Раздел 3. Практический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Практический раздел



 

Практические занятия для студентов основной и подготовительной группы проводятся в соответствии с рабочими программами по спортивным специализациям аэробика, плавание, атлетическая гимнастика, спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, лыжный спорт и ОФП, разработанными кафедрой физического воспитания. Занятия направлены на оздоровление студентов, совершенствование физических качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости), повышение общей физической и специальной подготовки, достижение определенных результатов в группах спортивного совершенствования. Специальные медицинские группы (СМГ) формируются по нозологическим признакам. Недельная нагрузка не менее 4 часов в неделю.

Студенты основной, подготовительной, специальной медицинской группы проходят ежегодно курс общей физической подготовки, место проведения – стадион, сроки проведения – сентябрь, май. Курс специальной подготовки проходит в специализированных залах, сроки проведения – октябрь-декабрь; февраль – апрель. В каникулярное время студенты занимаются самостоятельно. Студенты, освобожденные по объективным причинам от практических занятий на длительный срок, посещают теоретические занятия (2 часа в неделю) и ЛФК (2 часа в неделю).

 

 


Раздел 4. Контрольный раздел (промежуточная аттестация)

 

Студенты, занимающиеся по дисциплине «Физическая культура» в основном, спортивном и специальном отделениях и освоившие учебную программу, в каждом семестре выполняют зачетные требования по физической культуре с соответствующей записью в зачетной книжке студента («зачтено»).

Критерием успешности освоения учебного материала является оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической (три обязательных теста) и спортивно-технической подготовки по приросту результата, характеризующего динамику развития двигательных качеств. В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов (см. приложение 1-11).

Перечень требований и тестов по каждому разделу, их оценки в баллах разработаны кафедрой физического воспитания. К сдаче контрольных нормативов допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

Студенты, освобожденные по объективным причинам от практических занятий на длительный срок, сдают зачет по теоретическому курсу и разделу ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс).

Сроки и порядок выполнения контрольных требований и упражнений определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания.

 

 

Образовательные технологии

 

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу:

· лекции,

· практические занятия,

· семинары.

Использование традиционных технологий обеспечивает формирование базовых знаний, умений и навыков в области физической культуры.

 

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения:

- Неимитационные неигровые технологии:

· метод проектов (мини-проекты),

· кейс-метод.

- Имитационные игровые технологии – метод «Дебаты», деловые игры.

- Информационно-коммуникативные технологии:

· Интернет-технологии;

· Технология проблемного обучения;

· Компьютерное тестирование;

· Мультимедийные технологии;

· Технология дистанционного обучения.

 

При проведении практических занятий используется технология личностно-ориентированного обучения.

Данные технологии обеспечивают организационную культуру, ролевую и функциональную готовность к управленческой деятельности, способность к распознаванию и пониманию проблем и творческому поиску их рационального решения, навыки самообразования. Способствуют формированию компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению бакалавр, соответствующих современным требованиям.

 

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию студентов.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме рубежного контроля.

Оценочные средства по дисциплине:

- вопросы к теоретическому зачету,

- контроль посещаемости практических занятий,

- компьютерное тестирование,

- контрольно-оценочные карты,

- контрольные нормативы,

- оценка уровня физического здоровья,

- учебно-исследовательская работа студента,

- рефераты.

 

Вопросы к зачету для студентов

1. Физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое совершенство, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.

2. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека. Функциональные системы организма. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и умственной работе. Гипокинезия и гиподинамия, их влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма.

3. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Влияние образа жизни на здоровье. Наследственность, ее влияние на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие ЗОЖ.

4. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента. Общие закономерности изменения работоспособности студента в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Средства ФК в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью.

5. Принципы ФК: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности. Методы физического воспитания. Воспитание физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Цели и задачи ОФП (общая физическая подготовка). Специальная физическая подготовка (СФП), профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), спортивная подготовка. Интенсивность физических нагрузок, зона интенсивности (по частоте сердечных сокращений). Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами ФК и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структура учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятий.

6. Формы и содержания самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Использование антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений – тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.

7. Ежедневная гимнастика: коррегирующая гимнастика для глаз, причины нарушения зрения, методы оценки и коррекции осанки и телосложения, специальные упражнения для позвоночника, дыхательные упражнения.

8. Роль питания в формировании здоровья. Понятие о рациональном питании. Пища как источник энергии. Роль белков, жиров и углеводов. Роль витаминов в сохранении здоровья. Минеральные вещества, их роль в рациональном питании. Роль воды в организме.

9. Гигиенические требования к условиям занятий. Методика закаливания. Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряженной умственной и производственной деятельности ФК и банные процедуры. Массаж, самомассаж.


Тематика рефератов для студентов специальной медицинской группы

1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

2. Роль питания в формировании здоровья.

3. Вредные привычки и борьба с ними.

4. Роль закаливания в формировании здоровья.

5. Профилактика простудных заболеваний.

6. Здоровье и двигательная активность человека.

7. Основные правила оздоровительной тренировки.

8. Телосложение и его формирование.

9. Оптимальный двигательный режим.

10. Основные формы и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

11. Личная гигиена и ее роль в формировании ЗОЖ.

12. Корригирующая гимнастика для глаз.

13. Профилактика заболевания и лечебная физкультура.

14. Нетрадиционные методы оздоровления человека.

15. Практика очищения и восстановления организма.

 

Примерные вопросы компьютерного тестирования

Вопрос 1. Под физической культурой понимают...

Выберите один ответ.

a. совокупность материальных и духовных ценностей

b. средство сохранения себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей

c. способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности

Вопрос 2. К морфологическим показателям человека не относится

Выберите один ответ.

a. вес

b. тип телосложения

c. рост

d. АД

Вопрос 3. ЧСС при нагрузке

Выберите один ответ.

a. Увеличивается

b. Остается без изменения

c. Уменьшается

d. Зависит от индивидуальных особенностей человека

Вопрос 4. Для развития выносливости главным при выполнении физических упражнений является не величина нагрузки, а продолжительность ее действия

Ответ: Верно Неверно

Вопрос 5. Сопоставьте попарно каждую группу задач с соответствующими задачами

1. формирование прикладных и спортивных умений и навыков   А) воспитательные
2. совершенствование телосложения   Б) оздоровительные
3. формирование моральных и волевых качеств   В) образовательные

 

Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки (ответа на зачете, реферата и др.)

 

Критерии оценки ответов на зачетные вопросы

«5» – ответ четкий, грамотный, логичный. Ответы полные, подкреплены примерами, показаны глубокие знания теории. Студент способен использовать теоретические знания при решении практических задач.

«4» – ответ правильный, недостаточно четкий. Студент показал знание материала, но не привёл примеры, слабо ориентируется в теории.

«3» – ответ недостаточно полный, рассказ непоследовательный, с ошибками. Слабое знание учебного материала, неуверенность в ответах, допускаются не точности.

«2» – ответы на вопросы не полные, имеются грубые ошибки, либо ответ отсутствует. На дополнительные вопросы нет ответов.

 

Критерии оценки реферата

На «удовлетворительно» оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 рукописных страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); количество используемых источников (как правило, не менее 2-3 статей или монографий); правильность оформления ссылок. При использовании электронных источников информации обязательна ссылка на них.

На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключении – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.

На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне: в ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения. Дополнительно может быть оценено наличие в реферате иллюстраций, фотографий, схем, графиков, таблиц.

При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (5-10 мин.), обозначить рассматриваемые проблемы, различные точки зрения, и в т. ч. свою; свободное владение материалом (чтение реферата не допускается); восприятие защиты аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение и т.д.); ответы на вопросы студентов и преподавателей.

 

Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций являются:

- Портфолио студента – комплекс индивидуальных учебных достижений, который содержит рефераты, учебно-исследовательскую работу, дневник самоконтроля, результаты контроля функционального состояния организма, уровня физического здоровья и т.п.;

- Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

 

Рейтинговая система используется для оценки уровня подготовленности студентов и соответствует «Положению о балльно-рейтинговой системе оценки учебной работы студентов Удмуртского государственного университета», «Положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов при освоении учебной дисциплины «Физическая культура» в УдГУ».

Общее количество баллов: 100

Количество рубежных контролей: 3

Учитывается:

Текущий контроль – посещение аудиторных, учебно-тренировочных занятий и работа на них; активность на практических занятиях.

Рубежный контроль – результаты сдачи контрольных нормативов и тестов по специализации оценивается по 5-ти балльной системе (каждый из нормативов); оценки, полученные за выполнение теоретических заданий, письменных контрольных и тестовых работ; баллы за написание реферата. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает суммарно 20 баллов.

Исправление неудовлетворительных оценок и ликвидация задолженностей по пропущенным практическим и лекционным занятиям на индивидуальных консультациях, ликвидация задолженностей пропущенных занятий по уважительной причине (болезни) в форме конспекта в лекционной тетради, посещения дополнительных занятий, другие формы устранения задолженностей.

 

Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают формирование знаний, умений и навыков в объеме изученного материала и в соответствии с требованиями компетенций, реализуемых в рамках изучения дисциплины по физической культуре и требованиями ФГОС к бакалавру по всем направлениям подготовки.

 

 


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарика, 2003. – 448 с.

2.Митриченко Р.Х.,Бузмакова Л.В., Родыгина Л.В. Физическая культура и основы здорового образа жизни: Учеб.-метод. пособие. Ижевск, 2007. ‑ 142 с.

3.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. ‑ М., 2000.- 480 с.

4. Диагностика и самодиагностика при занятиях физической культурой и спортом: практикум / Составители Л.В.Родыгина, Р.Х. Митриченко – Ижевск, УдГУ,2010.- 66 с.

5.Контроль за функциональным состоянием систем организма в практике физической культуры: учеб.-метод. пособие А.И.Попова, Л.В. Бузмакова, А.Е. Ардышев. Л.В. Родыгина, под общ.ред. А.И. Поповой, Ижевск – Изд-во Удм. ун-т, 2010- 106 с.

 

Дополнительная литература

1. Митриченко Р.Х. Режим труда и отдыха при работе на компьютере. – Ижевск, 2007- 23с.

2. Скоробогатов А.В., Перфильев М.В. Армспорт. – Ижевск, 2008-74 с.

3. Юсифов Р.Р., Ощепков П.С., Черепанов С.В. Настольный теннис. – Ижевск, 2005 – 88 с.

4. Бузмакова Л.В.,Родыгина Л.В. Оптимальный двигательный режим студента: метод. реком. – Ижевск, 2010- 30 с.

5. Заболотская М.Г. Йога, как средство развития силы, гибкости и функциональных возможностей организма. – Ижевск, 2010 -49 с.

6. Заболотская М.Г. Физическая культура для учащихся с нарушением зрения. – Ижевск, 2010 - 50 с.

7. Кононова О.В., Исупова Е.В. Плавание: основы техники и методика обучения способом кроль на груди и кроль на спине. – Ижевск, 2008 – 44 с.

8. Райзих Н.Б., Пьянкова В.С., Заболотская М.Г. Оздоровительная аэробика и методика преподавания. – Ижевск, 2007 – 92 с.

9. Райзих Н.Б. Пилатес-аэробика. – Ижевск, 2010 – 48 с.

10. Райзих Н.Б. Воспитание силовых способностей, занимающихся аэробикой. – Ижевск, 2010 – 40 с.

11. Попова А.И., Дятлова О.В. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания студентов: учебно-методическое пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 90 с.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры Изд. ФиС, 2008. – 544с.

13. Дубровский В.И. Лечебный массаж: учебник для студентов средних и высших учебных заведений. –М.: Владос, 2005.- 463 с

14. Шлык Н.И. Врачебно-педагогический контроль: Практикум / Составители Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова, И.И. Шумихина. – Ижевск, УдГУ, 2008. ‑ 128 с.

15. Физическая культура: Учебно-методический комплекс / Сост. Р.Х. Митриченко. Ижевск, 2007 – 55с.

 

Периодические издания

1. Журнал «Теория и практика физической культуры»

2. Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»

 

Интернет-ресурсы

1. http://detc.usu.ru/Assets/aFIZI0011/fiz-kult.doc

2. http://aikido-shahty.narod.ru/p111.htm

3. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1831&min=10&orderby=hitsD&show=10

4. http://www.edu.ru

5. http://eor.edu.ru

6. http://humbio.ru

7. http://window.edu.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.053 с.)