Налогообложение и права собственности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогообложение и права собственности



При феодализме не было четко закрепленной собственности и сюзерены всегда могли полностью или частично отобрать собствен­ность у своих вассалов, а те, в свою очередь, - у своих. Поэтому все сколько-нибудь значительные накопления держались в мобильной и легко скрываемой форме.

В результате борьбы английских баронов за свои права король Джон в 1215 г. утвердил Магну Карту - Великую Хартию, которая закрепила права подданных на свою собственность и на защиту от произвольных экспроприации. В ней содержались положения, гарантировавшие права торговцев (в том числе иностранных), которые были закреплены как часть английского права и политической традиции.

В XV в. на смену феодальным ополчениям пришла профес­сиональная армия и централизованным монархиям понадобились постоянные и надежные источники средств на ее содержание. Из-за невозможности их сбора с помощью конфискаций короли и князья отказались от права на собственность подданных в обмен на право налагать регулярные, заранее обусловленные налоги.

При произвольных сборах и чрезвычайных обложениях богатства припрятывались, неопределенность обложения подрывала экономику великих азиатских империй и мусульманских государств.

Сейчас трудно представить, как могла существовать даже небольшая торговля в этих условиях. Только в XIX в. торговцы обрели достаточно доверия к правительствам, чтобы начать инвестиции в шахты, фабрики и заводы, а не только в векселя, суда и перемеща­емые запасы товаров.

Новые организационно-правовые формы предприятий

Семейные предприятия были главной правовой формой бизнеса в средние века. Инвестиции в судостроение и морскую торговлю, слишком крупные для семьи, брало на себя государство. Расширение торговли с XVI в. было бы невозможно без новой формы организации, отличной от семейной. Такое предприятие должно было существовать дольше, чем отдельные его участники, и обеспечивать взаимное доверие его участников.

До этих пор таким требованиям отвечали только племя, клан, семья, деревенская община, гильдия или ремесленный цех. Новой формой предприятий стали корпорации - открытые и закрытые акционерные общества. Создали их торговцы, выработавшие систему новых нравственных норм. Мораль протестантов, выработанная в ходе Реформации, способствовала появлению кодекса чести, основанного на своевременной уплате долгов, и верности слову, данному партнеру. Без новой формы организации невозможно было бы осуществление таких грандиозных проектов, как колонизация новых земель, развитие внешней торговли, строительство каналов и железных дорог, а также крупных заводов и фабрик.

В XVII в. возникли крупные представительные и акционерные компании: Голландская Вест-Индская компания (1602г.), Амстер­дамский банк (1608г.), Антверпенская (1531г.) и Лионская биржи, Английский (1694г.) и Шотландский банки, Английская Ост-Индская компания (начало XVII в.) и др. В конце XVII в. в Англии и Шотландии было уже около 140 акционерных обществ, общий капитал которых составлял 4 млн 250 тыс. фунтов стерлингов.

Расширение международной торговли, развитие банков и рост рынков сбыта отечественных товаров содействовали повышению темпов роста производства в промышленности и создали предпосылки для бурного промышленного подъема XVIIIв.

Развитие бухгалтерии

«Рационализация» экономической деятельности была облетена развитием счетоводства - первый трактат о нем был напечатан францисканским монахом Лукой Пачоли в 1494 г.

Образование корпораций было бы невозможным без отделения собственности семьи от собственности предприятия. В семье, в общине или клане все работают на общий котел. В коллективном предприятии собственность предприятия отделена от собственности его участников. Для этого следовало отделить запись трансакций предприятия от трансакций отдельного человека и эти записи соотнести с имуществом предприятия. Практическая выгода двойной записи (в бухгалтерских книгах) заключалась в том, что торговец получал возможность контролировать точность регистрации каждой операции. Общим принципом сложной системы правил было то, что каждая трансакция одновременно фиксировалась как изменение активов (приход) и пассивов (расход). Вернер Зомбарт даже заявил, что «невозможно представить капитализм без системы двойных бухгалтерских записей».

Эта система создала фирму с ее стремлением к максимизации прибыли. Расширение кредитования требовало объективного метода оценки финансового положения и перспектив фирмы. Таким образом, развитие бухгалтерского учета создало условия к появлению финансового учета и практики оценки кредитоспособности пред­приятия в терминах его баланса, прибылей и убытков.

Развитие морали

Для прогресса торговли и предпринимательства необходим был комплекс нравственных правил, обеспечивающих честность в делах, выполнение обязательств, пунктуальность, а также трудолюбие, прилежание, честность и верность наемных работников. Источником этой морали в XVII - XVIII вв. могла быть только религия.

Макс Вебер рассматривал совокупность факторов, которые могли содействовать развитию современной индустриальной экономики: возникновение национальных государств, управляемых профессиональной бюрократией; прогресс научного знания; победа рационалистического сознания. Он обнаружил, что протестантизм был одной из ярких особенностей, отличающих западную цивилизацию от восточной. Протестантизм воспитал чувство преданности своей работе и «призванию», а успех в делах был признаком того, что бог избрал этого человека для «спасения». Кальвин заявлял, что «не следует добиваться богатства и почестей с помощью беззаконных действий, посредством лжи и преступлений, пожирая и унижая ближних; нам следует стремиться только к таким целям, которые не отклоняют нас от путей невинности». Учение Жака Кальвина придало труду торговца и ремесленника ореол святости, т.е. ценность и достоинство религиозного служения.

Под влиянием кальвинизма окрепло сильное индивидуалис­тическое течение, труд стал рассматриваться как инструмент осуществления божественного промысла. Макс Вебер и Тони раскрыли движущую силу протестантской этики и отметили важность отмены Кальвином запрета на предоставление процентных займов. Вернер Зомбарт отметил важную роль евреев в формировании «капиталистического мышления»: как и пуритане, они не делали различия между мирским и духовным, считали достойным приобре­тение богатства и умели накапливать большие капиталы.

Сакрализация труда кальвинистской ветвью протестантизма способствовала развитию образцов поведения, отвечающих задачам капитализма: преданность своему делу, надежность, усердие, самоотверженность, простота, бережливость, пунктуальность, выпол­нение обязательств, верность групповым интересам, т.е. ценности «светского аскетизма».

Критики такого подхода утверждают, что не протестантизм создал капитализм, а сам был порожден капитализмом, так какого верования подходили и льстили удачливым капиталистам, которые по этой причине и приняли его.

Следует отметить и такое следствие Реформации, как сокра­щение расходов на церковь (отмену церковной десятины), которое, подобно сокращению военных расходов, благоприятно для промышленного роста. Частичная конфискация церковной собствен­ности в Англии, Швеции, Дании, Шотландии и Голландии облегчала частным предпринимателям доступ к земле и минеральным ресурсам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.004 с.)