ТОП 10:

Центр обучения кадров информационно-консультационной службы АПК



 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА В АПК

Учебное пособие

(Сборник учебных материалов)

 

Допущено Министерством сельского хозяйства

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по экономическим специальностям

 

Москва -2001

 

УДК 631.15(075.9)

ББК 65.32я75

 

И 74 ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА В АПК: Учебное пособие /Под редакцией В.М. Кошелева и В.В. Маковецкого. -

М.: Агроконсалт, 2001. – 348 с.

 

Настоящее учебное пособие посвящено вопросам деятельности информационно-консультационной службы АПК России.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПОДГОТОВИЛ КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ:

от ШОТЛАНДСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА:

Дженнифер Хенни, Дэвид Уайли, Мэтью Браун

от УНИВЕРСИТЕТА ВАГЕНИНГЕН (НИДЕРЛАНДЫ):

Ван ден Бан

от МОСКОВСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ

К.А. ТИМИРЯЗЕВА:

Алексанов Д.С., Букреева Т.В., Кошелев В.М., Корольков А.Ф.,

Маковецкий В.В., Приемко В.В., Платонова М.А., Россохина О.А.,

Рунов Б.А.

Рецензенты: Черевко Л.Д.

Андреева Н.П.

 

ISBN – 5-94325-006-9 ББК 65.32я75


Содержание и структура сборника

Название раздела Стр.
Введение ………………………………………………………………………………...
Разделы сборника  
Роль ИКС. История развития ИКС в России и других странах……………………...
Практическое занятие на тему: «Роль ИКС. История развития ИКС»………………
Основные модели организации информационно-консультационной службы…………………………………………………………………………………..  
Методы деятельности информационно-консультационной службы………………...
Практические занятия по разделу «Методы деятельности ИКС»……………………
«Управление информационно-консультационной службой»………………………
Практические занятия по разделу «Управление информационно-консультационной службой»…………………………………………………………...  
Методика преподавания для сотрудников ИКС проведения экспресс-анализа системы управления сельскохозяйственного предприятия (Учебно-методическое пособие) ………………………………………………………………………………...    
Программы информационно-консультационной службы……………………………
Практические занятия по разделу «Программы информационно-консультационной службы»……………………………………………………………  
Кадровое обеспечение информационно-консультационной службы………………..
Практические занятия по разделу «Кадровое обеспечение информационно-консультационной службы»……………………………………………………………  
Методика преподавания для сотрудников ИКС проведения экспресс-анализа управления персоналом сельскохозяйственного предприятия (учебно-методическое пособие)…………………………………………………………………    
Психологические аспекты в деятельности ИКС………………………………………
Практические занятия по разделу «Психологические аспекты деятельности ИКС»……………………………………………………………………………………..  
Организация обучения в ИКС………………………………………………………….
Обучения сотрудников информационно-консультационной службы и сельских товаропроизводителей (Руководство к проведению практических занятий)……….  
Финансирование информационно-консультационной деятельности в АПК……….
Анализ эффективности создания региональной информационно-консультационной службы (Учебно-методическое пособие)……………………….  
Механизм обратной связи в деятельности ИКС ……………………………………...
Практические занятия по разделу «Механизм обратной связи в деятельности ИКС» …………………………………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………………….

 

 

Введение

Настоящий сборник состоит из учебных материалов, посвященных различным аспектам функционирования информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей. Учебные материалы делятся на две большие группы:

· Теоретические аспекты (лекции или материалы к ним);

· Практические аспекты (упражнения, индивидуальные задания, case-studies, деловые игры и т.п.).

Предлагаемое учебное пособие – это одна из первых попыток систематизировать и логически изложить накопленные знания и опыт информационно-консультационной деятельности, дать интерпретацию отдельным положениям с позиций специфики российской действительности. Новизна многих проблем, возникающих в ходе формирования службы, множественность граней ее функционирования не позволяют осветить все стороны этого процесса и исчерпывающе ответить на все возможные вопросы. Поэтому в пособии сделана попытка изложить лишь основные, наиболее важные, по мнению авторов, положения теории и практики работы ИКС.

В основу сборника легли методические материалы, специально подготовленные для практических занятий и курсов лекций, которые читались авторами студентам МСХА им. К.А. Тимирязева и других аграрных вузов, а также на различных обучающих семинарах для руководителей, специалистов и преподавателей системы информационно-консультационной службы АПК России.

Таким образом, практически все учебные материалы апробированы в ходе обучения специалистов информационно-консультационных служб 50 регионов России, молодых преподавателей 7 аграрных вузов, студентов различных специальностей, а также специализации и магистратуры в МСХА им. К.А. Тимирязева.

При написании большинства разделов авторами применялся зарубежный и уже имеющийся отечественный опыт работы информационно-консультационной службы. Для этого широко использовались учебно-методические материалы и другие издания ученых из ведущих мировых центров “extension”: Scottish Agricultural College, Консультационная служба Англии и Уэльса ADAS, Консультационная служба Дании DAAS, Wageningen University (Голландия), Hohenheim University (Германия), Iowa State University, Texas A & M University (США) и др., а также публикации, появившиеся в последние годы в России.

В состав авторского коллектива вошли известные ученые-пропагандисты идей ИКС, а также преподаватели кафедры информационно-консультационных технологий в АПК МСХА им. К.А.Тимирязева и Центра обучения кадров ИКС АПК России, прошедшие специальную профессиональную подготовку в лучших зарубежных центрах, а также изучившие опыт первых российских служб.

Коллектив авторов выражает глубокую признательность бывшему ректору МСХА им. К.А. Тимирязева проф. А.И. Пупонину и действующему ректору проф. В.С. Филимонову за неоценимую помощь и поддержку в ходе подготовки и издания настоящего пособия, профессору Ван ден Бану (Голландия), доктору Дженнифер Хенни, доктору Дэвиду Уайли, Мэтью Брауну (Шотландский сельскохозяйственный колледж), доктору Иену Хаузману (консультационная служба Англии и Уэльса) за предоставленные материалы и консультации авторам, к.э.н. Е.И. Бересневой, Т.Н. Матвеичевой, Н.И. Валеевой, Э.А. Александровой за перевод и реферирование зарубежных учебных и методических материалов, а также М.Л. Чесноковой и М.А. Бочковской за большую работу по подготовке сборника к публикации.

Сборник подготовлен в помощь преподавателям аграрных вузов, читающих курсы:

· «Организация консультационной службы в АПК» для специальности 060800 – Экономика и управление на предприятиях АПК;

· «Основы информационно-консультационной деятельности в ИКС» для студентов всех специальностей.

Кроме того, материалы могут быть использованы при подготовке магистров по программе «Информационно-консультационное обеспечение АПК», а также студентов специализации. Сборник включает широкий спектр материалов по следующим дисциплинам:

· «Принципы и методы работы ИКС»;

· «Управление и планирование деятельности ИКС»;

· «История развития консультационных служб»;

· «Финансирование деятельности ИКС».

Материалы сборника подготовлены и изданы при поддержке международных образовательных проектов REAP MOS/395/41/0047, TEMPUS (Tacis) CP 20501-99, TEMPUS (Tacis) JEP 10738-99, The World Bank ARIS Project.

 


1. Роль ИКС. История развития ИКС в Росcии и других странах

Лекция

Продолжительность лекции – 4 часа

План лекции

1. Роль ИКС в повышении эффективности сельского хозяйства.

2. Общественные условия развития сельского хозяйства России.

3. Земская модель агрономической помощи населению.

4. Развитие идеи рационализации крестьянского хозяйства в советский период.

5. Исторические особенности развития ИКС в России и за рубежом.

1.1. Роль ИКС в повышении эффективности сельского хозяйства

Первые крупные теоретические разработки по выяснению роли информационно-консультационной службы (далее ИКС) в развитии сельского хозяйства по праву принадлежат А. В. Чаянову (1888-1937гг.), известному во всем мире ученому-аграрнику. Общественная агрономия ( как в конце XIX - начале XX в. называли ИКС в России ) попала в круг его научных интересов еще в студенческие годы. А. В. Чаянов пристально начнет изучать опыт работы земских агрономических служб в России, внимательно будет следить за развитием ИКС в Европе. В 1918 году А. В. Чаянов, теоретически обобщив отечественный и зарубежный опыт деятельности ИКС, опубликует свой классический труд: « Основные идеи и методы работы общественной агрономии».

В наиболее общей форме А. В. Чаянов определит общественную агрономию как «систему общественных мероприятий, стремящихся направить эволюцию сельского хозяйства страны в сторону наиболее рациональных (в условиях времени и места) форм его» [11, с. 58].

Ученый считал, что процесс сельскохозяйственной эволюции в условиях свободного рынка носит стихийный характер. Поскольку сельское хозяйство всякой страны слагается из ряда индивидуальных предприятий, то его невозможно представить в статичном состоянии, при неизменных организационных формах. Хозяйственный интерес движет людьми, поэтому они пребывают в состоянии постоянного поиска более эффективных форм и видов деятельности. «Этим путем происходит своего рода естественный отбор хозяйственных форм, отличный по своей природе, но отчасти напоминающий естественный отбор в животном царстве. Наиболее удачные, наиболее подходящие к существующим условиям формы выживают, остальные уносятся в Лету», - отметит А. В. Чаянов [там же, с.60]. В этой связи ученый поставит два вопроса, – может ли организованный общественный разум повлиять на стихийный процесс эволюции сельского хозяйства, и каковы формы этого влияния? На первый вопрос автор ответит утвердительно. При рассмотрении второго вопроса А. В. Чаянов укажет, что перед общественным разумом имеются два разных пути воздействия на стихийную эволюцию сельского хозяйства:

1) Изменить сами хозяйственные условия посредством использования инструментов экономической политики государства;

2) « … оказать влияние и на сам процесс сельскохозяйственной эволюции, воздействуя на волю и разум самих хозяев, направляя их творческие искания в сторону форм, мыслимых им рациональными, и предотвращая их от ложных путей творческого искания, усиливая своим авторитетом пример удачных начинаний, ускоряя и рационализируя тем процесс эволюции». И далее: «Подобное внесение рациональности в стихийный процесс и является сущностью работы общественной агрономии»[11, c. 62].

По сути дела, во втором из вышеперечисленных пунктов А.В. Чаянов определяет место и роль ИКС в развитии сельского хозяйства. Такое понимание роли ИКС остается актуальным и на сегодняшний день применительно ко всем странам с рыночной экономикой. Даже при наличии мощной системы государственной поддержки аграрного сектора, сельскохозяйственные товаропроизводители подвержены всевозможным рискам. В конечном итоге выбор вариантов хозяйственных решений остается за ними. И наличие квалифицированной консультационной службы для многих является важной составляющей их уверенности в завтрашнем дне.

Методологически важным для понимания роли ИКС является указание А. В. Чаянова на то, что «работник общественной агрономии является деятелем не столько техническим, сколько социальным. Объектом его деятельности являются люди, их психика, их воля и сознание, их отношения, а не поле, скот и другие предметы хозяйства»[11, c.64]. В этом отношении термин «общественная агрономия » вполне подчеркивает социальную направленность деятельности службы.

А. В. Чаянов считал, что на этапе своего становления общественная агрономия должна решить три главные задачи [см. 11, с. 62]:

1) Ввести в народное хозяйство страны усовершенствованные методы техники земледелия и скотоводства.

2) Изменить организационный план хозяйств в сторону большего соответствия текущим условиям экономической действительности страны.

3) Организовать местное население в союзы и группы, которые, с одной стороны, путем кооперативного обобщения отдельных сторон хозяйства дали бы мелкому хозяйству все преимущества крупнейшего, а с другой стороны, взяли бы на себя закрепление и дальнейшее углубление новых хозяйственных начал.

А. В. Чаянов предупреждал, что общественная агрономия не должна заменять собою народнохозяйственные силы (т.е. государственные органы), «но должна сыграть в отношении их роль фермента, возбуждающего и направляющего их работу» [11, с. 65]. Таким образом, во взаимоотношениях с государством общественная агрономия, по замыслу ученого, должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи, в том числе и вышеназванные.

А. В. Чаянов видит в качестве одной из основных функций ИКС увеличение темпов развития сельского хозяйства. Сельские товаропроизводители будут готовы изменить систему управления производством в том случае, если они будут убеждены, что это позволяет увеличить производительность. Новые научные открытия, результаты опытов товаропроизводителей или новые возможности рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. ИКС может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом.

Можно согласиться с А. В. Чаяновым, что основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в том, чтобы помочь фермерам принимать лучшие решения, т.е. решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Однако для развития производства, сельские товаропроизводители должны принимать совершенно разные решения, и в зависимости от типа решений различаются виды необходимой им поддержки. Также различаются источники информации, необходимой для принятия оптимального решения.

Развитие сельскохозяйственного производства приводит к увеличению выхода продукции на единицу:

· земли;

· труда;

· капитала, и/или;

· других ресурсов, используемых в производстве.

Такое увеличение возможно при помощи:

a) выбора более производительных технологий, таких как семена, удобрения, другие агрохимикаты и механизация;

b) более эффективного применения этих технологий, например, своевременное внесение химикатов;

c) полного использования трудовых ресурсов; не только их мышечной силы, но и, особенно, умственного потенциала. Этот принцип не работает, если управляющие производством приказывают своим работникам, как лучше выполнить их работу. Но лучше попробовать создать такой организационный климат, который будет стимулировать работников к производительному труду;

d) оптимального сочетания имеющихся в наличии ресурсов, например, выбор наиболее эффективного способа механизации;

e) изменения системы ведения хозяйства, т.е.

· переход на производство более эффективных культур,

· переход от растениеводства к животноводству,

· специализация,

· иногда разделение крупномасштабного производства на семейные фермы;

f) изменения внешних факторов, т.е.

· улучшение систем поставки ресурсов и предоставления кредитов,

· лучшая организация маркетинга и/или переработки продукции,

· увеличение доли фермера в стоимости реализованной конечному потребителю сельскохозяйственной продукции,

· улучшение транспортировки, осушения и орошения,

· изменение сельскохозяйственной политики правительства и/или земельного закона.

Внедрение этих нововведений для принятия (индивидуально или коллективно) лучших управленческих решений требует высокого уровня компетенции сельских товаропроизводителей. Главная задача агентов ИКС состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям повысить уровень компетенции в указанных областях знаний.

А.В. Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра.

Идея А.В. Чаянова заключается в том, что задача служащего ИКС - не говорить фермерам, что им следует делать, а повысить их уровень знаний до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно.

В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике информационно-консультационная служба (ИКС) имеет более важное значение для России, чем для тех стран, которые существуют в рыночных условиях уже достаточно долго. В условиях этого переходного процесса перед сельскими товаропроизводителями стоят задачи, довольно отличные от тех, которые были в то время, когда предполагалось, что товаропроизводители должны лишь выполнять планы, доведенные им сверху. Теперь товаропроизводители должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие.

К сожалению, в этом отношении в истории нашей страны накоплен известный негативный опыт.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.012 с.)