Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика: предмет и методы исследования. Основные проблемы микроэкономики

Микроэкономика: предмет и методы исследования. Основные проблемы микроэкономики

Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов и явлений. Предметом являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, - принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Методы:а) общенаучые:-научная абстракция -анализ синтез -индукция дедукция-единство исторического и логического б) специфические:-предельный анализ-функциональный анализ -равновесный подход -экономическое моделирование. Микроэкономика занимается изучением проблем на уровне отдельных производителей, макроэкономика исследует эти вопросы в национальном масштабе.

Основными проблемами микроэкономики являются: -Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ. -Состояние отдельных рынков.-Распределение ресурсов между альтернативными целями. Современная микроэкономика состоит из 4 частей: Первая посвящена анализу закономерности образования потребительского спроса (здесь развиваются теории предельной полезности). Во второй части анализируются предложения, прежде всего, с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирование ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков. Четвертая часть – теория распределения. Здесь анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства. Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений: Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления). Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

 

Экономическая характеристика микросубъектов - цели, средства и производственные возможности экономики. Экономический выбор и его цена.

Цель экономики - достижение стабильного уровня богатства и изобилия субъектами экономики. Цель экономики на уровне микроэкономики - производство и реализация необходимых рынку благ. В экономике действуют три субъекта: Продавец (производитель); Покупатель (потребитель); Общество. Перед каждым из экономических субъектов стоит проблема выбора. Потребителю необходимо максимально удовлетворить потребности при ограниченном доходе. Производителю необходимо получить прибыль при эффективной комбинации факторов производства. Правительство ставит перед собой задачу максимального удовлетворения общественных потребностей. Экономический аспект проблемы выбора заключается в определении, какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечивает максимум доходности. Моделью решения этой экономической проблемы является график производственных возможностей. Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».

 

Экономические формы рыночного хозяйства: товар, стоимость, полезность, цена

Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью. Товар является основной категорией рынка. Согласно Марксистской теории трудовой стоимости у товара имеются четыре свойства:1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара); 2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд); 3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой; 4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара. С тоимость - это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу). Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена. Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

 

Вопрос 12. Конкуренция в рыночной системе: сущность и функции. Микроэкономические эффекты конкуренции.

Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом. Основными показателями являются: а) Количество фирм поставляющих товары на рынок; б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; в) Участие фирм в контроле над рыночной ценой. Г) Дифференциация товаров. Функции конкуренции Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Функция мотивации.Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

Микроэкономика: предмет и методы исследования. Основные проблемы микроэкономики

Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов и явлений. Предметом являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, - принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Методы:а) общенаучые:-научная абстракция -анализ синтез -индукция дедукция-единство исторического и логического б) специфические:-предельный анализ-функциональный анализ -равновесный подход -экономическое моделирование. Микроэкономика занимается изучением проблем на уровне отдельных производителей, макроэкономика исследует эти вопросы в национальном масштабе.

Основными проблемами микроэкономики являются: -Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ. -Состояние отдельных рынков.-Распределение ресурсов между альтернативными целями. Современная микроэкономика состоит из 4 частей: Первая посвящена анализу закономерности образования потребительского спроса (здесь развиваются теории предельной полезности). Во второй части анализируются предложения, прежде всего, с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирование ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков. Четвертая часть – теория распределения. Здесь анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства. Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений: Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления). Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.008 с.)