Зарождение классической школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение классической школы



Начиная с 1750 года возникает тенденция к преобразованию раздробленности экономических исследований предыдущего периода. Новое направление было открыто двумя трудами:

в 1758 году во Франции глава школы физиократов врач Франсуа Кене опубликовал свою “Экономическую таблицу” о котором Мирабо сказал, что наряду с изобретением письменности и денег, она представляет собой третье из главных изобретений человеческого ума;

в 1770 году в Англии Адам Смит опубликовал “Исследование о природе и причинах богатства народов” и основная, таким образом, английскую классическую школу.

Условно эволюцию классической школы можно представлять поэтапно.

I этап берет начало от У. Петти и продолжается до А. Смита. (II пол. 17 в. – послед. треть 18 в. Сюда можно отнести и физиократов.

II этап с послед. трети 18 в. до 30 гг. XIX в и связан с именем и трудами Адама Смита.

III этап эволюции классической школы первая половина XIX в., когда в ряде стран завершается промышленный переворот (Ж.Б.Сей, Д.Рикардо, Т.Мальтус, и др.)

IV этап, завершающий, охватывает вторую половину XIX века, в течение которого Дж. С. Миль и К. Маркс обособили лучшее достижения классической школы.

Классическая политическая экономия - экономическое течение конца XVIII - начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства создало трудовую теорию стоимости. К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:

• Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.

• Главный принцип - "laissez faire" ("предоставьте делам идти своим хо­дом"), то есть полное невмешательство государства, в вопросы экономи­ки. В этом случае "невидимая рука" рынка обеспечит оптимальное рас­пределение ресурсов.

• Предметом изучения является в основном сфера производства.

• Ценность товара определяется издержками, затраченными на его про­изводство.

• Человек рассматривается только как "экономический человек", кото­рый стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.

• Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту чис­ленности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы.

• Целью предпринимательской деятельности капиталиста является полу­чение максимума прибыли.

Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.

• Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.

• Деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

2. Уильям Петти (1623- 1687) - основоположник классической школы политической экономии в Англии.

Родился в г.Рамси (Англия) в семье суконщика. Получил образование в Лейдене, Париже и 3 года обучался в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.

В 1658 году У.Петти был избран в парламент, где выдвинул идеи рефор­мирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.

Первое серьезное экономическое сочинение Петти - "Трактат о налогах и сборах" (1662 г.). Среди других известных произведений можно отметить следующие: "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1576 г.), "Несколько слов по поводу денег" (1682 г.).

У.Петти — первый автор трудовой теории стоимости, в основе кото­рой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутрен­нюю стоимость, которую и называл "естественной ценой", и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количе­ственную зависимость величины стоимости от производительности труда.

Считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства благодаря именно труду. Широко известна фраза У.Петти: "Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля - его мать".

Утверждал, что торговля не является источником создания националь­ного богатства. Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен.

Говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: из­быток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей.

Создал экономическую статистику (политическую арифметику) и пред­ложил метод исчисления национального дохода.

В целом учение У.Петти описательно, но при анализе ряда экономи­ческих явлений приближается к раскрытию их сущности.

Рента - прибавочный продукт, остающийся после издержек (заработ­ной платы и семян). Конкретные проявления - земельная рента и де­нежная рента, то есть процент.

У.Петти ввел понятие "дифференциальной земельной ренты", причины существования которой видел в различном плодородии и местонахож­дении земель. Цена земли есть сумма годичных рент за 21 год. (Количество лет опреде­ляется исходя из времени одновременной продолжительности жизни трех поколений.)

Ссудный процент У.Петти считает платой за неудобства, причиняемые кредитору при ссуживании денег. Уровень процента не должен превы­шать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуну.

3.Экономические взгляды П.Буагильбера

Пьер Буагильбер (1646- 1714) - основатель классической школы эконо­мической мысли во Франции.

Родился в 1646 году в семье дворянина. Получил юридическое образо­вание. С 1677 по 1689 год занимал должность судьи, а затем генерального начальника судебного округа Руана.

В 1696 году выходит книга П. Буагильбера "Подробное описание поло­жения Франции", в которойавтор дает жесткую критику политики мер­кантилизма. В 1707 году - труды "Обвинение Франции" и "Трактат о природе богатства", в которых дается характеристика кризисной ситуа­ции в экономике Франции.

Пьер Буагильбер дал обоснование трудовой теории стоимости (незави­симо от У. Петти). В ней величина "истинной стоимости" определялась затратами труда.

Источником богатства он считал сферу производства, а сфере обмена отводил роль условия для развития экономики. Выступал против однобокого поощрения промышленности, защищая развитие сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции.

В понятие "богатство" включал не только деньги, но и все многообра­зие благ и вещей. Недооценивал роль денег как товара, считая, что они мешают обмену товаров по "истинной стоимости". В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий и полагал, что. для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения.

Является предшественником физиократов. Французская школа классической политической экономии, в отличие от английской, вела решительную борьбу с политикой меркантилизма.

Француз П. Буагильбер видел в деньгах причину нарушений справедли­вого обмена между товарами; англичанин У. Петти считал деньги двига­телем развития экономики.

Французская классическая школа считала, что цель производства - по­требление, поэтому большее внимание уделяла изучению потребитель­ной стоимости. Английская школа оценила значение капитализма в раз­витии производительных сил и взяла за основу меновую стоимость.

П.Буагильбер идеализировал сельскохозяйственное производство, а У.Петти был сторонником развития промышленности.

Французская школа выражала интересы мелкой буржуазии, а английс­кая школа - промышленной буржуазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.008 с.)