Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.

Поиск

I. Египет

Свержение монархии и становление режима Г. А. Насера в 1950-е гг.

Египет, став независимым еще в 1922 г., все же сохранил английские войска на своей территории; они находились не только в зоне Суэц­кого канала, но и в районе Каира и Александрии. В годы Второй ми­ровой войны Англия, как известно, сыграла большую роль в обороне Египта, хотя ее финансовые позиции были ослаблены: долг Англии Египту составлял около 400 млн. ф. ст.

Проблема пребывания английских войск в Египте постоянно тре­вожила правительство этой страны; у Англии же в отношении Египта были свои планы, которые не предусматривали уход с Ближнего Вос­тока. Англия, в частности, стремилась создать Лигу арабских госу­дарств проанглийской ориентации. Египет же намеревался захватить лидерство в этой организации, опираясь на свой авторитет, опыт, многочисленное население и экономический потенциал.

Расхождения в стратегических планах проявились в сентябре 1944 г., когда пять государств (Египет, Сирия, Ирак, Ливан и Транси-ордания) подписали Александрийский протокол, который должен был предварить договор о Лиге арабских стран. Этот договор был за­ключен в марте 1945 г.

В 1946 г. Англия вывела свои войска из района Каира и Александ­рии и приступила к обсуждению проекта договора с Египтом, но дело продвигалось с трудом: согласованный в 1948 г. проект был отвергнут египетским парламентом. Последовали новые трудные переговоры. В 1951 г. Запад попытался навязать план создания Оборонительной организации для Среднего Востока (МЕДО); планировалось вклю­чить в нее и Египет, а также базу в районе Суэцкого канала. Но план был отвергнут Египтом, который в принципе воспринимал пребыва­ние иностранных войск в зоне канала как оскорбление национально­го достоинства.

В октябре 1951 г. Египет денонсировал англо-египетский договор 1936 г., в зоне Суэцкого канала начали террористическую деятель­ность отряды исламистов, а в январе 1952 г. в Каире произошли бурные антианглийские демонстрации. В этих условиях в июле 1952 г. группа офицеров свергла короля Египта Фарука, ликвидировала монархию и передала власть в руки организации «Свободные офицеры» во главе с генералом Мухаммедом Нагибом.

В июне 1953 г. Египет провозглашен республикой. Очень скоро, уже в 1954 г., М. Нагиба заменил 36-летний полковник Гамаль Абдель На­сер, которому в октябре того же года удалось подписать соглашение с англичанами о выводе войск из Египта.

Республиканское правительство Г.А. Насера приступило к аграр­ным преобразованиям, но цели их, включая создание кооперативов, были достаточно расплывчатыми, а результаты — сомнительными. Куда более действенной выглядела внешнеполитическая инициатива Насера. Он под влиянием Д. Неру, стал одним из столпов Движения неприсоединения, сыграв выдающуюся роль на конференции 1955 г. в Бандунге.

Насер был серьезно обеспокоен противостоянием с Израилем. Убе­дившись в низкой боеспособности египетских войск во время изра­ильского удара по полосе Газа в марте 1955 г., Насер стал лихорадочно искать источники получения вооружений. Трехстороннее соглашение США, Англии и Франции 1950 г. перекрывало ему каналы поступле­ния оружия с Запада. Зато появились новые возможности: в сентябре 1955 г. Насер объявил о получении чешского оружия из СССР.

Второй причиной, толкнувшей Насера в объятия СССР, стал во­прос об Асуанской плотине. Цели проекта состояли в следующем: уве­личить площади пахотных земель в Египте на 860 тыс. га, сделать Нил судоходным на всем протяжении к югу, наладить производство электроэнергии для нужд экономического развития. Общая стои­мость строительства оценивалась экспертами в 1,4 млрд. долл.; часть средств должны были выделить США и Великобритания. Но перего­воры с этими странами закончились провалом в 1956 г. США и Вели­кобритания отказались финансировать проект, о чем они официаль­но уведомили Египет 19 июля. В ответ 26 июля 1956 г. Г.А. Насер объявил о национализации Суэцкого канала.

Далее последовала англо-французская агрессия против Египта с уча­стием Израиля, который нанес поражение египетской армии на Си­нае. Исход этих событий таков: Англия и Франция с позором эвакуи­ровали свои войска из зоны канала; СССР, благодаря проводимой пропагандистской кампании, укрепил свои позиции на Ближнем Востоке.

Г.А. Насер заявил о «строительстве социализма в Египте по марк­систской модели». События, связанные с национализацией Суэцкого канала, повысили авторитет египетского руководителя и определили его ориентацию на СССР, который взял на себя не только перевоору­жение египетской армии, но и оказание финансовой поддержки, за­менив американцев и англичан в строительстве Асуанской плотины. В 1956 г. Египет признал КНР, пригласил СССР принять участие в Кон­ференции африканских и азиатских государств в декабре 1957 г. в Каи­ре. В апреле—мае 1958 г. состоялся визит ГА. Насера в СССР.

В Египте царила эйфория: 1 февраля 1958 г. провозглашено создание Объединенной Арабской Республики (ОАР), в состав которой входили Египт и Сирия, в марте того же года к ней присоединился Йемен.

От политики Г.А. Насера к политике А. Садата

В соответствии с провозглашенным Насером курсом на социализм, правительство придавало особое значение национализации, индустри­ализации и расширению государственного регулирования экономики. За период 1961—1964 гг. была национализирована вся крупная и средняя промышленность, государственный сектор в середине 1960-х гг. давал 85% всего объема промышленного производства. В 1962 г. принята Хартия национальных действий, где речь шла о планировании эконо­мики, ограничении крупного капитала и прочих атрибутах социализ­ма. В Декларации 1964 г. все национализированное хозяйство объяв­лялось общенародной собственностью.

Строительство промышленных предприятий шло в основном в го­сударственном секторе. В 1964 г. состоялось торжественное открытие Асуанской плотины, на котором присутствовал советский лидер Н.С. Хрущев. На базе энергетических мощностей появилась возмож­ность создания целого комплекса государственных предприятий. За это время удалось апробировать и механизм государственного регули­рования. Неэффективность государственной экономики Египта дол­гое время скрывалась огромной экономической помощью со стороны СССР.

Страшное поражение в войне 1967 г. не повлияло на «социалисти­ческую» политику президента Г.А. Насера. Усилившаяся помощь со стороны СССР позволила восполнить военные потери и продолжать прежний курс экономической политики, которая все больше заводи­ла страну в тупик.

Египет должен был занимать крупные суммы и у других стран, что­бы покрыть свои огромные военные расходы. Они были связаны не только с противостоянием Израилю, но и с необходимостью содер­жать египетские войска в Йемене в 1960-е гг. К моменту смерти Г.А. Насера в 1970 г. дефицит внешнего платежного баланса Египта достиг угрожающих масштабов. Темпы роста населения составляли 3% в год; рассчитывать на американскую помощь и бесплатные по­ставки продовольствия из США было нельзя.

В таких условиях новый президент Египта Анвар Садат изменил по­литический курс. В 1972 г. он порвал связи с СССР, выслал 20 тыс. совет­ских специалистов на родину, продемонстрировал возросшую боевую мощь армии во время войны 1973 г. С 1974 г. начались приватизация эко­номики и поощрение развития частного сектора. В стране восстановле­на многопартийная система, несколько смягчен политический режим, ослаблена цензура прессы. Наладились и отношения с США, вновь ста­ла поступать иностранная экономическая помощь.

В 1975 г. возобновлено движение судов по Суэцкому каналу, отве­дены израильские войска. Египет получил нефтепромыслы на Синае, которые стали приносить в казну ощутимые доходы. Подписанный в 1978 г. Кэмп-дэвидский договор позволил прекратить военное про­тивостояние с Израилем и сократить военные расходы. Последовав­ший вскоре бойкот Египта арабскими и некоторыми мусульманскими странами, даже убийство президента А. Садата в октябре 1981 г. не на­рушили новый экономический курс.

Египет в конце XX в.

Новый президент Хосни Мубарак продолжил курс на поощрение ры­ночных механизмов в экономике. В результате уже в 1980-е гг. темпы экономического роста резко возросли. Усилился приток иностранных капиталов, появилось огромное количество новых частных предпри­ятий. В настоящее время на долю частного сектора приходится свыше 70% ВВП Египта.

В 1990-е гг. среднегодовые темпы экономического роста составили около 5%; прирост населения несколько замедлился — до 2,2% в год.

Египту удалось создать развитую индустрию туризма, которая прино­сит валютные доходы, в настоящее время валютные резервы страны приблизились к 20 млрд. долл. Немалые валютные поступления состав­ляют ежегодно перечисления миллионов египтян, работающих за рубе­жом. Доля ВВП на душу населения превысила в Египте 4 тыс. долл.

Египет занимает первое место в мире по производству высокока­чественного тонковолокнистого хлопка. В 1997 г. на Западе Египта развернулось широкое строительство: согласно проекту «Новая доли­на» произойдет орошение дополнительно 1,4 млн. га земель. В насто­ящее время Египет осуществляет грандиозный проект «Тошка», кото­рый позволит расширить площади сельскохозяйственных земель на 25% и создаст 25 новых индустриальных зон, что поможет решить проблемы страны с 69-миллионным населением.

X. Мубараку удалось преодолеть изоляцию Египта в арабском ми­ре. В 1984 г. восстановлено членство Египта в организации «Исламская конференция», в 1987 г. возобновлены дипломатические отношения с арабскими государствами, а в 1989 г. — членство в Лиге арабских стран: в Каир перемещена из Туниса штаб-квартира этой организации.

Египет значительно улучшил свой международный имидж в 1990-е гг. Главную роль в этом сыграли следующие факторы: во-первых, разра­ботка конструктивных мер по урегулированию палестинской пробле­мы; во-вторых, проводимая политика во время кризиса в Персидском заливе в 1990—1991 гг.: когда Ирак захватил Кувейт, Египет поддержал усилия международного сообщества по обузданию агрессора. Возрос­ший международный авторитет страны нашел отражение и в факте избрания на пост Генерального секретаря ООН в конце 1991 г. египтя­нина-копта Бутроса Гали.

Сейчас Египет добился значительных успехов в развитии эконо­мики, сельского хозяйства, культуры, что позволяет ему быть лидером в арабском и мусульманском мире. Страна, нашедшая в себе силы и энергию, чтобы быстро свернуть эксперименты «насеровского соци­ализма», ныне успешно развивается, преодолевая трудности, характер­ные дай многих исламских стран.

Речь идет об оживлении исламского фундаментализма, который с 1992 г. активизировался и в Египте. Причем основной удар направ­ляется против иностранцев, посещающих Египет с туристическими целями. Это побудило президента Египта X. Мубарака в 1994 г. обра­титься с рядом международных инициатив по пресечению террорис­тической деятельности исламских фундаменталистов. После нападе­ния исламистов на иностранных туристов в Луксоре в 1997 г. полиция предприняла жесткие меры, которые в конечном счете способстповали некоторому снижению активности исламского экстремизма В Египте.

Отношения с Россией у современного Египта развиваются впол­не успешно: в последний раз президент Египта Хосни Мубарак был В Москве по приглашению В.В. Путина в конце апреля 2002 г.

II. Сирия и Ливан

Становление независимости Сирии и Ливана

До Второй мировой войны обе страны находились под мандатом Франции. После капитуляции власть перешла к правительству «Ви­ши», это привело к боевым действиям, закончившимся установлением контроля английских войск и организации «Сражающаяся Франция» во главе с де Голлем. В 1943 г. Сирия и Ливан, несмотря на противодей­ствие де Голля, провозгласили независимость. Но фактически смогли воспользоваться ею лишь после 1946 г., когда наконец с территории этих государств были выведены все иностранные войска.

Формально провозглашенные парламентскими республиками, эти страны не выработали устойчивых демократических традиций. Ливан вообще имел конфессиональную систему, распределение админист­ративных постов происходило среди религиозных общин, что позво­ляло ему сохранять определенную стабильность. В Сирии шла острая борьба за власть, правительства были нестабильны, фактически там сменяли друг друга диктаторские режимы.

В 1957 г. начинается сближение Сирии и СССР: были заключены экономические и военные соглашения; в Сирии проводится чистка в армии, усиливается влияние коммунистов Халеда Багдаша. Партия БААС, основанная в Сирии еще в начале 1940-х гг. и игравшая веду­щую роль в политической жизни, в 1957 г. настояла на приглашении в страну египетских войск. В январе 1958 г. группа сирийских офице­ров уговорила Насера провозгласить союз Сирии и Египта. 1 февраля 1958 г. провозглашена Объединенная Арабская Республика (ОАР).

Баасистский режим в Сирии

Партия БААС вначале была настроена националистически, выступала за умеренные реформы, отвергала вмешательство мулл в политику и религиозный фанатизм. В 1950 г. она слилась с Арабской социалистической партией и стала проповедовать идеи «светского социализ­ма» с арабской спецификой.

Объединение с Египтом привело к реформам по египетскому об­разцу: проводилась аграрная реформа, национализация предприятий и банков. Это вызвало недовольство населения, породило экономиче­скую неустойчивость. Союз с Египтом не имел перспективы, даже об­щих границ у двух государств не было; поэтому в 1961 г. Сирия вышла из ОАР. Вновь началась череда военных переворотов.

В эти годы установились тесные связи между армейским командо­ванием, которое состояло из представителей общины алави, и парти­ей БААС. Алавиты принадлежат к шиитской ветви ислама, являются в Сирии меньшинством, но еще в период мандата они находились под покровительством Франции и сумели захватить сильные позиции в армии и администрации.

Лидеров армии несколько пугали «социалистические лозунги» БААС, но привлекал антипарламентский настрой. В 1963 г. армия провела очередной переворот и привела к власти партию БААС.

В 1966 г. главой государства стал генерал Салах Джадид. В начале 1967 г. в Сирии произошли беспорядки, вызванные публикацией ате­истической статьи, что подорвало престиж Джадида. Он охотно по­шел на обострение отношений с Израилем и вверг страну в конфликт, в результате чего были потеряны Голанские высоты и враг оказался в 30 км от сирийской столицы Дамаска.

В сентябре 1970 г., когда король Иордании Хусейн вступил в схватку с отрядами ООП на территории своей страны, палестинцы обратились за помощью к Сирии. Джадид готов был ее оказать, и министр оборо­ны Сирии Хафез Асад послал танковые части, которые вынуждены бы­ли отступить. После того как в этом поражении был обвинен X. Асад, тот арестовал самого Джадида и бросил его в тюрьму, где он и провел более 20 лет, до самой смерти. Власть же полностью перешла в руки X. Асада. 12 марта 1971 г. он был избран президентом Сирии.

Курс на расширение государственного сектора в экономике был усилен. Очень быстро X. Асаду удалось национализировать все ресурс­ные и промышленные объекты страны, оставив лишь часть мелких предприятий в частной собственности. Конституция 1969 г. определи­ла плановый характер экономики, ввела ограничения на частную соб­ственность. По Конституции 1973 г. речь шла уже «о ликвидации всех форм эксплуатации». Тупиковый путь вел к неэффективности эконо­мики; кризис не наступил только благодаря огромным финансовым вливаниям со стороны богатых арабских стран (для борьбы с Израи­лем) и экономической помощи СССР.

Асаду удалось укрепить и политическую власть: на ключевых по­стах в госаппарате, армии и прочих силовых структурах уже через не­сколько лет оказались его ближайшие родственники. Формально де­мократические выборы являются камуфляжем военной диктатуры.

Во внешнеполитической ориентации Сирия занимает непримиримые антиизраильские позиции. В декабре 1977 г. Сирия принимала актив­ное участие в создании так называемого Национального фронта стой­кости и противодействия (НФСП). Обращают на себя внимание тради­ционно натянутые отношения Сирии со многими арабскими странами, в частности с Ираком, Иорданией, Египтом; зато сложились тесные контакты с радикальным режимом Муамара Каддафи в Ливии. Это привело к обострению отношений Сирии с Западной Европой и США, Сирию относят к числу стран, «поддерживающих международный тер­роризм». В связи с этим страна подвергалась в 1980-е гг. международ­ным экономическим санкциям. В период кувейтского кризиса Сирия заняла твердую позицию, встав на сторону антииракской коалиции, благодаря чему ей удалось улучшить отношения и с Западом, и с уме­ренными арабскими странами.

В период ирано-иракской войны (1980—1988) Сирия поддержива­ла Ирак. В марте 1991 г. президент X. Асад выступил с инициативой Дамасской декларации, которая призывает к созданию «арабской си­стемы безопасности в районе Персидского залива».

Хафез Асад умер летом 2000 г., преемником стал его сын — Башир Асад. Он начал осуществлять реформы, связанные с переходом к ры­ночной экономике. Премьер-министр Сирии Мустафа Миро обозна­чил главные экономические цели: реформа экономики, борьба с коррупцией, модернизация страны. В стране легализована оппози­ция, освобождаются политические заключенные. Сирия стала вос­станавливать дружеские отношения с соседями: Турцией, Ираком, Иорданией, с ними у Сирии были давние споры. Возобновилось осу­ществление проекта строительства плотины «Аль-Вахда», сняты ог­раничения на торговлю с Ираком. Отношения с Россией отягощают­ся долгом еще с советских времен — 13 млн. долл. Есть данные, что Башир Асад склонен пойти на примирение с Израилем.

Роль Сирии в Ливане

Ливан долгое время являл собой противоположность Сирии: не имея практически никаких ископаемых ресурсов, страна тем не менее де­монстрировала быстрые темпы экономического роста за счет развития посреднической торговли, банковского сектора, сферы услуг и ту­ризма. Ливан по праву считался «ближневосточной Швейцарией», при этом имелось в виду не только экономическое процветание, красоты природы и роль туризма, но и политическая стабильность. В отличие от соседних арабских стран, где перевороты следовали один за дру­гим, в Ливане функционировала конфессиональная система, благода­ря чему ротация политических деятелей происходила без ожесточен­ной борьбы за власть.

С 1956 г. в ответ на нападения отрядов «Аль-Фатах» израильская ар­мия стала наносить удары возмездия по территории Ливана. В 1958 г. в стране вспыхнула гражданская война, которая унесла жизни 3 тыс. человек.

Уже после первой арабо-израильской войны в Ливане появилось около 100 тыс. палестинцев. Все чаще происходят их столкновения с местными властями и полицейскими частями Иордании. Палес­тинских беженцев на территории Ливана находилось немало, но по­сле событий войны 1967 г. и 1970 г. в Иордании их число возросло до 400 тыс. Это стало вносить элемент нестабильности в ситуацию, по­скольку сам факт нахождения в суверенном государстве тысяч воору­женных людей, не подчиняющихся местным властям, способен взо­рвать обстановку.

После 1970 г. штаб-квартира ООП была перенесена на территорию Ливана; палестинцы сумели создать там разветвленную инфраструкту­ру, особенно на юге. Присутствие сотен тысяч мусульман на террито­рии небольшой страны нарушило ее внутренний мир. Когда в 1975 г. произошли столкновения между рыбаками-мусульманами и христиа­нами, палестинцы встали на сторону мусульман. Так началась граж­данская война, которая за короткое время превратила цветущую страну в руины.

Война затянулась на целых 15 лет и повлекла за собой много не­приятных последствий. Одно из них — вмешательство Сирии: в 1976 г. в страну введены сирийские войска под предлогом спасения маронит-ской общины от истребления мусульманами и палестинцами. По сию пору Сирия вынуждена держать в Ливане 40-тысячные лучшие части своей армии. За свою деятельность в Ливане Сирия периодически подвергается критике с разных позиций.

В период с 1982 по 1985 г. Ливан стал объектом военных действий со стороны Израиля, что еще больше запутало ситуацию. Мирный договор заключить не удалось. 5 марта 1984 г. он был аннулирован официально. Летом 1985 г. израильские войска выведены из страны. Покидая Ливан, израильтяне захватили 1 тыс. пленных. Группа экстремистов организации «Аль-Джихад» захватила американский самолет «Боинг-727» и по­садила его в Бейруте. Через посредничество лидера шиитов Набиха Бер-ри удалось договориться об освобождении пассажиров в обмен на осво­бождение Израилем пленных. Это было отступлением от обычной практики, когда американское и израильское правительства принципи­ально отказывались вступать в любые контакты с террористами.

С 1986 г. усилился раскол в маронитской общине Ливана, что при­вело к ужесточению взаимных военных действий и в конечном счете к переориентации Сирии на поддержку мусульманских организаций. С 1987 г. ливанские христиане предпринимают попытки заставить си­рийские войска покинуть Ливан, но после Таифских соглашений 1989 г. гражданская война пошла на убыль. В 1990 г. сирийские воору­женные силы нанесли ракетный удар по позициям христиан и заста­вили капитулировать командующего ливанской армией христианина Мишеля Ауна.

В настоящее время сирийские войска остаются в Ливане, несмот­ря на то, что по условиям Таифских соглашений они должны были по­кинуть страну еще в 1992 г. В конфессиональную систему внесены из­менения: марониты сохранили за собой пост президента, введено равенство в соотношении депутатов мусульман и христиан в парла­менте. Президент Ливана лишен права назначать премьер-министра. Президентом Ливана 15 октября 1998 г. избран командующий ливан­ской армией генерал Э. Лахуд, премьер-министром стал с декабря 1998 г. С. Хосс; председателем парламента с сентября 1998 г. -— Н. Бер-ри.

С 1992 г. правительство Ливана занимается реализацией 15-летне­го плана реконструкции и развития страны «Горизонт-2000», рассчи­тывая привлечь в экономику свыше 60 млрд. долл. иностранных инве­стиций. За последние годы удалось восстановить инфраструктуру, увеличить экспорт, довести рост ВНП до 3,5% в год.

Сейчас Ливан представляет собой множество отдельных террито­рий, находящихся под контролем вооруженных сил определенных группировок. Среди них выделяются мусульманские: общину друзов представляет Прогрессивно-социалистическая партия во главе с Ва-лидом Джумблатом; среди суннитов выделяется несколько крупных организаций, которые ориентируются на Сирию, на Египет и даже на Иран (фундаменталистская организация «Тавхид альислам»); среди шиитов, численность которых в последнее десятилетие сильно воз­росла (вероятно, сейчас это крупнейшая по числу жителей община Ливана, около 30% населения), наибольшим влиянием пользуются организация «Амаль» (лидер — Набих Берри) и проиранская партия «Хесболла», стремящаяся создать в Ливане мусульманское государст­во и начать войну с Израилем. В Ливанском парламенте «Хесболла» представляют 12 депутатов, она имеет в стране 9 школ и 3 больницы, свои органы прессы. У нее насчитывается несколько тысяч сторонни­ков. За время своего существования организация «Хесболла» уничто­жила по всему миру больше американцев, чем какая-либо другая. Ежегодно она получает от Ирана около 100 млн. долл. «Хесболла» чрезвычайно активизировалась в 2001 г. Ее лидер — Хассан Насралла.

Христианские общины также расколоты: традиционное разделение на сторонников кланов Жмайеля и Шамуна в лагере маронитов теперь прослеживается не столь четко. В 1990-е гг. вспыхнули столкновения между новыми лидерами: Самиром Джааджаа, Илие Хобейкой, Ми­шелем Ауном, Ильясом Храуи. Всего в Ливане насчитывается 17 рели­гиозных общин, в каждой из них выделяется несколько влиятельных кланов, имеющих свои частные армии. Все враждуют со всеми. Это со­здает крайне запутанную картину.

Лишь в 2001 г. появились надежды на разрешение ситуации: лиде­ры многих религиозных общин высказались в пользу прекращения военного противостояния. Если из Ливана будут выведены сирийские войска, появится возможность заключения мирного договора с Изра­илем. Пока же официально обе страны, Сирия и Ливан, находятся в состоянии войны с Израилем.

В январе 2002 г. совершено убийство одного из лидеров радикаль­но-христианской партии — Илие Хобейки. Президент Ливана Эмиль Лахуд считает это делом рук Израиля. 15 сентября 2002 г. возник кон­фликт из-за вод притоков реки Иордан: Ливан хочет отвести воды, Израиль угрожает войной. На Ближний Восток прибывает специаль­ный представитель США с целью предотвратить войну.

III. Иордания и Ирак

Роль Иордании в развитии ситуации на Ближнем Востоке

22 марта 1946 г. в Лондоне была провозглашена независимость Тран-сиордании; в мае того же года страна переименована в Иорданию. Ко­ролем стал эмир Абдалла. В мае 1948 г. заключен англо-иорданский договор.

Несмотря на поражение в первой арабо-израильской войне 1948— 1949 гг., Иордания даже кое-что выиграла: она присоединила Запад­ный берег — территорию, предназначавшуюся для арабского государства в Палестине. В июле 1951 г. король Абдалла был убит при входе в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме; так палестинцы отомстили за захват их территории.

Новым королем стал Хусейн. Он пробыл на этом посту 46 лет. В марте 1956 г. Хусейн неожиданно уволил Джона Глэбба и других британских офицеров из состава иорданского Арабского легиона, чем вызвал крайнее недовольство правительства А. Идена в Англии, вос­принявшего этот поступок как преднамеренное оскорбление. Многие полагали, что это лишь усилило мотивы, побудившие Англию вме­шаться в события, связанные с национализацией Насером Суэцкого канала в 1956 г. В марте 1957 г. Хусейн добился аннулирования догово­ра 1948 г. с Англией, а в октябре 1958 г. последние части английских войск покинули Иорданию.

Иордания бедна природными ресурсами, имеет малочисленное на­селение, но территории Западного берега были относительно разви­тыми и многонаселенными. С апреля 1957 г. королю Хусейну удалось укрепить режим личной власти.

После войны 1967 г., когда Иордания потерпела поражение и Запад­ный берег был отторгнут Израилем, на ее территорию хлынул поток из несколько сотен тысяч беженцев-палестинцев. К 1970 г. палестинцы составили 70% населения страны и угрожали самому существованию монархии. В сентябре 1970 г. произошли трагические столкновения между иорданской армией и палестинцами, в ходе которых погибли 20 тыс. человек. ООП была вытеснена из Иордании и перевела свою штаб-квартиру в Ливан.

События 1970 г. шокировали многих арабов, вызвали всплеск тер­роризма среди палестинцев. Король Хусейн долгое время не проявлял дипломатической активности. Хотя в 1974 г. в Рабате он отказался от прав Иордании на Западный берег в пользу палестинцев, но продол­жал вплоть до 1988 г. выплачивать жалованье чиновникам и оказывать социальную помощь населению. Заняв непримиримую позицию по отношению к Кэмп-дэвидским соглашениям, Иордания стала полу­чать с 1978 г. финансовую помощь от богатых арабских стран, это по­могло поддерживать на плаву экономику.

В середине 1980-х гг. король Хусейн предпринял дипломатическую инициативу в разрешении палестинской проблемы: он предложил со­здать федерацию Иордании с палестинскими арабами. Было заключе­но соответствующее соглашение с ООП, начаты предварительные пе­реговоры с целью созвать международную конференцию. Но теракты палестинцев (захват пассажирского корабля «Акилле Лаура» в 1985 г.) толкнули Израиль на меры возмездия (бомбардировка штаб-квартиры ООП в Тунисе). Это привело к срыву мирного, процесса. В 1987 г. Национальный совет Палестины разорвал соглашение 1985 г. между Арафатом и Хусейном о федерации с Иорданией.

Когда в конце 1987 г. на оккупированных территориях началась инти­фада, Иордания в 1988 г. отказалась от всяких связей с Западным бере­гом. Прекращение финансовой поддержки со стороны арабских стран привело к девальвации национальной валюты в 1988 г. на 45%. В даль­нейшем экономическая ситуация в Иордании ухудшалась еще больше.

В отношении кувейтского кризиса Иордания заняла странную по­зицию. С одной стороны, она вроде бы осудила Ирак за захват Кувей­та, с другой — противилась военному давлению и свержению Садда­ма Хусейна. Фактически Иордания оказалась по одну сторону с ООП, поддержавшей С. Хусейна. Это привело к ее изоляции после оконча­ния войны, к прекращению помощи со стороны богатых арабских со­седей. С большим трудом, лишь благодаря поддержке Европейского союза и международных финансовых институтов, ей удалось к концу 1991 г. преодолеть финансовые трудности.

26 октября 1994 г. подписан мирный договор Иордании с Израилем: святые места в Иерусалиме переданы под опеку Хусейна, установлены дипломатические отношения, стали развиваться экономические свя­зи. В результате темпы экономического роста составляют сейчас 6% в год. С 1995 г. правительство Иордании приступило к выполнению программы структурной перестройки экономики и приватизации, поощрению частного сектора. Это позволяет рассчитывать на благо­приятные перспективы развития Иордании. В феврале 1999 г. умер ко­роль Хусейн; новым королем Иордании стал его сын — Абдалла бен аль-Хусейн (Абдалла II). В ноябре 2001 г. он, кстати, совершил визит в Москву. С ним сегодня связывают немалые надежды на окончатель­ное разрешение палестинской проблемы.

Ирак и современная обстановка на Ближнем Востоке

Ирак давно лелеял мечту о создании обширного королевства, вероят­но памятуя о существовании в далеком прошлом Багдадского хали­фата. Поэтому долгое время он соперничал с Египтом за лидерство на арабском Востоке. Монархами в Ираке были сыновья шерифа (правителя) Мекки — Хашимиты (родственники иорданских коро­лей). После Второй мировой войны власть в Ираке осуществлял ре­гент Абд уль-Илах, а его молодой двоюродный брат — Фейсал был королем. Сам Абд уль-Илах рассчитывал стать королем Сирии.

Ирак традиционно поддерживал тесные связи с Великобританией, будучи связанным с ней договором, срок которого истекал в 1957 г. С 1954 г. предпринимаются попытки втянуть Ирак в «холодную вой­ну». Была заключена серия соглашений, которые в 1955 г. оформились в Багдадский пакт (организация с участием Англии, Пакистана, Ира­на, Турции и Ирака). Видя в этом угрозу своему лидерству в арабском мире, Египет предпринял ответный шаг и в том же 1955 г. создал свой союз, объединивший Египет, Сирию, Саудовскую Аравию.

В начале 1958 г., когда был провозглашен союз Египта с Сирией, монархи-хашимиты в Ираке и Иордании провозгласили Арабскую федерацию. Но уже 14 июня 1958 г. король Ирака Фейсал, члены ко­ролевской семьи, премьер-министр Нури Сайд были убиты в ходе во­енного переворота под руководством генералов Абдель Керим Касема и Абдель Салим Арефа.

Революция в Ираке вызвала волнение в тогдашнем мире, предпола­галось, что последуют большие перемены во всем регионе. Подобные ожидания были и в КНР, и в СССР, порвавшем отношения с про­шлым режимом еще в 1955 г. Американцы и англичане, напуганные революцией в центре зоны действия Багдадского пакта, направили войска в Ливан и Иорданию, чтобы не допустить там беспорядков. Но постепенно все успокоилось.

Главные лидеры переворота в Ираке — Касем и Ареф — относи­лись друг к другу враждебно. Так же не сложились отношения круп­нейшей гражданской партии БААС с Касемом. С 1959 г. она предпри­нимает попытки устранить его, что ей удается в 1963 г.

Ареф осуществлял власть, опираясь на военный режим, но в 1966 г. он погиб. Преемником лидера стал его брат Абдель Рахман Ареф, ко­торый был свергнут в 1968 г., когда к власти пришла вновь партия БААС. Правительство Ирака возглавлял президент Хасан аль-Бакр, но реальную власть постепенно приобрел министр обороны — Саддам Хусейн.

Он стал проводить меры по укреплению армии, продвигать своих родственников на влиятельные посты, готовить Ирак к превращению в тоталитарное автократическое государство. Но это, однако, не было самоцелью С. Хусейна; он рассчитывал использовать личную власть для укрепления военной мощи и экономического потенциала Ирака, превратить его в лидера Ближнего Востока.

Сам С. Хусейн до 1979 г. находился в тени, занимался укреплением вооруженных сил. С 1972 г. заключаются договоры с СССР о постав­ках оружия. Но Хусейн налаживал связи Ирака и с другими странами: в 1975 г. он заключил договор с Францией о сотрудничестве в строительстве ядерного центра, а затем и с Италией о поставках военных кораблей в Ирак, в оказании помощи в подготовке офицеров.

Одной из важнейших задач, требовавшей незамедлительного раз­решения, стала проблема иракских курдов, которые в 1960-е гг. подня­лись на вооруженную борьбу с войсками правительства. С. Хусейн на­стоял на включении представителей курдов в состав правительства в 1973 г., объявлении автономии Иракского Курдистана в марте 1974 г. Он добился обещания от иранского шаха в 1975 г. закрыть границу и прекратить оказание помощи курдам. Повстанцы Мустафы Барзани вынуждены были сложить оружие. После принятия курдами автоно­мии Курдистана, 4 члена Демократической партии Курдистана были назначены губернаторами северных провинций.

В 1970-х гг. правительство проводило экономическую политику, нацеленную на усиление государственного сектора и кооперации в сельском хозяйстве. К 1974 г. на долю госсектора приходилось У 4 всей промышленности. Это, разумеется, снижало экономичес­кую эффективность, но отнюдь не приводило к кризису. Причины кроются в резком росте доходов от нефти; именно они составляли 98% всех экспортных поступлений Ирака. В 1973 г. производство нефти достигло 2 млн. баррелей в день, а к концу 1970-х гг. увеличи­лось до 3,7 млн. баррелей. Ирак занимал второе место в мире по экспорту нефти. Нефтедоллары позволяли компенсировать любые расходы, связанные с экономическими просчетами и проводимыми экспериментами.

7 июля 1979 г. X. аль-Бакр был отстранен со всех постов. Саддам Хусейн официально избран президентом Ирака.

8 сентябре 1980 г. С. Хусейн напал на Иран, разорвав соглашение 1975 г. о границе. Однако война не принесла ожидаемого приращения территорий. Ирак понес огромные жертвы и экономические потери, исчисляемые десятками миллиардов долларов. 20 августа 1983 г. было достигнуто перемирие, а 15 августа 1990 г: С. Хусейн обратился к Ира­ну с предложением заключить мир на основе соглашения 1975 г. Ирак быстро вывел войска с иранской территории, состоялся обмен воен­нопленными, и в сентябре 1990 г. были восстановлены дипломатиче­ские отношения с Ираном.

В 1990 г. Ирак стал инициатором еще одного международного кри­зиса. 2 августа 1990 г. его войска захватили территорию Кувейта. С. Ху­сейн ссылался на давние, еще с 1930-х гг. претензии Ирака к Кувейту, но истинная причина кроется в необходимости найти выход из слож­ной финансовой ситуации. Дело в том, что война с Ираном привела к росту военных расходов Ирака, достигших 100 млрд. долл. (только долги неарабским кредиторам составляли 35 млрд. долл.), а Кувейт обладал сказочными богатствами.

Вторжение стало бесспорной агрессией и вызвало повсеместное осуждение. Уже 2 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 660 потребовал немедленного вывода иракских войск из Кувейта, 6 августа против Ирака введены экономические санкции. Безоговороч­но осудили действия Ирака Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Объе­диненные Арабские Эмираты и многие другие страны, в том числе США, Англия и Фра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.015 с.)