ТОП 10:

Мексиканское песо в ХХI веке



В последние годы ХХ столетия Мексика с успехом переносила шторма, свирепствовавшие на рынках стран Южной Америки. Но в начале ХХI века она страдает от проблем своего северного соседа – стагнации в американской экономике и падения курса доллара. Курс мексиканского песо упал до рекордно низкого уровня.

С апреля 2002 года, когда песо торговалось на уровне 9 песо за доллар, курс упал уже более чем на 20%. Курс конца 2002 года – 10 песо 15 сентаво за один доллар. Что касается российской валюты, то на покупку одного мексиканского песо потребуется 3 рубля с небольшим.

С начала 2003 года песо подешевело на 5%. В январе 2003 года курс впервые опустился ниже 10,9 песо. Глядя на столь быструю девальвацию, в Банке Мексики впервые с 1998 года заговорили о возможности проведения валютных интервенций.

Мексика страдает не только от стагнации в американской экономике. Курс песо к доллару ведет себя почти так же, как курс доллара к евро, который за 2002 год упал более чем на 20%. Многие аналитики полагают, что Банк Мексики сможет удержать инфляцию под контролем (цель банка - 3% в год), лишь повысив процентные ставки. Экономика между тем еще слаба, и ужесточение денежной политики может задержать ее восстановление. Председатель Банка Мексики Гильермо Ортис заявил на прошлой неделе (конец января 2003 года), что банк может провести валютные интервенции, если «беспорядок на рынке» приведет к росту инфляционных ожиданий. У властей, однако, нет единства в этом вопросе. Министр финансов страны Франсиско Гиль Диас заявил, выступая в выходные на Всемирном экономическом форуме в Давосе: "Наша политика не предполагает интервенций. Мы позволим рынку работать самому".

Ревальвация песо относительно доллара США

21.06.2005 сообщалось: «Сегодня на торгах доллар США достигминимальной с сентября 2003 года отметки относительно мексиканского песо.

21.06.2006 Курс составил 10,7700 песо, что на 0,4% ниже предыдущего показателя».

21.06.2007 В апреле 2006 года сообщалось, что денежные власти Мексики пытаютсяобуздать укрепление национальной валюты. За последние 12 месяцев (с апреля2005 года) песо подорожал по отношению к доллару на 7%. В начале прошлого(2005) года за единицу американской валюты давали почти 11,5 песо, асейчас — примерно 10,5 песо. Правительство и экспортеры недовольны:дорожающая национальная валюта «съедает» часть прибылей. Виноватывысокие процентные ставки, которые делают привлекательными вложения вмексиканские ценные бумаги. Этот интерес настолько велик, что выпускатьбонды, номинированные в песо, решили и заемщики за пределами Мексики(например, финансовое подразделение General Electric и правительствоканадской провинции Квебек). С августа 2005 года Банк Мексики начал снижатьставку, и доходность правительственных облигаций также пошла вниз: напрошлой неделе в ожидании очередного сокращения ставки она достигламинимума — 8,16% годовых для бумаг с погашением в 2014 году. До сих пордействия Центробанка не очень мешали песо укрепляться (см. табл. 2.), номексиканские власти полны решимости не останавливаться. Поэтому 10-е годыXXI в.могут оказаться для песо уже не столь удачными, как прошлые.

Таблица 5 - Котировки мексиканского песо к рублю (для справки)

Год Месяц Единиц, песо Курс, рус.
Январь 21.7404
Февраль 24.6954
Март 23.8846
Апрель 23.5549
Май 23.8814
Июнь 23.3504
Июль 23.5380
Август 23.7331
Сентябрь 23.9969
Октябрь 22.2154
Ноябрь 22.0699
Декабрь 23.2022
Январь 22.9998

Вопросы для обсуждения

1. Зачем правительство Мексики установило контролируемый валютный рынок, и чем этот рынок отличался от свободного рынка?

2. Какие, по вашему мнению, проблемы вы испытывали бы как деловой человек, пытаясь действовать на двух разных валютных рынках?

3. Какими приемами мексиканское правительство пыталось регулировать в прошлом доступ к иностранной валюте?

4. Поясните основные мотивы привязки курса песо к курсу доллара США.

5. Каковы ключевые подходы к достижению успеха в попытках такого рода?

6. Каким образом мировой финансовый кризис и дефолт в России отразились на финансовой ситуации в Мексике?

7. Какие меры предприняло мексиканское правительство для поддержания курса песо во время мирового финансового кризиса 1998 года? Насколько эти меры были адекватны?

8. Как Вы оцениваете положение мексиканского песо и валютную политику мексиканского правительства в начале ХХI века?

9. В чем заключаются проблемы стабильности курса национальной валюты? Какие меры, начиная с 70-х годов и по настоящее время, предпринимает мексиканское правительство для стабилизации курса песо?

Деловые игры

Деловая игра «Международная торговля»

Цель: усвоить понятия «производственная возможность», «вмененные издержки», «торговая возможность», «граница торговых возможностей», «сравнительное преимущество», «выгодность международного обмена»;

научиться определять условия, при которых вывоз (ввоз) товара выгоден для страны;

приобрести элементарные навыки поиска торговых партнеров и ведения деловых переговоров в условиях ограничения во времени.

Понятия

Производственная возможность - набор продуктов, который можно произвести в стране. Прочие наборы называются недостижимыми в производстве.

Граница производственных возможностей - совокупность производственных возможностей, которые граничат с наборами, недостижимыми в производстве.

Вмененные издержки производства продукта - величина вынужденного сокращения выпуска другого продукта при увеличении на единицу выпуска данного продукта. Вмененные издержки равны тангенсу угла наклона границы производственной возможности к соответствующей оси координат.

Торговая возможность -набор продуктов, который доступен для потребления в стране. Эти продукты могут как производиться в стране, так и ввозиться в нее. Прочие наборы продуктов называют недостижимыми.

Граница торговых возможностей - совокупность торговых возможностей, которые граничат с недостижимыми наборами.

Сравнительное преимущество - одной стране выгодно вывозить продукт в другую, если вмененные издержки производства этого продукта в ней меньше.

Выгодность международного обмена - количество ввозимого продукта, обмениваемого на единицу вывозимого продукта, должно быть больше вмененных издержек производства вывозимого продукта в данной стране.

Теория

Рассмотрим две страны: А и В, у которых множества производственных возможностей — треугольники.

Рис. 1. - Производственные возможности стран

Вмененные издержки первого продукта в стране А равны 10/20 = 0,5, а вмененные издержки этого продукта в стране В равны 15/3 = 3. Таким образом, страна А имеет сравнительное преимущество при производстве первого продукта (0,5 меньше 3), т. е. ей выгодно его вывозить. Соответственно стране В выгодно вывозить второй продукт.

Понятно, что есть бесконечно много вариантов взаимовыгодного обмена между странами (один более выгоден для первой страны, другой — для второй страны). Среди вариантов обмена выделяют один равновыгодный обмен. Степень выгодности такого обмена оценивают с помощью коэффициента равновыгодности:

,

где «вывоз А» — максимально возможный объем выпуска вывозимого товара из страны А продукта (в нашем случае — 20);

«ввоз А» — максимально возможный объем выпуска ввозимого в страну А продукта (в нашем случае —10);

«вывоз В» — максимально возможный объем выпуска вывозимого из страны В продукта (в нашем случае — 15);

«ввоз В» — максимально возможный объем выпуска ввозимого в страну В продукта (в нашем случае — 5).

В нашем случае коэффициент равновыгодности равен

 

К = (20/10 х 15/5) 0,5 = 6 0,5 = 2,4.

Экономический смысл коэффициента равновыгодности: он характеризует «непохожесть» треугольников, изображающих множества производственных возможностей. Если эти треугольники подобны (соответствующие углы равны), данный коэффициент принимает свое наименьшее значение, равное единице. В этом случае условия производства обоих продуктов в этих странах схожи и международный обмен не имеет смысла.

Коэффициент равновыгодности показывает, во сколько раз при равновыгодном обмене достижимый для потребления объем ввозимого продукта превышает его максимально возможный объем производства в данной стране (в отсутствие международного обмена). Так, в приведенном выше числовом примере максимально возможный объем производства второго продукта в стране А равен 10. При равновыгодном обмене со страной В достижимый для потребления объем этого продукта составит 10 х 2,4 = 24. Соответственно достижимый для потребления объем первого продукта в стране В (ввозимого в эту страну) при равновыгодном обмене составит 5 х 2,4 = 12.

Пример «интуитивного» распознавания наилучшего варианта обмена. На рис. 2 изображены множества производственных возможностей трех стран.

Стране А необходимо выбрать среди двух других стран партнера по международному обмену. Треугольник А меньше «похож» на треугольник В 2 , чем треугольник В,, поэтому стране А следует выбрать страну В 2 в качестве партнера по международному обмену.

Рис. 2.-Выбор партнера по международной торговле

Правила игры

1. Каждый студент представляет страну, которая предлагает для международного обмена три продукта.

2. Студент получает карточку, в которой указаны номер и название страны, а также максимально возможный объем производства каждого из трех продуктов.

3. Страны могут совершать обмен только в том случае, когда у них совпадают два продукта или более.

4. Страны совершают только равновыгодные обмены.

5. Задача страны — найти партнера по обмену с максимальным коэффициентом равновыгодности. Вообще же этот коэффициент характеризует выгодность обмена, он зависит от профессионализма студента («министра по внешней торговле»), объективных возможностей страны и случайных факторов.

6. Контракт считается подписанным, если преподавателю сданы обе карточки (удостоверяющие согласие сторон) и сам контракт, в котором указываются страны, фамилии студентов и значение коэффициента равновыгодности.

Примечание. В контракте не отражается объем сделки, а указывается лишь важнейший параметр (К), характеризующий выгодность обмена для обеих стран («рамочный контракт»).

7. Если у страны не оказалось партнера, студент сдает карточку и «пустой контракт», где он указывает страну и свою фамилию.

Индия Япония Петров Сидоров К =3,5

Рис.3. - Форма контракта

8. У преподавателя есть рассчитанные заранее значения коэффициента равновыгодности для любой пары стран. Он объявляет эти значения для совершенных сделок после того, как все контракты «подписаны» и все карточки сданы.

9. Баллы присуждаются по следующим правилам:

· пять баллов. Коэффициент равновыгодности имеет максимально возможное значение;

· четыре балла. Коэффициент равновыгодности меньше максимального значения, но больше единицы;

· три балла. Коэффициент равновыгодности равен единице (безразличный обмен);

· два балла. У страны объективно нет партнера;

· один балл. Студент решил, что у его страны нет партнера, и сдал «пустой контракт». Вместе с тем другой студент также сдал «пустой контракт», но между этими двумя студентами возможен обмен. Они не проявили активности и «не нашли друг друга». Это грубая ошибка, она наказывается низшим баллом. Один балл также получают студенты, допустившие ошибку при расчете коэффициента равновыгодности.

10. В игре побеждает студент (студенты), получивший наибольшее число баллов.

Подготовка игры

1. Подготовить карточки (табл.1).

Примечание. Названия конкретных стран используются здесь, чтобы придать игре большую достоверность. Приписанные странам условные показатели никак не связаны с их реальным экономическим положением.

2. Рассчитать коэффициент равновыгодности для каждой пары стран (табл. 2).

 

Таблица 1 - Максимальные объемы производства продуктов в разных странах

 

1. Англия 2. Бразилия 3. Венгрия
Кофе — 10 Бумага — 30 Вино — 20 Бумага — 50 Газ — 70 Вино — 10 Газ — 10 Бумага — 90 Кофе— 10
4. Германия 5. Дания 6. Египет
Вино — 50 Газ — 20 Кофе— 10 Рыба — 80 Бумага — 60 Кофе — 20 Бумага — 60 Вино — 40 Рыба — 40
7. Италия 8. Канада 9. Мексика
Вино — 10 Газ — 70 Рыба — 50 Кофе— 10 Рыба — 50 Газ — 70 Сталь — 30 Вино — 50 Кофе — 10

Таблица 2 - Коэффициенты равновыгодности международного обмена

№ п/п
X 1,8 1,7 1,6     1,6
1,8 X 3,5 4,2   1,8    
1,7 3,5 X 1,4 1,7     2,6  
1,6 4,2 1,4 X     4,2 1,9
  1,7   X 1,4   1,1  
1,8     1,4 X 2,2    
    4,2   2,2 X  
    2,6 1,9 1,1   X  
1,6             X

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия, теоретические положения и формулы, необходимые для проведения игры. Особое внимание уделить выявлению сравнительных преимуществ и алгоритму расчета коэффициента равновыгодности.

2. Рассчитать на доске коэффициент равновыгодности для конкретного случая (см. раздел «Теория»).

3. Объяснить студентам цели и правила игры.

4. Раздать студентам по карточке и бланку контракта (приблизительно половину бланков они не используют, поскольку один контракт подписывается двумя странами).

5. Дать студентам 20-30 минут на поиск самого лучшего партнера по международному обмену. За это время каждый студент должен успеть сравнить свои данные с данными всех других студентов и оценить соответствующие коэффициенты равновыгодности (в случае, если обмен возможен). В итоге студент должен выделить наиболее «выгодные» для него страны и ранжировать их в соответствии с коэффициентом равновыгодности. При этом можно использовать интуитивный, образно-геометрический способ ранжирования, основанный на визуальном сравнении треугольников — множеств производственных возможностей (рис. 2).

6. Объявить студентам, что в течение 5 минут они должны принять окончательное решение и подписать контракты.

7. Собрать контракты. Если число студентов (стран) нечетное, то обязательно будет сдан хотя бы один «пустой контракт» (мы называем таких студентов одиночками).

8. Подвести итоги игры, используя табл. 2. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту, какая страна была для него наиболее предпочтительной. Проанализировать ошибки, допущенные при выборе партнера и расчете коэффициента равновыгодности. Объявить победителя (победителей) игры.

Пример игры

1. Исходные данные:

· студентов — 9;

· стран — 9.

Примечание. Если студентов больше, чем стран (карточек), то можно прикрепить двух-трех студентов к одной стране, создав «делегацию» на внешнеторговых переговорах.

2. В результате проведенных студентами «переговоров» были сданы следующие контракты с рассчитанными значениями коэффициента равновыгодности (табл. 3):

Таблица 3 - Подписанные контракты

Контракт Страна А Страна В К
2. Бразилия Иванов 4. Германия Власов 4,2
3. Венгрия Петров 5. Дания Орлова 1,7
1 . Англия Сидоров 6. Египет Борзое 3,5
7. Италия Котова Пустой
9. Мексика Жуков Пустой
8. Канада Серова Пустой

3. Итоги игры:

· Иванов (Бразилия) получает 5 баллов, так как им подписан контракт с наиболее выгодным партнером — Германией;

· Власов (Германия) получает 5 баллов, так как им также достигнуто максимально возможное значение коэффициента равновыгодности (4,2). Вместе с тем, он мог бы получить тот же результат, подписав контракт с Италией (Котова);

· Петров (Венгрия) получает 4 балла, так как для него наиболее «выгодна» Бразилия, а не Дания (3,5 против 1,7);

· Орлова (Дания) получает 5 баллов, так как она подписала контракт с наиболее выгодной для себя страной — Венгрией (1,7); Сидоров (Англия) получает 1 балл, так как коэффициент равновыгодности рассчитан неверно (нужно 1, а не 3,5);

· Борзов (Египет) получает 1 балл;

· Котова (Италия) получает 1 балл, так как она могла подписать контракт с Канадой — другой «лжеодинокой» страной. Коэффициент равновыгодности был бы равен 1 (при подписании этого контракта они получили бы по 3 балла);

· Серова (Канада) получает 1 балл;

· Жуков (Мексика) получает 2 балла, так как он не мог совершить обмен ни с одной из двух других стран-«одиночек». Из таблицы следует, что данная страна объективно имеет наименьший внешнеэкономический потенциал.

Итак, победителями игры стали Власов, Иванов и Орлова.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.015 с.)