Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

Поиск

Асимметричность информации ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.

Выделяют два вида информационной асимметрии. Первый вид возникает обычно в процессе торговой сделки или подписания контракта, когда одна из сторон знает что-то, о чем другой стороне неизвестно. Второй вид асимметричной информации возникает после подписания контракта, когда одна из сторон не может наблюдать действия другой стороны, направленные против нее.

Рыночные сделки зачастую заключаются в условиях асимметричной информации, то есть в условиях, когда одна сторона рыночной сделки обладает информацией, недоступной для другой стороны. Например, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель или работники лучше представляют уровень своей квалификации и способностей, чем работодатели.

Во всех тех случаях, когда одна из сторон сделки знает о себе или предмете сделки что-то такое, о чем другой стороне не известно, говорят о наличии скрытых характеристик. Следствием существования скрытых характеристик благ является отрицательный отбор – ситуация, при которой неинформированная сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку.

В условиях асимметричной информации неинформированная сторона проводит отрицательный отбор неинформированных сторон, в результате которого высококачественныые товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества, а при наименее благоприятном развитии событий рынок прекращает существование. Асимметричная информация, как мы видим, снижает эффективность рынка в целом.

Одним из способов, при помощи которых продавцы могут донести до покупателей информацию относительно качества их товаров, являются сигналы - это механизмы, позволяющие информированной стороне передать информацию о себе неинформированной стороне. Его основным свойством является то, что люди с разными характеристиками подают сигналы с разными значениями. Чтобы сигнал был эффективным, требуется выполнение следующего условия: продавцу хорошего товара значительно легче подать такой сигнал, чем продавцу плохого, и это должно быть понятно покупателю. Примерами сигналов являются гарантии, репутация, бренды, а также стандарты и сертификаты.

Моральный риск. Проблема «принципал-агент».

Под скрытыми действиями понимают такие действия, предпринимаемые одной из сторон в экономических взаимоотношениях, которые затрагивают другую сторону, но остаются вне поля зрения последней. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия, то неинформированная сторона несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление, связанное со скрытыми действиями получило название моральный риск. Проблема морального риска впервые стала предметом исследования в страховой отрасли. Выделяют следующие типы морального риска в страховании:

1) недобросовестное поведение, например, люди в расчете на большую страховку сознательно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разбивают надоевшую машину и т.д.

2) пренебрежение рисками, например, застраховав от угона свой автомобиль, человек перестает запирать его дверь, не ставит систему сигнализации.

3) сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в результате страховки. Например, индивид, который приобрел полис медицинского страхования, предусматривающий оплату визитов к врачу, будет чаще, чем обычно обращаться к врачам.

Моральный риск возникает не только на страховых рынках. Особую сферу проявления морального риска составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение получила название принципала (заказчика), а сторона, выполняющая поручения, – агента (исполнителя).

Существует много различных примеров взаимоотношений принципала и агента: собственники корпораций и менеджеры, менеджеры и рабочие, производители и дистрибьюторы, землевладельцы и арендаторы, пациенты и врачи, избиратели и народные избранники и т.д.

Суть проблемы «принципал-агент» заключается в угрозе манипулирования агентом принципала при выполнении поручений и предписаний последнего. Введение принципала в заблуждение становится возможным на основе асимметричности информации и высоких издержках контроля над деятельностью агента.

Решений данной проблемы может быть несколько:

1) усиление прямого контроля за деятельностью работников, что, в прочем, связано с высокими издержками, и чем менее стандартна работа, тем сложнее контролировать ее исполнение;

2) установление ставки заработной платы выше, чем у других фирм, в надежде на то, что работник будет трудиться усердно из-за опасения потерять завышенную оплату;

3) участие работников в результатах деятельности организации, предполагающее заключение контракта о найме, устанавливающего выплату вознаграждения не фиксированного, а зависящего от результатов деятельности фирмы;

4) организация соревнования работников, при котором вознаграждается не достижение заданного нанимателем уровня, а достижение наивысшего относительно остальных работников уровня;

5) организация фирмы как коалиции работников, при которой допускается не только их участие в результатах деятельности, но и поочередное выполнение функций принципала.

Деятельность государства по регулированию ассиметричности информации.

При наличии асимметричности информации рынки являются неэффективными по Парето, предполагает, что существует поле деятельности для государства. Проблема информационной асимметрии до некоторой степени решается на основе репутации, гарантий. Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах необходимым оказывается вмешательство государства. Это вмешательство может приобретать различные формы:

1) ценовая политика со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачественной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера может повысить конкурентоспособность высококачественных товаров;

2) прямое участие в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия;

3) контроль за производством и сбытом товаров и услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. С этой целью государство, может использовать такие инструменты, как: лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль рекламной активности продавцов.

 

Вопросы для самопроверки

1 Что такое асимметричная информация и почему она является одной из причин провалов рынка?

2 Каким образом недоступность и неполнота информации влияют на состояние рынка, и в частности, на объемы рыночной торговли?

3 Каковы основные методы снижения риска?

4 В чем заключается роль рыночных сигналов в преодолении асимметрии информации и морального риска?

5 Что такое моральный риск и каковы меры борьбы с ним?

6 Как страхование помогает защитить людей от последствий риска?

7 Какова роль государства в преодолении информационной асимметрии.

Тесты

1 Что из нижеприведенного может служить наилучшим примером неблагоприятного отбора:

а) покупка потребителем газонокосилки, которая не работает, как обещано в рекламе;

б) поджог ресторана его владельцем, застраховавшим его от пожара;

в) предоставление гарантий производителями высококачественной продукции;

г) более сильная склонность слабых здоровьем людей страховаться на случай болезней и кончины.

 

 

2 Предположим, что кто-либо вынужден принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах, когда вероятность результата невозможно оценить. Что можно сказать об условиях принятия решения? Оно принимается в условиях:

а) риска;

б) определенности;

в) неопределенности;

г) риска и неопределенности.

 

3 Выберите неверное утверждение:

а) полная информированность экономических субъектов – условие оптимального функционирования рынка;

б) ассиметричность информации невыгодна прежде всего продавцам некачественных товаров;

в) сигналом на рынке труда может служить диплом об образовании;

г) регулирование цен со стороны государства является способом преодоления, информационной асимметрии.

 

4 Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а) предотвращает риск;

б) объединяет риск большого числа клиентов;

в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов;

г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.

 

5 Большой размер страховки приведет к тому, что:

а) граждане меняют свое обычное поведение;

б) несут полный риск;

в) не несут риск полностью, так как в любом случае полная стоимость всех последствий никогда не будет возмещена страховой компанией;

г) будет достигнуто рыночное равновесие, ведь каждый покупатель хотел бы иметь больший размер страховки, а страховые компании готовы ее предоставить.

6 Что не позволяет выродиться рынку «лимонов» (некачественных товаров)?

а) превышение цены покупателя над ценой продавца товара;

б) снижение доли некачественного товара;

в) сокращение разброса цен между товарами различного качества;

г) все перечисленное верно.

 

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

 

 

Содержание

Доцент, к.э.н.,Корнеевец И.В.

Тема 1: Введение в микроэкономику 3- 13

Асс. Яхницкая Н.А.

Тема 2. Теория поведения потребителя. 14 – 25

Асс. Жукова К.И.

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм 26 – 31

Асс. Жукова К.И.

Тема 4. Чистая монополия 32 -37

Доцент, к.э.н.,Рымкевич В.В.

Тема 5. Монополистическая конкуренция 38 – 45

Доцент, к.э.н.,Коломыс Э.В.

Тема 6. Олигополия 46 – 63

Доцент, к.э.н.,Ходас А.К.

Тема 7. Рынок труда 64- 70

Доцент, к.э.н.,Рымкевич В.В., асс.Жигунов Д.А.

Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль 71 -82

Доценты, к.э.н.,Рымкевич В.В.,Кунявская С.М.

Тема 9.Рынок земли 83 – 90

Тема 10. Общее равновесие и общественное благосостояние 91 – 102

Асс. Жигунов Д.И.

Тема 11. Теория внешних эффектов 103 – 119

Доцент, к.э.н. Ходас А.К.

Тема 12. Информация, неопределенность и риск в экономике 120 - 124

 

 

 

 

Краткий конспект лекций по учебной дисциплине «Макроэкономика»: электронное издание (электронная библиотека «Методические рекомендации по изучению курса Макроэкономика»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.011 с.)