Тема 1. Микроэкономика как наука



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Микроэкономика как наука



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИКРОЭКОНОМИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»

(дневной и заочной формы обучения)

 

 

Ростов-на-Дону

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика»

составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2011

 

 

Составитель: к.э.н., ст.преп. О.А. Лыкова

 

 

Рецензент: д.э.н. проф. Е.О.Миргородская

 

 

Редактор Н.Е.Гладких

Темплан 2011 г., поз.96.

 

Подписано в печать 6.04.11. Формат 60х84. 1/16 Ризограф.

Бумага писчая. Уч.-изд.л. 2,0. Заказ

 

Редакционно-издательский центр РГСУ

344022, Ростов н/Д, ул. Социалистическая, 162

 

 

© Ростовский государственный

строительный университет, 2011 г.

 

Введение

 

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, приобретение навыков поведения индивидуума в условиях рыночной экономики, подготовка высококвалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом, невозможно без изучения экономической теории.

Цель методических указаний - помочь студентам, изучающим курс "Микроэкономика", применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно выполнить курсовую работу, что должно способствовать выработке навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.

Следовательно, изучение дисциплины “Микроэкономика” формирует культуру экономического мышления, прививая способность оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.

 

Таблица 1

№ тем занятий Наименование тем практических занятий Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по виду обучения - очное
П-1 Микроэкономика как наука
П-2 Общие основы экономического развития
П-3 Товарная форма общественного производства
П-4 Спрос, предложение, равновесная цена.
П-5 Теория потребительского поведения
П-6 Производство экономических благ
П-7 Фирма: издержки производства и прибыль
П-8 Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции
П-9 Максимизация прибыли в условиях чистой монополии
П-10 Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
П-11 Теория олигополии
П-12 Рынок труда. Распределение доходов
П-13 Рынки капитала и земли
П-14 Общее равновесие и экономическая эффективность
П-15 Экономика информации, неопределенности и риска
П-16 Внерыночные воздействия и общественные блага
П-17 Теория общественного выбора
ВСЕГО:

Тест 3.2

Товарным производством называется организация национального хозяйства, в условиях которой продукты производятся: а) кооперированными производителями. б) ассоциированными производителями. в) производителями, привлеченными в принудительном порядке к производству данного товара. г) обособленными производителями.

Тест 3.3

Возможность инфляции связана с развитием такой функции денег, как:

а) мера стоимости. б) средство обращения. в) средство платежа. г) средство накопления. д) мировые деньги.

Тест 3.4

Указать историческую последовательность этапов эволюции форм

стоимости и возникновения денег: а) полная или развернутая форма стоимости; б) денежная форма стоимости; в) простая или случайная форма стоимости; г) всеобщая форма стоимости.

Тема 11. Теория олигополии

1. Олигополия: ее сущность и характерные признаки.

2. Ценообразование в условиях олигополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.Ценовая война.

3. Олигополия и неценовая конкуренция.

Задания:

1. В модели дуополии Курно обратная функция спроса задана как Р = 120 - q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 9. Определите: 1) выпуск каждой фирмы, отрасли в целом и рыночную цену на продукцию фирм, а также прибыль, если они действуют самостоятельно; 2) как изменятся эти величины, если предположить, что фирмам удалось договориться о сотрудничестве; 3) как изменятся параметры равновесия на рынке в условиях свободной конкуренции.

2. Спрос в отрасли описывается функцией: Q = 240 - 2p. В отрасли две фирмы, которые взаимодействуют по Курно. Предельные затраты обеих фирм равны нулю. Определите объем выпуска каждой фирмы, максимизирующий ее прибыль, и рыночную цену на продукцию; уровень выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль фирмам в случае, если они образуют картель.

3. Функция рыночного спроса на продукцию отрасли описывается формулой: Р = 240 – 3q. В отрасли действуют две фирмы, конкурирующие по Курно. Определите предельные затраты фирм, если суммарный выпуск отрасли q = 32. Постройте кривые реакции фирм.

Рынок капитала.

1. На предприятии используется 200 станков, стоимостью по 10 тыс. руб. каждый. Срок их службы 10 лет. Найти применяемый и потребляемый капитал.

2. Первоначальная стоимость автоматической линии – 20 млн. руб. На капитальный ремонт в течении всего срока службы было затрачено 5 млн. 800 тыс. руб., расходы по демонтажу составили 400 тыс. рублей, а остаточная стоимость составила 200 тыс. руб. Плановый срок службы этой линии 10 лет. Рассчитать годовую сумму амортизации по методу прямолинейной амортизации, а также норму амортизации.

3. Стоимость основного капитала составляет 300 млн. руб. Средняя скорость его оборота – 6 лет. Оборотный капитал составляет 50 млн. руб. и оборачивается 13 раз в год. Определить время оборота всего капитала в целом и количество его оборота за год.

4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия увеличилась с 40 до 45 млн. руб., а выпуск продукции за это время возрос с 42 до 50 млн. руб. Как изменились показатели фондоотдачи и фондоемкости?

5. Оборотный капитал составляет 400 тыс. руб. В том числе фонд заработной платы – 100 тыс. руб. Капитал, затраченный на покупку сырья, материалов, топлива, оборачивается за год 10 раз, а средства на з/п – 16 раз. Найти стоимость основного капитала, если известно, что его износ происходит за 10 лет, а продолжительность оборота всего капитала в целом составляет 0,5 года.

6. Предприниматель приобрел 100 станков общей стоимостью 400 тыс. руб., средний срок их службы 10 лет. Через 6 лет стоимость подобных станков снижается.

7. Гражданин вложил в банк 1000 руб. на три года. Определить сумму вклада к концу срока при начислении 10 % годовых: а) по правилу простого процента, б) по правилу сложного процента. Записать формулу определения суммы вклада для обоих случаев.

8. Рыночная ставка аренды земли за сотку составляет 200 руб./год. Средний банковский процент по вкладам - 5% в год. Найти рыночную цену земли при отсутствии рисков и конъюнктурных колебаний.

9. Предприятие инвестировало 5000 руб. в приобретение технологии, в результате чего чистый прирост дохода от выпуска продукции (за вычетом амортизации) оказался равным 250 руб. в год. а) Определить годовую норму прибыли на инвестированный капитал. б) если теоретически срок применяемости (морального износа) технологии составляет 5 лет, то какова общая норма прибыли на инвестированный капитал. в) Каков при этом должен быть совокупный годовой прирост дохода (без текущих издержек), что бы окупить капиталовложения при сохранении общей нормы прибыли. Какова будет норма амортизации (к вложенному капиталу).

10. Облигация выпущена на 3 года. Ежегодный доход -150 руб., конечная выплата - 2000 руб., рыночная ставка - 10 % годовых. Найти текущую стоимость облигации.

11. У вас есть возможность инвестировать средства в проект, который будет приносить доход на протяжении трех лет. Согласно расчетам, по проекту А в первый год Вы получите 200 руб. во второй -250 руб., и третий - 220 руб. По проекту В денежные потоки 300,100,270 руб. соответственно. Какой из проектов более выгоден, если рыночная ставка процента 10 % годовых.

12. Вы откладывали ежегодно по 100 т.руб. в начале каждого года в банк в течение трех лет. В третьем году вы хотите купить дом за 399 т.руб. при условии оплаты в течении трех лет в конце каждого года трети указанной стоимости. Хватит ли вам этих денег. Банковский процент r = 10%.

13. Купец продает товар ценой 10 т.руб. Покупатель хотел бы купить в рассрочку тремя взносами через год оплатой равными частями, 1-й взнос сразу. Какой размер ежегодного взноса установит купец? Банковский процент r = 10%.

14. Инвестор имеет два варианта вложения денег: купить землю или приобрести облигации на одну и ту же сумму. Рента = 4.5 т.р./год, облигация погашается в течение трех лет по 20 т.р. в конце каждого года. Какой вариант вложения денег выгоднее, обосновать. Средний банковский процент R= 10%.

15. Вложения в производство составили в начале 1 года - 100т.руб., второго - 50 т.руб. третьего - 50 т.руб., доход за исключением текущих издержек составил: в конце первого года -10 т.руб., второго - 15 т.руб., третьего и последующих - по 20 т.руб. На сколько % возрос капитал вкладчика благодаря этому проекту, если средняя ставка банковского процента по вкладам - 5 % в год. Спекулянт приобрел по рыночной цене 1000 руб. вексель номиналом 2000 руб. и сроком погашения через два года. По какой цене он сможет, при необходимости, продать этот вексель через год?

16. На счет в банке положена сумма 2000 руб. сроком на 1 год, ставка по вкладу - 20 % в год. Ожидаемый темп инфляции - 15 % за год. Определить: - реальную стоимость сбережений по истечении года: а)текущую дисконтированную стоимость будущего дохода; б)вероятную ставку банковского процента при отсутствии инфляционных ожиданий со стороны банка.

17. К предыдущей задаче. Если бы реальная ставка % была бы отрицательной, то какова была бы ставка дисконтирования. Можно ли тогда

учесть % по другим активам, на пример по недвижимости. Доказать это. Что еще может служить ориентиром при дисконтировании?

18. Дисконтная облигация выпущена на 3 года. Ежегодный доход -500 р., рыночная ставка - 10 % годовых. а) Найти текущую стоимость облигации. Б) то же при наличии ежегодного риска разорения эмитента облигации 5 %.

19. Правительство города установило городской бюджет в размере 400 млн. руб. на год, учитывая его расход равными долями в конце каждого квартала. Неучтенная инфляция составила 5 % в квартал. Каково реальное исполнение бюджета (т.е. реальные доходы получателей бюджетных средств).

20. Дано: ежегодная амортизация стоимости оборудования - 1000, зарплата управляющих - 100, затраты на сырье и материалы - 200, зарплата основных рабочих - 500. Определить ежегодные затраты постоянного и переменного капитала(c и v), основных и оборотных средств, постоянные и переменные издержки(FC и VC).

21. Ставка % по вкладам населения 12,5 годовых. Банк использует их вклады для предоставления в пользование кредитных карточек населению за 1,25 % месячных с помесячным их обновлением. Деньги расходуются в среднем с середины месяца. Какова % -я маржа (прибавок) банка.

22. В табл. 29 приведены данные о факторе производства, выпуске продукции и поступлениях за аренду услуг капитала.

Таблица 29

Число машинодней аренды
Выпуск (шт.)

а) следует определить предельный продукт капитала МРК; б) если товар может быть продан на рынке по цене 10 руб., рассчитайте суммарные поступления TR и MRPK.

Рынок земли

1. Дана функция спроса на продукцию, выращиваемую на данных земельных участках Q(P) и себестоимость производства продукции на каждом участке земли. Считается, что себестоимость производства продукции для каждого участка постоянна, объем производства на всех участках одинаков и равен 1. Найти, используя табл. 30: а) предельный участок земли, количество сдаваемой в аренду или используемой земли, количество производимой продукции и цену продукции; б) если количество вводимой в сельхоз. производство земли ограничено 4-мя лучшими участками, то определить цену продукции, общую, абсолютную и дифференциальную ренту для каждого используемого участка.

Таблица 30

Цена продукции
Объем продаж
Номер участка
С/с. продукции

2. Дана функция спроса на продукцию, выращиваемую на данных земельных участках Q (P), производительность каждого земельного участка, объем производства и себестоимость единицы продукции на них.(табл. 31) Найти предельный участок земли, количество используемой земли, общую, абсолютную и дифференциальную ренту для каждого участка. Участок используется целиком.

Таблица 31

Цена продукции, Р, р./кг.
Объем продаж, Q, кг.
Номер участка
Объем производства, V, кг
С/с. продукции, р./кг
Производительность, q, кг/м2 1,2 1,6 1,0 0,8 1,0

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Экономический человек и рациональное экономическое поведение

2. Роль рекламы как фактора дифференциации продукта.

3. Неценовая конкуренция в олигополистических отраслях экономики.

4. Социальное партнерство и договорный характер отношений на рынке труда.

5. Асимметричная информация и ее значение для потребителей товаров и услуг.

6. Риск в экономики и способы его снижения.

7. Экономический и политический рынок: единство и различие.

8. Естественные монополии и способы их регулирования в современной российской экономике

9. Неопределенность в модели потребительского выбора

10. Цели и методы антимонопольного регулирования.

11. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа.

12. Инфраструктура рынка, ее развитие в России.

13. Экономическая реформа в Китае.

14. Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы

15. Идентификация монопольной власти на российских рынках

16. Современные модели смешанной экономики.

17. Положительные внешние эффекты и особенности индустриальной политики

18. Проблемы обеспечения общественными благами в современной российской экономике: определение эффективного объема производства

19. Регулирование многопродуктовых естественных монополий и проблемы разнесения общих затрат

20. Рынки труда: микроэкономический анализ

21. Экономика домашнего хозяйства как базисный элемент микроэкономического анализа

22. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы: анализ влияния структуры рынка

23. Затратное ценообразование и порождаемые им проблемы.

24. Трансфертное ценообразование: особенности и подходы к применению.

25. Полезность товара как фактор формирования цены.

26. Типология издержек фирмы и их значение для оценки решений в бизнесе.

27. Экономические цели фирмы и их отражение в стратегии бизнеса.

28. Постиндустриализм как феномен современной экономики.

29. «Новая экономика» как характеристика современной экономики.

30. Информационная экономика: понятие, характеристики, тенденции становления и развития.

31. Трансакционные издержки: понятие, оценка и механизм анализа.

32. Корпорация: понятие , экономическая природа и основные виды.

33. Ценовая дискриминация: понятие, формы и особенности использования.

34. Монопсония: понятие и формы реализации на товарных рынках.

35. Экономика благосостояния.

36. Спекуляция и ее роль в экономике.

37. Теория прав собственности: основные подходы и потенциал использования.

38. Теорема Коуза и борьба с загрязнением окружающей среды.

39. Политическая конкуренция: понятие и механизм реализации.

40. Политико-экономический цикл: природа и особенности развития.

Рекомендуемая литература

1. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. – М., 2006.

2. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю.Микроэкономика: Теория и российская практика. – М., 2008.

3. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М., 2008.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1997.

5. Экономика труда: учебник / под ред. Л.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2003.

6. Экономическая теория: учебник для экономических вузов/ под ред. О.С. Белокрыловой ; рец.: В.Г. Игнатов, Н.Г. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

7. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина,

Л.С. Тарасевича. – СПб., 2008.

Интернет - ресурсы

www.opec.ru

www.rbc.ru

www.bt.ru

www.expert.ru

www.kommersant.ru

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИКРОЭКОНОМИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»

(дневной и заочной формы обучения)

 

 

Ростов-на-Дону

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика»

составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2011

 

 

Составитель: к.э.н., ст.преп. О.А. Лыкова

 

 

Рецензент: д.э.н. проф. Е.О.Миргородская

 

 

Редактор Н.Е.Гладких

Темплан 2011 г., поз.96.

 

Подписано в печать 6.04.11. Формат 60х84. 1/16 Ризограф.

Бумага писчая. Уч.-изд.л. 2,0. Заказ

 

Редакционно-издательский центр РГСУ

344022, Ростов н/Д, ул. Социалистическая, 162

 

 

© Ростовский государственный

строительный университет, 2011 г.

 

Введение

 

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, приобретение навыков поведения индивидуума в условиях рыночной экономики, подготовка высококвалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом, невозможно без изучения экономической теории.

Цель методических указаний - помочь студентам, изучающим курс "Микроэкономика", применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно выполнить курсовую работу, что должно способствовать выработке навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.

Следовательно, изучение дисциплины “Микроэкономика” формирует культуру экономического мышления, прививая способность оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.

 

Таблица 1

№ тем занятий Наименование тем практических занятий Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по виду обучения - очное
П-1 Микроэкономика как наука
П-2 Общие основы экономического развития
П-3 Товарная форма общественного производства
П-4 Спрос, предложение, равновесная цена.
П-5 Теория потребительского поведения
П-6 Производство экономических благ
П-7 Фирма: издержки производства и прибыль
П-8 Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции
П-9 Максимизация прибыли в условиях чистой монополии
П-10 Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
П-11 Теория олигополии
П-12 Рынок труда. Распределение доходов
П-13 Рынки капитала и земли
П-14 Общее равновесие и экономическая эффективность
П-15 Экономика информации, неопределенности и риска
П-16 Внерыночные воздействия и общественные блага
П-17 Теория общественного выбора
ВСЕГО:

Тема 1. Микроэкономика как наука

1. Зарождение и развитие микроэкономики. Систематизация экономических наук и их структура.

2. Предмет, методы и функции микроэкономики. Экономическая политика и экономическая стратегия.

3. Экономические категории и законы. Система экономических законов.

Задания:

1.Заполните табл. 2 и 3:

Таблица 2. Этапы развития экономической науки

Этапы экономической теории Основные экономические школы Даты Представители Характерные черты
Экономия Начало экономики      
Схоластика      
Политическая экономия Меркантилисты      
Физиократы      
Классическая школа      
Марксистская политэкономия      
Экономикс Неоклассики      
Кейнсианство      
Неокейнсианство      
Посткейнсианство      
Монетаризм      
Новая классическая экономика      
Институционализм      

Таблица 3.Методы экономической науки

Метод Сущность метода Приемы Преимущества Недостатки
Метод формальной логики        
Диалектический метод        
Метод моделирования        


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.013 с.)