Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика ведущих стран в годы Второй Мировой войны и первых послевоенных десятилетий (1939 — начало 60-х гг. )

Поиск

Среди главных причин этой величайшей экономической катастрофы, пожалуй, следует выделить: забвение условий Версальского договора, всемерное западное и, прежде всего американское, содействие возрождению германского фаши­стского милитаризма с его мировыми претензиями, острей­шие межгосударственные противоречия и соперничество стран-лидеров и пр. Во вторую мировую войну было вовле­чено более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Она унесла около 55 млн человеческих жизней и уничтожила национального богатства на 316 млрд долл. Почти все страны-участницы вышли из войны экономически ослабленными: деформирована милитаризованная струк­тура производства; разорваны связи в промышленности, финансах, торговле; устаревшее оборудо­вание; острый дефицит в самых необходимых продуктах; растущая инфляция; неустойчивость европейских валют. Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить, к примеру, свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце, цинке — на 30, сале и масле — примерно на 15, жидком топливе и мясе —только на. 10% т.д. Лишь США, умело используя сложившуюся конъюнктуру, за годы войны удвоили объем промышленного производства, а чистую прибыль корпора­ции даже утроили.

Определенное изменение соотношения сил на междуна­родной арене было обусловлено ростом национального осво­бодительного движения и сопровождалось формированием социалистической системы хозяйства и распадом колониаль­ной системы — многовекового неиссякаемого источника европейского экономического могущества.

Иные экономические задачи послевоенного периода выя­вили новые формы и методы их реализации, например, план Маршалла. Официальным автором программы «восстанов­ления и развития Европы» стал государственный секретарь США Дж. Маршалл. Важно то, что США здесь выступили не благотворителями на общественных началах, поставляю­щими европейским странам сырье и товары первой необхо­димости. Их цели — глубже: обеспечение большей самооку­паемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х гг. очередному обновлению технологической базы американской экономики.

За четыре года реализации плана Маршалла (1948—1951гг.) 17 европейских стран получили от США помощь в объеме 16 млрд долл. Более 2/3 этой суммы пришлось на ФРГ, Великобританию, Францию и Италию. Интересна структура поставок: 70% составили продовольствие, топли­во, удобрения. Поучительным аспектом воплощения плана стали источники финансирования. Так, поставки предметов важнейшей жизненной необходимости (продукты питания, топливо, одежда) поступали в основном в виде дотаций, а не займов. А местная валюта, вырученная от продажи ввозимой продукции, использовалась правительством евро­пейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следо­вательно, и темпов инфляции. Между тем поставки промышленного оборудования финансировались за счет займов меж­дународного банка, в то время как поставки сырья, сель­скохозяйственных машин, промышленных товаров, запасных частей и т.д. — под гарантии американского правительства через специально созданное объединение эксйпортно-импортного банка США.

В свою очередь, условия для стран-участниц этого плана были довольно жесткими: отказ от национализации про­мышленности и предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкури­рующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалисти­ческими странами и др.

Послевоенная экономика характеризовалась также ши­роким спектром экономических программ возрождения, реа­лизация которых уже к началу 50-х годов позволила напо­ловину увеличить выпуск продукции в базовых отраслях, а по отдельным видам продукции и того выше (калийные удобрения — на 65%, сталь — на 70, цемент — на 75, транс­портные средства — на 150, нефтепродукты — на 200%). Прогрессивные изменения затронули и экспорт, выросший в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде — даже на 60 пунктов н энергично повернувший в сторону перспективных технологий.

В 40-е — середине 60-х гг. одним из ведущих факторов экономического подъема стал первый этап третьей научно-технической революции, связанный с развитием химии и нефтехимии (синтетические волокна и пластмассы), реак­тивной авиации, атомной энергетики, телевидения, произ­водства транзисторов и ЭВМ. В производственных процес­сах утверждаются «жесткие варианты» автоматизации, полу­автоматические технологии, интенсивное расширение НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ).

Целям послевоенного возрождения служила широкая си­стема мер, определявшая содержание многих национальных экономических программ. В ряде стран прошла национали­зация промышленности, банков, финансовых учреждений, транспорта, введен административный, а с середины 50-х гг. экономический контроль над ценами и заработной платой. Широко применялись разнообразные методы государствен­ного регулирования, достигшего к концу 60-х гг. наибольших масштабов за всю зарубежную историю, государственное предпринимательство. прямое и косвенное регулирование, программирование.

Важно рассмотреть национальные модели и программы экономического возрождения, выявить, к примеру роль Франции — родины индикативного планирования и программирования. Уже в 1946г. здесь создается Ге­неральный комиссариат по планированию. А к началу 60-х гг. выполняются три плана, носящих индикативный (необязательный) характер и направленных на модерниза­цию национализированного сектора экономики и восстанов­ление хозяйства (1947—1953гг.), укрепление конкуренто­способности частных фирм (1954—1957гг.), переход от протекционизма к «открытой экономике» (1958—1961гг.).

Комплекс мер, предложенный министром эко­номики, а затем и канцлером ФРГ Л.Эрхардом, с опорой на традиции германского народа, включал сосредоточение народного хозяйства на увеличении производства и дохода, широком использовании конкуренции и предприниматель­ства, как незаменимой силы хозяйственной динамики, конку­рентоспособности и общественного процветания. В 1948 г. проведены: денежная реформа, позволившая освободиться от ига огромной массы обесцененных денег; ценовая реформа, отпустившая цены на свободу; налоговая реформа, защи­тившая права потребителя и обеспечившая свободу пред­принимательства. Уже в течение года «шоковые» последст­вия этих мер стали смягчаться. Магазины постепенно напол­нялись товарами. Рост цен стабилизировался примерно на уровне роста заработной платы. На треть повысилась про­изводительность труда и т.д. Уже в 1954г. был вдвое пре­вышен уровень производства 1936г., и к середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. ФРГ стала передовой страной Западной Европы, обогнала в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из глав­ных учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. К началу 60-х гг. на ее долю приходилось более 60% добы­чи угля, около половины производства стали, почти 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).

Изучение данной темы, анализирующей экономику веду­щих стран в годы второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия, невозможно без определения роли СССР в мировом хозяйстве. Используя уникальную способность командно-административной системы в экстре­мальных ситуациях мобилизовать все ресурсы и поставить их на службу защиты Отечества, привлекая в общих своих затратах лишь 4% западной помощи, СССР чрезвычайно высокой ценой человеческих потерь и лишений добился количественного и качественного превосходства военной тех­ники и обеспечил разгром Германии и Японии. Вместе с тем эйфория победы не предо­ставила возможности критически переосмыслить пройден­ный путь, отринуть все формы насилия и тирании как прин­ципы государственного устройства. Командно-административные методы управления, централизованная до абсурда, затратная, невосприимчивая к техническим и технологичес­ким достижениям, неэффективная экономика, сохранение на долгие годы деформированной милитаризованной эконо-мики времен войны, отчужденная от производителей обще­ственная собственность осложнили выход нашей страны на новый уровень развития. Непримиримое противостояние во внешней политике западному миру периода «холодной войны», озна­чавшее состояние политической, экономической, идеологи­ческой, «полувоенной» и прочей конфронтации между госу­дарствами и системами и втянувшее нас в изнурительную гонку вооружений, тяжелый груз затрат и забот «лагеря социализма и демократий»—все это замедлило социально-экономическое развитие нашего общества, изолируя его от внешнего мира, сформировало у руководства СССР завы­шенную оценку нового соотношения сил в мире, укрепило веру в правоту идей социализма, загнивание и гибель им­периализма.

Между тем, в ведущих зарубежных странах достижения НТР, успехи хозяйственного развития усилили процессы концентрации и централизации производства, а также акционерную форму капитала и монополий как ведущей хозяйственной формы. Эти тенденции переросли возможности отдельных стран и обусловили интернационализацию произ­водства на частнохозяйственном и межгосударственном уровнях: возросло число международных монополий, образовались интеграционные объединения; Созданное в 1957г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий ры­нок») являет собой образец механизма межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. К 1992г. здесь ликвидированы барьеры на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Ныне «Общий рынок» дает около 90% европейского промышленного производства и включа­ет 12 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Нидерланды, Португалия, Дания, Италия, Ирлан­дия, Испания, Люксембург, Франция, ФРГ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.80 (0.011 с.)