История экономического развития стран с нерыночной экономикой



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История экономического развития стран с нерыночной экономикой



После второй мировой войны ряд стран Восточной Евро­пы — Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия — в силу обстоя­тельств послевоенного времени вошли в северу влияния ин­тересов СССР и встали на путь строительства социализма. Социалистические общественно-экономические системы про­существовали в этих странах почти 50 лет — с сер. 50-х гг. до начала 90-х гг. В их экономическом развитии можно вы­делить следующие этапы.

На первом этапе (1945—1959 гг.) в этих странах были проведены кардинальные реформы в социально-экономичес­ком и политическом строе, призванные разрушить сущест­вовавшую там рыночную систему хозяйства и ориентирован­ные на строительство социалистической экономики. Итогом данных преобразований явилось формирование командно-административной системы управления экономикой. Основ­ными ее характеристиками были: введение тотальной госу­дарственной собственности на средства производства, уста­новление жесткого централизованного планирования народ­нохозяйственной жизни, решающая роль партийно-государственных структур в экономической жизни, преимуществен­ная ориентация на страны социалистического лагеря во внешнеэкономической деятельности, объявление марксизма единственной верой и официально допустимой экономичес­кой, социальной и политической теорией.

В странах советского блока была осуществлена нацио­нализация промышлeнности, транспорта, банков. Проведены аграрные реформы, в ходе которых были ограничены права частного землевладения, осуществлены мероприятия по коо­перированию крестьянства (уровень кооперирования в раз­ных странах был различным, наименьшим — в Польше и Югославии), значительно расширился государственный уклад в сельском хозяйстве.

При изучении хозяйственного развития восточноевропей­ских стран в этот период важно выявить причины относи­тельно высоких темпов экономического роста, рассмотреть развитие внешнеэкономических связей социалистических стран, проанализировать деятельность СЭВ (создан в 1949 г.).

Советский Союз участвовал в строи­тельстве сотен крупных промышленных предприятий, выделял этим странам льготные кредиты на десятки миллиардов руб­лей, бесплатно предоставлял им ценную научно-техническую документацию и пp.

На втором этапе (60-е гг.) происходит заметное снижение темпов роста про­мышленности и национального дохода, вследствие отсутствия конкурентного режима в национальных экономи­ках. В этот период, как и раньше, партнерство в хозяйственной сфере между странами социалистического лагеря во многом строилось на безвалютной некоммерчсской основе. Это явилось од­ной из причин накапливания дальнейших противоречий меж­ду странами советского блока.

Во внутренней политике социалистических стран в 60-е гг. наблюдаются попытки проведения в ряде стран экономических реформ, направленных на создание от­дельных элементов рыночной экономики и сокращение сферы действия жесткого централизованного планирования на развитие частной инициативы в хозяйственной сфер. Однако, хозяйственные реформы такого рода были обречены на неудачу в рамках существующей в тех странах социалистиче­ской политической системы.

На следующем этапе развития в (70-е гг. — первая половина 80-х гг.) ста­вится задача и делаются попытки углубления экономическо­го сотрудничества между этими странами, провозглашается необходимость выравнивания их экономического развития путем подтягивания слабых стран до уровня передовых. В реальности, однако, эти задачи не были выполнены, а в национальных экономиках накапливались негативные яв­ления. Так, еще более замедлялись темпы экономического роста, увеличивался бюджетный дефицит, углублялись ин­фляционные процессы. Социалистические страны в силу сла­бой восприимчивости своих экономических систем к НТП все более существенно отставали от развитых стран Запа­да по научно-техническим характеристикам народного хо­зяйства.

В рамках СЭВ в этот период постоянно обсуждался вопрос о том, как повысить эффективность его деятельности усилить рыночный механизм. Тогда же, однако, было выска­зано мнение о том, что задача совершенствования социалистического рынка в масштабе СЭВ является по сути своей нереальной: наднациональный социалистический рынок не мог быть создан и усовершенствован на базе стран, в которых отсутствовала действительно рыночная экономика.

Между странами социалистического лагеря все более очевидно накапливались взаимные претензии друг к другу все чаще отмечались случаи невыполнения партнерами по СЭВ договорных обязательств.

Значительную роль в отношениях между странами по прежнему играли идеологические и политические моменты, именно факт принадлежности к социалистическому лагерю, а не экономические соображения определяли отношение партнерства.

Со второй половины 80-х гг. начался последний и заключительный этап в истории восточноевропейских государств как социалистических стран. Процесс отхода от социалистической системы здесь был простимулирован и, в принципе, стал возможным благодаря началу перестройки в СССР, в связи с ослаблением позиций коммунистической партии внутри страны снизилась и степень ее международного влияния на страны восточноевропейского блока. В стра­нах делаются более решительные, чем раньше, попытки отойти от коммунистических режимов. Результатом карди­нальных реформ политического и экономического характера явилась смена в 1989—1990 гг. общественно-экономических систем, что сделало возможным строительство в этих стра­нах капиталистической экономики. Новая экономическая политика бывших социалистических стран с начала 90-х гг. ориентируется на формирование классических рыночных ме­ханизмов. Основным направлением этой политики стало стимулирование частного предпринимательства, развитие сво­бодной конкуренции, сокращение государственного н увели­чение частного секторов экономики, проведение приватиза­ции, принятие антиинфляционных мер, либерализация цен, привлечение иностранного капитала, расширение внешнеэкономических связей со странами Запада. Коммунистические партии были отстранены от руководства экономикой этих стран, а затем их деятельность в целом была запрещена в большинстве стран. Восточноевропейские страны отказа­лись от марксизма как государственной идеологии.

В 1991г. прекратил свое существование СЭВ, оставив странам — бывшим партнерам по СЭВ — в наследство слож­ный вопрос о дележе совместного имущества. Прекращение деятельности СЭВ по-разному отразилось на экономике входивших в него стран. Однако, для всех стран это означало завершение поставок сырья из России но ценам ниже мировых, все бывшие социалистиче­ские страы перешли во всех международных расчетах па мировые цены.

В от­личие от стран Восточной европы, решительно н практиче­ски одновременно вступивших на путь капиталистического развития, социалистические страны Азии н Латинской Аме­рики сохраняют свою социалистическую ориентацию.

В Китае с 1978г. проводятся многоплановые хозяйствен­ные реформы, направляемые на формирование «социалисти­ческой рыночной экономики». Ее базовыми элементами яв­ляются отказ от некоторых административных методов управления предприятиями, расширение хозяйственной са­мостоятельности предприятий, развитие частной инициативы крестьян, усиление товарно-денежных механизмов, привле­чение иностранного капитала и др. В результате, в Китае снизилась доля государственного сектора экономики, вырос­ла доля кооперативной и частной собственности. Благодаря реформам, действительно оживилась хозяйственная жизнь Китая. Однако, все преобразования велись н ведутся п рам­ках существующей политической системы социализма; зна­чительной остается роль государства в хозяйственной жиз­ни, сохраняются многие другие характеристики социалисти­ческой экономики. Китай продолжает настаивать на том, что именно строительство социализма является его главной целью.

Вьетнам, как и Китай, в конце 70-х — начале 80-х гг. приступил к реформированию своей экономической системы, что в определенной мере способствовало оздоровлению его внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности. Однако, как и Китай, Вьетнам продолжает отстаивать со­циалистические идеалы.

Монголия встала на путь хозяйственных реформ лишь в начале 90-х гг. При их разработке и проведении учиты­вался опыт Китая, Вьетнама и, особенно, России, но о каких-либо определенных результатах этих преобразований гово­рить еще трудно. К хозяйственным преобразованиям при­ступил н Лаос.

Из всех социалистических стран Азии экономические ре­формы рыночной ориентации не затронули только Северную Корею, которая продолжает оставаться типично социали­стическим государством — с тотальной государственной собственностыо на землю и средства производства, с жестким централизованным планированием, отсутствием реального рынка и пр. Страна переживает значительные экономиче­ские трудности, падает, и без того низкий, жизненный уро­вень населения, но правильность ориентации на социализм не подвергается сомнению.

Социалистической страной, в настоящее время, продолжает оставаться и Куба, несмотря на постоянное возрастание экономических трудностей, проблем и существенный рост оппозиции тоталитарному режиму в самом кубинском обществе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.191.87 (0.007 с.)