Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Египет Свержение монархии и становление режима Г. А. Насера в 1950-е гг. Египет, став независимым еще в 1922 г., все же сохранил английские войска на своей территории; они находились не только в зоне Суэцкого канала, но и в районе Каира и Александрии. В годы Второй мировой войны Англия, как известно, сыграла большую роль в обороне Египта, хотя ее финансовые позиции были ослаблены: долг Англии Египту составлял около 400 млн. ф. ст. Проблема пребывания английских войск в Египте постоянно тревожила правительство этой страны; у Англии же в отношении Египта были свои планы, которые не предусматривали уход с Ближнего Востока. Англия, в частности, стремилась создать Лигу арабских государств проанглийской ориентации. Египет же намеревался захватить лидерство в этой организации, опираясь на свой авторитет, опыт, многочисленное население и экономический потенциал. Расхождения в стратегических планах проявились в сентябре 1944 г., когда пять государств (Египет, Сирия, Ирак, Ливан и Транси-ордания) подписали Александрийский протокол, который должен был предварить договор о Лиге арабских стран. Этот договор был заключен в марте 1945 г. В 1946 г. Англия вывела свои войска из района Каира и Александрии и приступила к обсуждению проекта договора с Египтом, но дело продвигалось с трудом: согласованный в 1948 г. проект был отвергнут египетским парламентом. Последовали новые трудные переговоры. В 1951 г. Запад попытался навязать план создания Оборонительной организации для Среднего Востока (МЕДО); планировалось включить в нее и Египет, а также базу в районе Суэцкого канала. Но план был отвергнут Египтом, который в принципе воспринимал пребывание иностранных войск в зоне канала как оскорбление национального достоинства. В октябре 1951 г. Египет денонсировал англо-египетский договор 1936 г., в зоне Суэцкого канала начали террористическую деятельность отряды исламистов, а в январе 1952 г. в Каире произошли бурные антианглийские демонстрации. В этих условиях в июле 1952 г. группа офицеров свергла короля Египта Фарука, ликвидировала монархию и передала власть в руки организации «Свободные офицеры» во главе с генералом Мухаммедом Нагибом. В июне 1953 г. Египет провозглашен республикой. Очень скоро, уже в 1954 г., М. Нагиба заменил 36-летний полковник Гамаль Абдель Насер, которому в октябре того же года удалось подписать соглашение с англичанами о выводе войск из Египта. Республиканское правительство Г.А. Насера приступило к аграрным преобразованиям, но цели их, включая создание кооперативов, были достаточно расплывчатыми, а результаты — сомнительными. Куда более действенной выглядела внешнеполитическая инициатива Насера. Он под влиянием Д. Неру, стал одним из столпов Движения неприсоединения, сыграв выдающуюся роль на конференции 1955 г. в Бандунге. Насер был серьезно обеспокоен противостоянием с Израилем. Убедившись в низкой боеспособности египетских войск во время израильского удара по полосе Газа в марте 1955 г., Насер стал лихорадочно искать источники получения вооружений. Трехстороннее соглашение США, Англии и Франции 1950 г. перекрывало ему каналы поступления оружия с Запада. Зато появились новые возможности: в сентябре 1955 г. Насер объявил о получении чешского оружия из СССР. Второй причиной, толкнувшей Насера в объятия СССР, стал вопрос об Асуанской плотине. Цели проекта состояли в следующем: увеличить площади пахотных земель в Египте на 860 тыс. га, сделать Нил судоходным на всем протяжении к югу, наладить производство электроэнергии для нужд экономического развития. Общая стоимость строительства оценивалась экспертами в 1,4 млрд. долл.; часть средств должны были выделить США и Великобритания. Но переговоры с этими странами закончились провалом в 1956 г. США и Великобритания отказались финансировать проект, о чем они официально уведомили Египет 19 июля. В ответ 26 июля 1956 г. Г.А. Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Далее последовала англо-французская агрессия против Египта с участием Израиля, который нанес поражение египетской армии на Синае. Исход этих событий таков: Англия и Франция с позором эвакуировали свои войска из зоны канала; СССР, благодаря проводимой пропагандистской кампании, укрепил свои позиции на Ближнем Востоке. Г.А. Насер заявил о «строительстве социализма в Египте по марксистской модели». События, связанные с национализацией Суэцкого канала, повысили авторитет египетского руководителя и определили его ориентацию на СССР, который взял на себя не только перевооружение египетской армии, но и оказание финансовой поддержки, заменив американцев и англичан в строительстве Асуанской плотины. В 1956 г. Египет признал КНР, пригласил СССР принять участие в Конференции африканских и азиатских государств в декабре 1957 г. в Каире. В апреле—мае 1958 г. состоялся визит ГА. Насера в СССР. В Египте царила эйфория: 1 февраля 1958 г. провозглашено создание Объединенной Арабской Республики (ОАР), в состав которой входили Египт и Сирия, в марте того же года к ней присоединился Йемен. От политики Г.А. Насера к политике А. Садата В соответствии с провозглашенным Насером курсом на социализм, правительство придавало особое значение национализации, индустриализации и расширению государственного регулирования экономики. За период 1961—1964 гг. была национализирована вся крупная и средняя промышленность, государственный сектор в середине 1960-х гг. давал 85% всего объема промышленного производства. В 1962 г. принята Хартия национальных действий, где речь шла о планировании экономики, ограничении крупного капитала и прочих атрибутах социализма. В Декларации 1964 г. все национализированное хозяйство объявлялось общенародной собственностью. Строительство промышленных предприятий шло в основном в государственном секторе. В 1964 г. состоялось торжественное открытие Асуанской плотины, на котором присутствовал советский лидер Н.С. Хрущев. На базе энергетических мощностей появилась возможность создания целого комплекса государственных предприятий. За это время удалось апробировать и механизм государственного регулирования. Неэффективность государственной экономики Египта долгое время скрывалась огромной экономической помощью со стороны СССР. Страшное поражение в войне 1967 г. не повлияло на «социалистическую» политику президента Г.А. Насера. Усилившаяся помощь со стороны СССР позволила восполнить военные потери и продолжать прежний курс экономической политики, которая все больше заводила страну в тупик. Египет должен был занимать крупные суммы и у других стран, чтобы покрыть свои огромные военные расходы. Они были связаны не только с противостоянием Израилю, но и с необходимостью содержать египетские войска в Йемене в 1960-е гг. К моменту смерти Г.А. Насера в 1970 г. дефицит внешнего платежного баланса Египта достиг угрожающих масштабов. Темпы роста населения составляли 3% в год; рассчитывать на американскую помощь и бесплатные поставки продовольствия из США было нельзя. В таких условиях новый президент Египта Анвар Садат изменил политический курс. В 1972 г. он порвал связи с СССР, выслал 20 тыс. советских специалистов на родину, продемонстрировал возросшую боевую мощь армии во время войны 1973 г. С 1974 г. начались приватизация экономики и поощрение развития частного сектора. В стране восстановлена многопартийная система, несколько смягчен политический режим, ослаблена цензура прессы. Наладились и отношения с США, вновь стала поступать иностранная экономическая помощь. В 1975 г. возобновлено движение судов по Суэцкому каналу, отведены израильские войска. Египет получил нефтепромыслы на Синае, которые стали приносить в казну ощутимые доходы. Подписанный в 1978 г. Кэмп-дэвидский договор позволил прекратить военное противостояние с Израилем и сократить военные расходы. Последовавший вскоре бойкот Египта арабскими и некоторыми мусульманскими странами, даже убийство президента А. Садата в октябре 1981 г. не нарушили новый экономический курс. Египет в конце XX в. Новый президент Хосни Мубарак продолжил курс на поощрение рыночных механизмов в экономике. В результате уже в 1980-е гг. темпы экономического роста резко возросли. Усилился приток иностранных капиталов, появилось огромное количество новых частных предприятий. В настоящее время на долю частного сектора приходится свыше 70% ВВП Египта. В 1990-е гг. среднегодовые темпы экономического роста составили около 5%; прирост населения несколько замедлился — до 2,2% в год. Египту удалось создать развитую индустрию туризма, которая приносит валютные доходы, в настоящее время валютные резервы страны приблизились к 20 млрд. долл. Немалые валютные поступления составляют ежегодно перечисления миллионов египтян, работающих за рубежом. Доля ВВП на душу населения превысила в Египте 4 тыс. долл. Египет занимает первое место в мире по производству высококачественного тонковолокнистого хлопка. В 1997 г. на Западе Египта развернулось широкое строительство: согласно проекту «Новая долина» произойдет орошение дополнительно 1,4 млн. га земель. В настоящее время Египет осуществляет грандиозный проект «Тошка», который позволит расширить площади сельскохозяйственных земель на 25% и создаст 25 новых индустриальных зон, что поможет решить проблемы страны с 69-миллионным населением. X. Мубараку удалось преодолеть изоляцию Египта в арабском мире. В 1984 г. восстановлено членство Египта в организации «Исламская конференция», в 1987 г. возобновлены дипломатические отношения с арабскими государствами, а в 1989 г. — членство в Лиге арабских стран: в Каир перемещена из Туниса штаб-квартира этой организации. Египет значительно улучшил свой международный имидж в 1990-е гг. Главную роль в этом сыграли следующие факторы: во-первых, разработка конструктивных мер по урегулированию палестинской проблемы; во-вторых, проводимая политика во время кризиса в Персидском заливе в 1990—1991 гг.: когда Ирак захватил Кувейт, Египет поддержал усилия международного сообщества по обузданию агрессора. Возросший международный авторитет страны нашел отражение и в факте избрания на пост Генерального секретаря ООН в конце 1991 г. египтянина-копта Бутроса Гали. Сейчас Египет добился значительных успехов в развитии экономики, сельского хозяйства, культуры, что позволяет ему быть лидером в арабском и мусульманском мире. Страна, нашедшая в себе силы и энергию, чтобы быстро свернуть эксперименты «насеровского социализма», ныне успешно развивается, преодолевая трудности, характерные дай многих исламских стран. Речь идет об оживлении исламского фундаментализма, который с 1992 г. активизировался и в Египте. Причем основной удар направляется против иностранцев, посещающих Египет с туристическими целями. Это побудило президента Египта X. Мубарака в 1994 г. обратиться с рядом международных инициатив по пресечению террористической деятельности исламских фундаменталистов. После нападения исламистов на иностранных туристов в Луксоре в 1997 г. полиция предприняла жесткие меры, которые в конечном счете способстповали некоторому снижению активности исламского экстремизма В Египте. Отношения с Россией у современного Египта развиваются вполне успешно: в последний раз президент Египта Хосни Мубарак был В Москве по приглашению В.В. Путина в конце апреля 2002 г. II. Сирия и Ливан Становление независимости Сирии и Ливана До Второй мировой войны обе страны находились под мандатом Франции. После капитуляции власть перешла к правительству «Виши», это привело к боевым действиям, закончившимся установлением контроля английских войск и организации «Сражающаяся Франция» во главе с де Голлем. В 1943 г. Сирия и Ливан, несмотря на противодействие де Голля, провозгласили независимость. Но фактически смогли воспользоваться ею лишь после 1946 г., когда наконец с территории этих государств были выведены все иностранные войска. Формально провозглашенные парламентскими республиками, эти страны не выработали устойчивых демократических традиций. Ливан вообще имел конфессиональную систему, распределение административных постов происходило среди религиозных общин, что позволяло ему сохранять определенную стабильность. В Сирии шла острая борьба за власть, правительства были нестабильны, фактически там сменяли друг друга диктаторские режимы. В 1957 г. начинается сближение Сирии и СССР: были заключены экономические и военные соглашения; в Сирии проводится чистка в армии, усиливается влияние коммунистов Халеда Багдаша. Партия БААС, основанная в Сирии еще в начале 1940-х гг. и игравшая ведущую роль в политической жизни, в 1957 г. настояла на приглашении в страну египетских войск. В январе 1958 г. группа сирийских офицеров уговорила Насера провозгласить союз Сирии и Египта. 1 февраля 1958 г. провозглашена Объединенная Арабская Республика (ОАР). Баасистский режим в Сирии Партия БААС вначале была настроена националистически, выступала за умеренные реформы, отвергала вмешательство мулл в политику и религиозный фанатизм. В 1950 г. она слилась с Арабской социалистической партией и стала проповедовать идеи «светского социализма» с арабской спецификой. Объединение с Египтом привело к реформам по египетскому образцу: проводилась аграрная реформа, национализация предприятий и банков. Это вызвало недовольство населения, породило экономическую неустойчивость. Союз с Египтом не имел перспективы, даже общих границ у двух государств не было; поэтому в 1961 г. Сирия вышла из ОАР. Вновь началась череда военных переворотов. В эти годы установились тесные связи между армейским командованием, которое состояло из представителей общины алави, и партией БААС. Алавиты принадлежат к шиитской ветви ислама, являются в Сирии меньшинством, но еще в период мандата они находились под покровительством Франции и сумели захватить сильные позиции в армии и администрации. Лидеров армии несколько пугали «социалистические лозунги» БААС, но привлекал антипарламентский настрой. В 1963 г. армия провела очередной переворот и привела к власти партию БААС. В 1966 г. главой государства стал генерал Салах Джадид. В начале 1967 г. в Сирии произошли беспорядки, вызванные публикацией атеистической статьи, что подорвало престиж Джадида. Он охотно пошел на обострение отношений с Израилем и вверг страну в конфликт, в результате чего были потеряны Голанские высоты и враг оказался в 30 км от сирийской столицы Дамаска. В сентябре 1970 г., когда король Иордании Хусейн вступил в схватку с отрядами ООП на территории своей страны, палестинцы обратились за помощью к Сирии. Джадид готов был ее оказать, и министр обороны Сирии Хафез Асад послал танковые части, которые вынуждены были отступить. После того как в этом поражении был обвинен X. Асад, тот арестовал самого Джадида и бросил его в тюрьму, где он и провел более 20 лет, до самой смерти. Власть же полностью перешла в руки X. Асада. 12 марта 1971 г. он был избран президентом Сирии. Курс на расширение государственного сектора в экономике был усилен. Очень быстро X. Асаду удалось национализировать все ресурсные и промышленные объекты страны, оставив лишь часть мелких предприятий в частной собственности. Конституция 1969 г. определила плановый характер экономики, ввела ограничения на частную собственность. По Конституции 1973 г. речь шла уже «о ликвидации всех форм эксплуатации». Тупиковый путь вел к неэффективности экономики; кризис не наступил только благодаря огромным финансовым вливаниям со стороны богатых арабских стран (для борьбы с Израилем) и экономической помощи СССР. Асаду удалось укрепить и политическую власть: на ключевых постах в госаппарате, армии и прочих силовых структурах уже через несколько лет оказались его ближайшие родственники. Формально демократические выборы являются камуфляжем военной диктатуры. Во внешнеполитической ориентации Сирия занимает непримиримые антиизраильские позиции. В декабре 1977 г. Сирия принимала активное участие в создании так называемого Национального фронта стойкости и противодействия (НФСП). Обращают на себя внимание традиционно натянутые отношения Сирии со многими арабскими странами, в частности с Ираком, Иорданией, Египтом; зато сложились тесные контакты с радикальным режимом Муамара Каддафи в Ливии. Это привело к обострению отношений Сирии с Западной Европой и США, Сирию относят к числу стран, «поддерживающих международный терроризм». В связи с этим страна подвергалась в 1980-е гг. международным экономическим санкциям. В период кувейтского кризиса Сирия заняла твердую позицию, встав на сторону антииракской коалиции, благодаря чему ей удалось улучшить отношения и с Западом, и с умеренными арабскими странами. В период ирано-иракской войны (1980—1988) Сирия поддерживала Ирак. В марте 1991 г. президент X. Асад выступил с инициативой Дамасской декларации, которая призывает к созданию «арабской системы безопасности в районе Персидского залива». Хафез Асад умер летом 2000 г., преемником стал его сын — Башир Асад. Он начал осуществлять реформы, связанные с переходом к рыночной экономике. Премьер-министр Сирии Мустафа Миро обозначил главные экономические цели: реформа экономики, борьба с коррупцией, модернизация страны. В стране легализована оппозиция, освобождаются политические заключенные. Сирия стала восстанавливать дружеские отношения с соседями: Турцией, Ираком, Иорданией, с ними у Сирии были давние споры. Возобновилось осуществление проекта строительства плотины «Аль-Вахда», сняты ограничения на торговлю с Ираком. Отношения с Россией отягощаются долгом еще с советских времен — 13 млн. долл. Есть данные, что Башир Асад склонен пойти на примирение с Израилем. Роль Сирии в Ливане Ливан долгое время являл собой противоположность Сирии: не имея практически никаких ископаемых ресурсов, страна тем не менее демонстрировала быстрые темпы экономического роста за счет развития посреднической торговли, банковского сектора, сферы услуг и туризма. Ливан по праву считался «ближневосточной Швейцарией», при этом имелось в виду не только экономическое процветание, красоты природы и роль туризма, но и политическая стабильность. В отличие от соседних арабских стран, где перевороты следовали один за другим, в Ливане функционировала конфессиональная система, благодаря чему ротация политических деятелей происходила без ожесточенной борьбы за власть. С 1956 г. в ответ на нападения отрядов «Аль-Фатах» израильская армия стала наносить удары возмездия по территории Ливана. В 1958 г. в стране вспыхнула гражданская война, которая унесла жизни 3 тыс. человек. Уже после первой арабо-израильской войны в Ливане появилось около 100 тыс. палестинцев. Все чаще происходят их столкновения с местными властями и полицейскими частями Иордании. Палестинских беженцев на территории Ливана находилось немало, но после событий войны 1967 г. и 1970 г. в Иордании их число возросло до 400 тыс. Это стало вносить элемент нестабильности в ситуацию, поскольку сам факт нахождения в суверенном государстве тысяч вооруженных людей, не подчиняющихся местным властям, способен взорвать обстановку. После 1970 г. штаб-квартира ООП была перенесена на территорию Ливана; палестинцы сумели создать там разветвленную инфраструктуру, особенно на юге. Присутствие сотен тысяч мусульман на территории небольшой страны нарушило ее внутренний мир. Когда в 1975 г. произошли столкновения между рыбаками-мусульманами и христианами, палестинцы встали на сторону мусульман. Так началась гражданская война, которая за короткое время превратила цветущую страну в руины. Война затянулась на целых 15 лет и повлекла за собой много неприятных последствий. Одно из них — вмешательство Сирии: в 1976 г. в страну введены сирийские войска под предлогом спасения маронит-ской общины от истребления мусульманами и палестинцами. По сию пору Сирия вынуждена держать в Ливане 40-тысячные лучшие части своей армии. За свою деятельность в Ливане Сирия периодически подвергается критике с разных позиций. В период с 1982 по 1985 г. Ливан стал объектом военных действий со стороны Израиля, что еще больше запутало ситуацию. Мирный договор заключить не удалось. 5 марта 1984 г. он был аннулирован официально. Летом 1985 г. израильские войска выведены из страны. Покидая Ливан, израильтяне захватили 1 тыс. пленных. Группа экстремистов организации «Аль-Джихад» захватила американский самолет «Боинг-727» и посадила его в Бейруте. Через посредничество лидера шиитов Набиха Бер-ри удалось договориться об освобождении пассажиров в обмен на освобождение Израилем пленных. Это было отступлением от обычной практики, когда американское и израильское правительства принципиально отказывались вступать в любые контакты с террористами. С 1986 г. усилился раскол в маронитской общине Ливана, что привело к ужесточению взаимных военных действий и в конечном счете к переориентации Сирии на поддержку мусульманских организаций. С 1987 г. ливанские христиане предпринимают попытки заставить сирийские войска покинуть Ливан, но после Таифских соглашений 1989 г. гражданская война пошла на убыль. В 1990 г. сирийские вооруженные силы нанесли ракетный удар по позициям христиан и заставили капитулировать командующего ливанской армией христианина Мишеля Ауна. В настоящее время сирийские войска остаются в Ливане, несмотря на то, что по условиям Таифских соглашений они должны были покинуть страну еще в 1992 г. В конфессиональную систему внесены изменения: марониты сохранили за собой пост президента, введено равенство в соотношении депутатов мусульман и христиан в парламенте. Президент Ливана лишен права назначать премьер-министра. Президентом Ливана 15 октября 1998 г. избран командующий ливанской армией генерал Э. Лахуд, премьер-министром стал с декабря 1998 г. С. Хосс; председателем парламента с сентября 1998 г. -— Н. Бер-ри. С 1992 г. правительство Ливана занимается реализацией 15-летнего плана реконструкции и развития страны «Горизонт-2000», рассчитывая привлечь в экономику свыше 60 млрд. долл. иностранных инвестиций. За последние годы удалось восстановить инфраструктуру, увеличить экспорт, довести рост ВНП до 3,5% в год. Сейчас Ливан представляет собой множество отдельных территорий, находящихся под контролем вооруженных сил определенных группировок. Среди них выделяются мусульманские: общину друзов представляет Прогрессивно-социалистическая партия во главе с Ва-лидом Джумблатом; среди суннитов выделяется несколько крупных организаций, которые ориентируются на Сирию, на Египет и даже на Иран (фундаменталистская организация «Тавхид альислам»); среди шиитов, численность которых в последнее десятилетие сильно возросла (вероятно, сейчас это крупнейшая по числу жителей община Ливана, около 30% населения), наибольшим влиянием пользуются организация «Амаль» (лидер — Набих Берри) и проиранская партия «Хесболла», стремящаяся создать в Ливане мусульманское государство и начать войну с Израилем. В Ливанском парламенте «Хесболла» представляют 12 депутатов, она имеет в стране 9 школ и 3 больницы, свои органы прессы. У нее насчитывается несколько тысяч сторонников. За время своего существования организация «Хесболла» уничтожила по всему миру больше американцев, чем какая-либо другая. Ежегодно она получает от Ирана около 100 млн. долл. «Хесболла» чрезвычайно активизировалась в 2001 г. Ее лидер — Хассан Насралла. Христианские общины также расколоты: традиционное разделение на сторонников кланов Жмайеля и Шамуна в лагере маронитов теперь прослеживается не столь четко. В 1990-е гг. вспыхнули столкновения между новыми лидерами: Самиром Джааджаа, Илие Хобейкой, Мишелем Ауном, Ильясом Храуи. Всего в Ливане насчитывается 17 религиозных общин, в каждой из них выделяется несколько влиятельных кланов, имеющих свои частные армии. Все враждуют со всеми. Это создает крайне запутанную картину. Лишь в 2001 г. появились надежды на разрешение ситуации: лидеры многих религиозных общин высказались в пользу прекращения военного противостояния. Если из Ливана будут выведены сирийские войска, появится возможность заключения мирного договора с Израилем. Пока же официально обе страны, Сирия и Ливан, находятся в состоянии войны с Израилем. В январе 2002 г. совершено убийство одного из лидеров радикально-христианской партии — Илие Хобейки. Президент Ливана Эмиль Лахуд считает это делом рук Израиля. 15 сентября 2002 г. возник конфликт из-за вод притоков реки Иордан: Ливан хочет отвести воды, Израиль угрожает войной. На Ближний Восток прибывает специальный представитель США с целью предотвратить войну. III. Иордания и Ирак Роль Иордании в развитии ситуации на Ближнем Востоке 22 марта 1946 г. в Лондоне была провозглашена независимость Тран-сиордании; в мае того же года страна переименована в Иорданию. Королем стал эмир Абдалла. В мае 1948 г. заключен англо-иорданский договор. Несмотря на поражение в первой арабо-израильской войне 1948— 1949 гг., Иордания даже кое-что выиграла: она присоединила Западный берег — территорию, предназначавшуюся для арабского государства в Палестине. В июле 1951 г. король Абдалла был убит при входе в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме; так палестинцы отомстили за захват их территории. Новым королем стал Хусейн. Он пробыл на этом посту 46 лет. В марте 1956 г. Хусейн неожиданно уволил Джона Глэбба и других британских офицеров из состава иорданского Арабского легиона, чем вызвал крайнее недовольство правительства А. Идена в Англии, воспринявшего этот поступок как преднамеренное оскорбление. Многие полагали, что это лишь усилило мотивы, побудившие Англию вмешаться в события, связанные с национализацией Насером Суэцкого канала в 1956 г. В марте 1957 г. Хусейн добился аннулирования договора 1948 г. с Англией, а в октябре 1958 г. последние части английских войск покинули Иорданию. Иордания бедна природными ресурсами, имеет малочисленное население, но территории Западного берега были относительно развитыми и многонаселенными. С апреля 1957 г. королю Хусейну удалось укрепить режим личной власти. После войны 1967 г., когда Иордания потерпела поражение и Западный берег был отторгнут Израилем, на ее территорию хлынул поток из несколько сотен тысяч беженцев-палестинцев. К 1970 г. палестинцы составили 70% населения страны и угрожали самому существованию монархии. В сентябре 1970 г. произошли трагические столкновения между иорданской армией и палестинцами, в ходе которых погибли 20 тыс. человек. ООП была вытеснена из Иордании и перевела свою штаб-квартиру в Ливан. События 1970 г. шокировали многих арабов, вызвали всплеск терроризма среди палестинцев. Король Хусейн долгое время не проявлял дипломатической активности. Хотя в 1974 г. в Рабате он отказался от прав Иордании на Западный берег в пользу палестинцев, но продолжал вплоть до 1988 г. выплачивать жалованье чиновникам и оказывать социальную помощь населению. Заняв непримиримую позицию по отношению к Кэмп-дэвидским соглашениям, Иордания стала получать с 1978 г. финансовую помощь от богатых арабских стран, это помогло поддерживать на плаву экономику. В середине 1980-х гг. король Хусейн предпринял дипломатическую инициативу в разрешении палестинской проблемы: он предложил создать федерацию Иордании с палестинскими арабами. Было заключено соответствующее соглашение с ООП, начаты предварительные переговоры с целью созвать международную конференцию. Но теракты палестинцев (захват пассажирского корабля «Акилле Лаура» в 1985 г.) толкнули Израиль на меры возмездия (бомбардировка штаб-квартиры ООП в Тунисе). Это привело к срыву мирного, процесса. В 1987 г. Национальный совет Палестины разорвал соглашение 1985 г. между Арафатом и Хусейном о федерации с Иорданией. Когда в конце 1987 г. на оккупированных территориях началась интифада, Иордания в 1988 г. отказалась от всяких связей с Западным берегом. Прекращение финансовой поддержки со стороны арабских стран привело к девальвации национальной валюты в 1988 г. на 45%. В дальнейшем экономическая ситуация в Иордании ухудшалась еще больше. В отношении кувейтского кризиса Иордания заняла странную позицию. С одной стороны, она вроде бы осудила Ирак за захват Кувейта, с другой — противилась военному давлению и свержению Саддама Хусейна. Фактически Иордания оказалась по одну сторону с ООП, поддержавшей С. Хусейна. Это привело к ее изоляции после окончания войны, к прекращению помощи со стороны богатых арабских соседей. С большим трудом, лишь благодаря поддержке Европейского союза и международных финансовых институтов, ей удалось к концу 1991 г. преодолеть финансовые трудности. 26 октября 1994 г. подписан мирный договор Иордании с Израилем: святые места в Иерусалиме переданы под опеку Хусейна, установлены дипломатические отношения, стали развиваться экономические связи. В результате темпы экономического роста составляют сейчас 6% в год. С 1995 г. правительство Иордании приступило к выполнению программы структурной перестройки экономики и приватизации, поощрению частного сектора. Это позволяет рассчитывать на благоприятные перспективы развития Иордании. В феврале 1999 г. умер король Хусейн; новым королем Иордании стал его сын — Абдалла бен аль-Хусейн (Абдалла II). В ноябре 2001 г. он, кстати, совершил визит в Москву. С ним сегодня связывают немалые надежды на окончательное разрешение палестинской проблемы. Ирак и современная обстановка на Ближнем Востоке Ирак давно лелеял мечту о создании обширного королевства, вероятно памятуя о существовании в далеком прошлом Багдадского халифата. Поэтому долгое время он соперничал с Египтом за лидерство на арабском Востоке. Монархами в Ираке были сыновья шерифа (правителя) Мекки — Хашимиты (родственники иорданских королей). После Второй мировой войны власть в Ираке осуществлял регент Абд уль-Илах, а его молодой двоюродный брат — Фейсал был королем. Сам Абд уль-Илах рассчитывал стать королем Сирии. Ирак традиционно поддерживал тесные связи с Великобританией, будучи связанным с ней договором, срок которого истекал в 1957 г. С 1954 г. предпринимаются попытки втянуть Ирак в «холодную войну». Была заключена серия соглашений, которые в 1955 г. оформились в Багдадский пакт (организация с участием Англии, Пакистана, Ирана, Турции и Ирака). Видя в этом угрозу своему лидерству в арабском мире, Египет предпринял ответный шаг и в том же 1955 г. создал свой союз, объединивший Египет, Сирию, Саудовскую Аравию. В начале 1958 г., когда был провозглашен союз Египта с Сирией, монархи-хашимиты в Ираке и Иордании провозгласили Арабскую федерацию. Но уже 14 июня 1958 г. король Ирака Фейсал, члены королевской семьи, премьер-министр Нури Сайд были убиты в ходе военного переворота под руководством генералов Абдель Керим Касема и Абдель Салим Арефа. Революция в Ираке вызвала волнение в тогдашнем мире, предполагалось, что последуют большие перемены во всем регионе. Подобные ожидания были и в КНР, и в СССР, порвавшем отношения с прошлым режимом еще в 1955 г. Американцы и англичане, напуганные революцией в центре зоны действия Багдадского пакта, направили войска в Ливан и Иорданию, чтобы не допустить там беспорядков. Но постепенно все успокоилось. Главные лидеры переворота в Ираке — Касем и Ареф — относились друг к другу враждебно. Так же не сложились отношения крупнейшей гражданской партии БААС с Касемом. С 1959 г. она предпринимает попытки устранить его, что ей удается в 1963 г. Ареф осуществлял власть, опираясь на военный режим, но в 1966 г. он погиб. Преемником лидера стал его брат Абдель Рахман Ареф, который был свергнут в 1968 г., когда к власти пришла вновь партия БААС. Правительство Ирака возглавлял президент Хасан аль-Бакр, но реальную власть постепенно приобрел министр обороны — Саддам Хусейн. Он стал проводить меры по укреплению армии, продвигать своих родственников на влиятельные посты, готовить Ирак к превращению в тоталитарное автократическое государство. Но это, однако, не было самоцелью С. Хусейна; он рассчитывал использовать личную власть для укрепления военной мощи и экономического потенциала Ирака, превратить его в лидера Ближнего Востока. Сам С. Хусейн до 1979 г. находился в тени, занимался укреплением вооруженных сил. С 1972 г. заключаются договоры с СССР о поставках оружия. Но Хусейн налаживал связи Ирака и с другими странами: в 1975 г. он заключил договор с Францией о сотрудничестве в строительстве ядерного центра, а затем и с Италией о поставках военных кораблей в Ирак, в оказании помощи в подготовке офицеров. Одной из важнейших задач, требовавшей незамедлительного разрешения, стала проблема иракских курдов, которые в 1960-е гг. поднялись на вооруженную борьбу с войсками правительства. С. Хусейн настоял на включении представителей курдов в состав правительства в 1973 г., объявлении автономии Иракского Курдистана в марте 1974 г. Он добился обещания от иранского шаха в 1975 г. закрыть границу и прекратить оказание помощи курдам. Повстанцы Мустафы Барзани вынуждены были сложить оружие. После принятия курдами автономии Курдистана, 4 члена Демократической партии Курдистана были назначены губернаторами северных провинций. В 1970-х гг. правительство проводило экономическую политику, нацеленную на усиление государственного сектора и кооперации в сельском хозяйстве. К 1974 г. на долю госсектора приходилось У 4 всей промышленности. Это, разумеется, снижало экономическую эффективность, но отнюдь не приводило к кризису. Причины кроются в резком росте доходов от нефти; именно они составляли 98% всех экспортных поступлений Ирака. В 1973 г. производство нефти достигло 2 млн. баррелей в день, а к концу 1970-х гг. увеличилось до 3,7 млн. баррелей. Ирак занимал второе место в мире по экспорту нефти. Нефтедоллары позволяли компенсировать любые расходы, связанные с экономическими просчетами и проводимыми экспериментами. 7 июля 1979 г. X. аль-Бакр был отстранен со всех постов. Саддам Хусейн официально избран президентом Ирака. 8 сентябре 1980 г. С. Хусейн напал на Иран, разорвав соглашение 1975 г. о границе. Однако война не принесла ожидаемого приращения территорий. Ирак понес огромные жертвы и экономические потери, исчисляемые десятками миллиардов долларов. 20 августа 1983 г. было достигнуто перемирие, а 15 августа 1990 г: С. Хусейн обратился к Ирану с предложением заключить мир на основе соглашения 1975 г. Ирак быстро вывел войска с иранской территории, состоялся обмен военнопленными, и в сентябре 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Ираном. В 1990 г. Ирак стал инициатором еще одного международного кризиса. 2 августа 1990 г. его войска захватили территорию Кувейта. С. Хусейн ссылался на давние, еще с 1930-х гг. претензии Ирака к Кувейту, но истинная причина кроется в необходимости найти выход из сложной финансовой ситуации. Дело в том, что война с Ираном привела к росту военных расходов Ирака, достигших 100 млрд. долл. (только долги неарабским кредиторам составляли 35 млрд. долл.), а Кувейт обладал сказочными богатствами. Вторжение стало бесспорной агрессией и вызвало повсеместное осуждение. Уже 2 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 660 потребовал немедленного вывода иракских войск из Кувейта, 6 августа против Ирака введены экономические санкции. Безоговорочно осудили действия Ирака Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты и многие другие страны, в том числе США, Англия и Фра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.015 с.) |