Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности ответственности перевозчика.

Поиск

Ответственность носит односторонний нормативный характер.

Эта идея воплощена в предписаниях п.2 ст.793 ГК РФ.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Нормативная она, потому что устанавливается транспортным законодательством, а односторонне нормативная, потому что может быть изменена соглашением только в одну сторону. П.2 ст.793 ГК РФ какие соглашения допускает, относительно ответственности перевозчика? Не допускаются ограничивающие или исключающие, а допускаются – увеличивающие ответственность перевозчика по сравнению с тем, как она установлена нормативно.

Поэтому она односторонне нормативная, т.е. установлена транспортным законодательством, может быть в сторону увеличения изменена соглашением сторон.

Во многих транспортных уставах и кодексах после указания на нормативный характер ответственности перевозчика содержится фраза о том, что в принципе соглашения сторон, изменяющие ответственность перевозчика недействительны. Такое правило будет противоречить п. 2 ст. 793, а следовательно, в силу верховенства ГК, не должно применяться. Закон не запрещает соглашения об изменении ответственности, он запрещает соглашения, уменьшающие или ограничивающие ответственность перевозчика.

Ограниченный характер.

Мы уже видели наглядные тому проявления. В области ответственности за несохранность был объем ответственности – реальный ущерб, не убытки в полном объеме, и даже в прогрессивных воздушных и морских перевозках больше, но все равно ограниченная, к полному возмещению убытков в силу нормативного регулирования перевозчик не обязан.

В области ответственности за нарушение сроков ответственность перевозчика строится в большинстве транспортных уставов и кодексов виде неустойки, которая характеризуется и доктриной, и практикой как неустойки исключительная, тоже полного возмещений убытков от перевозчика ненадлежащего мы не получим.

Причем, этот вопрос об ограниченном характере ответственности перевозчика, насколько это правильно, справедливо, он ставился и перед КС. КС в Определении от 2 февраля 2006 года №17-О прямо указал, что да, таки ответственность перевозчика носит ограниченный характер, это вполне оправданно и вполне конституционно, здесь нет никакого неравенства субъектов, участников оборота, сказал, что ограниченный характер ответственности перевозчика оправдан спецификой той деятельности, которую осуществляет перевозчик и той ролью, которую он играет в современных экономических отношениях. По сути, сказал, что да, так оно и есть, и так оно и должно быть, это справедливо.

При всем при том, что ограниченный характер ответственности признается КС РФ, тем не менее возникает вопрос, а насколько сегодняшнему уровню развития соответствующих отношений, такое регулирование соответствует. На начальной стадии формирования данных отношений это было понятно, но сегодня экономическая ситуация поменялась. Поэтому вопрос с ограниченной ответственностью по крайней мере с точки зрения delegeferenda все еще встает с большой актуальностью

Ситуации, когда за те или иные правонарушения ответственность перевозчика не предусмотрена вообще. Например, вопреки сделанному заявлению о переадресовке груза, перевозчик отвез груз в первоначальный пункт исполнения. Будет он нести ответственность – вопрос.

1. Подавляющее большинство исследователей говорят, что поскольку ответственность перевозчика носит ограниченный характер, а ответственность за данное правонарушение не предусмотрена, перевозчик ответственности не несет

2. Другие исследователи говорят, что ограниченная ответственность – это исключение из общего правила. Исключения не могут толковаться расширительно, следовательно, за пределами изъятий действует общее правило.

Ответ на вопрос зависит от того, как мы понимаем ограниченную ответственность – как имманентно присущее свойство ответственности перевозчика или нет. Несмотря на то, что перевозчик – это предприниматель, для него сделано изъятие из общих правил – он несет ответственность только за вину.

Соблюдение претензионного порядка урегулирования споров.

Ст.797 ГК РФ прямо указывает на то, что до предъявления иска в суд обязательным является подача перевозчику претензии. При этом претензионный порядок будет считаться соблюденным при следующих условиях:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.157 (0.006 с.)