Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние внешней торговли на потребителей, производителей и интересы страны в целом.
Аппарат кривых спроса-предложения позволяет отдельно рассмотреть воздействие либерализации торговли на производителей товаров, потребителей и благосостояние страны в целом. Эта постановка вопроса интересна тем, что позволяет не только решить, выгодна ли для страны специализация и внешняя торговля, но и найти незаинтересованные во внешней торговле стороны, в интересах которых проводится протекционистская защита. С помощью данного анализа можно также соотнести выигрыши и проигрыши от внешней торговли и определить ее общее влияние на национальную экономику. Проанализируем результаты внешней торговли по отношению к потребителям, производителя и стране в целом на примере страны-импортера и страны-экспортера какого-либо товара. Предположим, что Россия импортирует сукно, а остальной мир его экспортирует. Рассмотрим, как установится общее равновесие в условиях самообеспечения и мировой торговли (рис.3.1.). В отсутствии внешней торговли в стране П и стране О равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливалось при различных ценах. В стране П при цене равновесия 4 производилось 23 единицы сукна, а в стране О – при цене равновесия 3 производилось 17 единиц сукна. После установления торговых отношений цены установятся где-то между 3 и 4. С помощью графика мирового спроса на сукно (избыточного спроса страны П) и мирового предложения сукна (избыточного предложения страны О) можно точно определить окончательную мировую цену на сукно – 3,6. Таким образом, цена равновесия в условиях мировой торговли – 3,6, количество сукна, реализуемого на мировом рынке (т.е. в процессе международной торговли) – 1,8.
Влияние внешней торговли на страну-импортера. Как известно, кривая спроса, если взглянуть на нее с точки зрения поведения потребителей, является кривой частной предельной выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от добавочной единицы сукна, а на горизонтальной оси – объемы его закупок. Поэтому площадь под кривой спроса до линии цены измеряет, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна. Это – излишек потребителя. Повышение цены означает потерю части выгод, связанных с приобретением сукна (излишек потребителя уменьшается), снижение цены – увеличение выгод (излишек потребителя увеличивается).
При отсутствии внешней торговли, когда потребители ежегодно приобретали 23 единицы сукна по 4 ден.ед. за каждую единицу, излишек потребителя был равен площади с (рис.3.1.). Установление торговых отношений позволило увеличить излишек потребителя. При цене 3,6 ден.ед. он равен площадям (а+б+в+с). чистый выигрыш от торговли для потребителей составил площадь (а+б+в). О том, как производители оценивают возможность производства и реализации продукта, судят по излишку производителя, т.е. его прибыли. В отсутствии внешней торговли выгоды производителей оцениваются следующим образом: Общие издержки производителя это площадь области под кривой предложения между точками 0 и 23. Общая выручка производителя это общее количество проданного сукна умноженное на цену единицы сукна (23 х 4 =92) Излишек потребителя это (общая выручка – издержки), т.е. площадь а + к. В результате международной торговли происходит сокращение доходности национального производства сукна. В результате начинается отток ресурсов в производства пшеницы, а производство сукна сокращается. При цене 3,6 сукна производится меньше при меньших издержках, чем при цене 4. Излишек производителя сокращается до размеров площади к. Таким образом, в результате внешней торговли национальные производители потеряли область а. Благосостояние страны в целом. В результате внешней торговли потребители выигрывают области а+б+в, а производители теряют область а. Как оценить чистый выигрыш страны? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какие критерии будут положены в основы оценок. Одно из оценочных суждений в качестве критерия использует «равноценность денег», когда к каждому рублю выигрыша относятся так же, как к рублю проигрыша, вне зависимость от того, чьи они. Исходя из этого критерия, страна от внешней торговли будет иметь чистый выигрыш, т.к. выигрыш потребителя больше проигрыша производителя. Поэтому благосостояние страны в целом увеличится, несмотря на проигрыш производителей. Увеличение благосостояния составит: (а + б+ в) – а = б + в. Это площадь двух треугольников. Чтобы ее подсчитать, необходимо:
(Импорт х разница цен) / 2 = (1,8 х 0,4) / 2 = 0,36 (1) В то же время могут существовать и другие оценочные суждения. Вполне вероятно, что страна оценивает убытки производителей сукна значительно выше, чем выигрыш потребителей сукна (например, производители – малоквалифицированные рабочие, имеющие низкий уровень жизни; лишаясь работы, т.к. суконное производство сокращается, они теряют последний источник существования; а потребители относятся к слоям населения с высоким уровнем дохода). Но даже в этом случае количественные оценки воздействия внешней торговли с помощью кривых спроса и предложения будет полезными. На рисунке 3.1. (в) показаны результаты влияния внешней торговли на страну-экспортера (в нашем примере –страна О). Они являются зеркально противоположными по сравнению со страной-импортером по отношению к производителям и потребителям, т.к. в данном случае происходит повышение цен на экспортируемый товар на внутреннем рынке (с 3 ден.ед. до 3,6 ден.ед.). Поэтому выигрыш будет у производителя (площади а+б+в), проиграют потребители (их потери – площадь а). Страна же в целом от внешней торговли выиграет, т.к. (а+б+в) – а = б+в Выигрыш страны можно определить количественно: (экспорт х разница цен) / 2 = (1,8 х 0,6) / 2 = 0,54 (2)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.007 с.) |