Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль Средневековья
После падения Римской империи (476г.) экономическая мысль была в длительном застое и лишь в средник века в экономические изыскания активизируются, но сначала в религиозном контексте, через труды монахов и церковников. В I тыс. н.э. значительный отпечаток на экономические представления наложила христианство. В Европе господствовал католицизм, потому все суждения по значительным вопросам были облечены в религиозно-этическую форму. Все большее распространение стало получать понимание того, что труд должен быть единственным источником средств существования. По учению церкви результатами труда надлежало делиться с неимущими, подавать милостыню. Экономические проблемы раннесреднего векового общества наиболее полное отражение нашли в источниках относящихся к Франкскому королевству. Так, в “Салической правде” (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чужих ей элементов. Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла свое отражение в “Капитулярии о виллах” (нач. IXв). В этом документе проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец. Господство натурального хозяйства не исключает наличии товарного производства. В сер. XII в болонокий монах Грацион составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Канонисты доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские грехи. Занятиями угодными богу, считалось лишь земледелие и ремесло, осуждались ростовщичество и торговля в целях получения барыша. Главные труды Блаженного Августина - "О граде Божием" и "Исповедь". Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град Земной", то есть государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град Божий" - духовная общность, которая основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе". Экономические воззрения Августина: а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; в) "справедливая цена" есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство. Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Экономические идеи канонического права получили систематическое толкование и развитие в учении итальянского монаха Фомы Аквинского (1226-1274), изложенного им в работе “Сумма богословий”: - защищает частную собственность; - отдает предпочтение натуральным формам богатства (золото и серебро – богатство искусственно); - деньги не могут порождать деньги, обосновывает ростовщичество операции проводимых католической церковью; - двойственный подход к определению цены. С одной стороны, справедливой ценой называет, ту цену которая соответствует трудовым затратам, с другой стороны, допускает отступление от этой цены, если она не гарантирует продавцу товара возможность жить согласно своему положению в обществе. “Справедливая цена” – это не одинаковая, а разная цена на один и тот же товар для различных сословий, позволяющая им жить согласно своему рангу. Т.о. Ф.Аквинский оправдывал и закреплял сословные привилегии средневековья. Фома Аквинский (Фома Аквинат) - монах-доминиканец. С 1257г. - доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате "О правлении государей" излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма. Экономическая мысль средневекового Востока, представлена учением Ибн-Хальдуном (1332-1406). Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед- арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:
а) осознанному отношению к труду; б) борьбе с расточительством и жадностью; в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Он ввел периодизацию развития общества: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности; 3) городская жизнь; Периоды увязывались с развитием производства благ сиз избытком. Много внимания уделял анализу труда и стоимости – в основе купли-продажи, считал он, лежит принцип равновесного количества затраченного труда. Подчеркивает важность полноценных денег, их роль как основы накопления и меры стоимости. Источники экономической мысли Средневековья: • в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406); • в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274); • в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.). Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти "столпов веры", то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.008 с.) |