Тема 1: современная микроэкономика и ее методология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: современная микроэкономика и ее методология



Микроэкономика

Глоссарий

 

Акциз – налог, взимаемый с единицы проданной продукции в твердо установленном размере Аллокация – определенное распределение благ между индивидами или факторов производства между отраслями Аллокация “безупречная” – эффективная по Парето и признаваемая справедливой всеми членами общества аллокация Аллокация Парето-эффективная– см. Парето эффективное (оптимальное) состояние экономики Аннуитет – чистый доход от финансового актива, равновеликий по всем годам срока службы актива Безработица – превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда Благо – предмет или услуга, пригодные для удовлетворения потребностей индивида Благо исключаемое – благо, недоступное тем, кто не готов заплатить за него рыночную цену Благо конкурентное – благо, потребление которого одним субъектом исключает возможность его потребления другим субъектом. Благо неисключаемое – благо, потребление которого нельзя ограничить путем установления платы за его использование Благо некачественное– благо, спрос на которое по мере роста дохода потребителя уменьшается Благо неконкурентное – благо, потребление которого одним субъектом не исключает возможность его потребления другим субъектом Благо нормальное – благо, спрос на которое по мере роста дохода потребителя увеличивается Благо общественное – благо, являющееся одновременно неконкурентным и неисключаемым Благо смешанное – благо, являющееся одновременно конкурентным и неисключаемым или неконкурентным и исключаемым Благо частное – благо, являющееся одновременно конкурентным и исключаемым Бюджетная линия – совокупность точек, представляющих различные сочетания количеств двух благ, доступные потребителю при данных ценах и бюджете Бюджетная линия двухпериодная – совокупность точек, представляющих всевозможные сочетания объемов потребления в текущем и будущем периодах при данной ставке процента и заданном бюджете текущего периода Внешние эффекты – не отражающиеся в рыночных ценах затраты (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), возникающие при производстве и потреблении благ Внутренняя доходность инвестиционного проекта – эквивалент ставке ссудного процента, при которой проект можно реализовать за счет займа под сложные проценты, оставаясь “при своих” Выручка – валовой доход от объема проданной продукции Гипотеза выпуклости – если некоторый набор благ F потребитель признает равнозначным другому набору из этих же благ H, то все наборы, соответствующие линейной комбинации aF + (1 – a)H при 0 < a < 1, являются для него более предпочтительными Гипотеза ненасыщения – при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству Гипотеза полной упорядоченности – при наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными) Гипотеза рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого Гипотеза транзитивности – если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны Диаграмма Эджуорта – инструмент микроэкономического анализа в виде четырехугольника, образованного двумя картами безразличия или изоквант в результате поворота одной из них на 180°: Дисконт – мера предпочтения экономическим субъектом нынешних благ будущим; показывает, насколько единиц должен увеличиться объем благ будущего периода при уменьшении объема благ в текущем периоде на единицу, чтобы при этом благосостояние субъекта не изменилось; по отношению к деньгам: насколько должна возрасти сумма денег, предоставленная в кредит на определенное время, чтобы благосостояние субъекта не изменилось Дисконтирование – приведение ценности будущих периодов к текущему периоду Дотация – отрицательный налог Закон Вальраса – если в экономике, состоящей из n числа взаимосвязанных рынков, на n – 1 рынке достигнуто равновесие, то и на последнем рынке будет равновесие Закон Госсена второй – при заданных цена и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам Закон Госсена первый – предельная полезность благ убывает Закон снижающейся предельной производительности – при отсутствии технического прогресса увеличение одного из факторов производства после достижения оптимальной капиталовооруженности труда сопровождается снижением предельной производительности переменного фактора Закон спроса – при снижении цены блага увеличивается объема спроса на него Законы спроса и предложения – при увеличении спроса цена блага повышается, а при увеличении предложения – снижается; при уменьшении спроса цена блага понижается, а при уменьшении предложения – повышается Затраты альтернативные – ценность тех благ, которые можно было бы произвести посредством затраченных на производство данного блага факторов Затраты переменные – затраты, изменяющиеся с изменением выпуска Затраты постоянные – затраты, не меняющиеся с изменением выпуска Затраты предельные – приращение общих затрат при увеличение выпуска на единицу Затраты средние – затраты на единицу выпуска Издержки – см. затраты Излишек потребителя – разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил Излишек производителя – разность между суммой денег, полученной за проданную продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию Изокванта – совокупность точек, представляющих всевозможные сочетания определенных количеств двух факторов производства, обеспечивающих заданный объем выпуска Изокоста– совокупность точек, представляющих одинаковые по ценности сочетания различных количеств двух факторов производства Изопрофита – совокупность точек, представляющих различные комбинации выпуска и затрат фактора, обеспечивающие одинаковую прибыль Капиталовооруженность труда – отношение объема капитала к объему труда Капиталовооруженность труда оптимальная – капиталовооруженность труда, обеспечивающая при данной технологии минимальные затраты на единицу продукции Кардиналистская концепция – теория потребительского спроса, основанная на допущении возможности количественного измерения полезности Карта безразличия – множество кривых безразличия, графическое представление функции полезности Карта изоквант – множество изоквант, графическое представление производственной функции длинного периода Картель – группа производителей гомогенного блага, объединенных соглашением о единой цене и объемах предложения для приобретения монопольной власти Компенсирующее изменение дохода – денежная сумма, обеспечивающая неизменность благосостояния потребителя после повышения цены блага Коэффициент перекрестной эластичности предложения – показывает, на сколько процентов изменится объем предложения одного блага, при изменении цены другого блага на один процент Коэффициент перекрестной эластичности спроса – показывает, на сколько процентов изменится объем спроса одного блага, при изменении цены другого блага на один процент Коэффициент эластичности выпуска от масштаба – показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении темпа роста всех факторов на один процент Коэффициент эластичности выпуска по фактору – показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении объема фактора на один процент Коэффициент эластичности замены (субституции) факторов производства – показывает, насколько процентов изменится капиталовооруженность труда при изменении предельной нормы технической замены капитала трудом на один процент Коэффициент эластичности затрат от выпуска – показывает, на сколько процентов изменятся общие затраты при изменении выпуска на один процент Коэффициент эластичности предложения по цене (прямой эластичности предложения) – показывает, на сколько процентов изменится объем предложения, если цена предлагаемого блага изменится на один процент Коэффициент эластичности спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении дохода потребителя на один процент Коэффициент эластичности спроса по цене (прямой эластичности спроса) – показывает, на сколько процентов изменится объем спроса, если цена спрашиваемого блага изменится на один процент Кривая безразличия – совокупность точек, представляющих равнозначные для потребителя сочетания определенных количеств двух благ Кривая доход-потребление – совокупность точек, представляющих наборы двух благ, которые спрашивает потребитель при различных размерах своего бюджета в заданной системе цен Кривая Лэффера – графическое представление статистически наблюдаемой зависимости между ставкой подоходного налога и величиной налоговых поступлений Кривая потребительских возможностей – совокупность точек, представляющих оптимальные по Парето варианты распределения заданного количества двух благ между потребителями Кривая продуктовой трансформации – см. кривая производственных возможностей Кривая производственных возможностей – совокупность точек, представляющих Парето-эффективные объемы производства двух благ Кривая цена-потребление – совокупность точек, представляющих наборы двух благ, которые спрашивает потребитель при заданном бюджете и изменении цены одного из благ Кривая Энгеля – совокупность точек, представляющих объем спроса потребителя на отдельное благо при различных размерах его бюджета в заданной системе цен Линия заработной платы – разновидность бюджетной линии; совокупность точек, представляющих доступные для индивида при данной цене труда сочетания различных количеств свободного времени и денег Модель – упрощенное представление изучаемого объекта за счет абстракции от его несущественных для целей исследования свойств Монопольная власть – возможность монополии воздействовать на уровень рыночной цены посредством изменения объема предложения Монопсонная власть – возможность монопсонии воздействовать на уровень рыночной цены посредством изменения объема спроса Налог Кларка – экономическая санкция за занижение индивидом его оценки полезности общественных благ Налог Пигу – плата, взимаемая с производителей отрицательных внешних эффектов, уравнивающая частные затраты с общественными затратами Налог с оборота – налог, взимаемый с объема реализации продукции в виде в виде процента от выручки Общее экономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором одновременно на всех рынках благ и факторов объем спроса равен объему предложения. Объем предложения – максимальное количество блага, которое производитель готов продать при данной цене Объем спроса – максимальное количество блага, которое потребитель готов купить при данной цене Ординалистская концепция – теория потребительского спроса, основанная на допущении возможности порядкового измерения полезности и отрицающая возможность количественного ее измерения Отдача от масштаба – отношение между темпом изменения выпуска и одинакового для всех факторов темпом изменения объема их использования Отказы рынка – неспособность рыночного механизма в определенных условиях обеспечить достижение эффективности по Парето Парадокс Гиффена – увеличение (уменьшение) объема спроса на благо при повышении (понижении) его цены, объясняющееся тем, что эффект дохода превышает эффект замены Парето-эффективное (оптимальное) состояние экономики – состояние, при котором никакие изменения в производстве и в распределении не могут повысить благосостояние хотя бы одного члена общества без ухудшения благосостояния других Парето-эффективность в обмене – такое распределение заданной совокупности благ между индивидами, при котором за счет их перераспределения нельзя повысить благосостояние хотя бы одного члена общества без ухудшения благосостояния других Парето-эффективность в обмене и в производстве – см. Парето эффективное (оптимальное) состояние экономики Парето-эффективность в производстве – такое использование заданной совокупности факторов производства, при котором за счет их межотраслевого перераспределения нельзя увеличить выпуск хотя бы одного блага без снижения выпуска других Период длинный – время, в течение которого можно изменить объемы всех используемых факторов производства Период короткий – время, в течение которого нельзя изменить объем одного из используемых факторов производства Персональное распределение результатов производства – распределение общих результатов производства между членами общества Полезность предельная – приращение общей полезности при увеличении потребления блага на единицу Полная и эффективная занятость – равновесие на рынке труда, при котором ценность предельного продукта труда равна предельным затратам на труд Потребитель (домашнее хозяйство) – экономический субъект, приобретающий блага для удовлетворения своих потребностей Пошлина – плата в государственный бюджет за импорт иностранных товаров Предельная выручка от предельного продукта фактора – приращение общей выручки при вовлечении в производство дополнительной единицы фактора Предельная норма замещения двух благ – показывает, на сколько можно сократить потребление одного блага при увеличении потребления другого на единицу, не изменяя степень удовлетворения потребностей (значение функции полезности) индивида Предельная норма продуктовой трансформации – показывает, насколько надо сократить производство одного блага для увеличения производства другого блага на единицу при оптимальном использовании имеющихся производственных ресурсов Предельная норма технической замены двух факторов – показывает, на сколько единиц можно уменьшить объем использования одного фактора в случае увеличения объема использования другого фактора на единицу, сохраняя неизменным общий выпуск Предельная производительность фактора – приращение общего выпуска при вовлечении в производство дополнительной единицы фактора Предельные затраты на фактор – приращение общих затрат при вовлечении в производство дополнительной единицы фактора Прибыль – разность между общей выручкой и общими затратами Производитель (фирма) – экономический субъект, приобретающий факторы для производства и продажи благ Равновесие рыночное неустойчивое – равенство объемов спроса и предложения в условиях, при которых отклонение цены от своего равновесного значения сопровождается такой реакцией участников рыночных сделок, которая не возвращает цену к равновесному значению Равновесие рыночное устойчивое – равенство объемов спроса и предложения в условиях, при которых отклонение цены от своего равновесного значения сопровождается такой реакцией участников рыночных сделок, которая возвращает цену к равновесному значению Рента экономическая – разность между суммой денег, которую собственник фактора производства получает за услуги фактора, и минимальной суммой денег, за которую он согласен предоставить эти услуги Рынок – социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок Рынок “черный” – осуществление торговых сделок по ценам, превышающим установленный государством верхний предел цены или не достигающим установленный государством нижний предел цены Рынок двухсторонней монополии – рынок, на котором единственный продавец встречается с единственным покупателем Рынок двухсторонней олигополии – рынок, на котором несколько продавцов противостоят нескольким покупателям Цена земли- представляет собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты: PL = Rj / (1+i)j= R / I, где R - годовая рента, i - рыночная ставка ссудного процента. Ценовая война (price war) - циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Ценовая дискриминация (price discrimination) - состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Существуют две основные формы ценовой дискриминации. К первой форме относится практика компаний, состоящая в назначении разных цен для различных групп покупателей, а ко второй - назначение одному потребителю разных цен за различные единицы одного и того же товара. Ценовой механизм (price mechanism): Термин используется в отношении системы свободного рынка, где цены действуют как автоматические сигналы, координирующие деятельность принимающих решения индивидов. Благодаря таким своим свойствам система цен образует механизм, с помощью которого изменение условий спроса и предложения может оказывать влияние на аллокационную эффективность (allocative efficiency).. Ценообразование по принципу “затраты плюс прибыль” (full cost pricing): Правило ценообразования, при котором фирма (firm) прибавляет чистую прибыль (net profit) к удельным издержкам, включающим все затраты. Чистая монополия (pure monopoly) - фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Чисто общественное благо (pure public good) - такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона. Чисто частное благо (pure private good) - такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Экономическая модель - формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Экономический выбор (economics choice) - выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и издержек (benefit-cost analysis). Экономия на масштабе производства, или эффект масштаба (economies of scale): Снижение в долгосрочном плане (long run) средних издержек производства (average cost) в результате увеличения объемов выпускаемой продукции. Получаемая экономия может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Первая образуется при росте отдельной фирмы и может иметь технологические, управленческие и финансовые источники либо являться следствием распределения риска. Внешняя экономия возникает в результате расширения отрасли, размеры которой могут позволить издавать специализированные журналы или создать систему специализированной подготовки, что снизит издержки всех предприятий отрасли. Эластичность (elasticity): Выраженное в процентах изменение одной переменной (variable) в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Измерение эластичности осуществляется при очень малых изменениях переменной, вызывающей реакцию, например, процентное изменение количества вследствие очень малого изменения цены. Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply) - показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. Эластичность спроса (elasticity of demand): Термин обычно используется применительно к эластичности спроса по (собственной) цене блага (price elasticity of demand). Эластичность спроса по цене (price elasticity of demand) - показывает относительное изменение объема под влиянием изменения цены на один процент. Эффект дохода (income effect) - изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор. Эффект замещения (substitution effect). Влияние, которое оказывает изменение цены товара на спрос на этот товар в предположении, что реальный доход остается неизменным. Эффект замещения - изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения одного из товаров, входящих в потребительский набор. Эффективность (allocative efficiency) - аллокационная эффективность: Производство "наилучшей" или оптимальной (optimal) комбинации продуктов с помощью наиболее эффективной комбинации ресурсов. Эффективной является такая комбинация ресурсов, при которой обеспечивается производство продукции с минимальными альтернативными издержками (opportunity cost). Такое использование ресурсов иногда называется технически эффективным (technical efficiency). Эффективность (efficiency) - понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.

 

Лекционный комплекс

 

Литература

1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник. СПб. 1998 г.

2. Курс переходной экономики: учебник для вузов. Под. ред. Л.И.Абалкина. М., 1997 г.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1998 г.

4. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. М., 1996 г.

5. Микроэкономика. Под ред. Е.Б. Яковлевой - М., 1997 г.

6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М., 2000 г.

 

 

Выводы

1. Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и спроса указывают, сколько продукции произведено фирмами и каким будет спрос потребителей при определенной цене.

2. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена движется к уровню рыночной распродажи), с тем, чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

3. Эластичность характеризует реакцию предложения спроса на изменение цены, дохода и других переменных. Например, эластичность спроса от цены показывает изменение требуемого количества в процентах в результате увеличения цены на 1.

4. Эластичность относится к тем или иным временным рамкам, и для большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный коэффициенты эластичности.

5. Если мы может рассчитать, хотя бы приблизительно, кривые предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить цену, приравнивая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько предложение и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких, как доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться равновесные цена и объем продаж при изменении других переменных. Это одно из средств, объясняющих или прогнозирующих поведение на рынке.

6. Простой численный анализ можно выполнить, сопоставляя данные о ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая эластичность. По многим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты могут помочь нам лучше понять характеристики и поведение рынка.

 

Литература

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 15 с.

2. Долан Д. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Учебник.. «Сонитэк». Москва., 1996 - 59 с., глава 3.

3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. Москва., 1998 - 22 с.

4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. Издательство «Дело и сервис». Москва., 1999 - 34 с.

5. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. «Сонитэк». Москва., 1996 - 49 с., глава 3.

Микроэкономика / Под. ред. Е.Б. Яковлевой. «АКАЛИС». Москва., 1997 - 65 с., глава 2.

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

       
   

 


Функциональный Нефункциональный

       
 
   

 


Социальный Спекулятивный Нерациональный

 
 

 


Эффект Эффект Эффект

присоединения сноба Веблена

к большинству

Рис. 1. Классификация потребительского спроса

(по Х. Лейбенстайну)

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.

Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская, или количественная, теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности).

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. (см. рис 1.)

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

MRSxy = - Δy/Δx,

или для непрерывного случая

MRSxy = - dy/dx, где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег (см. рис. 2.).

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + PY Y

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены.

 

Выводы:

1. Экономисты полагают, что потребитель способен ранжировать различные возможности потребления. Способ, которым потребитель ранжирует потребительские наборы, описывает его предпочтения.

2. Предельная норма замещения измеряет наклон кривой безразличия. Этот наклон можно трактовать как то количество товара 2, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара 1.

3. Функция - это просто способ представить ранжирование предпочтений или выразить его в краткой форме.

4. Если выбран один набор, в то время как мог бы быть выбран другой, мы говорим, что первый набор выявлено предпочитается второму.

Литература

1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник. СПб., 1998 - 59 с.

2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 49, 79 с.

3. Долан Д. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Учебник. «Сонитэк». Москва., 1996 - 40 с., глава 5.

4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. Издательство «Дело и сервис». Москва., 1999 - 109 с.

5. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 197 с. 1 т.

6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 138 с. 1 т.

7. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 190 с.

 

 

Литература

Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.

Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.

50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.

Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

 

 

Литература

  1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.
  2. Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.
  3. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.
  4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.
  5. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

 

 

Литература

  1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.
  2. Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.
  3. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.
  4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.
  5. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

 

Тема 8. Монополия

Цель: определить, что такоемонополия, рассмотреть виды монополии, государственное регулирование конкуренции, ценовая дискриминация, ее виды

Основные понятия по теме: чистая монополия, ценовая дискриминация, неэффективность рынка монополии.

Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие.

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот един­ственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контр­асте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреб­лять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой моно­полии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.

Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого.

2. Дискриминация среди покупателей.

Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:

1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара;

3. Способность производителя к определению структуры рынка.

Литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.101 с.)