Тема 1: Введение в микроэкономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Введение в микроэкономику



Тема 1: Введение в микроэкономику

  1. Предмет микроэкономики
  2. Концепция экономического рационализма
  3. Применение и границы микроэкономической теории
  4. Микроэкономическая теория и практика
  5. Методы микроэкономического анализа

Предмет микроэкономики

Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Непосредственным предметом микроэкономики является эффективное использование ограниченных ресурсов, принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Многовариантность применения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования – еще и относительной редкостью. Редкость ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного количества различных целей, которые ставят перед собой люди для удовлетворения своих многообразных потребностей и желаний. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они определили перед собой.

Возвращаясь к определению предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Экономика изучает экономическое поведение людей, т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Таким образом, в микроэкономической теории особое значение имеет изучение: во-первых, экономического поведения людей, во-вторых, принятие экономическими субъектами решений и осуществление ими экономических действий в условиях выбора одного из альтернативных вариантов, исходя из редкости благ и их ограниченности. Микроэкономику отличает особый подход к затратам и результатам, а понятие альтернативные издержки является одним из исходных.

Главная задача субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить (как удовлетворить общественные потребности)? – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить (как использовать ресурсы)? – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить (кто получит произведенный продукт)? – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

 

1.2. Концепция экономического рационализма

Микроэкономика опирается на ряд фундаментальных предпосылок:

экономический атомизм, означающий, что микроэкономика делает акцент на поведении экономических субъектов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;

экономический рационализм, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат; сравнение их в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического субъекта, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Если предметом изучения является экономическое поведение хозяйствующих субъектов на микроуровне, то какое именно экономическое поведение имеет смысл изучать? Такое поведение, которое приносит наилучшие результаты при наименьших затратах, т. е. рациональное экономическое поведение. Решения, которые в заданных условиях приносят наилучшие результаты, называются эффективными. Из набора (или алгоритма) эффективных решений в сфере хозяйственной деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления складывается рациональное экономическое поведение как потребителей, так и производителей разных видов продукции. Заметим, что в экономической теории понятия «рациональность» и «эффективность» очень близки: рациональное поведение или решение приводит к наиболее эффективному результату. Смысл рациональности – стремление к оптимизации, к достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоде при минимальных затратах.

Поведение действующих в единой хозяйственной системе субъектов экономики взаимообусловлено. И хотя взаимообусловленность их поведения носит многофакторный характер, определяющее место занимает цена. От цен на блага зависит спрос на них, а цены на ресурсы определяют факторные доходы. Определяя уровень доходов и затрат участников рынка, цены выступают побудительными сигналами изменения поведения и становятся регулятором рыночной системы в целом. Поэтому выяснение вопроса, как формируются и почему изменяются рыночные цены – исходная проблема микроэкономического анализа. Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности и цены, формирования объемов выпуска и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия. Решающую роль в функционировании рынка играют цены. Наиболее видный представитель неоконсерватизма Милтон Фридмен назвал механизм цен «нервной» системой рыночной экономики и выделил три функции цен: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности (впервые эту функцию отметил в 1945 г. Ф. Хайек). Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты, применяя наиболее экономичные способы производства. Наконец, третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все эти функции тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказывается и на других.

Рациональная деятельность человека преобразует окружающую среду в соответствии с его потребностями, обеспечивает соединение факторов производства, причем наилучшим образом, наиболее эффективно. В результате увеличиваются возможности людей в использовании ресурсов, а, следовательно, удовлетворяются их растущие потребности в различных благах. Такая функция человека – рациональное, преобразующее, созидательное поведение – лежит в основе модели «человека экономического» (или «homo economicus»).

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде оказываются перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ.

Таким образом, мы видим, что концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце концов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

Полная рациональность, как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности. Гипотеза о полной рациональности основана на достаточно сильных допущениях абстрактного характера. Поэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие гипотезы.

Ограниченная рациональность (концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека.

Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными и познавательными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции, а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения. Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика. Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь речь идет об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что дешевые товары повседневного спроса отличаются и низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими, или как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок определенного товара и не будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.

В случае органической рациональности (сторонники концепции – американские экономисты А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями – выбрасывать окурки из автомобиля при остановке на светофоре в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Ф. Хайек подчеркивал, что «... моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.

На этом уровне рациональности учитывается группа факторов, связанных не только со стремлением человека к получению материальных благ, но и другие мотивы экономического поведения – нематериальные стимулы (духовные потребности, удовлетворенность самим трудом, потребность в самореализации, в ощущении своей значимости). Учитывается и такой психологический стимул поведения человека, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других).

Важной частью любой модели являются условия, или допущения, при которых модель верна и работает. Перечислим основные условия, без которых невозможно рациональное экономическое поведение: обладание полной (всей) информацией о рынке; способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные вычисления, прогнозы); свобода выбора, свобода принятия решений; свободный доступ к ресурсам, свободное их перемещение т. д. Такие идеальные условия создают возможность для принятия самого лучшего, наиболее эффективного решения, т.е. обеспечивают полную рациональность.Поэтому и сама модель рационального экономического поведения считается идеальной. Она работает в лабораторных условиях «чистого эксперимента» по сравнению со множеством «помех» далеко не идеальных условий реальной жизни, искажающих рациональное поведение.

 

Вопросы для повторения

1 Что изучает микроэкономика?

2 Чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом?

3 Что такое ограниченность ресурсов и почему она вынуждает людей делать выбор?

4 Какова роль цен в рыночной экономике?

5 Какой смысл имеет предельный, функциональный и графический анализ в микроэкономике?

6 В чем сходство и различие позитивного и нормативного экономического анализа?

7 Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории?

 

Тесты

1 Микроэкономика изучает:

а) рациональное поведение экономического субъекта;

б) рыночное ценообразование;

в) проблемы распределения ресурсов;

г) все вышеперечисленное.

 

2 Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

 

3 Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) пограничное изменение экономической величины:

в) дополнительное изменение экономической величины:

г) очень большое изменение экономической величины.

 

4 Решение экономического субъекта оптимально, если:

а) предельные издержки больше предельной выгоды;

б) предельные издержки равны предельной выгоде;

в) предельные издержки меньше предельной выгоды;

г) издержки минимальны при максимальной выгоде.

 

5 При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество, которое заключается в:

а) предоставлении личной свободы всем агентам рынка;

б) эффективном распределении ресурсов;

в) оптимальном распределении доходов;

г) стабильном развитии экономики.

 

6 Что из перечисленного считается функциями цен:

а) информирование продавцов и покупателей о спросе, предложении на рынке, о возможных условиях производства данного товара;

б) распределение доходов;

в) распределение ограниченных ресурсов;

г) верно все вышеперечисленное.

 

7 Позитивными или нормативными являются следующие утверждения? Почему?

а) правительство должно снизить процентные ставки с целью стимулирования инвестиционной деятельности предприятий;

б) уровень безработицы в Республике Беларусь на конец 2005г. составил 1,5%;

в) тарифы на иностранные автомобили повысят зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

г) в последние годы наметилась тенденция снижения убыточных предприятий

 

8 Модель «круговых потоков» включает:

а) товарно-денежные потоки;

б) рынки благ, услуг и факторов производства;

в) ценообразование;

г) верно а) и б).

 

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

 

Асс. Яхницкая Н.А.

Вопрсы для самопроверки

1 Каковы основные цели и ограничения поведения потребителя в рыночной экономике?

2 Назовите отличия кардиналистского и ординалистского подходов к оценке полезности.

3 Что представляет собой общая и предельная полезность экономического блага?

4 Какую информацию несет в себе кривая безразличия?

5 О чем свидетельствуют MRS и что лежит в основе изменения ее величины?

6 В чем заключается экономический смысл бюджетной линии? От чего зависит ее наклон на графике?

7 Когда достигается равновесие потребителя? Его графическая интерпретация.

8 Какое влияние на оптимальный выбор потребителя оказывает изменение дохода и цен?

9 Дайте определение эффекта дохода и эффекта замещения. Как определяется совокупный эффект изменения цены?

10 Каким образом могут быть построены кривые «доход-потребление» и «цена-потребление» и как на основе кривой «цена-потребление» строится кривая спроса?

11 Каковы факторы, влияющие на рыночный спрос?

Тесты

1. Кардинализм в отличие от ординализма:

а) не требует сравнимости полезностей различных благ;

б) предполагает возможность взаимозависимости полезностей отдельных благ друг от друга;

в) не требует количественного измерения величин полезностей;

г) предполагает возможность количественного измерения и сравнения разностей между полезностями наборов благ.

2. Кривая безразличия - это кривая:

а) равного объема потребления двух товаров;

б) набора товаров, приносящих потребителю одинаковый уровень полезности;

в) наиболее предпочтительных для потребителя наборов товаров;

г) равного уровня расходов на потребляемые товары.

3. Отрицательный наклон бюджетной линии объясняется:

а) одинаковой стоимостью набора товаров, находящихся на линии;

б) тем, что увеличение объёма покупок одного товара возможно за счёт уменьшения другого;

в) тем, что имеющийся доход потребителя - постоянная величина, а цены на товары - переменные величины;

г) соотношением дохода и стоимости товара

4. Предельная норма замещения товара Y товаром Х в точке равновесия потребителя равна:

а) доходу потребителя, делённому на сумму цен товаров Х и Y;

б) сумме цен товаров Х и Y, делённой на доход потребителя;

в) соотношению цен товаров;

г) величине, определяющейся отлично от выше перечисленного.

5. Эффект дохода возникает в связи с тем, что:

а) снижение цены товара при прочих равных условиях увеличивает реальный доход потребителя;

б) повышение цены товара увеличивает номинальный доход потребителя;

в) снижение цены товара при прочих равных условиях уменьшает реальный доход потребителя;

г) бюджетная линия является касательной к кривой безразличия.

6. Эффект замещения обусловлен:

а) Изменением цены данного товара относительно других товаров;

б) Изменением цены данного товара, относительно ее предыдущего значения;

в) Изменением реального дохода потребителя;

г) Изменением номинального дохода потребителя.

7. Кривая "цена—потребление":

а) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением цены на одно из благ;

б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с пропорциональным изменением цен на блага;

в) функция спроса на товар;

г) верны все утверждения.

8. Каким образом строится линия рыночного спроса при наличии данных о спросе индивидуальных потребителей?

а) путем суммирования объемов спросов при каждой цене;

б) путем суммирования цен при каждом объеме;

в) берется максимальный спрос одного из потребителей;

г) как среднее арифметическое индивидуальных спросов.

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

 

 

 

Асс. Жукова К.И.

Вопросы для самопроверки

1 Чем определяется структура рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2 Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.3 Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?4 Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?5 При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?6 Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?7 Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?8 Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

9 Сравните отраслевое предложение конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

10 Сравните предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

11 Как оценить экономическую эффективность совершенной конкуренции?

 

Тесты

1 Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) Фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам.

б) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей значению ATC максимальному.

в) Кривые средних и предельных издержек имеют U -образную форму.

г) Кривая спроса на продукт фирмы - вертикальная линия.

 

2 Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с?

а) кривой предельного и среднего дохода;

б) кривой общего дохода;

в) кривой общих затрат;

г) кривой предельных затрат.

 

3 Если фирма, действующая на совершенно конкурентом рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукции;

б) не окажет никакого внимания на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукции;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

 

Асс. Жукова К.И.

Тема 4. Чистая монополия

Вопросы для самопроверки

 

1 Что такое чистая монополия?

2 Назовите основные источники монополии.

3 Приведите пример двусторонней монополии.

4 Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса для монополиста?

5 Когда финма-монополист максимизирует прибыль?

6 Что такое ценовая дискриминация?

7 Что такое «Х-неэффективность»?

8 Назовите негативные последствия монополии.

 

Тесты

 

1. В условиях монополии:

А) предельный доход равен цене

Б) предельный доход меньше цены

В) предельный доход больше цене

Г) предельные затраты равны цене

 

2. Кривая спроса на продукцию монополии:

А) имеет отрицательный наклон;

Б) представляет собой горизонтальную линию при данном уровне цены;

В) представляет собой вертикальную линию при данном объеме предложения;

Г) имеет положительный наклон.

 

3. Основные характеристики монополии:

А) отсутствуют входные барьеры в отрасль

Б) существует небольшое кол-во конкурирующих фирм

В) отсутствует контроль над ценами

Г) имеется только одна крупная фирма

 

4. Монополист наращивает выпуск, пока:

А) разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной

Б) прирост MR будет превышать прирост MC

В) все варианты верны

Г) нет верных ответов

 

5. Равновесие монополии в долгосрочном периоде

А) P=ATC

Б) MR=LMC

В) MR=P

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

Доцент, к.э.н.,Рымкевич В.В.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА

 

Почему же при столь либеральных условиях, гос­подствующих на рынках описываемого типа, конку­ренция здесь все же не является совершенной? При­чина кроется в той самой заметной черте рынка моно­полистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, а именно в разнообразии, дифференци­ации продукта. Выпускаемый каждой фирмой то­вар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное по­ложение «мини-монополиста» (единственного произ­водителя данного продукта) и обладает известной вла­стью на рынке. В самом деле, каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контро­лирует лишь небольшую долю всего рынка соответ­ствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (сегментами рынка). И на этом сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

Дифференциация продуктов возникает из-за су­ществования между ними различий в качестве, сер­висе, рекламе.

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложи­лись условия монополистической конкуренции, от­носительно свободен. Теперь мы в состоянии уточ­нить эту формулировку: выход на такой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключе­нием препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы со­вершенно сознательно создают и поддерживают диф­ференциацию, тем самым добиваясь для себя допол­нительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.

Вместе с тем не следует преувеличивать доступ­ную таким фирмам степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится счи­таться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный.

Хотя «фрут энд нат» и «сникерс» безусловно раз­ные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит слегка под­нять цены одной — и он переключится на другую.

Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.

Дифференцированный продукт:

продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами;

продукт, который подобен, но не идентичен, другим продуктам, а следовательно, не является их полным заменителем;

продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.

 

Факторы дифференциации продукта:

1. Качество. Поэтому уже выбор приоритетов в основ­ных потребительских качествах открывает возможно­сти для широкого разнообразия продуктов.

2. Основой для дифференциации могут служить так­же дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и проч.).

3. Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торго­вли и многих видов услуг именно географическое раз­мещение имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоко­лонка автоматически становится почти монополистом для своей округи.

4. Наконец, основой дифференциации продуктов мо­гут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный процент курильщиков на тесто­вых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в обычной жизни пре­данно покупает только ее. Обратим на это обстоя­тельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действи­тельно ли отличаются товары. Главное — чтобы ему так казалось.

5. Различия в сервисе. Дело в том, что для широкой группы продук­тов, в особенности для технически сложных потреби­тельских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер вза­имоотношений продавца и покупателя. Дорогая ма­шина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сер­вис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и пост­гарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В ре­зультате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому пре­вращающихся вроде бы в совершенно разные товары.

6. Рекламой. Во-первых, ре­клама, подобно фотореактивам, проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Во-вторых, она способствует формированию но­вых потребностей. В-третьих, реклама создает дифференциацию про­дуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет мно­гие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот, за мнимыми отличиями качества очень ча­сто скрываются вполне реальные отличия в реклам­ной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать. Вря



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.173 с.)