Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК



Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК

Центр обучения кадров информационно-консультационной службы АПК

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА В АПК

Учебное пособие

(Сборник учебных материалов)

 

Допущено Министерством сельского хозяйства

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по экономическим специальностям

 

Москва -2001

 

УДК 631.15(075.9)

ББК 65.32я75

 

И 74 ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА В АПК: Учебное пособие /Под редакцией В.М. Кошелева и В.В. Маковецкого. -

М.: Агроконсалт, 2001. – 348 с.

 

Настоящее учебное пособие посвящено вопросам деятельности информационно-консультационной службы АПК России.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПОДГОТОВИЛ КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ:

от ШОТЛАНДСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА:

Дженнифер Хенни, Дэвид Уайли, Мэтью Браун

от УНИВЕРСИТЕТА ВАГЕНИНГЕН (НИДЕРЛАНДЫ):

Ван ден Бан

от МОСКОВСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ

К.А. ТИМИРЯЗЕВА:

Алексанов Д.С., Букреева Т.В., Кошелев В.М., Корольков А.Ф.,

Маковецкий В.В., Приемко В.В., Платонова М.А., Россохина О.А.,

Рунов Б.А.

Рецензенты: Черевко Л.Д.

Андреева Н.П.

 

ISBN – 5-94325-006-9 ББК 65.32я75


Содержание и структура сборника

Название раздела Стр.
Введение ………………………………………………………………………………...  
Разделы сборника  
Роль ИКС. История развития ИКС в России и других странах……………………...  
Практическое занятие на тему: «Роль ИКС. История развития ИКС»………………  
Основные модели организации информационно-консультационной службы…………………………………………………………………………………..  
Методы деятельности информационно-консультационной службы………………...  
Практические занятия по разделу «Методы деятельности ИКС»……………………  
«Управление информационно-консультационной службой»………………………  
Практические занятия по разделу «Управление информационно-консультационной службой»…………………………………………………………...  
Методика преподавания для сотрудников ИКС проведения экспресс-анализа системы управления сельскохозяйственного предприятия (Учебно-методическое пособие) ………………………………………………………………………………...    
Программы информационно-консультационной службы……………………………  
Практические занятия по разделу «Программы информационно-консультационной службы»……………………………………………………………  
Кадровое обеспечение информационно-консультационной службы………………..  
Практические занятия по разделу «Кадровое обеспечение информационно-консультационной службы»……………………………………………………………  
Методика преподавания для сотрудников ИКС проведения экспресс-анализа управления персоналом сельскохозяйственного предприятия (учебно-методическое пособие)…………………………………………………………………    
Психологические аспекты в деятельности ИКС………………………………………  
Практические занятия по разделу «Психологические аспекты деятельности ИКС»……………………………………………………………………………………..  
Организация обучения в ИКС………………………………………………………….  
Обучения сотрудников информационно-консультационной службы и сельских товаропроизводителей (Руководство к проведению практических занятий)……….  
Финансирование информационно-консультационной деятельности в АПК……….  
Анализ эффективности создания региональной информационно-консультационной службы (Учебно-методическое пособие)……………………….  
Механизм обратной связи в деятельности ИКС ……………………………………...  
Практические занятия по разделу «Механизм обратной связи в деятельности ИКС» …………………………………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………………….  

 

 

Введение

Настоящий сборник состоит из учебных материалов, посвященных различным аспектам функционирования информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей. Учебные материалы делятся на две большие группы:

· Теоретические аспекты (лекции или материалы к ним);

· Практические аспекты (упражнения, индивидуальные задания, case-studies, деловые игры и т.п.).

Предлагаемое учебное пособие – это одна из первых попыток систематизировать и логически изложить накопленные знания и опыт информационно-консультационной деятельности, дать интерпретацию отдельным положениям с позиций специфики российской действительности. Новизна многих проблем, возникающих в ходе формирования службы, множественность граней ее функционирования не позволяют осветить все стороны этого процесса и исчерпывающе ответить на все возможные вопросы. Поэтому в пособии сделана попытка изложить лишь основные, наиболее важные, по мнению авторов, положения теории и практики работы ИКС.

В основу сборника легли методические материалы, специально подготовленные для практических занятий и курсов лекций, которые читались авторами студентам МСХА им. К.А. Тимирязева и других аграрных вузов, а также на различных обучающих семинарах для руководителей, специалистов и преподавателей системы информационно-консультационной службы АПК России.

Таким образом, практически все учебные материалы апробированы в ходе обучения специалистов информационно-консультационных служб 50 регионов России, молодых преподавателей 7 аграрных вузов, студентов различных специальностей, а также специализации и магистратуры в МСХА им. К.А. Тимирязева.

При написании большинства разделов авторами применялся зарубежный и уже имеющийся отечественный опыт работы информационно-консультационной службы. Для этого широко использовались учебно-методические материалы и другие издания ученых из ведущих мировых центров “extension”: Scottish Agricultural College, Консультационная служба Англии и Уэльса ADAS, Консультационная служба Дании DAAS, Wageningen University (Голландия), Hohenheim University (Германия), Iowa State University, Texas A & M University (США) и др., а также публикации, появившиеся в последние годы в России.

В состав авторского коллектива вошли известные ученые-пропагандисты идей ИКС, а также преподаватели кафедры информационно-консультационных технологий в АПК МСХА им. К.А.Тимирязева и Центра обучения кадров ИКС АПК России, прошедшие специальную профессиональную подготовку в лучших зарубежных центрах, а также изучившие опыт первых российских служб.

Коллектив авторов выражает глубокую признательность бывшему ректору МСХА им. К.А. Тимирязева проф. А.И. Пупонину и действующему ректору проф. В.С. Филимонову за неоценимую помощь и поддержку в ходе подготовки и издания настоящего пособия, профессору Ван ден Бану (Голландия), доктору Дженнифер Хенни, доктору Дэвиду Уайли, Мэтью Брауну (Шотландский сельскохозяйственный колледж), доктору Иену Хаузману (консультационная служба Англии и Уэльса) за предоставленные материалы и консультации авторам, к.э.н. Е.И. Бересневой, Т.Н. Матвеичевой, Н.И. Валеевой, Э.А. Александровой за перевод и реферирование зарубежных учебных и методических материалов, а также М.Л. Чесноковой и М.А. Бочковской за большую работу по подготовке сборника к публикации.

Сборник подготовлен в помощь преподавателям аграрных вузов, читающих курсы:

· «Организация консультационной службы в АПК» для специальности 060800 – Экономика и управление на предприятиях АПК;

· «Основы информационно-консультационной деятельности в ИКС» для студентов всех специальностей.

Кроме того, материалы могут быть использованы при подготовке магистров по программе «Информационно-консультационное обеспечение АПК», а также студентов специализации. Сборник включает широкий спектр материалов по следующим дисциплинам:

· «Принципы и методы работы ИКС»;

· «Управление и планирование деятельности ИКС»;

· «История развития консультационных служб»;

· «Финансирование деятельности ИКС».

Материалы сборника подготовлены и изданы при поддержке международных образовательных проектов REAP MOS/395/41/0047, TEMPUS (Tacis) CP 20501-99, TEMPUS (Tacis) JEP 10738-99, The World Bank ARIS Project.

 


1. Роль ИКС. История развития ИКС в Росcии и других странах

Лекция

Продолжительность лекции – 4 часа

План лекции

1. Роль ИКС в повышении эффективности сельского хозяйства.

2. Общественные условия развития сельского хозяйства России.

3. Земская модель агрономической помощи населению.

4. Развитие идеи рационализации крестьянского хозяйства в советский период.

5. Исторические особенности развития ИКС в России и за рубежом.

1.1. Роль ИКС в повышении эффективности сельского хозяйства

Первые крупные теоретические разработки по выяснению роли информационно-консультационной службы (далее ИКС) в развитии сельского хозяйства по праву принадлежат А. В. Чаянову (1888-1937гг.), известному во всем мире ученому-аграрнику. Общественная агрономия (как в конце XIX - начале XX в. называли ИКС в России) попала в круг его научных интересов еще в студенческие годы. А. В. Чаянов пристально начнет изучать опыт работы земских агрономических служб в России, внимательно будет следить за развитием ИКС в Европе. В 1918 году А. В. Чаянов, теоретически обобщив отечественный и зарубежный опыт деятельности ИКС, опубликует свой классический труд: «Основные идеи и методы работы общественной агрономии».

В наиболее общей форме А. В. Чаянов определит общественную агрономию как «систему общественных мероприятий, стремящихся направить эволюцию сельского хозяйства страны в сторону наиболее рациональных (в условиях времени и места) форм его» [11, с. 58].

Ученый считал, что процесс сельскохозяйственной эволюции в условиях свободного рынка носит стихийный характер. Поскольку сельское хозяйство всякой страны слагается из ряда индивидуальных предприятий, то его невозможно представить в статичном состоянии, при неизменных организационных формах. Хозяйственный интерес движет людьми, поэтому они пребывают в состоянии постоянного поиска более эффективных форм и видов деятельности. «Этим путем происходит своего рода естественный отбор хозяйственных форм, отличный по своей природе, но отчасти напоминающий естественный отбор в животном царстве. Наиболее удачные, наиболее подходящие к существующим условиям формы выживают, остальные уносятся в Лету», - отметит А. В. Чаянов [там же, с.60]. В этой связи ученый поставит два вопроса, – может ли организованный общественный разум повлиять на стихийный процесс эволюции сельского хозяйства, и каковы формы этого влияния? На первый вопрос автор ответит утвердительно. При рассмотрении второго вопроса А. В. Чаянов укажет, что перед общественным разумом имеются два разных пути воздействия на стихийную эволюцию сельского хозяйства:

1) Изменить сами хозяйственные условия посредством использования инструментов экономической политики государства;

2) «… оказать влияние и на сам процесс сельскохозяйственной эволюции, воздействуя на волю и разум самих хозяев, направляя их творческие искания в сторону форм, мыслимых им рациональными, и предотвращая их от ложных путей творческого искания, усиливая своим авторитетом пример удачных начинаний, ускоряя и рационализируя тем процесс эволюции ». И далее: «Подобное внесение рациональности в стихийный процесс и является сущностью работы общественной агрономии» [11, c. 62].

По сути дела, во втором из вышеперечисленных пунктов А.В. Чаянов определяет место и роль ИКС в развитии сельского хозяйства. Такое понимание роли ИКС остается актуальным и на сегодняшний день применительно ко всем странам с рыночной экономикой. Даже при наличии мощной системы государственной поддержки аграрного сектора, сельскохозяйственные товаропроизводители подвержены всевозможным рискам. В конечном итоге выбор вариантов хозяйственных решений остается за ними. И наличие квалифицированной консультационной службы для многих является важной составляющей их уверенности в завтрашнем дне.

Методологически важным для понимания роли ИКС является указание А. В. Чаянова на то, что «работник общественной агрономии является деятелем не столько техническим, сколько социальным. Объектом его деятельности являются люди, их психика, их воля и сознание, их отношения, а не поле, скот и другие предметы хозяйства»[11, c.64]. В этом отношении термин «общественная агрономия» вполне подчеркивает социальную направленность деятельности службы.

А. В. Чаянов считал, что на этапе своего становления общественная агрономия должна решить три главные задачи [см. 11, с. 62]:

1) Ввести в народное хозяйство страны усовершенствованные методы техники земледелия и скотоводства.

2) Изменить организационный план хозяйств в сторону большего соответствия текущим условиям экономической действительности страны.

3) Организовать местное население в союзы и группы, которые, с одной стороны, путем кооперативного обобщения отдельных сторон хозяйства дали бы мелкому хозяйству все преимущества крупнейшего, а с другой стороны, взяли бы на себя закрепление и дальнейшее углубление новых хозяйственных начал.

А. В. Чаянов предупреждал, что общественная агрономия не должна заменять собою народнохозяйственные силы (т.е. государственные органы), «но должна сыграть в отношении их роль фермента, возбуждающего и направляющего их работу» [11, с. 65]. Таким образом, во взаимоотношениях с государством общественная агрономия, по замыслу ученого, должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи, в том числе и вышеназванные.

А. В. Чаянов видит в качестве одной из основных функций ИКС увеличение темпов развития сельского хозяйства. Сельские товаропроизводители будут готовы изменить систему управления производством в том случае, если они будут убеждены, что это позволяет увеличить производительность. Новые научные открытия, результаты опытов товаропроизводителей или новые возможности рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. ИКС может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом.

Можно согласиться с А. В. Чаяновым, что основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в том, чтобы помочь фермерам принимать лучшие решения, т.е. решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Однако для развития производства, сельские товаропроизводители должны принимать совершенно разные решения, и в зависимости от типа решений различаются виды необходимой им поддержки. Также различаются источники информации, необходимой для принятия оптимального решения.

Развитие сельскохозяйственного производства приводит к увеличению выхода продукции на единицу:

· земли;

· труда;

· капитала, и/или;

· других ресурсов, используемых в производстве.

Такое увеличение возможно при помощи:

a) выбора более производительных технологий, таких как семена, удобрения, другие агрохимикаты и механизация;

b) более эффективного применения этих технологий, например, своевременное внесение химикатов;

c) полного использования трудовых ресурсов; не только их мышечной силы, но и, особенно, умственного потенциала. Этот принцип не работает, если управляющие производством приказывают своим работникам, как лучше выполнить их работу. Но лучше попробовать создать такой организационный климат, который будет стимулировать работников к производительному труду;

d) оптимального сочетания имеющихся в наличии ресурсов, например, выбор наиболее эффективного способа механизации;

e) изменения системы ведения хозяйства, т.е.

· переход на производство более эффективных культур,

· переход от растениеводства к животноводству,

· специализация,

· иногда разделение крупномасштабного производства на семейные фермы;

f) изменения внешних факторов, т.е.

· улучшение систем поставки ресурсов и предоставления кредитов,

· лучшая организация маркетинга и/или переработки продукции,

· увеличение доли фермера в стоимости реализованной конечному потребителю сельскохозяйственной продукции,

· улучшение транспортировки, осушения и орошения,

· изменение сельскохозяйственной политики правительства и/или земельного закона.

Внедрение этих нововведений для принятия (индивидуально или коллективно) лучших управленческих решений требует высокого уровня компетенции сельских товаропроизводителей. Главная задача агентов ИКС состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям повысить уровень компетенции в указанных областях знаний.

А.В. Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра.

Идея А.В. Чаянова заключается в том, что задача служащего ИКС - не говорить фермерам, что им следует делать, а повысить их уровень знаний до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно.

В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике информационно-консультационная служба (ИКС) имеет более важное значение для России, чем для тех стран, которые существуют в рыночных условиях уже достаточно долго. В условиях этого переходного процесса перед сельскими товаропроизводителями стоят задачи, довольно отличные от тех, которые были в то время, когда предполагалось, что товаропроизводители должны лишь выполнять планы, доведенные им сверху. Теперь товаропроизводители должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие.

К сожалению, в этом отношении в истории нашей страны накоплен известный негативный опыт.

Службы

Лекция

План лекции

1. Введение

2. ИКС в рамках министерства и департаментов сельского хозяйства

3. Университетская модель ИКС

4. ИКС на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций

5. Консультационные службы в составе коммерческих фирм

Введение

Важнейшим условием эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования. Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационной службы. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными государственными структурами, не имевшими тесной связи между собой. Создание службы предполагает объединение усилий всех участников информационно-консультационного обслуживания и привлечение к этому процессу самих товаропроизводителей. Такая цель лежит в основе всех без исключения существующих моделей службы. Однако, как показывает практика, недостаточно идентифицировать цель. Следует выбрать и средства ее достижения, наиболее эффективные в реальных условиях.

В настоящий момент существует несколько основных подходов к разработке концепции формирования информационно-консультационной службы. Достаточно указать на две крайние позиции, сложившиеся по данному вопросу, чтобы понять всю сложность проблемы.

Первый подход основан на безоговорочном признании преимуществ ИКС, созданных и успешно функционирующих в зарубежных странах с развитым сельским хозяйством. При этом делается вывод о необходимости полного копирования организации, структуры, форм и методов работы этих служб без критического анализа и соответствующей адаптации к российским условиям.

Второй крайний подход полностью отрицает возможность эффективного использования чьего-либо опыта, провозглашая «свой» особый путь.

Существуют и другие подходы, более взвешенные и сочетающие в себе элементы первых двух. Действительно, при принятии решения о формировании службы целесообразно использовать уже имеющиеся достижения, чтобы не повторять пройденных ошибок. Но также необходимо учитывать специфику страны и региона, поскольку только в этом случае служба окажется действенной и эффективно работающей.

Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.

Формы организации ИКС многообразны. Можно выделить следующие модели:

1. Службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления – министерства сельского хозяйства, региональных и местных управлений и департаментов.

2. Службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель “land-grant” университетов), сельскохозяйственных колледжей и профильных школ.

3. Фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг.

4. Консультационные службы как подразделения коммерческих фирм.

5. Частные консультационные службы.

Каждая из представленных моделей обладает рядом преимуществ перед другими моделями, но, как правило, имеет и недостатки, часто, весьма существенные.

2.2. ИКС в рамках министерства и департаментов сельского хозяйства

Такая служба имеет следующие основные преимущества:

· она имеет большие возможности оказывать влияние на формирование политики государства в аграрном и социальном секторах экономики, поскольку сотрудники службы, будучи одновременно сотрудниками соответствующих органов управления отраслью, как правило, отвечают за разработку и реализацию национальных (или региональных) программ развития сельского хозяйства. Такое сочетание профессиональных, должностных и консультационных обязанностей открывает дополнительные возможности для использования властных функций аппарата управления в целях развития и укрепления службы, для расширения влияния службы на государственную аграрную политику;

· при формировании ИКС в органах управления используется уже существующая и, как правило, достаточно мощная материально-техническая база, а также квалифицированные и опытные кадры государственных административных учреждений, что позволяет создать службу и начать ее функционирование в короткие сроки и с минимальными затратами.

С другой стороны, данная модель не лишена и серьезных недостатков:

· вмешательство службы в политику может вступать в противоречие с одним из основных принципов ИКС, согласно которому консультационную службу нельзя использовать в политических целях, поскольку это неизбежно приведет к подрыву ее авторитета у товаропроизводителей и, следовательно, к потере клиентов и срыву реализации программ ИКС. В то же время консультационная служба является одним из главных инструментов аграрной политики. Общенациональные (а часто и региональные) политические цели не всегда совпадают с целями сельских товаропроизводителей. Однако руководство министерств и департаментов сельского хозяйства не всегда осознает, что ИКС может использоваться в качестве инструмента проведения политики только в том случае, когда эти цели совпадают. Перед сотрудниками службы часто ставят цели, которые противоречат интересам товаропроизводителей. Естественно, это затрудняет завоевание и поддержание доверия к сотрудникам службы со стороны клиентов;

· исполнение чиновниками функций консультантов часто наталкивается на определенные препятствия, связанные с отношениями клиентов. Товаропроизводитель, будь то фермер или руководитель (специалист) крупного сельскохозяйственного предприятия, как правило, не испытывает особого доверия к представителю власти, подозревает (на основе своего предыдущего опыта), что его намерения продиктованы интересами администрации, а не клиента, и не желает переходить к откровенным доверительным отношениям, что крайне необходимо для успешной работы службы;

· связи администрации с другими участниками процесса консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей (специалистами и учеными-консультантами в узких областях знаний и т.п.) носят вертикальный характер, то есть основаны на отношениях соподчиненности, что также может сказаться на снижении мотивации и желания давать исчерпывающую информацию и качественные консультации.

Примером модели организации службы может служить государственная консультационная служба при Министерстве сельского хозяйства земли Baden-Wurttemberg. В Министерстве имеется специальное подразделение, которое координирует работу окружных консультационных бюро вопросам консультирования, обучения и повышения квалификации.

В структуру службы входят 50 бюро “Консультирования и обучения”, входящих в состав окружных управлений сельского хозяйства. В них работают консультанты, которые являются государственными служащими.

Функции государственного консультанта:

- проведение государственной политики в области сельского хозяйства;

- консультирование крестьян по отраслевым вопросам;

- помощь в оформлении дотаций;

- сбор статистической информации;

- контроль за соблюдением экологических норм и квот на производство продукции.[1]

Финансирование службы осуществляется как государством (из бюджета земли Baden-Wurttemberg), так и специализированными производственными объединениями в пропорции 1:1.

Консультанты нанимаются на конкурсной основе. В отдельных окружных управлениях сельского хозяйства имеются Центры обучения (на базе сельскохозяйственных техникумов). В таких округах консультанты сочетают функции консультирования и преподавания в Центре обучения.

Университетская модель ИКС

В большинстве стран мира информационно-консультационная служба (или служба “extension”) зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики – модель “land-grant” Университетов, – где нашла наиболее широкое распространение и развитие.

Основные аргументы в пользу данной модели можно свести к следующим:

· при формировании и организации функционирования информационно-консультационной службы используется мощная материально-техническая и учебно-методическая база университетов;

· опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля гарантируют высокое качество консультационных услуг товаропроизводителям практически во всех областях аграрной науки и практики;

· широкие связи “land-grant” университетов с научными, административными, коммерческими и другими организациями, а также с сельскохозяйственными предприятиями, их авторитет в регионах позволяют университетам оказывать значительное влияние на формирование аграрной политики;

· доверие товаропроизводителей к консультантам, преподавателям и специалистам служб, основанных на модели “land-grant” университетов и на прямую не связанных с административным аппаратом, значительно выше, чем к чиновникам, что создает исключительно благоприятные условия для эффективной реализации агентами службы своих основных функций.

Однозначно слабых сторон данной модели нет. Однако следует отметить, что во всех странах, где она используется, финансирование службы осуществляется в основном за счет бюджетных (федеральных и региональных) источников. Хотя отдельные службы успешно переходят на принципы самоокупаемости или частичного возмещения затрат. Так, в частности, Шотландская ИКС (extension service), образованная в начале века как государственная служба на базе Шотландского сельскохозяйственного колледжа (Scottish Agricultural College), практически полностью финансировалась целевыми ассигнованиями, выделяемыми Управлением сельского хозяйства и рыболовства Шотландии, хотя скромная плата за некоторые аналитические услуги была введена еще в 1972 году. С 1987 года колледж стал постепенно вводить плату за консультации и услуги, представляющие прямую выгоду индивидуальным клиентам, реализуя подход, ориентированный на рынок.

Наибольшее распространение модель организации службы на базе университетов нашла в США. Федеральный закон о создании такой службы был принят в 1914 году. В настоящее время она называется “кооперативной”, так как функционирует на основе партнерства с 74 университетами, 130 колледжами сельского хозяйства, 27 колледжами ветеринарной медицины, 59 опытными станциями, 63 школами лесоводства и 3150 офисами службы в административных округах (графствах) на всей территории страны.

В центральном аппарате службы, который образован при Департаменте сельского хозяйства, работают около 200 сотрудников. Главная функция аппарата заключается в координации работы всех партнеров в различных штатах страны.

На федеральном уровне комплексными группами экспертов разрабатываются базовые стратегические планы по приоритетным программам деятельности:

· сельскохозяйственное производство;

· развитие экономики сельской местности;

· развитие фермерской семьи;

· молодежные программы;

· природные ресурсы и управление окружающей средой и другие.

В штатах информационно-консультационная служба функционирует на базе государственных университетов на основе контрактов с Департаментом сельского хозяйства. В университетах разрабатываются конкретные программы ИКС, которые реализуются на местном уровне в округах. Профессора и преподаватели университетов в соответствии с их индивидуальными контрактами могут заниматься одним, двумя или всеми тремя видами деятельности: научные исследования, преподавание, консультационная деятельность.

На местном уровне в округах работа с производителями осуществляется через окружные офисы службы. Штат, как правило, делится на несколько региональных территорий в состав каждой из которых входят 15 - 25 округов (county). Руководство службой такого региона осуществляется директором регионального офиса. Местные офисы службы подчиняются университетским службам и занимаются реализацией программ ИКС.1

Финансирование службы осуществляется на комбинированной основе, которая предполагает использование различных источников:

федеральный бюджет;

бюджет штата;

бюджет округа;

гранты и спонсорская помощь;

коммерческая деятельность.

В некоторых землях ФРГ информационно-консультационная служба строится на базе аграрных колледжей и профессиональных сельскохозяйственных школ. Для преподавателей этих школ достаточно легко завоевать доверие своих бывших студентов, которые становятся фермерами, а часто и местными лидерами, имеющими большое влияние на товаропроизводителей в регионе. Эти взаимоотношения, с одной стороны, помогают более эффективной реализации программ ИКС, с другой стороны, создают условия для улучшения качества преподавания в школах, так как преподаватели по долгу службы должны быть хорошо информированы об инновациях и тенденциях развития сельского хозяйства.

Организаций

Мировой опыт показывает, что информационно-консультационные службы могут быть созданы на основе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций (например, в Дании и на Тайване).

Явными преимуществами такой модели можно назвать следующие:

· служба формируется и управляется непосредственными пользователями, что гарантирует большую степень мотивации обеспечения высокого качества предоставляемых консультационных услуг;

· сотрудники ИКС при такой организационной структуре больше ориентируются на действительные проблемы товаропроизводителей;

· объединения и организации товаропроизводителей предоставляют хорошие возможности для использования индивидуальных и групповых методов работы ИКС;

· служба предлагает консультации практически по всем видам деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Консультационного центра

  ЧЛЕНЫ СОЮЗА  
                     
    ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ      
                     
      ПРАВЛЕНИЕ        
                   
                     
Комитет по растениевод-ству   Комитет по скотовод-ству   Комитет по свиноводству     Комитет по управлению и бухучету   Другие комитеты  
                     
МЕСТНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР - ОТДЕЛЫ  
                     
Растение-водства   Скотовод-ства   Свиновод-ства     Управления и бухучета   Другие отделы  
                                                                                             

 

Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.111 с.)