Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Формирование тоталитарного режимаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обоснование специфики Японии Дискуссия по выяснению сущности «кокутай», развернувшаяся с 1935 г., завершилась в 1937 г. изданием специальной брошюры «Основные принципы кокутай». Она предназначалась для преподавателей «морального воспитания» в учебных заведениях всех уровней, но стала сводом требований, предъявляемых к подданным в отношении того, как они должны оценивать историю, структуру режима и предназначение Японии. Брошюра была разослана преподавательскому составу всех школ и университетов. Директорам школ вручались специальные уведомления о необходимости использовать любую возможность для ознакомления как можно более широкого круга населения с ее содержанием, чтобы «культивировать и будить национальные чувства и сознание». Во введении к брошюре подчеркивалось, что причиной внутренних беспорядков и волнений в середине 1930-х гг. является распространение западных идей, и поэтому необходимо разъяснить широким массам истинную сущность «кокутай». В первом разделе излагались мифы, связанные с зарождением императорской власти, рассматривались взаимоотношения между императором и подданными, обращалось внимание на уникальные качества японцев по сравнению с другими смертными. Во втором речь шла об официальной интерпретации японской истории, об обычаях, образе жизни, чертах национального характера, ритуалах и моральных принципах, особенностях развития культуры, экономики и военного дела. В заключительной части делался вывод: на Японию «волей богов» возложена особая миссия — усвоить западную культуру, но на базе «кокутай», т. е. соединить технические достижения Запада с духовными ценностями Востока. «Кокутай» стала официальной идеологией тоталитарного режима в Японии. В марте 1937 г. создано правительство во главе скнязем Коноэ. Оно опиралось на различные группировки в армии, прежде всего, конечно, на «группу контроля», а также на партию Сэйюкай, которая поддерживала идею превращения Японии в тоталитарное государство. Нужно было подготовить внутренние структуры государства к ведению большой войны. В том же 1937 г. была создана Лига по мобилизации национального духа во главе с премьер-министром Коноэ. Эта организация развернула в стране широкую деятельность по пропаганде милитаризма. 7 июля 1937 г. Япония начала полномасштабную войну с Китаем, не встретив серьезного противодействия со стороны Запада. В ноябре 1938 г. правительство Коноэ выдвинуло концепцию «нового порядка в Восточной Азии»: Япония брала на себя роль «освободителя родственных народов» от «западного колониализма» с целью создания «новой восточной культуры». Такого рода оправдание внешней агрессии вызвало официальное осуждение Японии со стороны США, Англии, Франции, Голландии и других западных стран, но не более. Однако еще оставались иллюзии по поводу основного направления японской агрессии в будущем (в августе 1938 г. произошли известные события на озере Хасан, а в 1939 г. развернулись бои в Монголии с советскими войсками, под Халхин-Голом). В 1939 г. группа ученых при кабинете Коноэ сформулировала теорию «восточноазиатского сообщества» - речь шла о формировании паназиатской межнациональной общности под эгидой Японии на базе культурного единства и родства народов Восточной Азии. Это был уже открытый вызов Западу, но Запад сам находился в условиях глубокого кризиса, а вскоре началась и Вторая мировая война. Ужесточение режима В начале 1939 г. в Японии пришло к власти правительство Хиранума, взявшее еще более жесткий курс. В мае 1939 г. правительство усилило нажим на Китай, потребовав от Запада признать права Японии на сеттельмент Шанхая — это привело к открытому конфликту, в частности был расторгнут японо-американский торговый договор. Когда в сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, Япония заявила о «политике неучастия» в конфликте. У нее еще были связаны руки в Китае, в марте 1940 г. там было создано марионеточное правительство Ван Цзинвэя. Япония внимательно следила за ходом войны в Европе, а там события развивались явно в пользу Германии. К июню 1940 г. вся Западная Европа была в руках Гитлера, Франция разгромлена и капитулировала, Англия осталась в одиночестве против фашистских государств. Это побуждало Японию к более решительным действиям в Азии, в частности оккупации Индокитая, где после капитуляции Франции сохранялась слабая власть администрации Виши. В июле 1940 г. вторично создается правительство Коноэ: в Японии начинается полномасштабная перестройка всей политической системы в соответствии с военными нуждами. Этому предшествовала идеологическая реорганизация — именно тогда правительство заявило о намерении создать «великую восточноазиатскую сферу совместного процветания». Образцом должны были служить отношения Японии с Маньчжоу Го. Концепция стала обоснованием японской агрессии и в годы Второй мировой войны считалась официальной доктриной. В будущую сферу должны были входить Китай, страны французского Индокитая, английские колонии Бирма и Малайя, голландская Индонезия, американские Филиппины. Эти регионы стали основным направлением агрессии Японии. В сентябре 1940 г. был заключен «тройственный пакт» (с Италией и Германией) — Япония определилась окончательно. А в апреле 1941 г. подписан договор о нейтралитете с СССР, что должно было дать возможность справиться с Китаем и означало окончательный выбор на правления экспансии Японии в район Южной Азии. К тому времени в стране сложились структуры тоталитарного режима. Были уничтожены все атрибуты парламентской демократии: распущены политические партии, профсоюзы, отменены выборы, утратил свою роль парламент, упразднены все демократические свободы, гарантированные Конституцией. Вместо политических партий с 1940 г. создана единая Ассоциация помощи трону и ее филиалы на местах; под контроль были поставлены все средства массовой информации, пресса и радио стали подвергаться строжайшей цензуре. С осени 1940 г. создаются так называемые «общества служения отечеству», куда в обязательном порядке входили учителя, журналисты, писатели, музыканты, деятели культуры и представители других профессий интеллектуального труда. Такого же рода «общества» заменили распущенные профсоюзы. Власти установили жесткий социальный и политический контроль над гражданами через воссозданную систему «соседских общин». Общины объединяли людей по месту жительства, занимались распределением талонов на питание и товары широкого потребления, сбором металлолома, подпиской на военные займы и т. д. Был ужесточен закон «Об охране общественного спокойствия», а в 1941 г. принят еще более суровый закон «Об обеспечении национальной обороны», грозивший каторжными работами даже за распространение сведений, «наносящих вред общественному порядку». Экономика также всецело была подчинена интересам государства. В каждой отрасли созданы «Ассоциации контроля» — через них правительственные чиновники распределяли заказы, устанавливали цены, определяли сбыт, поступление ресурсов. Это был аналог промышленных министерств в СССР. Все ресурсы оказались под полным контролем государства, прежде всего — сырье и топливо, поступающие по импорту, металлолом. В Японии создаются стратегические запасы на случай войны и блокады. В этой же системе находились крестьяне: им предписывалось, сколько и чего выращивать, когда и кому сдавать, по каким ценам и т. д. В Японии был установлен строгий режим труда: 14-часовой рабочий день, власти получили право снижать заработную плату, ужесточать административный контроль, принудительно мобилизовывать рабочую силу, был запрещен самовольный уход с работы и переход на другие предприятия. В идеологической сфере полностью господствовала концепция «кокутай» — проповедь исключительности японской нации и великой миссии Японии по освобождению угнетенных народов в Азии велась повсеместно в обязательном порядке. Все это укрепляло режим, обеспечивало ему поддержку населения. В целом, структуры тоталитарной власти оказались чрезвычайно эффективны в условиях предстоящей войны. Выводы 1. Экономические трудности конца 1920-х гг. вызвали в Японии серьезные социальные потрясения, разочарование в демократии, всплеск ксенофобии и недоверия к Западу. Это положило конец дальнейшей демократизации общества. 2. Активизации ультранационалистических сил в начале 1930-х гг. способствовала и более агрессивная внешняя политика, проводимая с 1931 г. Постепенно партия Сэйюкай также начинает поддерживать идею ужесточения власти. 3. Открытое наступление на либералов началось в 1935 г. в ходе идеологической кампании по «выяснению сущности кокутай». В марте 1937 г. сопротивление гражданских структур было сломлено; правительство князя Коноэ встало на путь подготовки к большой войне. 4. Постепенно правящий режим в Японии приобрел все черты тоталитарного: ликвидированы атрибуты парламентской демократии, экономика — под полным контролем государства, идеи «кокутай» служили идеологической подпиткой режима, обеспечивали поддержку населения. ЛЕКЦИЯ 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.006 с.) |