Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.



  1. Основные черты монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

 

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой на рынке действует только один продавец некоторого товара; товар этот не имеет близких заменителей; существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие входить в отрасль новым фирмам; цена не является заданной величиной.

Табл. 1. Источники монополии

  И С Т О Ч Н И К И   Эффект экономии на масштабе   Естественная монополия   Собственность на патенты и лицензии   Исключительные права полученные от государства на ведение какого-либо вида деятельности   Владение уникальными ресурсами   Высокие импортные пошлины   Инновации   Нечестная конкуренция

 

Виды монополии:

-Закрытые – юридически защищены от конкурентов

-Открытые – не защищены от конкурентов

-Естественные – защищены эффектом масштаба производства

Существует четыре разновидности с единственными субъектами хозяйствования:

-Монополия (единственный продавец) Например, Белтелеком может являться монополистом в предоставлении некоторых услуг связи

- Монопсония (единственный покупатель). Городские молочные заводы – монопсонисты для поставщиков молока

-Предприятие одновременно монополист и монопсонист. Например Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников

-Двусторонняя монополия – единственному покупателю противостоит единственный продавец. Пример – российский Газпром и белорусский Белтрансгаз.

  1. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде

 

Монополист удовлетворяет весь отраслевой спрос. В отличие от совершенного конкурента, для которого цена задается рынком, монополист сам создает цену.

Необходимая предпосылка: кривые спроса и среднего дохода для монополиста имеют отрицательный наклон. Фирма-монополист знает, что сможет продать больше продукта, если будет снижать цену на него. Таким образом, кривая спроса определяет для монополиста верхнюю границу цены, возможную при разных объемах выпуска.

рис. 1. Спрос на продукцию монополиста

 

Общий доход монополиста: TR=P*Q. Монополист может изменять как объем производства, так и цену, однако одновременно может изменять только один показатель.

Средний доход монополиста: AR=TR/Q=P. Он не является постоянным уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает.

Предельный доход: MR=dTR/dQ

Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, т.к. простая монополия, снижая цену на последующую единицу продукта, вынуждена понижать цену и на все предыдущие единицы, поэтому каждая дополнительная единица продукции приносит доход, который меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P

При объеме выпуска, максимизирующем прибыль монополиста, MR=MC<P - монополист всегда устанавливает цену превышающую предельные затраты.

 

Определение объема производства и цены в краткосрочном периоде

Объем производства определяется методом сравнения общего дохода и общих издержек (TR и TC) либо предельного дохода и предельных издержек (MR и MC).

Монополист наращивает выпуск пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Данный объем Qe будет равновесным (рис.2.а.).

 

а) б)

рис. 2. Определение монополистом объема и цены в краткосрочном периоде

а) сравнение общего дохода и общих издержек

б) сравнение предельного дохода и предельных издержек

 

Прибыль не увеличивается, т.е. прирост прибыли dπ=0, а это достигается когда MR=MC, т.е. монополист наращивает выпуск до тех пор, пока прирост MR будет превышать прирост MC, т.к. в этом случае прибыль растет (рис. 2.б.)

Фирма – монополист в краткосрочном периоде может и получать чистую экономическую прибыль, и терпеть убытки. Монопольной фирме следует:

-продолжать производство, если цена (P) будет больше или равна средним переменным издержкам

P≥AVC (тогда будет минимизировать производство)

-остановить производство: если цена будет меньше средних переменных издержек. P<AVC

Определение объема производства и цены в долгосрочном периоде

Особенность монополии – способность удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменяются издержки. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Логично было бы предположить, что он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так. Ведь увеличение масштабов сопровождается для монополиста изменением величины спроса и предельного дохода, а не только изменением издержек. Он будет наращивать масштаб только до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR = LMC, где LMC – долгосрочные предельные издержки. В результате в долгосрочном периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем оптимальный выпуск. Это зависит, в частности, от соотношения между функцией спроса и функцией долгосрочных средних издержек.

рис. 3. Определение масштаба производства монополиста в долгосрочном периоде

 

Q1 – оптимальный масштаб

Qe – максимизирующий прибыль масштаб монополиста

Таким образом, в долгосрочном периоде монополия максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукта, при котором долгосрочный предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC)

 

  1. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

 

Ценовая дискриминация – это монопольная практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами и данный товар нельзя перепродать. Монополист всегда устанавливает на сегменте с более эластичным спросом цену ниже, чем на сегменте с менее эластичным спросом.

Табл. 2. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация I степени (совершенная дискриминация) Производитель устанавливает цену на каждую единицу блага в соответствии с ценой спроса на последнюю.
Ценовая дискриминация II степени (по объему покупки) Цены блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки (может происходить в скрытом виде, в форме накидки к цене или скидки к ней)
Ценовая дискриминация III степени (на сегментированных рынках) Установление разных цен для разных категорий покупателей – студентов, пенсионеров, детей и др.
  1. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия

 

Негативные последствия монополии:

  1. Завышение цены.

Монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей – как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от покупки из-за высокой цены.

  1. Занижение объема выпуска.

Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

  1. Неэффективное использование привлеченных ресурсов
  2. Завышение прибыли.

Монополист получает экономически не обоснованную прибыль за счет ущерба, который наносится монополией благосостоянию потребителей.

  1. Консерватизм в управлении и торможение внедрения достижений НТП

Снижаются стимулы к развитию производства, внедрению технических новинок, совершенствованию качества.

Для характеристики негативных последствий монополизма используют такие понятия как социальная цена монополии, Х-неэффективность и др.

Социальная цена монополии – это чистые потери благосостояния общества, которые обусловлены монопольной властью.

Государственные антимонопольные инструменты: прямого и косвенного воздействия на монополию. К первым относятся законодательные меры, методы запрета, угрозы применения различных санкций и налогообложение прибыли монополиста, ко вторым – установление предельных цен, предельно допустимой нормы прибыли и др.

Издержки закрытой монополии могут быть очень высокими. Т.е. монополиям присуща так называемая «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» называют отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии.

Положительная роль монополий: только крупные предприятия располагают финансовыми возможностями для модернизации и развития производства, финансирования НИОКР, инноваций в управлении и др.

Вопросы для самопроверки

 

1 Что такое чистая монополия?

2 Назовите основные источники монополии.

3 Приведите пример двусторонней монополии.

4 Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса для монополиста?

5 Когда финма-монополист максимизирует прибыль?

6 Что такое ценовая дискриминация?

7 Что такое «Х-неэффективность»?

8 Назовите негативные последствия монополии.

 

Тесты

 

1. В условиях монополии:

А) предельный доход равен цене

Б) предельный доход меньше цены

В) предельный доход больше цене

Г) предельные затраты равны цене

 

2. Кривая спроса на продукцию монополии:

А) имеет отрицательный наклон;

Б) представляет собой горизонтальную линию при данном уровне цены;

В) представляет собой вертикальную линию при данном объеме предложения;

Г) имеет положительный наклон.

 

3. Основные характеристики монополии:

А) отсутствуют входные барьеры в отрасль

Б) существует небольшое кол-во конкурирующих фирм

В) отсутствует контроль над ценами

Г) имеется только одна крупная фирма

 

4. Монополист наращивает выпуск, пока:

А) разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной

Б) прирост MR будет превышать прирост MC

В) все варианты верны

Г) нет верных ответов

 

5. Равновесие монополии в долгосрочном периоде

А) P=ATC

Б) MR=LMC

В) MR=P

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

Доцент, к.э.н.,Рымкевич В.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.032 с.)