская (Зап. Европа: ФРГ, Италия, Швейцария, Чехия) – президент избирается Парл., он обладает представит. ф-иями. Правит-во формир. на Парлам. основе. Правит-во ответств. перед Парл.

3) смешанная (полупрезидентская) (Франция, Португалия, Россия) – президент избирается народом, а Правит-во несёт 2-ую ответсвт. и перед Презид., и перед Парл.

 

Исполнительная власть в РБ.

Исполн. власть в РБ осущ. Правит-во - Совмин РБ – центр. орган гос. упр-я. Правит-во в своей деят-ти подотчетно П. РБ и ответственно перед Парламентом РБ. Правит-во сост. из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер -министр назначается П. РБ с согласия Палаты предст. Реш-е по этому вопр. принимается Палатой предст. не позднее чем в 2хнедельный срок со дня внесения предлож-я по кандидатуре Премьер-министра. В случае 2х-кратного отказа – П. РБ вправе назначить исполняющего обяз-ти Премьер-министра, распустить Палату предст. и назначить новые выборы.

Работой Правит-ва руководит Премьер-министр: 1) осущ-ет непосредств. руководство деят-тью Правит-ва,несёт персонал. ответств. за его работу; 2) подписывает постановл. Правит-ва; 3) в 2хмес. срок после своего назнач-я представляет Парлам-у программу деят-ти Правит-ва, а в случае ее отклонения – повторную программу деят-ти Правит-ва в течение 2 мес.; 4) информирует П. РБ об основных направлениях деят-ти Правит-ва и о всех его важнейших реш. и др.

Правит-во, любой его член вправе заявить П. о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осущ-ние возлож-ых на них обяз-тей. Правит-во заявляет П.РБ об отставке в случае выражения Палатой предст. вотума недоверия Правит-ву. П. РБ вправе по собств. инициативе принять реш. об отставке Правит-ва и освободить от должности любого его члена.

Правит-во РБ: 1) руководит системой подчиненных ему органов гос. управл.; 2) разрабатывает осн. направления внутр. и внеш. политики; 3) разрабатывает и представляет П. РБ проект респ. бюджета и отчет о его исполн.; 4) обеспеч-ет проведение единой эк, фин., кредит. и денеж. политики, гос. политики в области науки, культ., образов., здравоохранения; 5) принимает меры по обеспеч-ю прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац. безопасности; 6) обеспечивает исполн-е К., з-нов и декретов, указов и распоряжений П. и др.

Правит-во РБ издает постановления, имеющие обязат. силу на всей террит. РБ. Премьер-министр – распоряжения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.006 с.)