Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика законодательства о защите прав потребителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В условиях современных реформ сформировалась государственная потребительская политика, которая с одной стороны - направлена на развитие предпринимательской деятельности, на ее стимулирование, а с другой - на регулирование социально-экономического положения потребителя на рынке потребительских услуг, обеспечение и защиту его индивидуальных и общественных интересов. Развитие рыночных отношений привело к увеличению разнообразия ассортимента в сфере выпуска товаров, оказания услуг и производства работ. При этом рядовой потребитель оказался к этому не готов. В таких условиях активное вмешательство государства в развитие потребительской политики совершенно оправдано. Отсюда возникла объективная необходимость в создании законодательства о защите прав потребителей. На законодательном уровне требуется максимальное определение прав потребителей и, что особенно важно, закрепление мер, обеспечивающих их реальное осуществление и защиту от недобросовестных предпринимателей. Эффективность защиты прав потребителей от недобросовестной предпринимательской деятельности - мошенничества, нарушений правил торговли, оказания услуг, торговля некачественными товарами и т.п., во многом зависит от состояния правового регулирования в этой области. [1] Изучение практики применения законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о том, в нем остается еще много противоречий, нерешенных вопросов правового, экономического, социального и организационного характера, приводящих к нарушениям прав и законных интересов потребителей. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей. Основными задачами законодательства о защите прав потребителей и ответственности за их нарушение на современном этапе являются: - урегулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товара, оказании услуг, выполнении работ; - установление прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение достоверной информации о товарах, работах, услугах и об изготовителях, исполнителях, продавцах, на государственную и общественную защиту своих интересов; - определение механизма реализации этих прав. [2] Нормативно-правовая база защиты прав потребителей в настоящее Таким образом, о законодательстве, направленном на защиту прав потребителей, можно говорить как о правовом институте, главной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительного Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программ Правительства Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения. [4] Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены "Руководящими принципами для защиты прав потребителей", принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. (резолюция 39/248). К основным правам потребителей этим документом отнесены права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с последними изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.2008г. N 160-ФЗ), иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. [5] Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей. С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере. За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг). [6] Создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях. [7] Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей. С 01 июля 2009 года в связи со вступлением в силу Закона Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294-ФЗ одним из оснований организации и проведения внеплановой проверки предприятия является поступление информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). [8] За прошедшие годы решены такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке, формирование правил и обычаев делового оборота на базе освоения предпринимателями потребительского законодательства в торговле и при оказании ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов крупных отечественных и иностранных компаний, в соответствие с требованиями российского потребительского законодательства. В основном решен вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи. [9] В результате упрощенное понятие "защита прав потребителей", отождествляющее ее только с контролем соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Реализация различных ее аспектов все более органично встраивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты законных прав и интересов потребителей. Работают координационные советы по защите прав потребителей, как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий. Вырабатывается согласованная политика в сфере защиты прав потребителей государств - участников Содружества Независимых Государств с учетом интеграционных процессов на потребительском рынке. Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д. Количество обращений граждан по проблемам качества реализуемых товаров и оказанных услуг не уменьшается, что показано на примере анализа обращений граждан за 2008 год в администрацию муниципального образования города Владивостока (см. приложение 1). Ориентация защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного потребителя, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. В основу таких действий должно быть положено нахождение баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ и услуг. В связи с этим обеспечение эффективной защиты прав потребителей, наполнение ее качественно новым содержанием требуют разработки стратегической программы, действий всех ветвей системы защиты прав потребителей с четким определением базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.01 с.) |