III. законодательство о защите прав потребителей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. законодательство о защите прав потребителей



Этот вывод был бы справедлив в ситуации нормального транспортного законодательства. В ситуации нашего законодательства это являет собой ограничение возможностей потребителей, потому что большинство положений законодательство о защите прав потребителей блокируется положениями транспортного законодательства.

Проблема морального вреда. Сейчас постепенно суды приходят к констатации возможности применения возмещения морального вреда. Аргумент лежал на поверхности все 15 лет – транспортное законодательство не содержит положений, исключающих применение возмещения морального вреда.

Вопрос неустоек – в законодательстве о защите прав потребителей неустойки носят штрафной характер, а в транспортном законодательстве в подавляющем большинстве случаев исключительные.

Предмет.

Деятельность перевозчика ни к какому овеществленному результату не приводит и договор перевозки пассажира относится к договорам по оказанию услуг (по пространственному перемещению). Предмет является существенным условием договора. Какие параметры нужно согласовать – пункт отправления, пункт назначения.

Цена.

Она выражается в плате за проезд. По общему правилу она определяется соглашением сторон и стороны свободны в установлении цены. Исключение: перевозка транспортом общего пользования, здесь свободы в установлении ценового параметра не существует

Форма.

Особых правил действующее законодательство не устанавливает. Форма определяется по правилам гл. 9. Что касается правового значения билет, то п. 2 ст. 786 достаточно очевидно указывает, что билет выступает в качестве доказательства заключения договора. В подавляющем большинстве случаев он является также и доказательством исполнения обязательства пассажира по оплате. При утрате или повреждения билета никаких негативных последствий с точки зрения существования договорных отношений не происходит.

Многие подзаконные нормативные акты ранее устанавливали, что утрата или повреждение билета влечет невозможность его восстановления, а плата не возвращается. ВС дал отповедь на подобные рассуждения – сказал, что можно доказывать и иными путями. В некоторых случаях договор перевозки пассажира может быть заключен посредством конклюдентных действий (вбежал в автобус и двери закрылись – ваше проникновение в транспортное средство является явной демонстрацией воли на заключение договора). Почему? Ведь исходя из субъектного состава здесь должна быть письменная форма? Но есть правило о том, что договоры, исполняемые при их заключении могут быть заключены устно.

Содержание договора перевозки пассажира

Обязанности перевозчика

Обязанность своевременно подать ТС для посадки пассажира и обеспечить их отправление по расписанию.

При нарушении данной обязанности пассажир вправе отказаться от договора и, как следствие. Потребовать возврата провозной платы. При этом отказ от договора формой ответственности не является, а, следовательно, такой отказ допустим независимо от того, по какой причине соответствующая обязанность перевозчиком не исполнена.

Помимо этого последствия, которое не является формой ответственности, в качестве последствия нарушения данной обязанности транспортное законодательство предусматривает уплату неустойки. Размер ее определяется соответствующими транспортными уставами и кодексами. Но неустойка выступает в форме ответственности и применение такой ответственности базируется на принципе вины и применение такой формы ответственности возможно только при виновности нарушения перевозчиком данной обязанности.

Обязанность перевозчика предоставить пассажиру место, указанное в билете.

При нарушении перевозчиком данной обязанности пассажир вправе отказаться от договора и потребовать возврата провозной платы либо потребовать переоформления провозных документов (по сути дела это будет заключение нового договора на иных условиях).

С согласия пассажира ему может быть предоставлено другое место в том же транспортном средстве. При этом общий принцип, которым руководствуется законодатель следующий – если место предоставляется более высокой категории – доплата не взимается. Если более низкой категории – перевозчик должен оплатить разницу. Но перемещение на другое место возможно только с согласия пассажира.

Обязанность перевозчика обеспечить сохранность перевозимых пассажиром вещей.

Эта обязанность достаточно естественно вытекающая из комплекса услуг, оказываемых перевозчиком, не всегда находит достаточно адекватное воспринимается транспортным законодательством и практикой. В ТЗ содержится такой лозунг – ответственность за сохранность перевозимых вещей несет пассажир (ответственность перед самим собой?). Отрицать существование этой обязанности невозможно, но следует учитывать, что она базируется на принципе вины, которая презюмируется (иное, содержащееся в транспортном законодательстве не подлежит применению – вина презюмируется, в гражданском праве присутствует только презумпция вины и иного быть не может.).

Обязанность перевозчика оказать пассажиру сервисное обслуживание.

Характер обслуживания и его условия могут быть самыми разнообразными. Стоимость этого обслуживания может входить в стоимость проезда либо взиматься отдельно. Но в любом случае набор сервисных услуг, соответствующий классу перевозки, перевозчик должен оказать.

Обязанность перевозчика своевременно доставить пассажира в пункт назначения.

При нарушении данной обязанности перевозчик должен уплатить неустойку, размер которой определяется транспортными уставами и кодексами. Нужно понимать, что своевременная подача транспортного средства и своевременная доставка – это две разные обязанности и соответственно, нарушение двух этих сроков означает совершение двух нарушений (если 5 часов задержка и вследствие этого не успели вовремя – можно взыскивать две неустойки). При этом ответственность здесь базируется на принципе вины, просрочка должна быть виновной.

Специальное транспортное законодательство в регулировании этого вопроса устанавливает ряд льготных правил для перевозчика. Например, эти правила не применяются к перевозкам в пригородном сообщении. Кроме того, транспортное законодательство достигло чрезвычайного прогресса в области астрономии – опоздание до одного часа в расчет не принимается, опоздание в 1.59 означает опоздание на 1 час.

Обязанности пассажира.

Обязанность пассажира оплатить проезд.

Как правило провозная плата вносится при заключении договора, но соглашением сторон может быть предусмотрено иное.

Обязанность пассажира соблюдать правила перевозки.

При нарушении перевозчик вправе отказаться от договора. При этом мы должны понимать ,что право перевозчика на отказ от договора не зависит от отсутствия или наличия вины пассажира, а вот последствия такого отказа от этого параметра зависит. Применительно к ж/д – пассажир может быть удален из транспортного средства в двух случаях –

1) он находится в болезненном состоянии и создает угрозу для жизни или здоровья других лиц. плата за непроследованную часть пути возмещается

2) состояние опьянения. В этом случае транспортное законодательство предусматривает возможность отказаться от договора, но последствия такого отказа – плата за непроследованную часть пути не возвращается.

Права пассажира.

П. 3 ст. 786 ГК РФ. Пассажир вправе бесплатно или на льготных условиях провозить с собой детей.

При этом помещение этого права в п. 3 ст. 786 показывает, что оно носит универсальный характер и действует независимо от вида транспорта. Но конкретные условия и порядок реализации этого права устанавливаются в транспортном законодательстве (возраст и т. д.)

Пассажир вправе бесплатно перевозить ручную кладь или каютный багаж (это одно и то же).

Это общее универсальное право, существует применительно к любой перевозке, но условия его реализации устанавливаются применительно к каждому виду транспорту в транспортном законодательств (максимальные параметры багажа), но само это право характерно для любого договора перевозки пассажира.

Пассажир вправе отказаться от перевозки в любое время до ее начала.

Здесь законодатель исходит из того, что нельзя оказать услугу лицу, которое от нее отказывается. Кроме того, пассажир нуждается в определенных льготах и преференциях как более слабая экономически сторона. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются по разному в разных уставах и кодексах. Как правило устанавливается, что перевозчик должен возвратить провозную плату, но размер возвращаемой платы может зависеть от времени возврата билета (причем даже если вы возвращаете его сразу, то возвращаемая плата никогда не равна тому, какая плата была вами внесена)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.009 с.)